Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Фрекен Жюли

9.2
7 отзывов
100%
пользователей рекомендуют
Лучшие отзывы о спектакле «Фрекен Жюли»
    • 8

      "Фрёкен Жюли" - премьера прошлого сезона, первый спектакль, поставленный в театре новым худруком, и отзывы мне попадались совершенно полярные: от абсолютного восторга до столь же абсолютного неприятия. Поэтому у меня во-первых, разыгралось любопытство, а во-вторых, захотелось узнать и об авторе пьесы, и о самой пьесе.

      Итак, Август Стриндберг - шведский писатель, считается основоположником современной шведской литературы и театра. Период его творчества пришелся на вторую половину девятнадцатого - самое начало двадцатого века, а собственно "Фрёкен Жюли" была написана в 1888, однако долгое время в Швеции была запрещена цензурой и поставлена на сцене впервые лишь в 1906 г. Надо, конечно, отметить, что по нынешним временам скандального в пьесе немного - впрочем, и невинной ее не назовешь.
      Сама пьеса - всего для трех актеров. Суть истории в том, что дочь хозяина поместья, фрёкен Жюли, соблазняет своего лакея фактически на глазах его невесты, кухарки. Такой незамысловатый сюжет, впрочем. таит в себе много "подводных течений" и вопросов: и кто кого, и кто виноват, и что делать.

      На днях мне таки посчастливилось увидеть постановку "Фрёкен Жюли" на сцене Под крышей театра им Моссовета. И, знаете, это было интересно. А если принять, что сцена Под крышей и предназначена в большей мере для экспериментов и проб, а не для "серьезных" спектаклей, то даже и хорошо.

      Как я поняла, Марчелли в некоторой степени перенес свою старую постановку (2006 года или раньше, не уверена) в Омском театре на сцену Моссовета. По крайней мере, художник-сценограф и художник по костюмам указаны те же - Игорь Капитанов и Фагиля Сельская, да и судя по сохранившимся фотографиям изначальной постановки концепция сохранилась. Несомненный плюс бережного отношения к прошлому, как ни странно, - кажущаяся свежесть и даже некоторая наивность режиссерских решений. Если бы я не знала, что над спектаклем работал художественный руководитель крупного московского театра, могла бы предположить, что режиссер молод и еще в поиске. Местами внимательное следование указаниям драматурга, натурализм и упор на быт, будничность всего происходящего, вместе с тем - попытки ввести откровенные сцены (впрочем, робкие попытки, будем честны) и заигрывания со зрителями, полное отсутствие музыкального сопровождения - и тем ярче, точнее звучит музыкальная композиция в финале. Плюс неровность темпа самого действия: то мы минут десять наблюдаем, как кухарка Кристина готовит ужин, то вроде бы действие пошло споро, то - бац! и необходима смена декораций, но антракта у менее чем полуторачасовой постановки нет, - и несколько минут мы при включенном свете наблюдаем, как работники невозмутимо превращают кухню в спальню. В общем, все как бы дает возможность предположить даже некоторую неопытность режиссера, однако когда после окончания спектакля отзвучат аплодисменты, ты с удивлением понимаешь, что все происходящее сложилось таки в единую картину и спектакль удался, и есть, о чем подумать.
      Ведь Стриндберг в своей пьесе говорит и об отсутствии истинной веры, и о смысле евангельской фразы "Многие же будут первые последними, и последние первыми", и об отсутствии любви в жизни людей, и о феминизме. Впрочем, Марчелли слегка сместил акценты, пожалуй, и это тоже интересно.

      Во многом спектакль удался, конечно, благодаря актерам:
      Фрёкен Жюли - Лилия Волкова
      Жан - Павел Усачев
      Кристина - Кристина Исайкина

      Лилия Волкова великолепна в роли фрекен Жюли. Под маской видимой взбалмошности, избалованности и самодурства скрывается девочка, растерянная, одинокая, жаждущая любви и не умеющая любить никого, даже (и особенно) саму себя. Это так точно и глубоко, что смотреть просто больно. Героиня то пускается во все тяжкие, так что об ее неподобающем поведении судачит прислуга, то ведет себя как строгая Хозяйка, то буквально кидается на шею лакея, она согласна верить сказкам и готова пожертвовать дорогими существами "во имя любви"... которой нет как нет. Кто и что виной тому? Воспитание, положение, характер или?...

      Жан (Павел Усачев) с одной стороны, всего лишь лакей, готовящийся создать семью с кухаркой и знающий свое место, с другой - достаточно образованный молодой человек, умеющий говорить с господами на их языке и втайне мечтающий о богатстве и более достойном положении. Однако на сцене Моссовета Жан - достаточно безволен и явно нуждается в руководстве, несмотря на демонстрируемый мачизм.

      Но самая загадочная и неожиданная фигура - это Кристина (Кристина Исайкина). Именно ее меньше всего слышно, но именно она, кажется, самая цельная и решительная особа из этой троицы. Она смиренно терпит все выходки фрекен Жюли, молча взирает на "подвиги" Жана (но какая игра! Браво!!!), но она же внезапно демонстрирует абсолютные неуважение и нелюбовь к хозяйке и она же подсказывает Жану (буквально: "замерз он или хочет кушать") следующие шаги.

      Открытый финал - хороший ход, хотя... в его открытости можно и усомниться.
      Этот спектакль хочется обсуждать, и это прекрасно. Развлекательных, ярких, веселых постановок полно, и они? несомненно нужны, но и такие спектакли для размышлений и обсуждений, безусловно, необходимы.

      PS - Очень не рекомендую приходить на спектакль голодным!
      PPS - В коридорчике сцены Под крышей организовали буфетную стойку и это прекрасно (надеюсь, что не только для этого спектакля). Не прекрасно то, что обслуживают только за наличные (о чем вы узнаете уже у той самой стойки), то есть воспользоваться предложением смогут не все... если вообще кто-то сможет :) Так что если хотите кофе - запасайтесь наличкой заблаговременно.

      6 февраля 2022
    • 8

      Был на спектакле 26.09.2021.
      Спектакль понравился. Рекомендую к просмотру.

      Произведение Стриндберга я, к сожалению, не читал, поэтому смотрел спектакль, что называется, с чистого листа. Без определённых представлений о ходе действия, характерах героев. И соответственно, без каких-либо ожиданий, которые могли не оправдаться.
      Так вот, исходя из этих входящих факторов, спектакль смотрелся с интересом и вызвал позитивный душевный отклик.

      Вообще изначально интерес к данному спектаклю возник из-за того, что хотелось увидеть на сцене актрису Лилию Волкову, которая очень запомнилась мне по фильму Веры Глаголевой "Не чужие".
      Надо сказать, что и ее роль в фильме, и роль в данном спектакле оказались очень созвучны друг-другу.

      Вопреки описанию, приведённому на сайте театра, Фрекен Жюли не выглядела особой, ищущей любви. Скорее она предстала дамой, ищущей острых ощущений, какого-то разнообразия, эмоций. Может со скуки, а скорее всего, просто гормоны разыгралась. Бывает.
      А Лилия Волкова произвела на меня очень приятное впечатление. Будет интересно увидеть её в других спектаклях. Мне кажется она относится к тому классу актрис, которые просто за счёт голоса и внешних данных могут легко сыграть женщину, сочетающую в себе и жёсткость, своего рода лидерскую харизму, и романтичность, ранимость. В этом смысле Лилия очень напомнила мне Елену Лядову.

      А спектакль я бы охарактеризовать скорее как гимн жизненной практичности и мудрости простого народа (будь то шведы, датчане или русские), который со здоровым цинизмом воспринимает заскоки сильных мира сего, и продолжает жить. Такими я увидел в этом спектакле слуг Фрекен Жюли: Жана и Кристину.

      В процессе написания отзыва меня посетила и мысль критического плана.
      Для какого-нибудь молодого режиссёра этот спектакль можно было бы признать весьма удачным, а вот для художественного руководителя театра им. Моссовета спектакль продолжительностью 1 час 15 минут чистого времени, из которых минут 15, кухарка Кристина молча ходила за кулисы и обратно, а ещё минут пять меняли декорации между действиями. Нууу…, хотелось бы чего-то поувесистей что ли. Режиссуры какой-то.

      Тем не менее, повторюсь, спектакль запомнился и понравился. Отзыв на спектакль я пишу с определённым воодушевлением, вызванным эмоциями от спектакля.

      28 сентября 2021
    • 8

      В театре им. Моссовета не была очень давно, и ни разу не была после того, как туда пришел Евгений Марчелли. И вот, наконец, добралась. Как раз на спектакль нового худрука, «Фрекен Жюли». Идет он не на Большой сцене, а на Сцене под крышей. Это сравнительно камерное пространство, все, как я люблю. А если учесть, что мы еще и сидели в первом ряду, эффект присутствия был нам обеспечен в полной мере.
      Эта драма Стринберга когда-то считалась скандальной из-за излишнего натурализма, была даже запрещена цензурой, в наше же время она является одной из наиболее репертуарных пьес.
      На поверхности – история взбалмошной молодой женщины из высшего общества, фрекен Жюли (Лилия Волкова) которой на фоне расторжения своей помолвки приболело соблазнить собственного лакея, Жана (Павел Усачев) фактически на глазах его невесты. Ну как соблазнить – он существо довольно подневольное, так что просто приказать, по большому счету. На деле – рассказ о том, насколько по-разному женщина и мужчина понимают счастье. Она стремится к любви и преданности, ему нужен достаток и карьера. Ну, в данном случае, каждому нужно то, чего ему не хватает, так что гендерная установка довольно спорная, конечно. Не будь фрекен Жюли так богата, может, тоже стремилась бы к достатку.
      Умнее всех в этой истории выглядит кухарка Кристина (Кристина Исайкина) – невеста Жана. Тихо и ненавязчиво она отодвигает именитую соперницу. Да и вообще выступает таким Серым кардиналом, постоянно транслируя Жану, что говорить и как поступать.
      Именно Кристина начинает спектакль, долго и подробно готовя ужин. Режется настоящий салат, жарится настоящее мясо, варится какое-то варево. С этим мясом потом будет происходить много всего забавного, не буду спойлерить, но эта тарелка привнесет юмор в спектакль.
      Вообще, Марчелли поставил пьесу на стыке разных эмоций – зрителю то смешно, то страшно, то противно, то скучно (в начале). Но все время, кроме первых минут десяти, пока Кристина готовит ужин, интересно. Интересно следить за битвой этих трех характеров – истеричной Жюли, невозмутимой Кристины и себе на уме Жана. Их реакции довольно сложны и плохо предсказуемы, Жан отнюдь не под каблуком хозяйки, и именно он (с подачи Кристины) провоцирует ее к страшному финалу… Финал, однако, остается открытым, выбор за Жюли.
      Мне спектакль неожиданно (ну не ждала я ничего от Моссовета, если честно) понравился. И моей спутнице тоже. Видимо, теперь к посещаемым мной театром нужно добавить и этот)), Евгений Марчелли явно внес свежую кровь, и это тот не слишком частый случай, когда она пошла театру на пользу. По одному спектаклю судить, конечно, невозможно, но мне понравилась и новая атмосфера в театре (любезные капельдинеры, например, не устраивающие истерику из-за того, что кто-то пересел на свободное место (а раньше было и так), кондиционеры (вот это не знаю, может, и раньше были, но этим жарким летом прям в радость)), и то, как поставлен спектакль, и все три занятых в нем актера, совершенно мне незнакомые. Актеры вообще порадовали – каждый на своем месте, каждый ни разу не вышел из образа. Иногда обращались к залу, но чаще – четкое ощущение четвертой стены, хотя сидишь в метре от актера. И у тебя на глазах разыгрываются нешуточные страсти. Или, наоборот, шуточные. В том смысле, что Жюли и Жан не нужны друг другу… В общем, довольно странные отношения. Жестокие. Любви там и в помине нет.
      Марчелли, правда, зачем-то понадобилось показать зрителям, что все – неправда, игра. Не знаю, зачем, но явно нарочито демонстрировались и смена декораций, и переодевание актрисы с помощью кого-то из сотрудников. Может, чтобы не слишком уж погружались в этот мрак, в эти жуткие отношения, чтобы не поверили, что чижик погиб… Пожалуй, вот эта кухня спектакля – единственное, что мне в нем не то что не понравилось, но показалось лишним. Но это мелочь. Общее впечатление – хорошо.

      1 августа 2022
    • Поучительно
      10Интересном поучительно

      В период «жесткой пандемии», когда все сидели по домам, нас развлекали онлайн показами.
      Вот тогда -то я и познакомилась с пьесой «ФРЕКЕН ЖЮЛИ» (написанной в 1888 г), одной из самых известных Августа Стриндберга.
      Это была трансляция театра Наций с Мироновым и Хаматовой. Интересно теперь было видение спектакля режиссёра Марчелли с молодыми актерами театра Моссовета.
      В пьесе любовный треугольник: графиня, лакей,кухарка). Однако здесь не все так уж просто и однозначно.
      Кстати, в Швеции драма была запрещена цензурой до 1906 года.А сегодня это одна из самых репертуарных пьес.

      «Жизнь не устроена по идиотской математической схеме, согласно которой только большие поедают маленьких, – столь же часто случается, что пчела убивает льва или по крайней мере доводит его до бешенства»- говорит автор, характеризуя своё произведение.

      Взаимоотношения между мужчинами и женщинами интересны и волнуют зрителя , какой бы век ни стоял на пороге. А на сегодняшний день, когда богатых и независимых женщин становится больше и больше, а мужская «деградация» налицо, пьеса становится злободневной и очень актуальной.

      Любая женщина, как бы высоко она не стояла, нуждается в мужском плече рядом. И когда таким плечом становится человек более низкого ранга, но приобретающий власть над женщиной, будучи ее сексуальным партнером, - это всегда трагичный финал. Здесь он самый трагичный из возможных.

      Спектакль идёт на сцене «Под крышей». Я обожаю такие кулуарные пространства, когда всё ,как на ладони.
      Когда ощущаешь себя «соучастником» спектакля из-за близости к артистам. А они , между прочим, постоянно вовлекали зал в действие. То давали подержать парню из первого ряда тарелку с только что приготовленным ужином , то графиня просила прикурить ( у меня в том числе 😉) . Первые два ряда оказались ЗОЖ-никами, никто не курит, выручила девушка с 3-го ряда.
      Очень красивые костюмы...
      Очень длинные паузы... Ну как в жизни. Когда человек молчит минуту, а кажется целую вечность. Кухарка готовит салат и жарит мясо, всё происходит в режиме реального времени,т.е. всё по-настоящему. Пока она готовила, я успела проголодаться )).

      Поход в театр для себя считаю удачным, если после просмотра хочется задуматься, поразмыслить над увиденным и углубиться в тему: почитать о спектакле, перечитать пьесу, посмотреть другие постановки по ней, экранизации. Здесь захотелось...Даже про художника по костюмам почитала ( Фагиля Сельская))). Номинирована на Золотую Маску дважды и Получила эту премию в 2020.

      А я собираюсь уже на другие постановки режиссёра Евгения Марчелли.

      И ещё хочется отметить очень приветливый персонал театра. После спектакля , разглядывая фотографии легенд Моссовета, разговорилась с одной из сотрудниц. Женщина в возрасте, очень интеллигентная и сразу видно, что не только очень образованная и информированная, но и очень любящая театр. Она тут же предложила показать мне фото главной героини Фрекен Жюли ( Лилия Волкова), рассказала в каких спектаклях ее ещё можно посмотреть. Поговорили о Кончаловском, Домогарове, новых премьерах и спектаклях, которые уже не идут.

      6 февраля 2022
    • Браво
      Поучительно
      10

      Август Стриндберг, известный шведский драматург, создал одну из самых неоднозначных своих пьес «Фрекен Жюли» в 1888 году. Судьба этой пьесы была сложной и лишь в XX веке пьеса стала востребованной как на сцене, так и в кино.
      Сюжет пьесы прост: юная графиня, отдается молодому лакею, а потом, после неудачных попыток взвалить на него решение своих проблем, следует его полусовету - полуприказу покончить с собой.
      В пьесе обыгрывается известная евангельская максима: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». Лакей Жан возвеличивается до аристократки. Фрекен Жюли в свою очередь падает до лакея. Так кто же из них первый, а кто последний? На этот вопрос отвечает сам автор в знаменитом предисловии к пьесе: «….Жизнь не устроена по идиотской математической схеме, согласно которой только большие поедают маленьких, – столь же часто случается, что пчела убивает льва или по крайней мере доводит его до бешенства».
      Сложно сказать, чего в пьесе больше - импрессионизма или натурализма. История набросана автором словно большими яркими пятнами.
      Спектакль Евгения Марчелли, художественного руководителя Театра имени Моссовета, третья, и самая удачная, на мой взгляд, постановка пьесы Стринберга, которую я видела.
      Великолепно сочиненный спектакль! Местами жесткий, затягивающий в омут переживаний главных героев, и неожиданно выбрасывающий оттуда.
      Постановка Евгения Марчелли выдержана в его собственном уникальном стиле. Она лаконичная, но продуманная до мелочей. А потому с самого начала спектакля было ощущение трагедии, даже в простых бытовых диалогах…
      Потрясающий актерский ансамбль, где каждый просто виртуозно исполняет свою партию!
      Харизматичной Лилии Волковой удалось очень точно передать мятежный характер своей героини – где-то истерички, где-то - несчастной женщины, загнанной в угол обстоятельствами и воспитанием.
      Не менее достоверен и Павел Усачев в роли Жана, который будучи хитрым, жестким, циничным умело маскируется в начале пьесы «под дурачка», готового вставать «в стойку» по приказам Фрекен. В конце же пьесы уже Жан приказывает Фрекен Жюли стоять «в стойке» и начинает так же, как она когда-то издевалась над ним, издеваться над ней. И Павел смог очень убедительно передать это внезапное превращение Жана «из овцы в волка»!
      Август Стриндберг автор полутонов, молчания, внутреннего движения. И больше всех похвал заслуживает именно Кристина Исайкина, которая при минимуме текста своей молчаливой отстраненностью смогла передать само «нутро» кухарки, тоже Кристины, в которой так много страсти, но она будто скрыта под толщей кристального льда.
      Спасибо создателям и исполнителям спектакля, окунувшим зрителей на полтора часа в прекрасно сотканную паутину из боли и любви, страсти и секса, агрессии и удовольствия.

      17 марта 2022
    • Современочка
      9

      Скандальная для своего времени пьеса Августа Стриндберга «Фрекен Жюли» написанная ещё в 1888 г., сейчас идёт в театре Моссовета, но и по сей день, она ещё может кого-нибудь шокировать.
      Тема-то какая жаркая! Женское сексуальное домогательство, используя свое высшее положение. Каково, а?
      Но, кто по сути здесь виноват и кто вызывает наибольшее сочувствие, ещё стоит разобраться.
      Всего три персонажа на сцене.
      Жан (лакей) - циник и материалист, по воле судьбы слуга, но с преогромными амбициями и гонором, его невеста Кристина (кухарка) - спокойная, как танк, уверенная в себе, практичная, воспринимающая действительность без розовых очков.
      Жюли - графская дочь, с поломанной родителями психикой, то жаждущая быть покорной и любимой, то ненавидящая и унижающая мужчин.
      Яркая модель для любителей изучения психологии. Здесь пышный букет диагнозов. Но, хороша-то как!
      Спектакль начинается с приготовления ужина. Зрители наблюдают, как готовится стейк, нарезаются овощи для салата. Кому-то на 1 ряду обязательно повезёт, дают подержать тарелку с едой и бокальчик вина, можно и отведать.
      Остальные зрители, окружённые дразнящими ароматами, сглатывают слюну и ждут, когда же наконец-то все начнётся. А ведь в этом, по сути буднично-неторопливом действии вся изюминка и есть. Актёры настолько в образе, что у зрителя создаётся впечатление, как-будто подглядываешь в замочную скважину. Даже немного неловко, право.
      Очень нестандартная подача материала, гипнотическая игра актёров, прыжок из-за стола в постель на глазах зрителей, распитие алкогольных напитков и крепкие словечки.
      Но, если вы не кисейная барышня и не ханжа, то даже ради любопытства стоит попасть на эту постановку, которая проходит на сцене под крышей.
      Открытый финал, который предлагает зрителю решить, каким будет дальнейшая судьба героини, ещё один плюс. Почувствуй, что называется, себя всесильным Мастером.
      Дадим Жюли шанс?

      17 марта 2022
    • Что-то новенькое
      Браво
      Поучительно
      10Грубый, циничный, но стоящий спектакль

      На прошлой неделе я была на спектакле "Фрекен Жюли" (режиссёр Евгений Марчелли) в театре им. Моссовета, который оставил просто неизгладимое впечатление.

      Грубый, циничный и жестокий спектакль, поставлен по пьесе Августа Стриндберга.

      На поверхности, отношения женщины и мужчины, вечные женские поиски настоящей любви и мужское несоответствие этих чаяний.

      Но все же спектакль намного глубже, он затрагивает острую тему социального неравенства, возвышение и падения, высокого и низкого, хорошего и плохого. Однозначно в основе лежат христианские мотивы, но они нарочито не выпячиваются.

      В центре действа фрекен Жюли, будучи мужененавистницей, женщиной обладающей мужским характером, борется со своей женской природой, невольно обманывает себя и позволяет себя обманывать. Жюли хочет любви, хочет восполнить ту любовь, которую ей не дали родители, но чтобы не показаться слабой, выпячивает наружу ужасный характер. Кроме всего, она имеет плохое воспитание и дурную наследственность, а как следствие не умеет любить.
      Героиня вызывает сочувствие, но почему? Может быть потому что каждый мысленно встаёт на её место и боится почувствовать то, что почувствовал она, то самое падение...

      Лакей Жан, как представитель низов, выражает их взгляды. Но в неком смысле не такой как они, он имеет внешний лоск, умеет правильно себя вести с господами, обладает некой образованностью. Обладая аристократическими замашками, он малодушен и имеет рабскую душу. Жан не мыслит любви и не умеет любить. С его желанием к господству, он обязательно станет этим господином в будущем. Перед нами то самое, возвышение...

      Кристина, для меня стала самой загадочной героиней. Вначале я подумала, что она вот умеет любить, но нет. Кристина рабыня, переполненная лицемерием, кажущая бедной овечкой, но в финале оказывается истинным зверем. Являясь второстепенным персонажем, она становится той героиней, которая доносит мораль до зрителя.

      Декорации просты, а их смена происходит перед зрителем. Изюминкой, стало приготовление пищи на сцене. Герои заигрывают со зрителем, втягивая последних в действо. Костюмы оригинальны, особенно понравилась идея с кокошником или короной фрекен Жюли, как символ ее превосходства, который она снимает в дальнейшем.

      Хочется отметить игру актеров, очень натурально и ярко! Браво! Молодцы! Это было сильно!

      Рекомендую!

      19 марта 2022
Онлайн-премьеры недели: «Наследники», «Шершни», «И снова здравствуйте!»
Онлайн-премьеры недели: «Наследники», «Шершни», «И снова здравствуйте!»
Онлайн-премьеры недели: «Наследники», «Шершни», «И снова здравствуйте!»
Кинопремьеры недели: «Джон Уик-4», «Три мушкетера» и «Четыреста ударов»
Кинопремьеры недели: «Джон Уик-4», «Три мушкетера» и «Четыреста ударов»
Кинопремьеры недели: «Джон Уик-4», «Три мушкетера» и «Четыреста ударов»
5 причин, почему «Тед Лассо» заряжает на хорошее настроение
5
причин, почему «Тед Лассо» заряжает на хорошее настроение
5 причин, почему «Тед Лассо» заряжает на хорошее настроение
8 мест в Петербурге, где ваш ребенок сам смастерит себе игрушку
8
мест в Петербурге, где ваш ребенок сам смастерит себе игрушку
8 мест в Петербурге, где ваш ребенок сам смастерит себе игрушку
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость