Музыкальный, Иммерсивный |
12+ |
Ярослав Шевалдов |
Традиционно, действие происходит в старинном особняке: как и в «Собаке Баскервилей», локация – уже знакомая мне Библиотека-читальня им.Пушкина, множество разнообразных помещений которой позволяет не только постоянно менять место для каждой сцены, но и комфортно разводить две довольно большие группы зрителей.
В начале каждому предлагается выбрать себе «линию»: Странники или Скептики. Первые, что логично, следуют за Алешей Карамазовым, вторые – за Иваном. Некоторые сцены пересекаются, но большинство – нет. Для первого раза я выбрала Странников: не секрет, что сам Ф.М.Достоевский считал главным героем романа именно Алешу – и я подумала, что имеет максимальный смысл взглянуть на происходящее его глазами.
В первую очередь, хочу отметить игру с цветом в костюмах персонажей и в разных мелких предметах: все герои одеты в черное с разным количеством красных акцентов. Если я правильно считала идею – чем больше красного, чем больше в человеке «карамазовщины» - низменных желаний, страхов и слабостей. Так, отец Федор Павлович (Ильдар Аллабирдин) в бордовом костюме или халате, старший Митя (Сергей Зайцев) – в черно-красном клетчатом пиджаке, средний Иван (Илья Роговин) – в черном костюме, но красной рубашке, лакей-Смердяков (Тимур Бурин) – в красной бабочке и перчатках. И только Алеша (Илья Алаев) в своей серой сутане как-то выбивался из общей концепции: хотя, может быть, в этом и была задумка?
За счет того, что сюжетные события, можно сказать, разделены «пополам» между двумя братьями, режиссеру удалось охватить роман весьма полно, а благодаря сменам локаций для каждой сцены, 4 часа спектакля не только ничуть не утомляют, но и кажется, что их мало 😊 Чего только стоит совершенно аутентичное начало со сбором гостей в узкой полутемной келье старца Зосимы на верхнем этаже: ты уже с порога чувствуешь себя героем истории!
Еще один плюс – эстетичность спектакля: смело ставлю его наравне с «Героем нашего времени?» в мой топ самых визуально красивых постановок этого театра. Особенно хотела бы выделить сцену с уходом старца Зосимы в полную света дверь, рассказ Мити о ночном визите Катерины Ивановны и совершенно восхитительно поставленную «в лицах» зловещую поэму Ивана о Великом Инквизиторе с хороводом масок, окружающим старика (а ведь ее почти всегда исключают из спектаклей «Карамазовых» при постановке!).
Совершенно прекрасные, как и всегда, актеры, держат внимание каждую минуту своего присутствия в комнатах: действительно возникает чувство, что ты случайный гость в доме, который становится свидетелем реальных сценок и проживает все страшные обстоятельства этой трагедии о ревности и отцеубийстве вместе с ними. Простой и смелый Митя, логичный и рассудительный Иван, «шут» Федор Павлович, обольстительная и любящая Грушенька (Анна Сардановская) – все они словно ожившие герои романа. В этот раз, правда, мне немного не хватило гордости и отчаянной решимости в Катерине Ивановне и душевных метаний в Алеше (он ведь тоже Карамазов) – но это, вероятно, мое субъективное впечатление: как я уже писала, я посмотрела слишком много разных версий и читала роман недавно. Но особенно меня впечатлил Смердяков: Тимур Бурин сыграл прямо-таки самого настоящего черта – да так, что поневоле задаешься вопросом, существовал ли сей герой вообще, или всегда был плодом воспаленного воображения Ивана? Настолько пугающей, зловещей и гротескной вариации Смердякова я не видела никогда.
Кстати, все время забываю отметить огромное преимущество всех спектаклей этого театра: в отличие от многих иммерсивных постановок, каждый зритель за один раз в любом случае увидит полный сюжет, и почти всегда можно с комфортом рассесться, а не тесниться в толпе в несколько рядов в попытках разглядеть какую-то сцену. Еще из приятных бонусов – практически всегда есть какая-то сцена, на которой зрителей аутентично поят шампанским: тут это произошло на встрече Грушеньки с польским паном, например. А еще, приглашенные Митей «цыгане» унесли у кого-то сумку и чуть не похитили у моего соседа телефон 😊
Мой вердикт: посетить таких «КараМазовых» обязательно – потому что драматическую философскую постановку на 4-5 часов мало кто готов вынести, а иммерсивный формат сильно облегчает восприятие и дает возможность лучше вникнуть в сюжет. А я очень хочу еще раз сходить на линию «Скептики» и надеюсь, что в афише января спектакль обязательно появится.
Если вы никогда не были на иммерсивном спектакле, я вам очень, очень рекомендую приобрести этот бесценный опыт.
Действие происходит в здании усадьбы Мамонтовых XIX в. на Спартаковской улице. Зрители делятся на 2 группы: "Странники", которые увидят происходящее глазами младшего брата - Алексея, и "Скептики", что погрузятся в события вместе со средним братом Иваном. Сюжетная линия то расходится, то пересекается.
Перемещаясь по темным коридорам из одного зала в другой, мы наблюдаем за развитием событий, можно сказать, сами непосредственно участвуем в происходящем. Это довольно необычно, ведь мы привыкли наблюдать за спектаклем со стороны, находясь в своей зоне комфорта. А спектакль довольно острый: темы религии, духовности, страсти, злобы, предательства, корысти и даже убийства - будьте готовы, спрятаться не получится.
Мне кажется, сделано все, чтобы залезть в душу, спасибо магии театра, восприятие происходит на уровне зрения, осязания, обоняния и слуха. Можно сопротивляться или же, наоборот, отдаться этому потоку событий, поверить в происходящие, сопереживать, как герой, не как зритель. Это страшно, ведь открывая сердце, острее чувствуешь боль. Постановка производит сильное впечатление, каждый приобретет свой опыт и извлечет свои уроки.
Усадьба чудесна, в каждом новом помещении рассматриваешь интерьер, картины, вид из окон, камины и лепнину. Лучшего места для исторических спектаклей трудно найти, вместо бутафорских театральных декораций - настоящее имение.
Продолжительность спектакля 4 часа, каждая сцена - в новом зале, гостям предусмотрены стулья.
Вообще, иммерсивные спектакли подразумевают небольшое количество зрителей и особую эксклюзивность, поэтому цены на них высокие, здесь же стоимость билета доступна.