Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.4

Спектакль
Странник

Постановка - Театр им. Моссовета
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
«Старик» — одна из самых редко ставящихся пьес Максима Горького в контексте творчества писателя занимает особое место. Ее называют самым загадочным произведением автора, а ее философско-нравственную проблематику связывают с творчеством Федора Достоевского. Для режиссера Юрия Еремина классика — и повод поговорить о сегодняшнем дне, и возможность в очередной раз обратиться к разгадке ее «вечных», неисчерпаемых смыслов. В своих постановках Еремин дает свежий взгляд на хорошо знакомые произведения и их героев, облекая действие в яркую театральную форму. Его постановка «Странник» — ясное и мощное по своей силе высказывание на тему одного из самых опасных и тревожных явлений современного мира: духовной оккупации, способной без оружия и физического насилия, лишь воздействуя на психику и манипулируя сознанием, уничтожить личность, погубить, растоптать не только отдельного человека, но и целые нации. В динамичном, сюжетно увлекательном спектакле органично переплетаются жанры: от почти что детективной по своей остроте истории до классической мелодрамы с ее глубокими душевными переживаниями, любовью и ненавистью, добром и злом, встречами и неизбежными расставаниями.
Драматический
16+
Юрий Еремин
27 марта 2021
1 час 50 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

7
ТАТЬЯНА СОРОЧАН
46 отзывов, 48 оценок, рейтинг 16
2 сентября 2021
Актуальная классика поставленная качественно

Эта постановка по пьесе Максима Горького «Старик». Задета очень злободневная тема на сегодняшний момент: страдание вознесенные до такой степени, что позволяют обливать злобой, ненавистью и проклятиями других людей. Достаточно пройтись по пабликам знаменитостей и увидеть количество хейтеров, чтобы понять, как актуальна сейчас эта тема. Если человек обездолен судьбой имеет ли он право судить тех, кому в жизни повезло, по самым жестоким законам?

Главный персонаж Мастаков Иван Васильевич добился в жизни многого, но приходит время вспомнить о темном прошлом, платить за старые грехи. Захар Комлев великолепно справился со своей ролью.

Мне очень понравилась сценография спектакля: передвигающийся дом с обстановкой, атмосферная сторожка, многоярусный задний фон, движущийся настоящий автомобиль. Я как ребенок ждала каждый раз, когда Софья Марковна поедет в гости или из гостей. Это, на мой вкус, волшебный момент в спектакле. Сама Евгения Крюкова – это украшение спектакля, она завораживает чувственной, красивой, потрясающе яркой игрой.

Вообще, женские роли – украшение этого спектакля. Очень теплая, родная и душевная Захаровна (Заслуженная артистка Татьяна Родионова) располагает, вызывает доверие, очень убедительно. Браво!

Великолепно играет Татьяну, падчерицу, студентка ГИТИСа Евдокия Карева. Мы были в восторге от ее естественной непосредственности и девичьей женственности. Великолепно!

И еще один женский персонаж, вызывающий настоящий восторг, так естественно это было прожито на сцене – девица в исполнении Татьяны Храмовой. Прекрасная роль, раскрывающаяся постепенно.

Очень хочу похвалить Алексея Трофимова в роли Павла – очень живо, виртуозно и легко исполненный образ.

Как всегда, отличная работа по костюмам, свету и музыке. Вторая половина спектакля по атмосфере напомнила мне работы Альфреда Хичкока, во многом благодаря освещению и музыке Эдуарда Артемьева.

Но тем не менее не могу сказать, что спектакль мне очень понравился. На мой вкус не хватило динамики. Спектакль длится около двух часов, это немного, тем не менее народ бежал под покровом темноты из зала. В отзывах других посетителей я тоже нашла жалобы на то, что было скучно. Хотя, когда мы после спектакля это обсуждали, то в нашу беседу включилась поклонница театра, сказала, что ей понравилось все и посоветовала нам идти на Богомолова. Сейчас эта фамилия часто упоминается для посылания недовольных театралов. Хотя, когда я спросила, была ли сама женщина на его спектаклях, получила классический ответ: «не была, но осуждаю». Давно заметила, что пьесы Горького очень сложны в постановке, в них мало действия, и поэтому каждый режиссер решает эту задачу по-своему, кто-то шокирует зрителя новомодным взглядом на классику, как у Грымова в Модерне, а кто-то берет душевностью, как в постановке Олега Табакова. Это очень сложный и любимый мной автор. И поэтому я приду в театр Моссовета снова, т.к. он не боится брать сложных авторов и ставит постановки с размахом, великолепными декорациями и актерской игрой на самом высоком уровне.

0
0
9
Анастасия Субботина
173 отзыва, 174 оценки, рейтинг 31
1 сентября 2021

В недавно завершившемся театральном сезоне я посмотрела три премьерных спектакля в театре Моссовета, и все три совершенно разные и по жанру, и по настроению, и даже по масштабу. Финальной, третьей премьерой для меня стал спектакль «Странник», который режиссер Юрий Еремин поставил по пьесе «Старик» Максима Горького.
В целом мне спектакль скорее понравился, чем нет. Но постановка получилась сложная, поэтому и однозначного мнения до сих пор нет.
Интересный дуэт Ивана Мастакова (Захар Комлев) и Странника (Владимир Николенко (Театр Пушкина)). Старик (он же Странник в постановке) уверен, что другие люди должны также страдать, если он страдает. И именно с этой целью он приходит в дом к Мастакову/Гусеву, чтобы испортить жизнь бывшему сокамернику.
Очень понравилась Софья Марковна в исполнении Евгении Крюковой. Потрясающе красивая женщина, готовая за любимого на всё. Её диалог со Стариком, точнее борьба характеров — наверно самая яркая сцена спектакля по накалу эмоций.
Сочувствие вызывала Девица (Татьяна Храмова), странный персонаж, но она вызывала сочувствие. Очень хотелось, чтобы у неё всё получилось с пасынком Ивана Мастакова, но она стала еще одной жертвой Странника.
Поразили масштабные декорации, особенно перемещаемая по сцене комната Ивана Мастакова. И при общей мрачности, есть яркие моменты, на них и концентрируется основное внимание. Но при этом первые появления Странника вызывает напряжение, хотя еще не понимаешь для чего этот герой пришел.
Эх, хотелось бы в роли Старика увидеть Виктора Сухорукова. Но это над было идти прям на первые показы... Кто б знал.

0
0
7
maxilla_k
129 отзывов, 136 оценок, рейтинг 184
31 августа 2021
На подумать

О том, что Старика раньше играл Виктор Сухоруков, я узнал уже после спектакля, посмотрев на стенд спектакля в фойе театра. И сначала чуть даже не сказал Эх. А чуть подумал, да нифига и не Эх! Я посмотрел на фотографии на стенде и очень четко представил себе Сухорукова в этой роли и неизбежные отголоски в ней его предыдущих работ: Брата-2, "бедного Павла", отца Филарета из "Острова" и т.д. Вряд ли Сухорукову, при всей огромной любви к нему, удалось бы сыграть такую "обыденность зла", - ему, наверное, когда он только выходит на сцену, уже аплодируют стоя. Я конечно не видел, но, по-моему, ноунейм из театра Пушкина без всякого шлейфа подходит для этой роли куда лучше. В общем, поздравляю Владимира Николаенко с дебютом! Это был первый его спектакль, и, на мой взгляд, он удался!

Ведь Полковница входит в "поединок" со Стариком с позиции силы. С Сухоруковым бы этот номер явно не прошел. Здесь же Евгения Крюкова на равных со Стариком, один на один, и честно ему проигрывает. Сцена когда он бесконтактно ощупывает ее всю, прижатую к стене, на мой взгляд, прям очень, пробирает до костей. Любопытно, что после сцены "поединка" несколько зрительниц решили уйти со спектакля. Но тут я бы скорее расценивал это как аплодисменты, ибо, на самом деле, это их так сильно впечатлила победа зла. Зритель сейчас малохольный пошел, неподготовленный.

А тут еще спектакль откровенно показывает, что у всех есть чего скрывать и поэтому так подцепить можно любого, как это (до появления Старика) делает щеголеватый Яков (Нил Кропалов): "Щас смешно будет"! Этим же, собственно, уже в наши дни промышляют все эти бесконечно звонящие вам "службы безопасности Сбербанка" и т.д.

Существенный минус спектакля в том, что нет финального аккорда, и не очень понятно, когда он заканчивается: зрители явно были в замешательстве, пора ли уже аплодировать или еще нет. Дело в том, что в спектакле так и остается неясно, зачем, собственно, Старик все это делал, если не за деньги. А если за деньги, то это как-то несколько банально для Горького, нет? Ведь Горький же, если отбросить обрыдшие всем по школе "Песнь о Буревестнике" и "На дне", очень даже неплохой драматург (уж всяко не хуже Данилова). В спектакле же Старик только туманно обещает своей ̶с̶о̶б̶а̶к̶е̶ девице (Татьяна Храмова), что они "поплывут отсюда большими кораблями". Хер его знает, чего это значит. Современному человеку это, наверное, должно намекать на некий материальный достаток, но во времена, когда пьеса была написана, в 1915 году, это, на мой взгляд, вполне могло и намекать на "корабли" скопцов, которые они поджигали, чтобы вознестись на небо.

Плюсы спектакля в том, что об этом после спектакля можно подумать. Правда, я бы все-таки не переоценивал в этом плане нынешнего зрителя ̶о̶н̶и̶ ̶с̶к̶о̶р̶е̶е̶ ̶п̶р̶и̶ш̶л̶и̶ ̶н̶а̶ ̶С̶у̶х̶о̶р̶у̶к̶о̶в̶а̶ ̶п̶о̶г̶л̶а̶з̶е̶т̶ь̶.

В общем, смотрите, к чему пришел я (не спойлер, не бойтесь). Старик на протяжении всего спектакля выступает этаким апологетом страдания. Раз он страдал, значит, и все должны страдать. А кто у нас главный по страданию? Иисус Христос С̶у̶п̶е̶р̶з̶в̶е̶з̶д̶а̶. Вернее, то, каким его транслирует церковь: он за вас страдал, так уж и вы пострадайте. Мастаков и Питирим (Старик) это два разных взгляда на Иисуса Христа. Один страдает и заставляет всех страдать, другой - искупает свой грех тем, что становится нужным людям: строит училище и "кормит" три тысячи человек. А кто у нас 5 хлебами и 2 рыбами 5 тысяч человек накормил? Вот! А еще Мастаков в первом действии чинит туфлю падчерице, и это выглядит как будто он натурально "омывает ей ноги"… Случайно? Более того, спектакль-то "по пьесе" Горького, а Горького мало кто читал (нет, я конечно тоже нет, просто поинтересовался по случаю). Режиссер здесь, оказывается, делает подмену: в спектакле Мастаков признается в изнасиловании несовершеннолетней, тогда как по пьесе Горького, насколько я понял, за это был осужден не он, а как раз Старик. Т.е. он берет на себя его вину. И идет на Голгофу.

0
0
8
Елена ККК
391 отзыв, 775 оценок, рейтинг 276
29 августа 2021
еще один хороший спектакль в театре им. Моссовета

Два дня назад я посмотрела "Странник" в моем любимом театре им Моссовета.
Кто бы знал как сложно писать отзыв, когда ты не вполне согласен с режиссером! Два дня хожу и пытаюсь сформулировать то так, то сяк, и все не то.
Правда в том, что спектакль мне понравился. Честное слово.
"Странник" поставлен по пьесе Горького "Старик" (1915). Сам Горький писал, что это о том, как "отвратителен человек, влюблённый в своё страдание, считающий, что оно даёт ему право ме́сти за всё то, что ему пришлось перенести." (с) И эта идея сохранена и хорошо считывается при просмотре спектакля. Но если вы пьесу не читали (как я до просмотра, например), то все действие будет вам интересно. Почти два часа (без антракта!) пролетают быстро, следишь за героями, за развитием их отношений, сопереживаешь, пытаешься просчитать на шаг вперед, решить задачку, догадаться, и ...бах, уже и все.
Юрий Еремин здесь и режиссер, и сценограф, и свет тоже его. Как сценограф в этот раз он изменил своему стилю - нет экрана, декораций много и они такие... настоящие, классические - часть дома с обстановкой, сторожкой, многое другое. Оформление спектакля серьезное, полноценное, сразу настраивает на серьезный лад. При этом атмосфера мрачноватая, мутная, единственное светлое в этом - сцены внутри дома Мастакова. Единственное, что осталось неизменным в сценографии - сцена глубокая, открыта, в данном случае, полностью, никаких задников, более того - в действии участвуют галереи второго и третьего уровня, выпуская действие из двухмерной плоскости в трехмерное пространство. То, как главный герой в начале возносится над сценой, над рабочими и домочадцами, весьма символично. Однако сам он, живя в страхе из-за тайны прошлого, не может оценить этот свой подъем - здоровый, крепкий мужик, хозяин, а выглядит и держится неуверенно, чуть ли не заискивающе. Захару Комлеву поразительно удался этот образ, не могу не выразить свое восхищение.
Вообще мне почему-то хочется говорить о сценографии и оформлении спектакля, ибо оно здесь практически на равных участвует в действии, перекликаясь с ним и поддерживая, иллюстрируя все происходящее. Вот Странник говорит Мастакову: "Темно живешь! Хорошо, богато, а темно" - и ведь прав, ах как прав! И не из-за абажура, гасящего свет лампы темно Мастакову, а вся жизнь его темная, сумеречная, мрачная, сторожкая. При этом в доме его на стенах картины нашего недавнего сравнительно, прошлого, а для героев - будущего: стройка, подъемный кран, широкая улица с многоэтажками вдоль нее, прохожие, - год 60? 70? Что это - указание на вечность темы пьесы? Или на то, что будущее, несмотря ни на что, за мастаковыми, умеющими пережить несправедливость и продолжать созидать, а не озлобившимися? Интересно... Но вряд ли это так же интересно еще не смотревшим, так что продолжим :)

Для нас играли
Странник - Владимир Николенко (Театр Пушкина)
Девица - Татьяна Храмова
Мастаков Иван Васильевич - Захар Комлев
Татьяна (его падчерица) - Евдокия Карева
Павел (его пасынок) - Алексей Трофимов
Захаровна - Татьяна Родионова
Степан - Олег Кузнецов
Софья Марковна - Евгения Крюкова
Харитонов - Евгений Ратьков
Яков (его племянник) - Нил Кропалов
Каменщик - Владимир Горюшин

Конечно, заглавный герой - Странник, но он при этом, как ни странно, не главный. Вернее, он толком не выходит на первый план, так - ходит то там, то здесь, сеет страх, волнения и непонимание. Для меня его образ оказался самым неясным и именно с ним связано мое несогласие (ну, понятно, что Режиссеру мое мнение вряд ли интересно, однако же). Например, в диалоге с Софьей Марковной Странник будто бы выходит из образа, противореча сам себе и изъявляя таки свое желание (которое она, по идее, теоретически, могла бы исполнить, тем самым разрушив весь пафос и идею Странника). Он, конечно, сразу идет на попятный, но зачем это выступление было?... И в самом конце, кое-что, из-за чего зал совершенно не понял, что спектакль окончился... некая добавка, которой не было в пьесе и и которая, на мой взгляд, смазывает финал совершенно. Кстати, она же обусловила один эпизод в середине действия, который сложно объяснить - а потому, что он там лишний, увы. Но карты раскрывать не буду, кто видел - интересно ваше мнение, а кто еще будет смотреть - уверена, что вы точно поймете, что именно я имею в виду.
Вообще же здесь для меня лично настоящим подарком стали женские роли: Софья Марковна в исполнении великолепной Евгении Крюковой и Девица - Татьяна Храмова.

Если Софья Марковна абсолютно, совершенно прекрасна, красива, обаятельна, сильна, с характером, - образ яркий, но все же довольно очевидный, хоть и его нам дали очень глубоко, красиво и чувственно, то Девица - этакий закрытый ларчик.

Мы можем только догадываться, кем она приходится Страннику, что их связывают, чувствуем, но не до конца понимаем, какие в ее душе происходят метания, бури и что скрывается за ее диковатостью, покорностью и преданностью. Если бы можно было дать только один приз "лучшая роль в спектакле", я бы, не сомневаясь, отдала ее Татьяне.
Впрочем, хорошо играли все, я просто не могу про каждого писать отдельно -это будет не отзыв, а сочинение на десяти листах. Обычно упомянуть удается только тех, кто "ах, как понравился!" и тех, кто почему-то оставил тебя разочарованным - формат такой :)
Итак, мы имеем еще один хороший спектакль в театре им. Моссовета. Здесь есть что смотреть, есть над чем подумать и есть что потом обсудить - идеально, пожалуй.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все