Москва

Спектакль в Москве
Толстого нет

Постановка - Театр на Трубной / Школа современной пьесы
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом

Расписание сеансов

Еще сеансы
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Несколько дней из жизни семьи Льва Николаевича Толстого. Великий писатель прожил со своей женой Софьей Андреевной почти полвека. Она была прекрасной женой, матерью — родила Толстому 13 детей! И вот под конец жизни вместо семейной идиллии — разлад, ссоры, конфликты. Софья Андреевна — главная героиня этого спектакля, построенного на подлинных документах — дневниках, письмах. Роль жены Толстого играет замечательная актриса Ирина Алферова. Посмотрев этот спектакль, вы поймете, кем могла быть жена гения — ангелом или демоном, музой или проклятием.
  • Толстого нет – афиша
  • Толстого нет – афиша
  • Толстого нет – афиша
  • Толстого нет – афиша
  • Толстого нет – афиша
Драматический
16+
Александр Созонов
29 октября 2020
2 часа 15 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

10
Елена ККК
391 отзыв, 775 оценок, рейтинг 276
2 ноября 2020
рекомендую!

Еще одну премьеру удалось на днях посмотреть в ШСП - "Толстого нет".
Название воистину говорящее - самого Льва Николаевича в спектакле действительно нет, он появляется лишь в виде изображений, звуков, незримо присутствует ежеминутно. Действие пьесы Ольги Погодиной-Кузьминой происходит в Ясной Поляне в 1910 году, когда 82-летнему Толстому жить осталось считаные месяцы. Но главный герой здесь не великий писатель, он лишь высшая сила, определяющая существование и образ жизни всего и всех: собственно поместья, своей жены и детей, многочисленных "толстовцев", завистников и просителей. Главным героем можно назвать саму Ясную Поляну и жену Толстого - Софью Андреевну, которую играет великолепная Ирина Алферова, а основной темой - отношения внутри семьи, отношения Льва Николаевича и Софьи Андреевны, отношение к родителям и друг другу детей их...
В семье Толстых было рождено 13 (!) детей, впрочем, пять детей умерли в детстве. А в спектакле мы видим всего троих: Льва (Павел Дроздов), Илью (Олег Царев) и Александру (Татьяна Циренина).
Интересно, что семья Толстых, похоже, одна из первых оказалась абсолютно "на виду", под пристальным наблюдением общества, все, происходящее в семье Льва Николаевича становилось достоянием общественности. И зрители оказываются всего лишь частью этого самого общества начала XX века, и имеют возможность наблюдать "в режиме онлайн" все происходящее в Ясной Поляне. Эффекту присутствия очень помогает сценография. Наверное, первый раз здесь я вижу действительно полноценное использование возможностей зала Эрмитаж: многоуровневая сцена, как дорога, вьется через весь зал, в одном ее конце несколькими выразительными штрихами создано видение гостиной в имении, на другом конце, очевидно - уголок сада со скамейкой и зеленой травой.
Видеопроекции заменяют собой большую часть декораций, полностью меняя зал и позволяют в деталях видеть лица актеров, все эмоции и чувства, многократно воспроизводя их изображения по периметру.
Наблюдающее сверху за всем происходящим "всевидящее око", видимо, как раз подчеркивает общественное внимание к этой семье, и то, как сложно жить, действовать и общаться с близкими, понимая, что каждый твой шаг будет детально разобран и оценен общественным мнением. Как сложно выстраивать отношения с мужем и отцом, когда для всех (включая его самого) он - Гений и великий человек, а ты видишь лишь вздорного, неблагодарного, не любящего и не уважающего членов своей семьи старика...
Одним словом, если вам интересен Толстой, очень и очень рекомендую этот спектакль. Автор пьесы явно основывалась на подлинных документах, дневниках и письмах, что делает постановку не только интересной, но и познавательной. Впрочем, дневники Софьи Андреевны я читала до того, так что ничего принципиально нового о Льве Николаевиче не узнала.
Примечательно, что кроме "большой" истории в спектакле есть не одна частная история, частная трагедия. Например, внутренние страдания Александры, выбравшей отказ от "женской жизни" в пользу общественно. Или трагическая судьба горничной Катюши (Ольга Грудяева), внебрачной дочери Льва Николаевича, воспитанной в усадьбе.
Еще раз настоятельно рекомендую этот спектакль. Очень и очень хорошо все - от темы и проработки материалов до современной постановки и актерской игры. Вот 10 из 10.

2
0
10
Света Аржадеева
45 отзывов, 75 оценок, рейтинг 39
1 ноября 2020
Спектакль произвел сильное впечатление

Хочу поделиться впечатлениями от просмотра спектакля «Толстого нет» в театре «Школа Современной пьесы».
Мы были на премьере 29 октября 2020г.
Я очень люблю этот театр за потрясающие находки в постановке. И в этот раз, зайдя в зал, мы поняли, что классической сцены не будет. Зал был разделен на секции (островки), где зрители сидели в разных ракурсах относительно друг друга. А через весь зал были выстроены сцены. Да, она была не одна. Было три основных сцены с подиумом (переходом), который соединял все эти три конструкции. И мы, зрители, оказались внутри этой постановки, рядом с актерами. Хочу отметить, что с любого места, зрителям было комфортно следить за действием спектакля. Дополнительно, по стенам были размещены мониторы, где мы могли видеть крупные планы актеров. Хочу также отметить интересную находку с оформлением спектакля. Художник по свету (Нарек Туманян) создал потрясающие световые декорации с подсветкой стен, переходов. Зал все время менял свои декорации. А какая потрясающая сцена получилась с пожаром! Браво!
Но перейду к спектаклю и к нашим актерам. Как вы уже заметили из названия, Льва Николаевича Толстого в спектакле нет. Т.е. он незримо присутствует в доме, со своей семьей. Мы видим жену, Софью Андреевну, которую потрясающе сыграла Ирина Алферова. Детей: Александру Львовну (для нас играла Татьяна Циренина), Илью Львовича (для нас играл Олег Царев), Льва Львовича (Павел Дроздов). Нам показывают 1910г, семью Толстого перед его уходом из жизни. Мы видим, под каким пристальным вниманием общественности находилась жена и дети Толстого.
Интересно представлены герои: Чертков, его последователь (актер Николай Голубев), Булгаков Валентин Федорович, его секретарь (актер Александр Сеппиус), доктор Сергей Иванович (актер Борис Вайнзихер), Катюша, горничная ( актриса Ольга Грудяева).
Интересный ход спектакля, где горничная Катюша и секретарь Булгаков Валентин повторяют судьбу героев из романа Толстого «Воскресенье».
Мы видим душевные переживания всех членов семьи, споры о завещании, проблемы и разочарования.
Спектакль основан на документальных материалах (письма, дневниковые записи его семьи).
Спектакль произвел сильное впечатление. Спасибо режиссеру спектакля Александру Сазонову. После спектакля мне захотелось больше узнать о Толстом и его семье. Обязательно прочту документальные материалы.

2
0
7
Александра Николаевская
68 отзывов, 74 оценки, рейтинг 2
24 февраля 2021
Сильный спектакль, есть, о чем задуматься.

Мне нравится нестандартный подход к постановкам в этом театре. Каждый раз идёшь в ШСП и не знаешь, чего ожидать.

В этот раз было опять необычное расположение сцены: она была частично посередине зала, и частично по бокам, а так же в этот раз были задействованы экраны. Это очень красиво выглядит, впечатляюще. Но опять-таки неудобно, когда актеры стоят долгое время в другом конце зала, шея затекает в не комфортном положении.

Первое впечатление от пьесы было ближе к негативному. Но постепенно, по капле, по сцене, по диалогу, начинаешь проникаться драматичностью сюжета. История действительно интересная.

Что мне понравилось - это то, что в спектакле нет очевидных положительных и отрицательных персонажей. Там у каждого рыльце в пушку, но у каждого есть на то свои причины. Такие неоднозначные сюжеты обычно всегда дают пищу для размышлений, я такое люблю.

Актёры играют хорошо, но роли их ещё не отшлифованы, текст не отскакивает от зубов, как бывает, когда спектакль прогоняют часто.

В общем, не смотря на перечисленные мною недостатки, мне спектакль понравился. Примерно на 7 из 10.

1
0
8
Галина К
141 отзыв, 144 оценки, рейтинг 26
24 февраля 2021

И снова премьера в театре «Школа современной пьесы» - спектакль «Толстого нет». Речь в постановке идет о последнем периоде в жизни Льва Толстого, мы застаем его семейство незадолго до смерти писателя. Именно семью, а не его самого. Ну, то есть, он незримо присутствует в доме, мы слышим его шаги на втором этаже, его нужды спешат удовлетворить домочадцы, его всевидящее око смотрит за нами с потолка, его тень мелькает за окнами, но вся история показана именно глазами его близких, прежде всего, его жены Софьи Андреевны.
Не знаю, как в современной школе, но нам внушали постоянно, какая это глыба –Толстой, какой он человек удивительный – все раздавал крестьянам, сам ходил босой, мало что граф). Ну и вообще – икона литературы. А вот жена у него, мол, была стерва… Это уже не из школьной программы, там вообще про жен как-то не очень принято было вспоминать, ну, за исключением Натали Гончаровой, про Софью Андреевну это более поздние сведения, но тоже коррелируются с тем, чему учили в школе: Лев Николаевич - белый и пушистый, а все кругом – волки, эту овечку сожрать пытавшиеся.
Так вот, к счастью, спектакль заставляет задуматься, а так ли это было на самом деле? Вообще, сразу хочу сказать, что спектакль зацепил, заставил сопереживать и думать. Нет, никто не пытался умалить значение Льва Толстого как русского писателя, он глыба, и с этим трудно спорить, да и не нужно. Просто кому-то эта глыба нравится, кому-то нет, но каждый из наших современников в любой момент может ее обойти, а вот близкие вынуждены были под гнетом этой глыбой жить. Ну, справедливости ради, и за ее счет.
Крестьянский благодетель? Вполне. Но ведь любить весь мир и быть им любимым для известного писателя – и проще, и почетней, чем любить своих собственных детей, на которых никогда не хватало времени и желания просто посидеть возле постели хотя бы. А детей ему жена нарожала аж 13 человек. Шестеро умерли, семерых вырастили. Но то, что ты за счет своей семьи благодетельствуешь посторонним – это оценят эти самые посторонние (возможно, оценят), а то, что при этом жена должна как-то крутиться, чтобы вырастить многочисленных детей – это ее забота. И вот она уже оплевана и оговорена, представлена истеричкой. За то, что противится тому, что все семейное добро уходит в чужие руки. И даже наследство, право на посмертное издание книг, того и гляди уйдет случайному человеку, сумевшему втереться в доверие Толстого и его дочери Александры. А почему, собственно, ее должен радовать «альтруизм» мужа?! Она за графа шла, а не за босого мужика. Да и сам Толстой в молодости не чурался мирских утех, ни роскоши, ни блуда. А вот к старости ударился в новую философию, оскорбляясь при этом, что жена и дети не захотели ходить в лаптях. Мало того, что жена родила и вырастила в одиночку практически детей, мало того, что на ней было все хозяйство, она еще и толстенные романы мужа переписывала вручную по ночам. Только «Войну и мир» переписала 8 (восемь, Карл!!!) раз! И все равно в его глазах была плохой женой. Все равно в своих дневниках он поливал ее грязью. Я не претендую на историческую достоверность, я не знаю, как там было на самом деле, но факты и обстоятельства заставили меня отчаянно сопереживать Софье Андреевне.
Измученную жену гения, иногда скандальную, от усталости, но все равно любящую, играет Ирина Алферова. Я очень давно не видела ее на сцене, с тех пор, когда она играла Звезду в спектакле «Звезда и Смерть Хоакина Мурьетты», поэтому именно она явилась для меня одним из притягательных маячков, приведших на этот спектакль. В молодости Ирина Алферова считалась едва ли не самой красивой актрисой СССР. И сейчас она хороша. И играет достойно.
Преданную отцу дочь Александру (она едва ли не единственная в семье, кто разделял его взгляды), серую мышь, сдвинутую на идеях Толстого и лишенную личной жизни (скорее причина, чем следствие, мне кажется), зато не лишенную наследства, играет Татьяна Циренина Точнее, она играет эту роль в очередь с Валерией Ланской, против которой я тоже ничего не имею, но была очень рада, что играла именно Татьяна, очень ее люблю, на мой взгляд, одна из лучших актрис в ШСП.
Олег Царев, которого я открыла для себя совсем недавно, играл Илью Львовича, сына Льва Толстого. До чего хорош. Именно Илье автор (Ольга Погодина-Кузьмина) отдала слова о том, а что было бы, если бы мать, вместо того, чтобы истерить, тоже пошла за отцом, бросив дом и детей?!.. В смену с ним эту роль исполняет Иван Мамонов, я его тоже люблю, и было расстроилась, что не он играет, но быстро утешилась, Олег прекрасен!
Вообще, в этом спектакле не было слабых актеров, все были на своем месте и хороши. Дьявольский Чертков и кучер – пьяница, мучитель и спаситель горничной Катюши, сыграны одним и тем же актером- Николаем Голубевым. От его персонажа берет оторопь, а ведь именно Чертков пытался завладеть правами на посмертное издание произведений Толстого, в обход семьи.
Помогал ему в этом наивный юноша, секретарь писателя, Валентин Булгаков, талантливо сыгранный Александром Сеппиусом
По большому счету, сопротивлялся этому всему только еще один сын, Илья. Выглядел при этом довольно гаденько, таким стяжателем, плюющим на волю отца, но его можно было бы понять, если бы он не так грубо разговаривал с матерью. В общем, у Павла Дроздова персонаж получился довольно неприятный, хоть по-своему и правый. Но по большому счету, слетелись детки в дом, как воронье, в ожидании покойника. А Павел в этой роли оказался очень убедителен.
Единственный, кто пытался поддержать Софью Андреевну, врач и друг семьи – Сергей Иванович, чудесно сыгранный Борисом Вайнзихером
Короче говоря, спектакль вызвал море эмоций, возможно, где-то наступил на что-то больное, но ведь отозвался, а это ли не главное в театре. Я рада, что посмотрела.
Было бы неправильно не упомянуть своеобразную сценографию спектакля. Действие раскидано по нескольким площадкам. Основная сцена, подиум к помосту в центре зала, сам помост, еще пара небольших площадок по краям. Актеры играют по всему залу фактически. По всем стенам – проекции происходящего. Не знаю, отовсюду ли хорошо видно, не уверена, но я сидела очень удачно, видела все отлично, актеров иногда можно было чуть ли не коснуться. А ведь от того, где сидишь, сильно зависит восприятие спектакля.

1
0
8
ЮЛИЯ ПЧЕЛИНА
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 1
28 марта 2023

Если вы переживёте первый акт и досидите до второго, то будет вам счастье. Небольшое, но все же. К финалу это мероприятие обретает какой-то смысл. Первый акт откровенно провален. Нет сюжета, нет логики, нет никакого действа. Надерганные моменты из мемуаров. Бедные актеры, в попытках их сыграть. Софья Андреевна - замученная, задерганная, скандальная немолодая женщина. Муж ( гений русской литературы) давно разлюбил, дети ждут-не дождутся, когда папа помрет и оставит наследство. А великий русский писатель мало того, что все не помирает, так и наследства оставлять жене-тиранше и детям-бестолочам не желает. Вот вокруг этого два часа и танцуем.
Ну здесь же стенания о судьбе жены гения - ты ему хозяйство веди, детей роди и воспитай и романы за ним пепеписывай. Ночами да по 8 раз. Любовь? Нет, не слышали.
Ужасная пьеса. Странная постановка. Зал-трансформер, которым так гордится ШСП , здесь используется чтоб показать зрителям как мы можем. Актеры по воле режиссера оказываются то в одном, то в другом конце зала. Смысла особого в этих перемещениях нет, зато отличная зарядка для шеи - крутить головой, чтобы следить за сюжетом придется во все стороны, даже назад. Голову забирать тоже придется. На уровне глаз - аккурат актерские ботинки. Всю обувь волей-не волей рассмотреть пришлось.
Я предполагала, что ШСП - не мой театр. Вот и думаю, давать ему ещё шанс или просто получать удовольствие у других. Одна радость, билет покупала с огромной скидкой. Получить такой спектакль ща полную цену было бы совсем обидно.

1
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все