Спектакль

Спектакль Московский хор

Постановка Театр им. Маяковского

7.4
© Афиша
1/8
Людмила Петрушевская — без сомнения, ключевая фигура современной российской словесности, а «Московский хор» — одна из самых масштабных пьес автора. В центре внимания три поколения одной некогда большой, дружной и счастливой семьи. Множество судеб, которые сливаются в многоголосие, в хор людей, которые слишком много пережили и теперь стараются начать жить заново. Режиссер Никита Кобелев вместе с художником Моникой Пормале (Латвия) выстраивают особенное пространство, разместив зрителей на сцене, а действие спектакля переместив в исторический зал Театра Маяковского, стены и кресла которого хранят память этого места и тех людей, которые сюда приходили.
Информация предоставлена театром им. Маяковского
Возраст16+
Дата премьеры21 мая 2019
Продолжительность3 часа, 1 антракт

Участники

  19

Специальные предложения

Скачать приложение
Подарочные сертификаты
2Пьеса может быть и хорошая, но зритель этого не узнает из-за ужасной акустики.

Дерзкий режиссер поставил смелый театральный эксперимент. Зрители расположились на сцене, на стульях. Актеры действуют в зале. Возможно замысел был хорош, но на деле получился провал. Неудобно всем: неудобно актерам, лавирующим между рядами кресел; неудобно зрителям, напрягающим органы чувств, чтобы расслышать и понять, что происходит на сцене (то есть в зале, ну вы поняли). Сюжет непростой: речь о судьбах большой семьи, прореженной безжалостной эпохой войн, голода и террора. Москва, 1956 год. Персонажей много. Евгения Симонова, старая театральная школа, подает реплики четко, громко, на пределе голоса, но и ее слышно плохо; иных не слышно совсем. Дело в том, что театральная акустика поглощает звуки, идущие из зала. К антракту зритель понимает, что окончательно потерял нить, и готов сдаться. Единственное, что может удержать остаться досмотреть пьесу до конца - это хор. Хор хорош. Хор слышно.

16 февраля 2020
10Качественный спектакль с прекрасной актерской игрой и интересными режиссерскими находками.

Недавно видела передачу, где Евгения Симонова пела с дочкой. Я понятия не имела, что она так здорово поет. Поэтому когда случилась оказия, ни секунды не раздумывала - идти или нет на спектакль "Московский хор" в театр им. Маяковского. Это потом я узнала, что это история, очень нелегкая история одной семьи, а сначала я просто шла послушать, как красиво поет любимая актриса.
Все было - и пение, и история, и много всего необычного, и масса всего обычного и от этого еще более шокирующего.
Начну с вешалки. Точнее, начну с того, что сразу повергло в некоторое недоумение. Мы, зрители, сидели на сцене, а все действие происходило в ... зрительном зале. Пару раз артисты к нам на сцену все-таки забегали, но в основном были там, внизу. Знаете, мне понравилось видеть зал, это красиво, я даже позавидовала артистам немного, ведь они его видят в других спектаклях постоянно, а красивое хочется видеть.
Кратко: история одной семьи на протяжении пары лет с 1956 года. Время оттепели, когда реабилитировали и возвращали "врагов народа", время всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Автор сценария - Людмила Петрушевская, которая вообще не нуждается в представлении. Главная героиня как раз и есть Евгения Симонова - Лика, она мать, бабушка, свекровь, сестра, тетя и т.д. Она немного чудаковатая, со своей логикой, стремящаяся соединить разбросанную жизнью и строем семью, желающая добра сыну и при этом становящаяся на сторону невестки. Что примечательно, Симонова здесь играет со своей дочкой Зоей Кайдановской. И ей не сложно играть свою привязанность) Но вообще игра впечатляет. Интеллигентная актриса вдруг начинает кричать, растягивать слова, словом, становится Ликой.
А ее сестра Нета в исполнении Татьяны Орловой - это ж вообще уникум, запропагандированный до мозга костей механизм, который даже не выглядит человеком. Прекрасная игра Орловой, очень люблю ее, всегда считала комедийной, но она оказалась весьма разносторонней актрисой.
Главная мужская роль - сына Лики - у Михаила Евланова, который 14 лет до этого спектакля не играл в театре, а активно снимался в кино. Он не плохой тут человек, тут нет вообще плохих и хороших, все и плохие в чем-то, и хорошие одновременно, как в жизни, собственно. А Саша безответственный любвеобильный товарищ, который, имея трех детей у одной жены, пошел на сторону и наплодил еще двоих (думаю, это не предел). Вот только заботиться о них у него не получается, да и не очень хочется. Когда прижимает, он бежит к мамочке, которая и должна решить его проблемы. Весьма типичное поведение, сейчас таких примеров - каждый третий, если не каждый второй.
Очень интересное решение с портретами. Их выносят и ставят на кресла в зале. Это портреты ушедших людей - родных и близких, знакомых и даже великих, но всех уже ушедших. И получается, что в зрительном зале много лиц - живых и не очень.
И да, почему же хор? Просто параллельно истории семьи идет рассказ о московском хоре, в котором участвует вся семья и их знакомые, хор готовится к фестивалю молодежи и студентов и репетирует, поет, живет. Много музыкальных вставок как будто дают краткую передышку в тяжелой истории. Но снова возвращают обратно с последними аккордами.
Я все время думала, как тяжело артистам пробираться между рядами зала, девочкам ходить даже по подлокотникам. Это ж сколько они синяков набили, наверное, пока репетировали!
В итоге спектакль, который длится 3 часа, засел у меня в голове на несколько дней. Я мысленно возвращаюсь и возвращаюсь. И очень советую посмотреть всем. Это и наша история, и оригинальное воплощение, и отличная игра актеров, и музыка.

23 декабря 2021
8

Придти послушать и посмотреть на один «Московский хор» можно, например, в театр Маяковского.
Актеры так хорошо поют. Чисто и трогательно, лучше, чем в филармонии.
Песню «Летите, голуби, летите» (музыка Исаака Дунаевского) прямо в начале спектакля исполняют.
На хористах - пальто, беретки, шапочки, ботиночки - всё из прошлого века.
Они и дальше продолжат петь, но уже музыку церковную. Баха, например
И это будет самое лучшее из представленного, в смысле красоты и этичности. Помимо Евгении Симоновой и Татьяны Орловой, отдельных шедевров московской театральной природы.
Получается вот что: когда люди поют – они интереснее, красивее и счастливее, чем когда делают все остальное. Такая тема.
По сюжету пьесы – гармонии в отношениях людей – так и не возникнет, и не предвидится, зато узнаваемо многое в бытовой частной жизни – постоянно встречающееся и довольно банальное положение дел. Кровные, но весьма злые родственники, снова не простят никому своих же проблем. Несчастные семьи, в которых женщинам надо крепко держаться за мужа, но он все равно предаст, как ни держись, чуть устала, и всё кончено. Хотя вообще-то люди здесь - вполне симпатичные, не хуже других, однако все же до совершенства далеко им максимально.
Хотя послушаем – когда они поют хором – как раз близки, этому недостижимому в их жизни, совершенству.
Замечательная идея пьесы растворяется в постановке, простой и скучной, но не исчезает. Из-за того факта, что артисты и артистки поют. Главное никуда не денется, как ни переставляй фигуры.
Режиссер Никита Кобелев посадил зрителей на сцену, а артистов запустил в зал, лазить между кресел. Неудобно всем, в результате, но и жизнь одной московской семьи, рассказанная Л. Петрушевской – тоже не особо удобная.
Допустим.
Второе – выносят большие фото в жанре «из семейного альбома», громоздкие такие, вот и не захочешь, все равно будешь смотреть. Это как в гостях, тебе не хочется разглядывать фото тети, дяди и кузины хозяйки дома, а придется. Не всегда приятная часть визита – такие альбомы, а то и вовсе скучная. Но прикроем ротик ладонью, посмотрим, что показывают кроме фотографий в рост человека. Стопроцентно некрасивое показывают. Милых людей и их страдания, предательства, измены, непонимание, все знакомое, повторяющееся, изо дня в день, из века в век. Хотелось бы прекратить, но у людей, даже таких симпатичных, это совсем не получается.
"Все люди делают зло. Это так было задумано", говорят со сцены из зрительного зала, или не говорят, но в тексте пьесы это есть.
Лику, пытающуюся сохранить семью, такую интересную и забавную, играет Евгения Симонова. Бесподобная.
Во всех деталях, и когда скребет ложкой по кастрюле, и когда привирает насчет слепоты, и вообще – от нее глаз не оторвать, такая любопытная и притягательная.
Сына Лики – Сашу – играет Михаил Евланов. Нормально все в нем, но покорителем женских сердец не смотрится, и ему это в укор обычно ставят. А почему? Он ж положением в обществе своим привлекает женщин, а не телом комиссарским, такое тело (с правильным положением в обществе) может быть любым. И оно обладает властью и преимуществом привести к одной своей семье другую в одну квартиру и чувствовать себя при этом правым и даже немножко обиженным, раз уж не все счастливы таким раскладом. Ну как это иногда принято говорить – «потому что могу».
Вот Михал Михалыч (Дмитрий Прокофьев), брат мужа Лики, не может, поэтому и ищет даму («чтоб собственная комната была»), и ведь не получается, хотя такие красивые валенки на нем. А помогают не валенки или даже усы зачастую.
Очень любопытная парочка Неты и Любы, мамы (двоих дочерей) и ее любимой дочери. Они - жертвы, но агрессивные, старая большевичка и ее безусловная поддержка. Актриса Татьяна Орлова (Нета) – огонь, из ада в том числе, невероятно крута. Такая непростая героиня – квадратная, злобная, необучаемая (необучаемая любви, прежде всего) и интересная, конечно. Таких пираний бы за стекло, а Лика в дом себе приводит, ну и благодарность родственников реально не имеет границ, границ присутствия какого-то блага. Стыдно за них, в том числе, на сцене зрителю, который сидит и наблюдает. Пусть и видел в своей жизни таких же, но..одно дело в своей.
Еще яркая особа – Валерия Куликова - в роли Лоры, у нее есть голосочек и шапочка, очарование подбитого олененка и странноватой феечки - все вкупе ее выделяет.
И руководитель хора – Юрий Соколов – тоже, он вообще из жизни будто б вырезан, из настоящей хоровой жизни, и перенесен в театр как есть, со всеми словами и жестами.
Так что все правда. Мы все – хорошие (не очень), все – странные, но раз живешь человеческой жизнью, лучше еще петь в хоре. Иначе хуже будет.

9 декабря 2021
8

Этот спектакль необычен тем, что все действие происходит в зрительном зале. Мне уже доводилось смотреть спектакли сидя на сцене, но при этом и актеры располагались на той же сцене. Тут же все герои «Московского хора» перемещались в зале меж кресел. Возможно, таким решением режиссёр хотел подчеркнуть всю сложность ситуации в которой оказались герои. Все-таки смотреть на зал со сцены, это просто невероятные ощущения, тем более на такой красивый как в Маяковке.
Спектакль сложный. Постановки в которых поднимаются вопросы напряженных семейных взаимоотношений, мне обычно даются очень не легко. Однако, «Московский хор» смотреть было интересно. Нарастающая напряженность переодически снималась прекраснейшим хоровым пением. Когда герои начинали петь, происходило то самое единение, которого им так нет хватало в жизни.

16 октября 2021
Все отзывы
Спектакли недели: «Я не участвую в войне» и песни Егора Летова
Спектакли недели: «Я не участвую в войне» и песни Егора Летова
Спектакли недели: «Я не участвую в войне» и песни Егора Летова
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
9 московских опер, которые стоит увидеть
9
московских опер, которые стоит увидеть
9 московских опер, которые стоит увидеть
11 спектаклей мая
11
спектаклей мая
11 спектаклей мая
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость