- Браво10
Не так часто как хотелось бы, но случаются театральные спектакли, проникающие в глубь души, поселяющиеся там навечно, время от времени всплывающие сладостным воспоминанием и тревожащие неуловимым беспокойством. Таких спектаклей не может быть много, но какое счастье, что они есть.
Не так давно, а точнее в прошлую пятницу моя копилка пополнилась еще одной драгоценностью. "Последняя лента Крэппа" поставлена Камой Гинкасом во флигеле Московского театра Юного Зрителя для Игоря Ясуловича.
Перед нами предстало совершенное по форме и абсолютно минималистическое театральное действо. Все произошло по Немировичу-Данченко, которому приписывается фраза: "Выйдет на площадь актер, расстелет коврик и это уже театр". Именно так и случилось на этом спектакле. На пустую сцену выбежал бодрый, слегка запыхавшийся Игорь Ясулович и из ничего начал создавать мир Крэппа. А когда белый куб сцены заполнился бананами, бобинами, катушечным магнитофоном, а главное воспоминаниями, актер на глазах начал дряхлеть и слабеть, вылепляя Крэппа, притулившегося на задворках собственной жизни.
Крэпп слушает плёнку, записанную в тридцать девять лет. Крэпп спорит с собою молодым, выключает, включает, перематывает. Крэпп заворожён собственным голосом, он завидует себе, захваченный памятью о случившейся любви.
Нынешнего Крэппа жалко, но он любил жизнь и жил по-настоящему. Крэпп проиграл, но он хотя бы участвовал в игре, а многие и не играли вовсе. Крэпп сломлен, но он хотя бы пытался жить.
Пленки на старых катушках - последняя попытка уцепиться за уходящую жизнь, зная, что конец неизбежен.
Бессмертный текст Самюэля Беккета в сочетании с необыкновенными талантами Камы Гинкаса и Игоря Ясуловича дает неожиданный эффект. Возникает ощущение чего-то очень важного, что пропускается нами в суете существования, чему мы не успеваем сопереживать, что не успеваем прочувствовать.
Лента крутится впустую, лента шуршит вхолостую. Затемнение. Конец игры.11 октября 2021 - Что-то новенькое7МТЮЗ продолжает удивлять
Из подслушанного в зале после спектакля: «Гинкас и Ясулович — казалось бы беспроигрышный вариант...» Вот и я выбирала спектакль по тем же критериям: интересный режиссер, отличный актер... ожидался безусловно хороший спектакль...
И начиналось всё хорошо. Сам Кама Гинкас пришел в зал, попросил отключить телефоны. Прибежал Игорь Ясулович в куртке, полное впечатление, что не успел даже переодеться... и начинается прекрасное — постепенное перевоплощение актера в героя пьесы... Игорь Николаевич читает пьесу и шаг за шагом превращается в Крэппа... и не важно, что его одежда не соответствует описанию, а на сцене практически ничего нет... только стол и стул... все необходимое он создает из воздуха... и силой своего актерского мастерства заставляет поверить, что тут есть и коробки с магнитофонными катушками, и магнитофон, на котором можно слушать эти старые записи, и банан, который можно съесть... а на его кожуре поскользнуться... И перед нами уже не Игорь Ясулович, а Крэпп — герой одноактной пьесы Сэмюэла Беккета...А вот после этого, честно скажу, я мало, что поняла... Вроде действия Крэппа вполне понятны... он прослушивает свои старые дневниковые записи... отпускает едкие комментарии... записывает новые... Но, что это за человек... чем он интересен... зачем он это все делает... Я так и не поняла... Это видимо тот уровень театра абсурда, до которого я пока не доросла...
Неужели это его воспоминание о прогулке в лодке с любимой женщиной (если я правильно поняла...) и есть квинтэссенция его счастья, смысл его жизни? Или это такой способ заставить зрителя задуматься, а в чем все-таки смысл жизни? У меня после спектакля остались одни вопросы: что это было, что хотел этим сказать Беккет? Потому что на сцене было показано именно то, что было написано... Отступление от текста пьесы минимальные...
В итоге я не могу сказать, что спектакль плох или хорош... но он абсолютно точно из разряда «не для всех»... ведь есть же авторское кино, от которого кайфуют специалисты, но оно не способно собрать большие залы... так и Беккет видимо понятен лишь узкому кругу театральных критиков... а Нобелевская премия, это ещё не гарантия успеха...16 мая 2022 - До слёз7
Прекрасный спектакль.
Больно от осознания того, что у каждого есть своя «последняя лента».
Мне кажется, на этот спектакль нужно идти одному.
Несколько дней после спектакля думала о нем, долго не отпускало19 марта 2022
Лучшие отзывы о спектакле «Последняя лента Крэппа»