Спектакль в Москве

Спектакль в Москве Толстого нет

Постановка Школа современной пьесы

9.3
© Школа современной пьесы
1/2
Несколько дней из жизни семьи Льва Николаевича Толстого. Великий писатель прожил со своей женой Софьей Андреевной почти полвека. Она была прекрасной женой, матерью — родила Толстому 13 детей! И вот под конец жизни вместо семейной идиллии — разлад, ссоры, конфликты. Софья Андреевна — главная героиня этого спектакля, построенного на подлинных документах — дневниках, письмах. Роль жены Толстого играет замечательная актриса Ирина Алферова. Посмотрев этот спектакль, вы поймете, кем могла быть жена гения — ангелом или демоном, музой или проклятием.
Информация предоставлена театром «Школа современной пьесы»
Возраст16+
Дата премьеры29 октября 2020
Продолжительность2 часа 15 минут, 1 антракт

Участники

  12

Специальные предложения

Лето со скидкойРассрочка СберБанка на 3 месяца
Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Место проведения

АдресНеглинная, 29, стр. 1
Школа современной пьесы
Что-то новенькое
Браво
Поучительно
10рекомендую!

Еще одну премьеру удалось на днях посмотреть в ШСП - "Толстого нет".
Название воистину говорящее - самого Льва Николаевича в спектакле действительно нет, он появляется лишь в виде изображений, звуков, незримо присутствует ежеминутно. Действие пьесы Ольги Погодиной-Кузьминой происходит в Ясной Поляне в 1910 году, когда 82-летнему Толстому жить осталось считаные месяцы. Но главный герой здесь не великий писатель, он лишь высшая сила, определяющая существование и образ жизни всего и всех: собственно поместья, своей жены и детей, многочисленных "толстовцев", завистников и просителей. Главным героем можно назвать саму Ясную Поляну и жену Толстого - Софью Андреевну, которую играет великолепная Ирина Алферова, а основной темой - отношения внутри семьи, отношения Льва Николаевича и Софьи Андреевны, отношение к родителям и друг другу детей их...
В семье Толстых было рождено 13 (!) детей, впрочем, пять детей умерли в детстве. А в спектакле мы видим всего троих: Льва (Павел Дроздов), Илью (Олег Царев) и Александру (Татьяна Циренина).
Интересно, что семья Толстых, похоже, одна из первых оказалась абсолютно "на виду", под пристальным наблюдением общества, все, происходящее в семье Льва Николаевича становилось достоянием общественности. И зрители оказываются всего лишь частью этого самого общества начала XX века, и имеют возможность наблюдать "в режиме онлайн" все происходящее в Ясной Поляне. Эффекту присутствия очень помогает сценография. Наверное, первый раз здесь я вижу действительно полноценное использование возможностей зала Эрмитаж: многоуровневая сцена, как дорога, вьется через весь зал, в одном ее конце несколькими выразительными штрихами создано видение гостиной в имении, на другом конце, очевидно - уголок сада со скамейкой и зеленой травой.
Видеопроекции заменяют собой большую часть декораций, полностью меняя зал и позволяют в деталях видеть лица актеров, все эмоции и чувства, многократно воспроизводя их изображения по периметру.
Наблюдающее сверху за всем происходящим "всевидящее око", видимо, как раз подчеркивает общественное внимание к этой семье, и то, как сложно жить, действовать и общаться с близкими, понимая, что каждый твой шаг будет детально разобран и оценен общественным мнением. Как сложно выстраивать отношения с мужем и отцом, когда для всех (включая его самого) он - Гений и великий человек, а ты видишь лишь вздорного, неблагодарного, не любящего и не уважающего членов своей семьи старика...
Одним словом, если вам интересен Толстой, очень и очень рекомендую этот спектакль. Автор пьесы явно основывалась на подлинных документах, дневниках и письмах, что делает постановку не только интересной, но и познавательной. Впрочем, дневники Софьи Андреевны я читала до того, так что ничего принципиально нового о Льве Николаевиче не узнала.
Примечательно, что кроме "большой" истории в спектакле есть не одна частная история, частная трагедия. Например, внутренние страдания Александры, выбравшей отказ от "женской жизни" в пользу общественно. Или трагическая судьба горничной Катюши (Ольга Грудяева), внебрачной дочери Льва Николаевича, воспитанной в усадьбе.
Еще раз настоятельно рекомендую этот спектакль. Очень и очень хорошо все - от темы и проработки материалов до современной постановки и актерской игры. Вот 10 из 10.

2 ноября 2020
10Спектакль произвел сильное впечатление

Хочу поделиться впечатлениями от просмотра спектакля «Толстого нет» в театре «Школа Современной пьесы».
Мы были на премьере 29 октября 2020г.
Я очень люблю этот театр за потрясающие находки в постановке. И в этот раз, зайдя в зал, мы поняли, что классической сцены не будет. Зал был разделен на секции (островки), где зрители сидели в разных ракурсах относительно друг друга. А через весь зал были выстроены сцены. Да, она была не одна. Было три основных сцены с подиумом (переходом), который соединял все эти три конструкции. И мы, зрители, оказались внутри этой постановки, рядом с актерами. Хочу отметить, что с любого места, зрителям было комфортно следить за действием спектакля. Дополнительно, по стенам были размещены мониторы, где мы могли видеть крупные планы актеров. Хочу также отметить интересную находку с оформлением спектакля. Художник по свету (Нарек Туманян) создал потрясающие световые декорации с подсветкой стен, переходов. Зал все время менял свои декорации. А какая потрясающая сцена получилась с пожаром! Браво!
Но перейду к спектаклю и к нашим актерам. Как вы уже заметили из названия, Льва Николаевича Толстого в спектакле нет. Т.е. он незримо присутствует в доме, со своей семьей. Мы видим жену, Софью Андреевну, которую потрясающе сыграла Ирина Алферова. Детей: Александру Львовну (для нас играла Татьяна Циренина), Илью Львовича (для нас играл Олег Царев), Льва Львовича (Павел Дроздов). Нам показывают 1910г, семью Толстого перед его уходом из жизни. Мы видим, под каким пристальным вниманием общественности находилась жена и дети Толстого.
Интересно представлены герои: Чертков, его последователь (актер Николай Голубев), Булгаков Валентин Федорович, его секретарь (актер Александр Сеппиус), доктор Сергей Иванович (актер Борис Вайнзихер), Катюша, горничная ( актриса Ольга Грудяева).
Интересный ход спектакля, где горничная Катюша и секретарь Булгаков Валентин повторяют судьбу героев из романа Толстого «Воскресенье».
Мы видим душевные переживания всех членов семьи, споры о завещании, проблемы и разочарования.
Спектакль основан на документальных материалах (письма, дневниковые записи его семьи).
Спектакль произвел сильное впечатление. Спасибо режиссеру спектакля Александру Сазонову. После спектакля мне захотелось больше узнать о Толстом и его семье. Обязательно прочту документальные материалы.

1 ноября 2020
Что-то новенькое
Браво
Мыльная опера
7Сильный спектакль, есть, о чем задуматься.

Мне нравится нестандартный подход к постановкам в этом театре. Каждый раз идёшь в ШСП и не знаешь, чего ожидать.

В этот раз было опять необычное расположение сцены: она была частично посередине зала, и частично по бокам, а так же в этот раз были задействованы экраны. Это очень красиво выглядит, впечатляюще. Но опять-таки неудобно, когда актеры стоят долгое время в другом конце зала, шея затекает в не комфортном положении.

Первое впечатление от пьесы было ближе к негативному. Но постепенно, по капле, по сцене, по диалогу, начинаешь проникаться драматичностью сюжета. История действительно интересная.

Что мне понравилось - это то, что в спектакле нет очевидных положительных и отрицательных персонажей. Там у каждого рыльце в пушку, но у каждого есть на то свои причины. Такие неоднозначные сюжеты обычно всегда дают пищу для размышлений, я такое люблю.

Актёры играют хорошо, но роли их ещё не отшлифованы, текст не отскакивает от зубов, как бывает, когда спектакль прогоняют часто.

В общем, не смотря на перечисленные мною недостатки, мне спектакль понравился. Примерно на 7 из 10.

24 февраля 2021
Браво
10Очень-очень-очень!

Жизнь рядом с гением, какова она? Да не так уж и проста...

Вот и спектакль "Толстого нет" еще раз убеждает в этом. Поставлен он в театре «Школа современной пьесы» по произведению Ольги Погодиной-Кузьминой, которая изучила воспоминания родственников Льва Толстого, его современников, архивные документы.

Для тех, чей интерес творчеством писателя не ограничился только школьной программой, совсем не новость его сложные отношения с семьей и особенно с женой. Кто прав, кто виноват судить тяжело. Да и вообще, имеем ли мы право судить? Вот и в спектакле нет четкого деления на белое и черное, правых и виноватых. Мне кажется, пострадавшие здесь все.

Тема, конечно, сложная, зато берущая за душу. И приятно, что в театрах еще ставят такие пьесы для думающего зрителя, а не просто развлекательные однодневки без смысла.
Роль Софьи Андреевны в Школе Современной Пьесы исполняет Ирина Алферова. Великолепная, неподражаемая артистка. В этой роли она, кажется, даже не перевоплощается. Она и есть такая: мягкая, ранимая, ждущая любви, страдающая от бессилия и непонимания. А ведь эта женщина родила мужу 13 детей, взвалила на свои плечи заботу о домашнем хозяйстве, да еще и не один раз переписывала труды своего гения-мужа (вспомните хотя бы объем "Войны и мира").

Но в этой семье, по-моему, несчастны все. Из детей мы видим только троих: Александру (Валерия Ланская), Илью (Иван Мамонов) и Льва (Павел Дроздов). Отца понимает и одобряет только Александра, но зато непонимание с матерью. Было интересно увидеть как хрупкая и милая Валерия Ланская превратилась в эдакую серую мышку, но со стальным характером. Даже не узнала ее в начале. Иван Мамонов был очень хорош, как настоящий помещик.

По другую сторону от семьи стоит Чертков, благодаря которому у Толстого появился секретарь, а у Черткова - глаза и уши в доме. Война за дневники между Чертковым и Софьей Андреевной велась до самого ухода Льва Николаевича из Ясной Поляны. Чертков рьяно собирал все рукописи, а жена Толстого хотела "подчистить" нелицеприятные личные и семейные моменты.
Вообще же, действие происходит в усадьбе Ясная Поляна в последние дни перед кончиной писателя в 1910 году. И на всё это происходящее в доме как бы свысока смотрит Лев Толстой. Причем в прямом смысле: на потолке зритель видит наблюдающий глаз. Да на сцене Толстого нет, но все чувствуют его незримое присутствие. Плюс периодически то покашливание, то шаги где-то наверху. То есть как бы и нет, но как бы и есть...
И это еще не все сюрпризы. Очень много оригинальных режиссерских приемов. Например, сцена, проходящая через весь зрительный зал. Действие поочередно разворачивается во всех его концах. А еще на каждой стене зала мультимедийные экраны, на которые ведется прямая трансляция того, что происходит на сцене.
И все это вместе с прекрасным актерским ансамблем выдает потрясающе прекрасный спектакль. Спектакль полный и глубокого смысла, и шикарной визуальной составляющей, и эстетического наслаждения от игры актеров. Очень-очень-очень!

18 апреля 2022
До слёз
Спектакль арестован за красоту
Абсолютный катарсис
10

"Толстого нет" это спектакль основанный только на подлинных воспоминаниях, письмах и дневниках.

Главная героиня спектакля Софья Андреевна Толстая (ее очень тонко, чувственно и проникновенно сыграла Ирина Алферова). Софья Андреевна прожила 48 лет в браке с Толстым, родила ему 13 детей.

Спектакль "Толстого нет" это семейная драма, благодаря которому я узнала , чуть больше о личной жизни нашего великого классика, о его верной жене, которая всю жизнь отдала семье и Толстому, верой и правдой служила ему, во всем и была его помощницей. Она переписывала все его работы для издательств(только "Войну и мир" она переписала от начала до конца целых 7 раз!!!).

Жена гения — это профессия, призвание и нелегкий труд, быть всегда в тени своего гениального мужа, легко ли с этим жить, мириться?

...Муза вдохновляет, когда приходит, жена вдохновляет, когда уходит ...

Спектакль о реальной истории любви(непростой любви), ревности, страсти и терпимости, предательствах, интригах, ненависти и вере... Как два близких человека прожив почти пол века вместе, в конце жизни отдаляются и становятся совершенно чужими друг друг. Как, почему это произошло, почему так резко разошлись их представления о жизни?

Каждый из героев свято верит , что именно он прав... Но понимания нет, нет душевного взаимодействия...

Стоит ли наследие Толстого, которое он хочет отдать русскому народу, а Софья Андреевна хочет во чтобы то ни стало сохранить его для своих детей, таких жертв?

Драмы избежать не удастся... Трагическая концовка предопределена.

Роль Ирины Алферовой это очень хорошая, по-настоящему глубокая актерская работа. Она прекрасно раскрыла суть конфликта своей героини. Сколько любви и терзаний в ее душе. Как она сражалась за любимого Лёвушку. Просто невероятно! Последний монолог тронул до глубины души, ком в горле, в глазах слезы. Браво!

11 января 2022
Все отзывы
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
9 московских опер, которые стоит увидеть
9
московских опер, которые стоит увидеть
9 московских опер, которые стоит увидеть
11 спектаклей мая
11
спектаклей мая
11 спектаклей мая
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость