Москва

Спектакль в Москве
Маленький господин Фридеман

Постановка - МТЮЗ
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом
О спектакле
Господин Фридеман любил жизнь. Он наслаждался книгами и скрипкой, маленьким садиком у дома, поющей птицей, душистым цветком. Он был благодарен жизни за красоту и гармонию. Маленький господин Фридеман смиренно принимал свое несовершенство, жил без злобы и зависти в большом и спокойном мире. Он отрекся от любви, которая приносила ему лишь боль. Больше не было ни смятения, ни жара, ни мучительной горечи. Но она пришла, как и полагается, не спросясь. Любовь обрушилась лавиной, огромной и стремительной. И все померкло, кроме взгляда госпожи фон Риннлинген, ее влажных узких близко посаженых глаз. Как примирить универсальный космос и короткую, полную страстей и потерь человеческую жизнь. В огромном мире смешное и трагическое, прекрасное и безобразное совсем рядом. Но для человека так трудно достижима эта цельность жизни. Восхитительный неспешный язык великого Томаса Манна, его лирика и трепетность, его ирония и философская мудрость стали в МТЮЗе театром — смешной, трогательной, нежной, страстной игрой.
Драматический
16+
Андрей Гончаров
11 февраля 2020
1 час 30 минут, без антракта

Расписание сеансов

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Мария
127 отзывов, 128 оценок, рейтинг 30
13 февраля 2024

Новелла Томаса Манна рассказывает о жизни Иоганнеса Фридемана – скромного, образованного горбуна, который жил своей жизнью и столкнулся с безжалостной любовь, которая его уничтожила.
Произведение не самое простое в постановке, но актёрам удалось показать всю трогательность отношений семейства Фридеман, переживания маленького Иоганнеса и такой трагичный финал его тихой и размеренной жизни, которую он вел в окружении книг, сестер и сада, и которая оказалась разрушена неожиданной и конечно безответной любовью.
4 человека на сцене, камерность пространства, диалог со зрителем, тонкая и чувственная игра!
Несмотря на некую эклектику в режиссерской прочтении и в постановке (тут и чайная церемония, и палки для ходьбы, и танцы) стоит отметить, что МТЮЗ отличается очень аккуратным отношением к произведениям, а еще идеальной работой со светом и музыкой, которые становятся полноправными участниками происходящего на сцене.
Спектакль понравился, хотя я и не люблю Т. Манна.
Дмитрий Агафонов в роли господина Фридемана прекрасен!

1
0
9
Николай Голенкин
187 отзывов, 194 оценки, рейтинг 39
17 февраля 2021

Был на спектакле 06.02.2021.
Рекомендую к просмотру. Интересный и, как ни странно, очень лёгкий спектакль, который, как мне кажется, даже несколько выбивается из концепции спектаклей МТЮЗа, которые в основном направлены на серьёзное осмысление увиденного, которые где-то даже "придавливают" сознание зрителя.

Есть над чем поразмышлять после спектакля. И поразмышлять не только об истории жизни маленького господина Фридемана, которая завершается ожидаемо печально, но и о режиссерской работе.
В спектакль вплетены элементы современной жизни, трагические сцены сменяются придуманными режиссером неожиданными и отчасти комическими сценами. Придумано всё довольно ловко и толково.
Нет смысла перечислять все изюминки спектакля. Отмечу самую на мой взгляд яркую. Это сон маленького господина Фридемана, который на контрасте с его тихой и размеренной жизнью, представлен в форме лихой ирландской джиги, которую исполняет сам господин Фридеман. Браво!

0
0
10
Elena Smirnova
230 отзывов, 242 оценки, рейтинг 30
14 марта 2024

Это уже третий спектакль Андрея Гончарова, который я смотрела в этом театре и его режиссерский подчерк оказался мне близок.
Актеры в «Маленьком господине Фридемане» бесстрастно рассказывают зрителю авторский текст, перемежая его мизансценами (как у Камы Гинкаса в «Даме с собачкой»).
Роли рассказчиков взяли на себя три актрисы, одна лучше другой - Алена Стебунова, Полина Одинцова и Евгения Михеева, а также актер Дмитрий Агафонов, тот самый Иоганн Фридеман.
За полтора часа им удалось показать зрителю всю короткую, лишь 30-летнюю, жизнь этого маленького человека, по недосмотру кормилицы ставшего инвалидом (на глазах у зрителей в самом начале спектакля из эластичного бинта актеру делают горб) и лишенного, частично, прелестей нашей жизни, прежде всего, вынужденного отказаться от любви.
При этом, на мой взгляд, он был гораздо счастливее своих незамужних сестер – жил себе поживал, ни в чем не нуждался, созерцал мир, любил элегантно одеваться, имел свою ложу в театре, куда ходил чуть ли не каждый день, а, главное, испытывал любовь и заботу своих сестёр (а это, ох, как немало!!!) – в то время, как его незамужние сестры занимались лишь домашним хозяйством и всю свою нерастраченную любовь изливали на брата, правда, иногда, беззлобно подтрунивая над ним.
Так бы и прожил он свою тихую, уютную, и, отнюдь, не мрачную, жизнь, не появись, на его беду, в их городке Герда фон Риннлинген, подействовавшая на него, как удав на кролика... Иоганна неудержимо влекло к ней!!! Эмоции накрыли маленького человека с головой и голос разума перестал быть им слышен. Оказалось достаточно одного презрительного взгляда красавицы, чтобы погубить жизнь Иоганна Фридемана и разрушить жизнь его сестер...
Дмитрий Агафонов блестяще передал все чувства и эмоции своего персонажа.
Всех других персонажей новеллы Томаса Манна играют те же актрисы, которые исполняют роли сестер и делают они это просто замечательно, мгновенно преображаясь из кукольно-красивых, но, в то же время, практически безликих образов, в яркие индивидуальности. Такие вот здесь происходят метаморфозы.
Очень удалась Алене Стебуновой роль матери, столько в ее взгляде было трогательной любви к своему сыну...
Пьяную кормилицу, виновницу всех бед несчастного Иоанна, просто превосходно показала Евгения Михеева.
А Полине Одинцовой досталась роль той самой Герды фон Риннлинген – женщины, сыгравшей роковую роль в жизни Иоганна Фридемана. Образ этот получился у режиссера слишком сложносочиненный – Герда и приемы ушу нам демонстрирует, и дверь ногой открывает... Люблю эту актрису, но, на мой взгляд, бездушную и циничную фон Риннлинген надо было играть жестче, у Полины же получилась лишь скучающая и не знающая, чем бы еще себя развлечь, красотка. Но, видимо, именно такую задачу поставил перед ней Гончаров.
А каких чудесных сплетниц показали Алена с Полиной! Один из ярких и запоминающихся эпизодов спектакля.
Сценография спектакля лаконична и подчеркивает, что герой его – маленький. Поэтому сразу после начала со сцены убирают большое кресло и ставят маленькое (но настоящее, а не игрушечное), потом выносят бонсай и, как символ, стоит это карликовое деревце в течение всего действия.
Режиссерской фантазии в спектакле – хоть отбавляй! Немецкая речь здесь переплетена с песней Тимы Белорусских «Незабудка твой любимый цветок…», японской чайной церемонией, палками для скандинавской ходьбы, планшетом, играющим роль горящего камина (и не только ее), отбиваемой в своих мечтах Иоганном под ирландские мотивы бешеной чечеткой, демонстрацией приемов восточных единоборств Гердой фон Риннлинген – поверьте, перечислять все интересные режиссерские ходы можно еще долго!
Большой плюс камерных пространств в том, что зритель ощущает свою сопричастность к происходящему на сцене и переживает более сильные эмоции. Вот и у меня перед глазами до сих пор стоит взгляд Дмитрия Агафонова – как у затравленной собаки - а сердце продолжает сжиматься от жалости к его маленькому господину Фридеману!

0
0
9
Tatyana Lipina
84 отзыва, 84 оценки, рейтинг 7
26 октября 2023

На сцене только одно большое удобное, правда, довольно потертое кресло. Но и его убирают в начале спектакля. Такое большое для маленького господина Фридемана не нужно. Маленький горбатый человечек удобно устраивается на подушечке в низеньком креслице. Ему хорошо здесь, хорошо дома, и даже вполне неплохо в городе, когда он целиком закрывается в своем внутреннем мирке. Скрипка, книги, маленький садик. Ничего волнующего, особенно любовных переживаний, поскольку уже в юности он познал горечь нелюбви – куда ему, горбуну. И так бы и тянулась скучная, но спокойная жизнь маленького господина Фридемана, если бы … Cherchez la femme! И дальше, конечно, трагедия. Новеллу Томаса Манна я не читала. Но в спектакле она звучит, кажется, целиком. Но это не чтение, это настоящая игра, вернее, жизнь. Дмитрий Агафонов в главной роли взрослеет перед нами, мучается и умирает. Играет прекрасно. А как танцует!
Тоже самое можно сказать и об остальных. В новелле действующих лиц немало, но всех их умудряются сыграть три артистки. И очень интересно наблюдать, как меняются образы. Пьянющая кормилица становится младшей сестрой героя, а потом оптовым торговцем Стефенсом. (Евгения Михеева). Мать Фридемана превращается в его старшую сестру (Алёна Стебунова). А доктор, средняя сестра и самое главное - Герда фон Риннлинген – Полина Одинцова.
Очень здорово украшают спектакль пение и танцы – «Незабудка – твой любимый цветок» – неожиданно, привет из настоящего. Ирландская чечетка – супер!
И такие вплетения, как каратистские ката, чайная церемония и т.д.- неожиданно, повторюсь, но мило)
И поскольку все это происходит буквально в двух шагах от тебя – зал камерный, малюсенький, то ощущения удивительные.
Вообще сцена «Игры во флигеле» - ой, я даже на рассказала, что это был спектакль Андрея Гончарова, поставленный в МТЮЗе – очень хороша. Старинный дом с маленькими уютными комнатками, где так приятно перед спектаклем выпить кофейку или чего покрепче, полюбоваться на старинные часы или странноватые люстры. И уже готов воспринимать искусство полной грудью!

0
0
10
Ия Яковлева
246 отзывов, 250 оценок, рейтинг 148
25 октября 2022

Вначале было кресло. Большое, удобное, грязноватое, с высочайшей спинкой и, кажется, песочного цвета. Вышел человек, и стащил кресло со сцены, на которой осталась только маленькая скульптура льва. Потом открылась дверь в глубине сцены, и по стенке поползла взлохмаченная актриса, бубня квази немецкие слова. Это была (по сюжету) пьяная няня. В зюзю пьяная. Ее полу-безумную речь (Евгения Михеева?) прервала хозяйка дома (Алена Стебунова). Красивая ухоженная женщина в пальто, и, как выяснится позднее, с красивым поставленным голосом.
Только теперь началось главное – читка.
В этом спектакле воспроизведен текст новеллы Томаса Манна «Маленький господин Фридеман». Зачитан со сцены и сыгран. Похоже, что полностью. Каждое предложение, в том числе про погоду и природу. Каждый актер не только подает положенные реплики, а проговаривает текст про своего героя. Почему бы нет? Ведь литературный стиль Т.Манна – интересный, а язык – запоминается надолго.
Главную роль бедного богатого мальчика, герра- горбуна Фридемана играет Дмитрий Агафонов. И он такой один. Все остальные (это сплошь актрисы, женщины) берут на себя – «взваливают себе на горб»- многих персонажей. Нам понравились его красные носки, ведь это так близко тексту Томаса Манна, блестящие глаза, местами жалостливый взгляд, и главное – одна сцена, в которой он держал бокал вина перед условным камином в день своего рождения. Этот жест так нарочито и прямо выражал одновременно неуверенность и стоицизм героя.
Три актрисы как три сестры господина Фридемана были милы, утонченны и красивы, что тексту не слишком-то соответствовало. И могло бы выглядеть как провал (но не выглядело). Когда в деревенском клубе ищут, скажем так, для представления Снегурочку, а в деревне одни бабы за 40 остались. Тут прямо наоборот. Нужны некрасивые и толстые, которых замуж не берут, все потому, что писатель так видит. А мы видим перед собой другое – прекрасных нимф, которых расхватают на вальс в первые 3 секунды выхода на паркет бальной залы.
С другой стороны, где взять сейчас толстую некрасивую актрису.
Нарушительницу спокойствия господина Фридемана – Герду – сыграла Полина Одинцова. Вполне себе доминатрикс получилась.
Режиссерские виньетки вроде японской чайной церемонии и буйных ирландских танцев не показались мне органично вписанными, но развлекли и восхитили. Герр Фридеман удостоился заслуженных аплодисментов за сольное исполнение, девочки же отпрыгали практически вхолостую.
Наряды. Брюки цвета фуксии сестер - акцент не хуже красных носков их брата, хотя о таких брюках Томас Манн, похоже, ничего не писал. И их же платьица цвета густой карамели – такие кукольно-красивые.
Трагический финал истории не затрагивает каменных сердец зрителей, которым пофиг на отказы в сексе дам с узко посаженными глазами и боевыми манерами.
Мы подбираем полы своих длинных пальто и уходим, с теплым чувством отлично проведенного вечера у камина в замке, в котором нам рассказали одну удивительную историю.

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все