Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Петр I

Постановка Модерн

9.7

Лучшие отзывы о спектакле «Петр I»

    • 10Мысли великого человека, за которыми нам, зрителю, разрешается подсмотреть.

      Спектакль-потрясение! Новое существование на сцене: Грымов приблизился к Сокурову, к его тетралогии "Молох" - "Телец" - "Солнце" - "Фауст". Изнанка Петра I, каким его видели только близкие люди! До мурашек! Браво!

      18 октября 2021
    • 9

      Юрий Грымов поставил спектакль «Петр» по третьей части трилогии Мережковского "Христос и антихрист". И, кстати, планирует перенести на сцену весь цикл, только назвав его "Антихрист и Христос". Почему? Наверное, потому, что Юрий Вячеславович показывает в первую очередь темную сторону царя-реформатора, поставившего себе благую цель, но добивавшегося ее совершенно варварскими методами. Этот Петр в исполнении Юрия Анпилогова - явно трагическая фигура. Да, триумфатор, да, фанфары и прославление. Но какой ценой? Потерян сын, народ не понимает царя, считая его антихристом, по ночам самодержца мучают жуткие кошмары…

      Царевич Алексей (В. Свиридов), антагонист Петра, представитель молодого поколения со старым менталитетом. Казалось бы, в его годы нужно стремиться вперед но из современного у него только заграничный кафтан. Все остальное - оттуда, из замшелой Руси, Руси странников и богомольцев. В спектакле конфликт отца и сына перерастает в противостояние новаторства и традиционности. И триумф Петра-царя становится поражением Петра-отца.

      Спектакль красив, талантлив и страшен. Грязь, кровь, кошмары, казни. И в тоже время, он возрождает зрителя, побуждая его думать. С точки зрения актерских работ тут главная, конечно, Юрия Анпилогова. Это его бенефис, на нем держится весь спектакль, он - главное действующее лицо. Но и Катерина (Е. Морозюк) и царевич Алексей (В. Свиридов), и Ефросинья (М. Канивец), и Шереметев (К. Конушкин), и Нектарий (А. Багдасаров) очень хороши. Обычные люди? Но вокруг Петра и были вот такие обычные люди: сподвижники или враги. И именно по их реакции на поступки и слова Петра зритель может оценить личность царя.

      Театр Модерн - театр новаторский и это видно не только по режиссуре спектаклей, но и по костюмам героев. С одной стороны, И. Белоусова явно использовала традиционный силуэт мундиров и платьев 300-летней, тут мы видим очень хорошую стилизацию. Но при этом костюмы эти порой гротескны, фантастичны, а часть из них еще и напечатаны на 3-D принтере (Петр бы это явно одобрил, он любил использовать достижения технического прогресса). А как играет светом А. Исаев! Он то ярким лучом указывает на героев, то световым столбом подчеркивает их значимость, то погружает сцену во тьму, иллюстрируя этим тяжесть на душе у персонажей. Декораций как таковых нет. Но предметы мебели присутствуют, причем они стилизованы под старину. А зеленые шары, изображающие подстриженные кустарники, очень символичны, ибо зритель никак не может решить: то деревцо подстригают, то ли человеку голову с плеч сносят.

      Режиссура… Спектакли (и фильмы) Юрия Грымова могут быть неоднозначными, спорными и пр. Но они всегда талантливы. "Петр" исключением не стал, это очень яркая и самобытная работа. С нетерпением жду, когда будут поставлены другие части трилогии.

      29 марта 2022
    • До слёз
      Что-то новенькое
      Браво
      10Очень крутой спектакль!

      Первый спектакль трилогии "Антихрист и Христос"; самый дорогой спектакль театра Модерн . И это не мудрено: исторические костюмы, огромные парики, а императорская корона! Честно говоря, я думала корона - череп исключительно картинка, но, нет, на это произведение искусства можно глянуть в фойе.
      Костюмы. После каждого спектакля думаешь: ну это точно самые крутые театральные костюмы, что я видела, но каждая новая премьера театра говорит о том, что для Ирэны Белоусовой костюмы для каждого спектакля - это тонкая работа, особое внимание к деталям и...., одним словом, Произведение искусства! Представляю с каким трепетом в это облачаются актеры! Просто надевать такое великолепие не возможно!
      Свет и звук. Ещё одна фишка Театра Модерн! Пожар в Москве (это было почти по настоящему: все было в дыму ещё и кусочки чего-то обгоревшего по сцене летают); наводнение в новеньком Питере; сцена, где спит Петр, опоенный зельем; деревянные церквы России и т.д. Музыка великолепная! Я вот даже и не могла бы представить, что современную музыку так можно вплести в повествование о петровской эпохе!
      Конечно же, первое Браво! создателю сего великолепия: режиссеру Юрию Грымову Петр I настолько не однозначная фигура, что мне показалось, что создатели спектакля оставили этот вопрос на откуп зрителей: тиран он для своего народа или реформы в России можно проводить только сильной рукой; любил ли он своего сына Алексея или его желание видеть сына, похожим на себя, это и есть отцовская любовь и все, что он делает, делает для блага сына.
      Честно говоря, некоторые моменты мне остались не понятны( Размер трости Петра стал в конце спектакля вдвое больше. Что бы это значило? В конце жизни его влияние уменьшилось или все, что он совершил за свою жизнь, стало непосильной ношей для него или чтоб зрители за мощной фигурой царя российского просто разглядели обычного человека? А вот ещё эти огромные парики насаждаемой в России европейской модой? То, что этим всем атрибутам придавалось слишком сильное значение, а на самом деле все это пшик и ложь кругом?
      Считаю, смотреть непременно!

      21 октября 2021
    • 10Браво! Спектакль впечатляет!

      Я потрясена! Как будто перенеслась на 300 с лишним лет назад... Всё-таки, магия театра (хорошего театра!) впечатляет! На 2,5 часа ключевой персонаж российской истории - Пётр I - вернулся из небытия и... поразил, ошеломил! Превосходный спектакль! Браво актёрам и режиссёру!

      20 октября 2021
    • Браво
      10Давайте жить здесь и сейчас и думать, думать и еще раз думать! Россия у нас одна. Другой не будет

      Учит ли нас чему то наша история? Как ни посмотри, но колесо времени всегда возвращается в одну и туже точку, спустя столетия. Вот и сейчас, как никогда актуально выглядит все то, что 300 лет назад пытался сделать и сделал император Петр.

      Преобразование России, желание догнать и перегнать запад, слепое копирование традиций, нарядов и поведения. Что-то прижилось на нашей многострадальной земле, а что-то навсегда останется чуждым. Да, мы празднуем Новый год 1 января, пьем кофе и едим картошку, но вряд ли станем терпимее к радужным флагам и разнообразию гендеров.

      У России свой путь. Своя судьба и свои герои. Один из них, несомненно, царь Петр.

      Личность, сила, страсть и трагедия которой, до сих пор оказывает влияние на жизнь страны. Он любил Россию безумно. Это факт. Он сделал то, что не под силу одному человеку.

      У него была тьма врагов. Ели бы в те времена были соцсети и интернет, то мы прочли бы много интересного и гадкого о нем.

      Но интернета не было. Поэтому мы судим о Петре по роману Алексея Толстого "Петр I", который был создан на основе произведения Мережковского.

      Именно эта история и была взята для сюжета нового спектакля в театре "Модерн".

      Скажу честно, несмотря на то, что я давно знакома с творчеством Грымова и его труппы, но избежать "культурного шока" мне не удалось. Совсем. Я была шокирована, восхищена, раздавлена и воодушевлена одновременно. Это не просто спектакль! Это мощное, красивое, динамичное и очень глубокое по драматургии действо. Это не шоу на театральных подмостках, а настоящая жизнь. Нам позволили оказаться в веке Петра и любезно приподняли кулису, чтобы потом закрыть ее в тот самый момент, когда чувства и эмоции наши достигли апогея.

      Музыка, звучащая во время спектакля вполне современна. Она будет долго звучать в мозгу, когда вы будете потрясенный ехать домой по вечерней Москве, пытаясь осмыслить увиденное. Эта музыка прекрасный фон спектакля. Именно она связывает воедино 17 и 21 век.

      Вы будете узнавать в героях трехсотлетней давности наших сегодняшних знакомцев и поражаться тому, как вертится колесо времени. Все повторяется. Все уже было. До нас. Мы лишь свидетели. Или все таки участники?

      Первая сцена меня потрясла до мурашек. Сразу, наотмашь. Моя Россия, моя страна с ее храмами, городами, деревнями стоит на коленях с протянутой рукой, а сверху вольготно разместились немецкие господа. Ах, как им хорошо. Просвещенная Европа на хребтине России.

      Обязательно освежите в памяти знания немецкого когда пойдете на спектакль. Пригодится.

      Да, об актерах. Хотя я не могу написать ничего особенного. Для меня Юрий Анпилогов не просто актер (простите, Юрий). Для меня он ПЕТР! Я смотрела на этого человека и искренне не понимала, что это "роль". Это была жизнь! Он жил, страдал, мучился, изощрялся в пытках, а не играл! Как ему это удалось я не знаю. Но ему удалось и это был шок для меня.

      На пресс конференции перед началом спектакля Юрий Грымов сказал, то актеры это космос. И он не понимает, как они могут делать то, что делают на сцене.

      Я согласна. Анпилогов - космос.

      Там же, на пресс конференции, были и остальные актеры. Рядом с Юрием Анпилоговым сидел юный Владислав Свиридов. Милый, застенчивый, очень стеснительный (мне так показалось).


      Я смотрела на него, недавнего выпускника театрального ВУЗа и не представляла его на сцене. Совсем не представляла.

      И вот он, в роли царевича Алексея. Где тот застенчивый юноша? Передо мной был настоящий Актер. Его Алексей был именно таким, каким я его представляла. Сын, выросший без материнской любви, на которого отец возложил слишком много надежд, но не дал ему самого главного - любви.

      Свиридов это восходящая театральная звезда. Сейчас часто можно услышать, что уходит старое поколение, а на смену ему никого нет. Есть. Посмотрите на молодых актеров Модерна и вы сами все поймете.

      Анастасия Морозюк - еще одно открытие. Молодая актриса, первая главная роль. Точнейшее попадание в образ. Да, это Екатерина. Это именно та самая Екатерина, ставшая для Петра спасением и погибелью. Женщина, родившаяся чтобы быть прачкой, но вошедшая в русскую историю как императрица. Характер, внешность, стать, нежность и подлость. Все в ней есть. Она живая, не ряженая кукла.

      Браво, актрисе! Я жду новых ролей Анастасии Морозюк и Владислава Свиридова. Их имена я запомнила навсегда.

      Александр Борисов, сыгравший Варлаама. Как всегда восторг.

      Все актеры были прекрасны, абсолютно все. Этим для меня и ценен Модерн. Настоящий театр, без купюр.

      И, конечно, то что делает спектакль незабываемым - костюмы!

      Это бомба! Взгляните сами. Парики, камзолы, туфли с пряжками и многоярусные юбки и подъюбники. Белая рубаха Петра с пятнами крови и мужской костюм Фроси, предавшей царевича. Все прекрасно!

      Художник по костюмам Ирэна Белоусова настоящий мастер и благодаря ей я получила наслаждение от зрительного контакта с ее бесподобным работами.

      Что имею сказать. Идите в театр, господа! В октябре, когда наступает межсезонье и нами овладевает хандра. Идите в театр! Взбодрите себя порцией красоты, подпитайте свои эмоции и заставьте свой мозг работать. Нам всем это необходимо сейчас, чтобы еще раз не наступить на те же грабли что и Петр.

      Прикоснитесь к великому, послушайте что сказали несколько веков назад умные люди, которым удалось оставить след в истории нашей страны.

      Давайте жить здесь и сейчас и думать, думать и еще раз думать! Россия у нас одна. Другой не будет.

      18 октября 2021
    • 8

      Юрий Грымов задумал поставить в возглавляемом им театре «Модерн» трилогию «Антихрист и Христос». «Леонардо» и «Иуда» живут пока только в задумках режиссера, а вот первый спектакль трилогии, «Пётр» (или «Пётр I»), уже увидел свет. Премьера состоялась почти год назад, но я добралась до него только вчера.
      Что сказать – очень неожиданная постановка. Во-первых, сам Петр. Мы привыкли с детства к тому, что царь Петр – Великий. Великий реформатор, великий строитель, великий завоеватель и т.д. Но только с годами начинаешь задумываться, а как давались все эти реформы. Петр поднял Россию с колен? Или поднял на дыбЫ? Или на дЫбы? Какой ценой дались все его деяния его современникам? Причем и простому люду, тысячами угробленному на войнах и на строительстве Петербурга, и боярам, вынужденным лишиться многого из того, что было для них дорого и свято. Я уже молчу про стрельцов. Слом веры, слом традиций. И, если вдуматься, а что это дало? Смотрела на сцену и думала, что ничего за столько лет не изменилось. То же воровство, та же коррупция... Вообще очень много параллелей возникает. И зачем было брить бороды? Надевать принудительно парики и европейские кафтаны? Зачем все эти чисто внешние реформы, что они дали, кроме негатива? К чему эта бескомпромиссность – ну пусть бы староверы верили, как раньше, неужели лучше, что они сбегали в Сибирь и сгорали там целыми деревнями во имя веры.
      И сам Петр – по большому счету, несчастный. больной и одинокий человек (недаром Грымов читает название своего спектакля не только как «Петр Первый», но и как «Петр Один». Вокруг царя люди, много, но никто не любит его – человека. Поклоняются, бояться, пресмыкаются, изменяют, предают, пользуются, что угодно, но не любят. Да и как его любить. Не знаю, как в жизни, но в спектакле он – ужасен. Несчастен и ужасен одновременно, да. Готовый убивать своими руками, готовый жертвовать сыном и внуком… Готовый пользоваться информацией от продажного попа, нарушающего тайну исповеди (как бЭ оба, и царь, и поп – не последние христиане, да?) Недаром в его окружении возникают люди, в глаза и за глаза называющие его Антихристом. Считающие, что он несет России тьму, а не свет.
      И на сцене чаще темно. Только иногда ее пронизывают лучи света. Да лубочное альтер-эго Петра нет-нет, да и появляется в ярком свете. И начинается спектакль с мрачного утра стрелецкой казни. А заканчивается убийством сына… Ни своих не щадим, ни чужих.
      Вообще, постановка рассчитана на зрителя, имеющего хоть какое-то представление об истории. Спектакль не повествует нам о событиях тех лет, он только иллюстрирует их, быстро переходя из года в год. Я бы сравнила постановку с калейдоскопом. Вот мы рассматриваем один рисунок, а вот стекла перемешались, и перед нами совсем другая картинка. Кадры чередуются, заботясь только о своей красоте, но не о том, насколько понятно происходящее. Иногда, в отдельных сценах, появляется какой-то психологизм, но чаще – это такой театр Кабуки, где главное – картинка.
      А картинка создается, в большой степени, за счет совершенно чумовых костюмов. Можно как угодно воспринимать постановку, но невозможно не оценить шедевральные наряды. Читала, что некоторые платья создавались на 3Д-принтере. Всего костюмов около трехсот. И сделаны они с кропотливой точностью – все эти шитые золотом камзолы, рюши, украшения. Очень дорого, очень богато и при этом не аляписто. Гипертрофированы только парики – сидела в душном зале и от души сочувствовала актерам, вынужденным носить на голове эти сооружения. Я, если честно, из-за этих париков даже не сразу опознала, что Петр появился на выходе уже с Екатериной – женой (в первый момент подумала, что это Анна Монс), хотя сидела в первом ряду. Ну говорю же, действие скачет калейдоскопом, не в первую секунду въезжаешь, где ты и в каком году, впору пояснение - либретто писать для тех, кто забыл историю.
      Помимо костюмов, атмосфера спектакля создается и отлично подобранной музыкой. Знаете, как бывает – слышишь музыку и понимаешь – что-то будет…
      Декораций практически нет, так, несколько лавок, пара стульев – тронов. И кусты – шары. Вот образ этих шаров явно предполагает какой-то второй смысл, но я не разгадала, какой именно. То ли такой каток судьбы, рок. То ли сизифов камень. Не знаю.
      Основная декорация – народ. Для царя он – расходный материал, статисты. В Сибири поживей и покрепче, туда отправимся воинов набирать, дома попокладистее. Но все – просто подданные, крепостные или вольные, все – орудие производства. Даже странно, как это он заметил свою Катерину (да, собственно, и не он изначально заметил). Как насмешка судьбы – и царь, и его сын – в паре с простолюдинками.
      Вот, кстати, о сыне. Очень понравился актер, игравший Алексея, Владислав Свиридов. Его персонажу веришь и сочувствуешь.
      Хорош и исполнитель главной роли – Юрий Анпилогов. Играет, не щадя себя, рвя душу и терзая тело. Браво!
      И не могу не отметить исполнителя маленькой, но заметной благодаря актеру, роли Кенигсека – Сергея Аронина.
      Именно из-за этих трех актеров и ради костюмов можно идти смотреть этот спектакль. Не скажу, что он мне безоговорочно понравился (второе действие зашло лучше, в первом привыкала к постановке)), но внимания постановка явно заслуживает и вечер был проведен с пользой).

      13 августа 2022
    • Браво
      10

      В театр Модерн идет спектакль "Петр I" в постановке Юрия Грымова. Спектакль поставлен по историческому роману Дмитрия Мережковского "Антихрист. Пётр и Алексей". Петр - заключительная часть трилогии Мережковского, но Юрий Грымов именно с нее решил начать работу над серией спектаклей (нас еще ждут "Леонардо" и "Юлиан Отступник"). Ведь именно в "Петре" создается символическая картина, проливающая свет сквозь образы прошлого на грядущие судьбы России и мира. Именно в нем одна из основных тем трилогии - борьба духа и плоти, христианства и язычества как в мировой истории, так и в душе отдельного человека достигает своего апогея. Именно в "Петре" Мережковский, а вслед за ним и Грымов создают символическую картину, проливающую свет сквозь образы прошлого на грядущие судьбы России и мира.
      В театральных работах Юрия Грымова всегда присматривается его кинематографическое прошлое: раскадровка, наплывы, особое отношение к свету. И именно в "Петре" все эти приемы особенно явно льют воду на мельницу успеха. Из громадного романа казалось бы вырваны отдельные куски, но эти куски сшиты сценографией, светом, игрой актеров в логичное полотно.
      Сценография Юрия Грымова, как всегда, лаконична, но невероятно остра - каждая сцена проходит по душам зрителей подобно опасной бритве. Свет Антона Исаева выхватывает из полутьмы сцены значимые в данный миг детали. Костюмы Ирэны Белоусовой слегка стилизованы и в меру историчны.
      И конечно же актеры! Ставить спектакль про Петра Первого не имея в театре Петра, было бы сущим безумием, но Петр в театре есть. Юрий Анпилогов как будто рожден для этой роли. Рост, голос, внешность, еще лишь чуточка грима (художник по гриму Наталья Тимофеева), и перед нами Царь-реформатор. Который прорубил..., уздой железной... Эх, а надо ли было рубить... Вот китайцы не рубили окон... Наглядное значение личности в истории...
      Катерина в исполнении Анастасии Морозюк невероятно женственна и чертовски красива. Ее стремительная карьера от поломойки до царицы развивается на наших глазах буквально за секунды, но достоверность образа абсолютна и несомненна.
      Меньшиков Александра Толмачева пожалуй несколько легковесен, но обаятелен и красив. А вот Алексей в исполнении Владислава Свиридова получился фигурой, не уступающей по силе и образности Петру, но Петр это инь - холод и мрак, а Алексей янь - тепло и свет.
      Спектакль "Петр I" многонаселенный, некоторые герои появляются лишь в паре сцен, но все актерские работы запоминаются и не исчезают из памяти сразу после заключительных аплодисментов.
      Невероятно хорош Сергей Аронин в роли утонченного иностранца Кенигсека. Хороша Мария Орлова в роли Шарлотты, несчастной жены Алексея. Марианна Канивец создала яркий образ Ефросиньи. А Варлаам в исполнении Александра Борисова, пожалуй единственный в спектакле представляет силу, пытающуюся противодействовать воле царя.
      Если вы еще не видели спектакль "Петр I" в театре Модерн, то соберитесь с силами и посмотрите его. Да, это спектакль не для отдыха, не для бездумного легкого вечерочка. Этот спектакль создан, чтобы пробудить спящие души, чтобы мы вслед за Мережковским прошли путь от раздвоения к соединению. Ведь "обе правды — о небе и о земле — уже соединены во Христе" (Мережковский)

      29 сентября 2022
    • Браво
      9Красиво 😍

      Что знаю я о первом Императоре Всероссийском? Он основал военный флот, провёл церковную и новогоднюю реформы, во всем держал курс на Европу, возвел прекрасный город на Неве, заставлял брить бороды… Это первое что приходит на ум, а вместе с тем вспоминается информация о том, что при росте более двух метров, Пётр имел 38 размер ноги.

      Вот так сумбурно множество мыслей крутилось у меня в голове после просмотра спектакля, я вспоминала, проводила параллели с увиденным, анализировала…

      В маштабнейшей постановке Грымову удалось рассказать зрителю не только о великих деяниях Петра, но и показать его с совершенно неожиданной стороны. Сильный, властный, жестокий правитель, безжалостно рубивший головы и человек остро «болеющий» за свою страну, за свой народ, переживающий личные проблемы с родными людьми. Кто же всё-таки Пётр, свет или тьма, добро или зло, каждый зритель решает для себя сам.

      Спектакль действительно впечатляет! Грымов умеет создавать невероятно красивый визуал. Фантастический свет в его постановках, пожалуй, главная декорация. Детально проработанные, красивейшие костюмы, полностью передающие дух Петровской эпохи. Не до конца понято мной необычное решение с париками, а точнее с их размерами.

      Вообще, как мне показалось, во множестве деталей режиссёром скрыт тот или иной смысл, которой зрителю предстоит разгадать и понять. И это безумно интересно, тут есть над чем поразмыслить.

      Одной из таких загадок для меня стал двойник Петра. Отсылка ли это к истории о подмене Императора или же высокий, статный, красивый двойник-Пётр - это тот образ, который нам преподносят, а в реале Пётр - это уставший, ссутулившийся под грузом ответственности и проблем человек?

      Не могу не сказать о потрясающей работе Юрия Анпилогова, исполняющего роль Петра. Тут хочется в голос кричать «верю»! Все, начиная от походки и заканчивая взглядом - это точнейшее попадание в цель.

      3 ноября 2021
    • Спасибо Мединскому
      Что-то новенькое
      Браво
      9Очень зрелищно, динамично и исторически детально!

      Наверное, главной премьерой этого сезона в театре «Модерн» был «Петр I» (или, как позиционирует его режиссер Юрий Грымов, «Петр Один»), масштабный спектакль, который стал первой частью трилогии «Антихрист и Христос».

      Через масштабные сцены, музыку, невероятно реалистичные декорации и интересные костюмные решения, авторы раскрывают ключевые моменты жизни Петра, от его ранней юности и начала романа с Анной Монс до последних лет. Сцены, как в рваном кино, сменяют друг друга, луч света выхватывает из темноты то одних героев, то других, и эта «мозаика» на протяжении всего спектакля складывается в личность Петра. Кем он был: великим ли человеком, который действительно «прорубил окно в Европу» и «вытянул» нашу страну из тьмы невежества к свету просвещения и цивилизации? Или же, напротив, злым духом, который насильно заставил нацию забыть столетние обычаи предков и жить по новой, «бесовской», культуре?

      Очень понравилось начало спектакля: темнота, в которой понемногу загорается свет, который освещает трупы повешенных стрельцов, и рассказ о том, что после Стрелецкого бунта, произошедшего в детстве, Петр так ненавидит стрельцов, что готов вешать их собственными руками. Интересно решение, что есть некий «образ» Петра: такой, каким мы привыкли видеть его на портретах: в кафтане и треугольной шляпе, похожим на застывшую восковую фигуру. А есть реальный Петр, который просто ЖИВЕТ. Роль Петра, кстати, на мой взгляд, совершенно блестяще сыграл Юрий Анпилогов, виденный мною ранее в ролях Драга в «Nirvana» и немецкого фотографа Курта Майера в «Человеке с глазами Моцарта» - просто оцените разноплановость!

      В целом, весь актерский состав подобран весьма удачно и работает на более глубокое погружение зрителя в историю: высокая и статная Анастасия Морозюк в роли немки Катерины, а затем будущей императрицы, действительно выглядит сильной и мудрой женщиной, способной поддержать и успокоить супруга в любой ситуации. Владислав Свиридов играет печально известного царевича Алексея (в программке у Царевича даже имени нет) – и, глядя на него, действительно понимаешь, что этот молодой человек никогда не смог бы взять на себя управление даже небольшим государством, куда уж ему до такой огромной страны, как Россия. И его тайные отношения и побег с горничной Ефросиньей (Марианна Канивец) после смерти супруги были наказаны совершенно заслуженно: наследник императора не может выказывать такую безответственность.

      Сложилось впечатление, что Петра всю его вторую половину жизни старалось «довести» все его близкое окружение, при том, что здоровье и так начинало его подводить: непутевый сын, толпа казнокрадов в Собрании, часто разочаровывающий друг и соратник Алексашка Меньшиков (Александр Толмачев) и, конечно, множество «темных» людей, которые считали прогрессивную политику первого русского императора и его реформы дьявольскими, а его самого – Антихристом. Сильна сцена самосожжения староверов в бане, правда, где-то я уже точно такое же видела – кажется, у Акунина. Очень пронзителен конец, вот этот выход уже умирающего Петра на «мыс» перед зрительным залом и своеобразная исповедь.

      Перед просмотром рекомендую вкратце освежить в памяти основные вехи жизни императора и исторический контекст в целом, потому что повествование, как я уже писала ранее, обрывочное и весьма бессвязное. Впрочем, таких резких переходов крайне сложно избежать при постановке спектакля, основанного на жизни конкретного исторического лица – но данный факт может быть критичным при понимании того, что, собственно, происходит на сцене.

      Вердикт: если вы любите режиссуру Ю.Грымова, а также постановки «Модерна» в целом, как я – рекомендую ознакомиться, но без минимального знания истории может быть сложновато.

      12 января 2022
    • Браво
      Поучительно
      10

      Пётр I или в прочтении Юрия Грымова – Пётр Один – спектакль о противоречивой и очень сложной, особенно с точки зрения христианской морали, личности первого императора российского.

      В основу положены произведения А.Толстого и Д.Мережковского. И если с Петром Толстого все понятно, у него он фигура, безусловно, прогрессивная и в масштабе российской истории положительная, то Мережковский смотрит на Петра, в большей степени, как на обычного человека, христианина, душу которого буквально раздирают на части добро и зло, свет и тьма, ангелы и бесы.

      У Грымова Пётр тоже противоречив, по-человечески слаб и одновременно настолько силен, что поднятая его рукой на дыбы Россия стоит на них вот уже 300 лет, то ли сохранив благодаря этому свою душу, то ли до сих пор расплачиваясь за его грехи.

      Великие государственные дела и мелкие человеческие слабости, безграничная любовь к отечеству и невообразимая жестокость к подданным своим, включая собственных детей, сплетены воедино и формируют на сцене образ неукротимого и своенравного русского императора, неистово бунтующего, в первую очередь, против своей неповоротливой и вязкой, словно хорошо расстоявшаяся опара, страны.

      Его антагонист – кроткий, набожный, не способный к действию царевич Алексей, олицетворяющий старозаветную Московию и ставший кровавой жертвой, принесенной Петром к ногам своего, по сути, единственного по-настоящему любимого дитя - новой России.

      Стоила ли Россия этой жертвы? Стоит ли право быть империей всех жизней за это положенных? Что есть добро и зло и как отличить одно от другого простому смертному, пусть и увенчанному российской короной?

      Вопросов много. Все актуальны и сейчас.

      Сценография у спектакля тоже очень интересная. Режиссер много работает со светом, музыкой, звуковыми эффектами, вводит в спектакль странных на первый взгляд персонажей-химер, прорабатывает все уровни сценического пространства и так точно расставляет акценты, что единственный щелчок ножницами сообщает нам о судьбе царского наследника намного больше, чем множество длинных диалогов.

      В итоге спектакль оказывается непростым, но очень интересным.

      21 марта 2022
    • 10Пётр I. Спектакль - потрясающе!

      Опять театр – опять «Модерн»... Притягивает меня это старое здание с прекрасными интерьерами! В нём – сногсшибательные (именно так!) спектакли – большого диапазона: от классики до современных авторов. В недавнее моё посещение смотрели спектакль «Петр I». Это – Мережковский и Толстой, в современной обработке! Много параллелей, аллюзий, с нашим настоящим, «сказочным»... Театр создают режиссёр и актеры. Поэтому очень радостно, что под крышей «Модерна» собралась такая прекрасная команда. Как всегда – мощно! Как всегда – выше всяких похвал! Спасибо!

      26 октября 2021
    • До слёз
      Браво
      Поучительно
      10

      С первых же минут погружаешься в эпоху ТОГО времени. Непростого и противоречивого. Стрелецкий бунт? Северная война? Окно в Европу? С чем у вас ассоциируется то время? Впрочем, не важно. В любом случае вы его узнаете. По ярким пятнам и точным образам, отличающим почерк режиссёра.
      А дальше, дальше уже ни минуты на раскачку. События, словно стоп кадры, одно за другим замелькают с такой скоростью, что едва успевай "переключать" переполняющие эмоции.
      Юрий Грымов нашёл гениальный приём, позволивший ему изложить эту ГЛЫБУ под названием "жизнь Петра" меньше, чем за три часа, но с мельчайшими подробностями. При этом не ускользнуло ничего более-менее важного.
      Чётко выстроенные сцены, яркие акценты. Спектакль настолько концентрированный, в нём ни одной лишней фразы. В нём ВСЁ имеет значение и всё подчинено одной единственной цели - показать Петра. Такого, каким он был. Показать государя и человека одновременно.
      И Юрий Ампилогов - лучший Петр из всех, ранее виденных мной. Браво!
      А ещё поразил актер, игравший царевича Алексея - Владислав Свиридов
      Насколько глубоко прочувствованная роль, насколько ярко сыграно всё, начиная от надменности избалованного наследника до отчаяния растерзанного и поверженного Петром соперника, у которого уже нет не только ни единого шанса спастись, но и самого желания спасаться. Поверьте, этот парень ещё заявит о себе!
      За что я особенно благодарна режиссёру Юрию Грымову, он не навязывает никакую личностную оценку, всего лишь констатируя факты и оставляя каждому право самому для себя решить, каков ПЕТР в его глазах, и чего в нём больше света или тьмы.
      Да-да. Здесь Пётр без приукрашиваний и замалчиваний. Гений и тиран, великий вождь и самодур, сильный и слабый. РАЗНЫЙ. И в этом главная ценность. Нет чёрного или белого. Нет ни в мире в целом, ни в конкретном человеке. Если этот человек ЖИВОЙ.
      О, вы оцените насколько ПЕТР здесь живой и насколько человек.
      Лично я, посмотрев спектакль, не только нисколько не изменила своего личного мнения о Петре I, но и, пожалуй, стала даже лучше его понимать и чувствовать. Именно, как человека. Впрочем, мой личный путь к этому пониманию длиннее, чем этот спектакль. Путешествуя по стране, я вот уже несколько лет постоянно сталкиваюсь с фигурой Петра. Куда ни глянь, везде Пётр. В Азове ли, в Воронеже, Санкт-Петербурге и Кронштадте, Липецке и Петрозаводске, в Переславле-Залесском, я уж молчу о Москве и моём любимом Измайловском острове. Везде Пётр! Как он это успел? Как ОСИЛИЛ???
      Впрочем, ответ на поверхности. Точнее в финальной сцене спектакля. Которую Грымов выстроил, прибегнув лишь к одному единственному спецэффекту - трости. А каков эффект! Для меня в этой сцене ответ вообще на все вопросы о Петре.
      Браво!
      Сходите в театр!

      17 августа 2022
    • 10

      Очень давно хотела попасть на этот спектакль. Ведь постановки Юрия Грымова - это всегда качественно, неординарно, интересно.
      Спектакль "Петр" - первая часть трилогии "Христос и Антихрист" по мотивам одноимённой трилогии Мережковского. Насколько знаю, вторую часть, " Леонардо ", можно уже увидеть на сцене. Третья же часть пока только в проекте.
      Лет в 13 с увлечением прочла роман Алексея Толстого " Петр I". Толстой представляет царя реформатором, человеком новых взглядов, бояр же, неготовых к переменам, как людей тёмных, недалёких.
      Образ Петра, новатора, прорубившего окно в Европу, транслируется отовсюду и плотно сидит в нашем сознании. Но про теневую сторону царя, про то, как дались консервативной России эти перемены, мало кто говорит.
      Спектакль Юрия Грымова максимально честен. На сцене мы видим человека, сильно любящего свою страну и понимающего, что старый путь России давно изжил себя, что стране давно пора сделать новый виток. Да, путь реформ Петра - это путь кровавый, путь жестокости, казней, физического насилия. Кстати, будьте готовы к тому, что сцены смерти и насилия будут на сцене достаточно часто.
      У меня от просмотра спектакля остались очень неоднозначные впечатления. Я ожидала больше погружения в историю, раскрытия личности Петра не только с тёмной стороны. Всё же это был человек яркий, очень сильный, нестандартно мыслящий. Но в то же время, благодарна режиссёру за его честность. Перед нами не тот положительный образ, который старательно транслируется из учебников истории, а живой человек со своими страхами, одиночеством, с вечным вопросом, антихрист ли он или нет, верен ли был его кровавый путь?
      Хотела бы отметить прекрасные костюмы, которые полностью соответствуют эпохе. Удивлена была, когда узнала, что некоторые из них сделаны на 3D-принтере.
      Я скорее всего пересмотрю этот спектакль позже, чтобы составить более полное мнение. Сейчас же оно скорее неоднозначное.

      8 октября 2022
    • 10Эта поставка просто восторг!

      Вчера была на спектакле Юрия Грымова «Пётр I» в театре Модерн! Сказать, что я под впечатлением - это ничего не сказать! Восторг! ⭐️👏🏻
      Я прожила исторические события, находилась в Петровской эпохе! Спасибо за эти эмоции и чувства 🙏🏻
      Показаны все исторические факты, но без пошлости и грязи! Даже сцена с Екатериной (Е.Морозюк) была очень красивой и органично вписанной.

      Отдельно отмечу костюмы и свет! Работа светооператора просто завораживает, все четко, все подсвечено идеально❤️

      И конечно, Пётр! Актерская игра Юрия Анпилогова просто на высшем уровне, эмоции, мимика. В какой-то момент забываешь, что это актёр. Передо мной был реальный живой Пётр 😳

      Режиссура Юрия Грымова - вне всяких похвал! Он смог совместить современную музыку, передать исторические события и адаптировать роман Алексея Толстова под наше современное восприятие, как никто бы другой не смог!

      Я полностью погрузилась в магию театрального искусства ❤️
      От души рекомендую сходить на постановку «Пётр I»❤️ Вы получите море удовольствия!

      19 сентября 2022
    • Браво
      10

      Художественный руководитель Театра «Модерн» Юрий Грымов продолжает в своем творчестве наращивать обороты и «выдает на - гора» один спектакль лучше и мощнее другого.
      Мне посчастливилось увидеть все работы Юрия Вячеславовича, за исключением «Войны и мира». На мой взгляд, «Петр I» на данный момент апогей творчества этого талантливейшего режиссера. А ведь спектакль является только первой частью задуманной Грымовым масштабной трилогии «Антихрист и Христос». Думаю, что все зрители, посмотревшие «Петра», сейчас с нетерпением ждут два других спектакля по трилогии Мережковского, которые будут посвящены, ни много, ни мало, Леонардо да Винчи и Иуде.
      Будучи искушенным зрителем, на счету которого большое число разнообразных, интереснейших театральных постановок, я была просто «сражена наповал» грымовским Петром!!!
      Яркими, широкими мазками режиссер рисует гигантских размеров полотно со сценами из жизни петровской эпохи, начиная с казни стрельцов и заканчивая смертью царевича Алексея.
      Будто кадры кинохроники проходят перед зрителем основные моменты из жизни Петра, «ломающего через колено Россию».
      Воспринимать их надо как данность. Почему он так или иначе поступил и что его к этому подтолкнуло – остается за кадром. Русского психологического театра вы здесь не увидите. Зато почти на три часа погрузитесь в очень правдоподобно представленный на сцене период правления первого российского императора – с повешенными стрельцами, с обитателями немецкой слободы, придворными дамами в роскошных костюмах, боярами, солдатами и простым российским людом.
      Спектакль работает как слаженный гигантский часовой механизм, потрясая и реалиями петровской эпохи, и своей сценографией, и галереей замечательных актёрских работ.
      Его совершенно ошеломляющее воздействие на зрителя усиливает световое оформление и невероятная, будоражащая музыка, подобранная, как всегда, самим Юрием Вячеславовичем.
      Полотно спектакля соткано безудержной фантазией постановщика из образов и символов без единого узелка.
      Я всегда восхищалась умением Грымова разглядеть «нужное ему зерно» в молодом, неопытном актере и не побояться доверить ему сразу ведущую роль! И ведь пока (тьфу, тьфу) – ни одного промаха!
      Так случилось и на этот раз – роль царевича Алексея он отдал совсем еще не оперившемуся Владиславу Свиридову, лишь в 2021 окончившему театральный институт им. Б. Щукина, и тот не только не подвел режиссера, но и очень громко заявил о себе, ничуть не уступая в игре по накалу страстей своему сценическому отцу – Юрию Анпилогову.
      Юрий Анпилогов… У меня не хватит в лексиконе восторженных эпитетов, чтобы описать исполнение им роли Петра!!!
      Его Пётр - живой, настоящий, из плоти. Актер шедеврально (не побоюсь этого слова) показал и человеческие, и звериные проявления личности Петра, перепады его настроений, затаенную боль от предательства близких и родных людей, болезнь и слабость императора.
      Юрий Анпилогов с первых секунд появления на сцене и до трагической развязки держит зрителя в напряжении, от него ни на миг просто невозможно оторваться.
      Весь актерский ансамбль сильный и слаженный. Об игре каждого исполнителя можно говорить только в превосходной степени.
      Отдельное восхищение вызывают колоссальные, неимоверно дорогие костюмы артистов - от простого люда до бояр и придворных, чьи платья и камзолы просто сияют «бриллиантами» и вышивкой. Потрясающая работа художника по костюмам Ирэны Белоусовой. Ею было создано для спектакля 300 костюмов!
      На мой взгляд, эту грандиозную, зрелищную постановку просто нельзя не оценить по достоинству!
      Спасибо Юрию Грымову за пережитые на спектакле эмоции и желание перечитать все, что связано с жизнью человека, «поднявшего Россию на дыбы».

      26 марта 2022
    • Что-то новенькое
      Браво
      10

      Признаться, я до сих пор под впечатлением. И муж тоже!

      Спектакль, в основу сюжетной линии которого положены два романа с одноименным названием А. Н. Толстого и Д. С. Мережковского, первый из трилогии «Антихрист и Христос» и невероятно мощный во всех отношениях: бесподобная игра актёров (причём как опытных, так и молодых, совсем недавно принятых в труппу), шикарнейшее звуковое и световое оформление, интересные костюмы (а их, на минуточку, для этого спектакля было сшито 300!!) и работа художника Ирэны Белоусовой в целом! Города, расположенные на спинах русских женщин, просящих милостыню у иностранцев - это, конечно, мощно!
      А как мне понравилась идея с летящей тканью во время пожара в Москве и наводнения в Петербурге! Спектакль впечатляет своим визуалом! Зрелищно, эффектно и сильно! И, кстати, художник-сценограф этого спектакля так же Юрий Грымов! Восхищаюсь его талантом!

      Весь спектакль я ловила себя на мысли, насколько каждая сцена имеет очень глубокий смысл, ничего лишнего, три часа на одном дыхании! И такое со мной бывает нечасто, но если у меня ещё будет возможность побывать на этом спектакле в театре Модерн, я с удовольствием посмотрю его ещё раз!

      23 октября 2021
    • Браво
      10Необычный взгляд на правление Петра

      350 лет назад родился Петр. Первый Император России.
      Было ли его правление благом для России? Порассуждать на эту тему можно в театре «Модерн».
      С необычной стороны представлена в спектакле «Петр» жизнь царя.
      Все мы знаем, что Петр был энергичным и беспощадным реформатором.
      Молодой Петр после возвращения из Европы решил полностью преобразовать свою страну на европейский манер.
      Но я никогда раньше не задумывалась, что такие радикальные перемены рассматривались его современниками как подрыв всех ранее существовавших православных устоев общества и многие стали воспринимать Петра как Антихриста.
      И, действительно, что значило для боярина сбрить бороду и переодеться из длиннополой шубы в короткий европейский камзол? Да еще и парик напудренный надеть. Окладистая борода была знаком благочестия и лишиться ее значило предать веру и традиции. А для боярыни? Сменить длинное платье с рукавами на европейское бальное с корсетом и открытыми плечами. Немыслимо.
      И в спектакле мы видим как энергичный Петр без жалости ломает сложившиеся устои.
      Казнит стрельцов, рвет зубы, строит флот и город на болотах, изменяет календарь и повелевает праздновать Новый год в январе.
      Он как вулкан бурлит идеями и воплощает их с невиданным упорством.
      Но благом или злом были для России его преобразования? Не станет ли в конце правления слишком тяжел для Петра весь пласт его реформ.

      Блестяще в спектакле играет Петра Юрий Анпилогов. От невероятно энергичного реформатора до уставшего правителя, который еле передвигается со своим неимоверно большим и ставшим неподъемным посохом. А финальная речь Петра. Таким вы его точно себя не представляли.

      Прекрасны костюмы, которые создала Ирэна Белоусова. Невероятных размеров парики, платья с объёмными элементами. Люди-города, на которых присаживаются посидеть иностранцы. Много образов и символов, которые можно разгадывать на протяжении всего спектакля.

      Очень жаль только, что спектакль имеет ограничения по возрасту (16+). Без откровенных сцен он был бы ничуть не хуже, но зато приобрел бы и благодарного юного зрителя. Но, увы, подходит он только взрослым.

      9 июня 2022
    • Браво
      Поучительно
      Арт-терапия
      10Спектакль для тех, кто любит думать. Грандиозная постановка.

      Очень люблю театр Модерн. Прийти в красивое место с подругой, пофотографировать на красивых лестницах среди орхидей, зеркал и красивых вещиц в стиле модерн. Это обязательная программа наших посещений. Нежная живая музыка, аромат кофе и оригинальные фото артистов в театре настраивают на праздничный лад. И неизменная безупречная вежливость везде: в гардеробе, при входе в фойе, у билетера с программками.
      Спектакль «Петр I» - это одна часть из трилогии «Антихрист и Христос». В каждой и из частей режиссер рассуждает разнице между добром и злом. О том, как добрые намерения часто требуют жестких мер и некрасивых поступков. Теперь я мечтаю посмотреть остальные две части трилогии «Иуда» и «Леонардо».
      Это спектакль не развлекательный, а о том, чтобы подумать, местами очень мрачный. Поэтому меня очень порадовало, что зал был полностью наполнен, и много было молодых людей. Это значит, что тема актуальна для людей и звучит современно. Музыка в этом спектакле сочетается самая разная от классики до забойного техно. И это все очень органично. Звук бесподобный.
      Символично, что на сцене присутствуют два Петра. Один – мощная, подтянутая фигура в военном мундире, которую мы сейчас представляем, спустя триста пятьдесят лет от его рождения, почти идол и фигура неприкосновенная. И настоящий Петр, одержимый человеческими страстями и слабостями, несмотря на которые твердой рукой, подавляет бунты, ведет свое Отечество к процветанию и просветлению. Петра для нас великолепно прожил Юрий Анпилогов. Я давно наблюдаю за этим актером – он очень харизматичный, точный и правдоподобен в своих образах.
      Из актеров мне еще очень понравился Владислав Свиридов, играющий царевича. Это как раз пример слабого наследника, который хочет жить своей жизнью и получать от царствования только любовь женщин, власть и комфортную жизнь.
      Бесподобна и Анастасия Морозюк в роли Катерины. Ее характер развивается в процессе: из робкой пленной девушки, она становится настоящей опорой Петра.
      И, конечно, без Меньшикова, которого достоверно сыграл Александр Толмачев история Петра была бы не полной.
      Кенигсек в исполнении Сергея Аронина бесподобен, украшение спектакля.
      В спектакле задействовано более 50 актеров, он длится 2 часа и 40 минут, но не смотря на такой размах и антракт, история разворачивается на одном дыхании, интересно. Конечно, в нем есть не приятные моменты, ведь это жизнь Петра, в которой были и пожары, и наводнения, и бунт стрельцов, но это все нужно смотреть, на мой взгляд, чтобы понять, что любить Отечество, служить ему – тяжкий крест и огромная ответственность. Это то, как люди запомнят тебя сквозь века и слои уже поменявшейся культуры и идеологии.

      Обязательно приду на этот спектакль еще, потому, что много еще осталось вопросов, хочется погрузиться в него еще, чтобы сравнить ощущения.

      17 февраля 2022
    • Браво
      Арт-терапия
      Спектакль арестован за красоту
      10Идти, идти и ещё раз идти!

      В театре "Модерн" долгожданная премьера! Грандиозный, яркий и по-настоящему прекрасный спектакль Юрия Грымова о жизни великого царя Петра Первого. Это не просто спектакль, а первая часть трилогии "Антихрист и Христос", которая объединяет в себе три истории про очень противоречивые исторические личности: Петра I, Леонардо да Винчи и Иуду.
      В основу сюжетной линии "Петра" положены два романа с одноименным названием Д. С. Мережковского и А. Н. Толстого, а так же редкие архивные документы. Невероятной красоты костюмы и парики, пронзительная музыка и игра света, полное отсутствие декораций! Причем начинаешь замечать это только к середине спектакля 😮. На сколько же высок должен быть профессионализм всей команды, что бы спектакль не нуждался в декорациях?! А он действительно в них не нуждается.
      В постановке задействована вся труппа театра. В роли Петра I - неподражаемый Юрий Анпилогов. В роли царевича Алексея Петровича - Владислав Свиридов - молодой новый артист удививший всех своей зрелостью и талантом. Браво 👏.

      16 октября 2021
    • 10

      Контекст современных событий время от времени подталкивает к осмыслению истории и личностей, творивших её. Вот и на фоне всего происходящего в последнее время яркая и зрелищная постановка в театре «Модерн» 🎭 Театр “МОДЕРН” Юрия Грымова «Пётр 1» 👑 по произведениям Д.С. Мережковского и А.Н. Толстого стала для меня весьма актуальным и ценным открытием 💯👏🎭

      В течение 3-ёх часов без малого, зритель, затаившись, наблюдает калейдоскоп эпизодов, из жизни царя Петра👑, отсчёт которых происходит, начиная с казни восставших стрельцов.

      Ученье, борьба и аскета – философия Петра, а созидание и развитие государственных институтов и территорий, по сути, сущностный его выбор. Выбор, который, учитывая личность и его стиль правления, выводил из зоны комфорта (как сейчас принято говорить) всякого, начиная от служителей культа и бояр, заканчивая крестьянами.

      Но устоявшиеся стереотипы о великом реформаторе в спектакле затронуты по касательной, и в основе, не конструктивизм, а метафизика отношений Петра и его окружения, доведённая до предельного драматизма в выборе Петра между судьбами отечества и его сына- царевича Алексея.

      К слову, в Петропавловской крепости Петру установлен памятник. Пропорции в нём не соблюдены, разве что голова /лицо, калькировано, аккурат, с его посмертной маски. Массу споров, вплоть до обвинения скульптора в создании карикатуры на императора вызывают огромное туловище и тонкие пальцы, как образ правителя, наделённого безграничной властью и могуществом.

      Юрию Анпилогову исполнителю главной роли, определённо, удался этот непростой и противоречивый, подчёркнутый яркими метафорами образ! 👏👏👏

      Ну и никак нельзя не отметить, уже ставшими визитной карточкой театра Модерн Театр “МОДЕРН” - великолепные костюмы художника Ирэны Белоусовой, среди них - шесть платьев, напечатанных на 3D-принтере!❤️‍🔥❤️‍🔥❤️‍🔥

      Режиссеру Юрию Грымову и всему актерскому составу огромное БРАВО!👏👏👏

      25 сентября 2022
    • 10Сильное впечатление!

      Театр «МОДЕРН» с Юрием Грымовым — моя новая большая любовь!️

Особенно, после спектакля «Пётр I».

Я давно хотела на эту постановку — первую часть трилогии «Антихрист и Христос», и мы с мужем, наконец-то, на неё сходили.

Этот спектакль — ретроспектива жизни сложной, неоднозначной, фактурной, но безусловно великой личности — царя Петра Алексеевича, Петра I, Петра Великого.

К этому историческому персонажу у меня сложные чувства — от осуждения отмены летоисчисления от Сотворения мира до восхищения его любовью к России как к европейскому государству, что мне безумно близко, и фанатичным стремлением встроиться в общемировую повестку цивилизованного мира.

Трогательно показаны страдания о всепоглощающей коррупции (прошло триста лет, а изменений особо нет) и искреннее желание построить новую Россию, новый город, новый мир, который будет лучше и честнее. 

Игра актёров — прекрасная, особенно впечатлил и поразил Юрий Анпилогов в роли Петра Великого. Это был именно тот надрыв и масштаб, которого я и хотела увидеть в разговоре о Петре. А вообще в этом спектакле задействована вся труппа театра! 

Жду с нетерпением двух следующих частей трилогии, а на спектакль рекомендую сходить обязательно — есть личности, космический уровень которых сложно оценить, поэтому нужно всё время переосмысливать и анализировать. 

Спасибо режиссёру и любимому театру за блестящий повод для этого переосмысления! Браво!

      15 февраля 2022
    • 10

      «ПЕТР» ОТ ГРЫМОВА: ДРУГОЙ, НО ВЕЛИКИЙ
      Есть театры драматические и театры музыкальные, театры оперы и балета и театры юного зрителя, театры комедии и кукольные театры, театры сатиры, эстрады и даже театры теней. А еще в Москве есть театр Юрия Грымова, также известный как театр «Модерн». Это уже давно бренд вроде Большого и Малого, Александринки и Мариинки. Причем представленное там часто невозможно отнести ни к одному традиционному театральному жанру. Работы Грымова - отдельное направление театрального искусства.
      Именно таким стал и новый спектакль «Пётр» (или «Пётр I»). Премьера состоялась осенью, а я посмотрел его в минувшую субботу. Постановка открывает трилогию «Антихрист и Христос». В будущем нас ждут «Леонардо» и «Иуда». В такой последовательности - от Петра Великого (а может, апостола Петра?) через Леонардо да Винчи к Иуде - Грымов увидел путь от антихриста ко Христу, по-своему описанный в трилогии Дмитрия Мережковского «Христос и Антихрист».
      Именно по-своему, то есть по-другому и даже с другими с персонажами описанный. Отметить это важно. «Зачем ты перечитывал Мережковского?» - подслушал я разговор в очереди в гардероб по окончании постановки. Да, конечно, спектакли Грымова – это даже не постановки по мотивам. Как я уже сказал выше, они не вписываются в традиционные рамки ни драматического, ни музыкального театра. Это, конечно, праздник для визуалов – буйство красок костюмов и сценического света. Слышал такие оценки. И это правда. Но «Пётр» - это, по-моему, еще и наслаждение для аудиалов. Музыка, звучащая на протяжении всего представления, является отдельным действующим лицом, важнейшим героем, полноценным участником представленного на сцене. Как по мне, именно музыка более всего погружает в атмосферу исторических событий, на фоне которых зритель наблюдает душевные страдания, трансформации и, по сути, перерождение главного героя.
      Декорации отсутствуют, но дух и нравы того времени переданы кропотливо. Тяжелый, порой смердящий дух. Не зря из уст Петра звучит: «Перд…те!». Мерзкие, порой отвратительные нравы. То ли привнесенные Петром из Европы, то ли русскому народу свойственные и прежде, тоже показаны во всей их неприглядности. Разврат и похоть высшего света (чего стоит сцена у постели больного Петра) не особо отличаются от «народных традиций». «В пост нельзя! При свечах нельзя! Я не могу при свечах!» Это уже реплики из сцены с простолюдинкой.
      Простого народа вообще в постановке много. Он постоянно присутствует фоном, перемещается по сцене в каких-то неистовых то ли плясках, то ли конвульсиях. Народ как декорация. В прямом смысле. В самом начале спектакля некто, стоящие на четвереньках, протягивают из-под рубищ просящие подаяния руки, а на их спинах не только русские церквушки водружены, но и иноземные вельможи восседают.
      В спектакле много подобных картин. Он весь соткан из образов и символов. Это представление образов, но не диалогов. Возможно, нелишним даже было бы предлагать зрителям либретто постановки, как это принято на оперных и балетных спектаклях, чтобы зритель не путался во временных рамках и исторических событиях. С другой стороны, Грымов, как мне кажется, рассчитывает на грамотного зрителя, а целью спектакля является отнюдь не напоминание страниц российской истории, а осмысление трагедии личности главного героя. Не зря другое название спектакля «Пётр I» сам Грымов предлагает читать не как «Петр Первый», а как «Пётр Один».
      Пётр женат на России, и это очень ответственный, ко многому обязывающий союз, любовь, которая не подразумевает «измены» с кем-то другим - будь то друг, сын или супруга. Тяжелый выбор, который приходится делать личностям такого исполинского масштаба, выбор, который дает антихристу шанс в борьбе за человеческую душу.
      Но что важно отметить, трагедия героя не превращает его в антигероя. Напротив, позволяет еще больше понять эту величайшую историческую личность. При всех сотворенных злодеяниях Петр I остается Великим. Это мое личное ощущение. Но, как мне показалось, большинство зрителей с ним согласятся.
      Ну и еще немного о жанре постановки. Мне кажется, именно таким был язык театра в средние века, на заре современного театрального искусства, когда, кстати, наряду с драматическим театром зарождались также современные опера и балет. У Грымова слова, хоть они и звучат со сцены, все же вторичны, но очень важны образы. В визуальном и звуковом перформансе Грымова - что-то от русского площадного скоморошничанья и средневекового уличного европейского театра одновременно. Это синтез нескольких жанров, который сам по себе уже становится жанром…
      P.S. Неприятная новость в завершение. Актеры играют настолько увлеченно и самоотверженно, что исполнителя роли Петра Юрия Анпилогова на поклоны к публике выводили под руки – перелом ноги в двух местах. Новые постановки «Петра» будут не раньше весны. Желаю выздоровления актеру. И жду премьер от Грымова - «Леонардо» и «Иуду». Очень любопытно, как дальше будет развиваться мысль Мастера.

      14 февраля 2022
    • Браво
      Поучительно
      8


      «Петр I» - театр Модерн.
      Это первый спектакль из трилогии «Антихрист и Христос», режиссера Ю.Грымова.
      Так, кто же Петр на самом деле? Реформатор, великий правитель, который поднял страну с колен и прорубил «окно в Европу», или же деспот и Антихрист, что заставил народ забыть обычаи предков и насадил новую, чуждую нам культуру?
      Сразу скажу, что идти на постановку стоит, хотя бы с минимальными знаниями данного периода правления, иначе происходящее на сцене может быть сложно для понимания.
      Я осознаю, что уместить в 3-х часовой спектакль такую мощную личность нереально, но я не увидела цельной и последовательной картины эпохи его правления (возможно и не было такой задачи перед создателями, а это лишь мои ожидания), а вот к Петру, как к простому человеку появилось острое чувство жалости и сострадания.
      Я увидела согбенного под тяжестью ответственности, постоянной борьбы человека. Раненого предательством, интригами приближенных и родных, борющегося со стихией и внешним врагом, а так же невежеством своих людей, которые принимают в штыки многие его нововведения.
      Во время действия нам показывают двойника Петра в парадной форме, с гордо поднятой головой, мы видим тот величественный образ царя, привычный для нас, благодаря фильмам и книгам.
      За любым событием стоят обычные люди, со своими чувствами, целями, страхами и терзаниями, нет черного и белого, все многогранно.
      Сцены быстро сменяют друг друга, героев - масса, а кто они, какова их роль в жизни царя и страны - не всегда можно понять.
      Много символизма и аналогий с сегодняшним днем.
      Хочется отдельно выделить потрясающие костюмы и профессиональное управление музыкой и светом. Нужная атмосфера создается за считанные минуты. Сцены пожара в Москве, наводнения в Петербурге, празднования нового года с драконом - выше всяких похвал, зрелищно.
      Юрий Анпилогов в роли Петра – сильно, мастерски, браво!
      Спектакль очень непростой, рекомендовать его сложно, но он точно заслуживает внимания и заставляет размышлять. Будьте готовы к грубым словечкам и очень недвусмысленным сценам.

      4 февраля 2022
    • 10Потрясающе

      При первой возможности и при малейшем предлоге, я еду в Петербург. Это на сто процентов мой город. Я могу бесконечно по нему гулять, любуясь и дыша им.
      Если бы Петр 1, кроме Петербурга бы в своей жизни ничего б не сделал, он все равно бы был для меня великим.
      А он конечно человек был невероятного масштаба и сколько о нем не читай, все равно мало, но жутко интересно, а ещё любопытней взять и подглядеть за жизнью Императора. Что собственно я и сделала, наконец-то посетив Театр Модерн спектакль Петр1 ( первая часть трилогии "Антихрист и Христос"), режиссера и художественного руководителя Юрия Грымова.
      Первое, что хочется отметить, это сам театр, начиная от входа и до самого зала, попадаешь в супер уютное пространство. Встречают красиво одетые люди, все кругом празднично, наряжено, даже пожалела, что приехала впритык, и не успела, как следует все разглядеть и насладиться. Впредь буду знать, что сюда надо приезжать пораньше)))
      Но вот третий звонок и начинается волшебство. Переносимся в 17 век.
      Страшное, мрачное время конечно.
      Бедная Русь, бунты, кровь, заговоры, иностранные агенты.
      Вот умеет Грымов словно одним мазком кисти преподнести готовую картину, вроде минимум декораций и каких то сложных конструкций, а вот прям полное ощущение погружения. Свет, музыкальные акценты, дым, дух захватывает, и страшно что-то упустить из внимания. Свита делает короля, и тут опять прямо в яблочко, перед появлением главного героя, мы видим возлюбленную Петра, его окружение и его подданных, а далее очень крутой режиссерский ход, не буду раскрывать его, дабы не лишать удовольствия, тех, кто ещё только собирается посетить постановку, но поверьте на слово, это настоящая находка, вроде и очень простая и лежащая на поверхности, но при этом понятная, логичная и смысловая.
      И наконец появление самого Петра. Без лукавства, несколько фраз очень слух порезали, но их использование наверное всё-таки оправданно. Перед нами не сошедший с парадных портретов Государь Российский, а вполне такой себе живой человек из плоти и крови, да крутого нрава, да не без особенностей, но разве ж можно быть для всех идеальным? Может ли правитель быть святым и угождать всем?! Петр 1 (Юрий Анпилогов) истинный самодержец и реформатор, он ставит цели и идет к их достижению, прокладывая путь, там где казалось нет и не может быть дороги.
      За три часа постановки вместе, мы прошли этот невероятный по своему накалу путь.
      Меньшиков, Шереметьев, Нектарий, Варлаам, Екатерина, цесаревич Алексей, Шарлота - все были частями одного пазла. Словно рукава рек, они наполняли и раскрывали личность Петра, представляя его с совершенно разных сторон.
      Удивительные, красочные костюмы дополняют антураж и восхищают глаз. В целом мизансцены словно кадры из кино яркими страницами запечатлеваются в памяти всплывая и открывая словно ребус, смысловую нагрузку, которой очень много и ещё предстоит посидеть взяв в руки книги по истории, дабы погрузиться поглубже и вновь вернуться на постановку, раскрыть, то, что с первого взгляда не уловила. Да и на актеров хочется ещё раз посмотреть, уж очень они хороши в своих ролях.
      Исполнитель главной роли Юрий Анпилогов, просто неподражаем, столько силы, воли, ярости, страсти, одержимости в нем, и тут же и сомнения, боль и горечь и все так выразительно, настоящий затягивающий омут.
      Финал просто разрывает, очень сильно, очень глубоко и философски.
      Браво режиссеру, Браво исполнителям!

      2 декабря 2022
10 театральных премьер для детей и подростков в декабре
10
театральных премьер для детей и подростков в декабре
10 театральных премьер для детей и подростков в декабре
Non/Fiction 2022: чем заняться с детьми
Non/Fiction 2022: чем заняться с детьми
Non/Fiction 2022: чем заняться с детьми
Тепло и интересно: мастер-классы для детей в Петербурге
Тепло и интересно: мастер-классы для детей в Петербурге
Тепло и интересно: мастер-классы для детей в Петербурге
9 лучших мультсериалов для изучения английского
9
лучших мультсериалов для изучения английского
9 лучших мультсериалов для изучения английского
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость