Главные герои романа — два молодых человека и девушка, которая влюбляется в одного из них, но в итоге выходит замуж за другого… Тем не менее, роман совсем не об этом, хотя любовью он дышит, пронизан и скреплен. Автор романа ищет ответы на вопросы жизненного предназначения, пытается дотянуться до смысла существования каждого из нас… Один из друзей — деятельный, энергичный Штольц, призывает к поступкам, утверждая, что «Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу»; второй — Обломов — не решается созидать, действовать. Почему Обломов ничего не хочет, ничего не делает? Почему даже любовь взаимная, поразившая, как солнечный удар, так испугала его и заставила окончательно бежать из «мира живых»? Кто он — инфантильный «диванный эксперт», человек созерцающий или разочаровавшийся, не желающий «соучаствовать» «мерзостям» этой самой жизни? Загадка романа «Обломов» возникает очень остро именно сегодня, в современном мире так называемого «фриланса», удаленного «общения» и невротического мышления. Мы приглашаем зрителей вместе с нами заглянуть в «театральное зеркало», чтобы чуть лучше понять себя, своё окружение, свой мир и отпустить собственные мысли и чувства в свободное плавание…

Место проведения

Театр им. Комиссаржевской

Театр им. Комиссаржевской

7.2
Бульварная драматургия и эстетика
В самом начале xx века здесь открыла свой театр Вера Комиссаржевская; в 1942-м работал «Блокадный театр». На заре 1990-х годов одной из первых в городе «Комиссаржевка» без стеснения заняла нишу «бульварного театра» — вместо внятных человеческих историй на ее сцене стали появляться всякие «Французские штучки». Однако театр по праву гордится шекспировскими «Бурей» и «Сном в летнюю ночь», мольеровским «Дон Жуаном» и брехтовским «Ваалом» — умными фарсами прославленного болгарина Александра Морфова, который числится здесь главным приглашенным режиссером. Особого внимания заслуживают интерьеры: «Комиссаржевка» сегодня выглядит как при Вере Федоровне — это театр-салон в пастельных тонах.
касса +7 (812) 571 31 02
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 11.00–15.00, 16.00–19.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Обломов»

Фото Сергей Антонов
Фото Сергей Антонов
отзывы: 48
оценки: 50
рейтинг: 7
8

Был на предпремьерном показе спектакля Леонида Алимова "Обломов".
Сразу хочу сказать, что в школе роман Ивана Гончарова мне казался нудятиной страшной. Две вещи мне оттуда запомнились на долгие годы: лениво-протяжное "Захар, Захар!" и риторический вопрос, который я не устаю себе задавать "А жить когда?".
А вот смотреть в минувшую пятницу было не скучно. То ли я вырос, то ли постановка удачная.
Первое действие начинается как и положено - Обломов лежит на диване. Халат, Захар, сомнительные посетители. Что заставляет человека каждый день вставать с кровати и что-то делать? Нужда? У Ильи Ильича имение, приносящее маленькую, но прибыль. Хобби? Ему давно все наскучило. Общение? С его знакомыми - сомнительное удовольствие. Разве что Штольц вызывает в главном герое неподдельный интерес. Жив ли еще Обломов? Пожалуй, да. Но барин спит.
Исполнитель главной роли - Егор Бакулин действительно выглядит обрюзгшим, засаленным, сонным. Никакой симпатии к персонажу не возникает. Но это чувство обманчиво. В диалоге со Штольцем об идеальной жизни, о переезде в имение, о том, что Штольц потом так метко назовет "Обломовщиной", герой Бакулина преображается. Веришь всему, что он говорит. Веришь, что совсем немного надо человеку для счастья, начинаешь сочувствовать. Почему он обязательно должен объездить все страны Европы и прочитать уйму книг, чтобы быть счастливым? Счастье у каждого свое.
Такие качели с настроением зрителей по отношению к Илье Ильичу мне очень понравились!
Любовь смогла вернуть Обломова к жизни. Встретив юное, нежное создание - Ольгу Ильинскую, он пугается неожиданно обретенному счастью и в конечном итоге отказывается от него. Ключом, распахнувшим душу Обломова навстречу прекрасному чувству стал романс. Елизавета Фалилеева, исполняющая роль Ольги, для столь хрупкой и неопытной барышни поет неожиданно прочувствованно, "так, как никогда не пела". Илья Ильич расцветает. Вместе с ним расцветает и сама Ольга. Героиня не по дням, а по часам взрослеет, становится увереннее в себе, в своих чувствах. Кстати, с временными интервалами действительно иногда на сцене случались некие метаморфозы, поэтому не всегда я улавливал - прошел всего час в истории или уже месяц. Ольга три раза дает Обломову шанс, но он все три раза отказывается от нее и, как следствие, от жизни. История не зациклилась, Илья Ильич не уснул на диване под опускающимся занавесом. Если в начале спектакля была последняя маленькая надежда на воскрешение, то в конце - никакой.
Огромное спасибо за этот спектакль прежде всего артистам, сыгравшим очень тонко и цельно.

0
0
...
11 января 2020
Фото Анаит Григорян
Фото Анаит Григорян
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 0
10
Великолепный спектакль, сочетающий в себе очарование классики и динамизм современной постановки.

- Очень хороший спектакль, не пожалеете, что пришли, - с улыбкой говорит женщина, проверяющая билеты.
Впрочем, я и так знала, куда шла; я давно люблю спектакли Леонида Алимова, и разочарований на моей памяти не случалось. К тому же, Леонид Алимов сам играл роль Ильи Ильича Обломова в другом спектакле, который так и называется – «Жизнь Ильи Ильича» и идёт (или шёл, сейчас в афише я его не нашла) в театре «Балтийский дом». Помню, когда мы его смотрели, подруга после спектакля сказала: «Я всё ждала, что Илья Ильич встанет наконец со своего дивана, сбросит халат и переплюнет в работе Штольца, а он вот так и не встал и умер». Тот спектакль был грустный, да и роман Ивана Гончарова – наверное, один из самых трагических в русской классической литературе. Причём, как мне видится, трагедия тут даже не в самой гибели главного героя, а в какой-то мучительной неразрешимости, невозможности ответа на вопрос о предназначении человеческой жизни вообще.
В том, что «Обломова» можно поставить современно, динамично и весело, не потеряв при этом ни толики лиризма и всей этой щемящей тоски о неразрешимых вопросах человеческого бытия, я, по правде, сомневалась, и зря – всё первое действие зал смеялся и каждого артиста провожал аплодисментами. Все эти мелкие бесы, крутящиеся в своей неостановимой суете вокруг милого, доброго, в точности такого, как описан у Гончарова, Ильи Ильича (Егор Бакулин): Волков, Судьбинский, Тарантьев, очень смешны и совсем немного страшны, как и полагается мелким бесам… и когда вертлявый, непрестанно пребывающий в движении Волков (блестящая роль Игоря Андреева) восклицает победно: «А у меня – каждый день занят!», в этом коротеньком восклицании раскрывается весь мелкий суетный повседневный ад, в котором каждый день как будто заполнен кипучей деятельностью, а на деле – пустотой. Каждого своего гостя Обломов называет «несчастным» (кажется, этого эпитета не удостаивается только доктор (Александр Макин), да ведь он, в сущности, единственный из гостей и занят делом) – тут ни слова осуждения, одна только всепоглощающая жалость. Вообще, наверное, это одна из главных черт характера Ильи Ильича – жалость, безмерное сочувствие к миру, сочувствие бездеятельное, а в иных случаях способное только навредить (ведь не иначе, как пожалев свою возлюбленную, Ольгу, Обломов и отвергает её, разбив ей этим сердце). Пока я смотрела спектакль, мне подумалось, что, может быть, именно вот это сочувствие к миру, какое-то слишком тонкое и подробное его переживание и есть причина того, что Илья Ильич «ничего не делает» – слишком сложна его внутренняя жизнь, чтобы оставались силы ещё и на жизнь внешнюю, на всё это чтение-писание, хождение в должность, управление деревней, семейный быт и бог знает что ещё. Обломов – это такой писатель, который ничего не пишет, фантазёр и прожектёр, так долго обдумывающий свои проекты и так глубоко погружённый в свои фантазии, что ни на что другое у него попросту не остаётся времени.
После спектакля подруга сказала: «Знаешь, а ведь мы сейчас, в сущности, увидели, как два энергичных человека (Андрей Штольц и Ольга Ильинская) мучают бедного Обломова. За что они его мучают? Что он им такого сделал?» И вправду – за что? Друг детства Андрей (Родион Приходько) и влюблённая Ольга (Елизавета Фалилеева) пытаются Обломова «спасти», вытащить его из той «ямы», в которой он прозябает, но не случайно именно после визита Ольги, пришедшей объясниться и в последний раз попытаться «разбудить» его, с Ильёй Ильичом случается удар. Отчего так? Почему? Вообще, куда тащат Штольц и Ольга Обломова? К воскрешению ли? Я честно признаюсь, благодаря артисту Родиону Приходько я наконец всё-таки полюбила Штольца – у Гончарова я вовсе не любила этого персонажа, трудолюбивого, как муравей, и гораздо более бессмысленного, чем лежащий на диване Обломов. Штольц Родиона Приходько наконец оказался человечным – он действительно настоящий друг Ильи Ильича, ищущий способа спасти его, а не суровый ментор или вдруг обретшая плоть и заговорившая языком плаката совесть. Но увы, несмотря на всё своё богатое образование Штольц глуповат – «Непрерывный труд – вот весь смысл жизни, по крайней мере, моей!», а что дальше, что за этим трудом, он не только не знает, но даже и не считает нужным знать, трудись да трудись себе с утра до вечера каждый день, потом на смену тебе придут другие труженики, и так без конца, насколько хватит глаз всмотреться в будущее. И вот этой мощной, но какой-то не то что бесплодной, а не вполне направленной и не до конца осознанной энергии не хватает на то, чтобы растормошить Обломова: оно и понятно, душа Ильи Ильича – бездонный колодезь и необъятный океан, что ему эта полезная, но всё же суета, удвоение, учетверение капиталов, хозяйство, коммерция, тьфу.
Второе действие печально: бедный Обломов, бедный Штольц, бедная-бедная Ольга Ильинская – два мира, в которых они существуют, не имеют точек пересечения, и ни старой дружбой, ни даже самой пылкой любовью эти миры невозможно ни соединить, ни даже сблизить, а любая попытка завершается травмой для обоих. И, как часто это случается, комичность первого эпизода лишь усиливает трагизм второго, чем громче смех, тем горше слёзы: Илья Ильич, не предназначенный для суетливого мира живых, уходит в жизнь вечную (в спектакле создан удивительный образ матери Обломова, которую при сценических постановках романа часто незаслуженно забывают, а ведь именно это материнское спокойное тепло, светлое, и вместе с тем затягивающее, как омут, слепо ограждающее любимое чадо от опасностей окружающей действительности – важнейшая составляющая его вселенной. Роль эту исполняют две актрисы: Елена Андреева и Ангелина Столярова, мы смотрели Елену Андрееву и были ею совершенно заворожены), Андрей Штольц и Ольга остаются хлопотать в жизни преходящей, а мы продолжаем жить жизнью Штольца и мечтать где-то в глубине души хоть на день-два уйти в безмятежность, где небо чистое, синее, и ветер только слегка колышет луговые травы, а река чуть слышно плещет о заросший камышом берег.
Отдельно хочется отметить сценографию Владимира Фирера со всеми этими парящими в воздухе стульями, зеркалами и комодом, в которой нет ни одной лишней детали и всё зарифмовано, и ничто не выбивается из герметичного сказочного пространства – всё-таки мира Ильи Ильича Обломова, в который с улицы, с холода, с шумом, со всякими письмами, делами и заботами врываются обыкновенные люди, которые даже и не подозревают, насколько они все несчастны.

0
0
...
26 ноября 2019
Информация от организатора
Информация предоставлена театром им. Комиссаржевской
Главные герои романа — два молодых человека и девушка, которая влюбляется в одного из них, но в итоге выходит замуж за другого… Тем не менее, роман совсем не об этом, хотя любовью он дышит, пронизан и скреплен. Автор романа ищет ответы на вопросы жизненного предназначения, пытается дотянуться до смысла существования каждого из нас… Один из друзей — деятельный, энергичный Штольц, призывает к поступкам, утверждая, что «Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу»; второй — Обломов — не решается созидать, действовать. Почему Обломов ничего не хочет, ничего не делает? Почему даже любовь взаимная, поразившая, как солнечный удар, так испугала его и заставила окончательно бежать из «мира живых»? Кто он — инфантильный «диванный эксперт», человек созерцающий или разочаровавшийся, не желающий «соучаствовать» «мерзостям» этой самой жизни? Загадка романа «Обломов» возникает очень остро именно сегодня, в современном мире так называемого «фриланса», удаленного «общения» и невротического мышления. Мы приглашаем зрителей вместе с нами заглянуть в «театральное зеркало», чтобы чуть лучше понять себя, своё окружение, свой мир и отпустить собственные мысли и чувства в свободное плавание…