Спектакль

Спектакль Мелкий бес

Постановка Театр Романа Виктюка

© пресс-служба Театра Романа Виктюка
1/5
Самый известный роман главного мистика литературы Серебряного века Федора Сологуба «Мелкий бес» главный волшебник театра XXI века Роман Виктюк ставит как магическую расшифровку колдовских букв и слов. Настоящий творец – единственный, кому подвластно менять реальный мир по своей воле. Этим владел автор романа, владеет этим и Виктюк. К «Мелкому бесу» он обращался уже дважды – в Таллинском театре и в Московском театре «Современник», где спектакль имел бешеный успех у публики. Третье обращение великого мастера режиссуры к великому тексту несет совершенно новые смыслы, новую эстетику – то, что актуально именно сейчас, в веке технологическом, веке прогресса, зачастую уничтожающем духовное в людях. Нашему миру сейчас отчаянно не хватает познания себя и стремления к гармонии, поэтому и возникнет на сцене Театра Романа Виктюка новый, особый, колдовской мир – мир Недотыкомки, того самого беса, который, существуя лишь в воображении главного героя и будучи мелким, способен при этом управлять вселенной. И это зрители увидят собственными глазами. Дмитрий Бозин в главной роли Передонова покажет глубь души нечеловеческого, слитого с Бесом, существа так, как умеет только он. Ничтожный, обычный человек, школьный учитель Ардальон Борисович переродится на глазах у публики в полное собрание всех грехов и слабостей человеческих, в воплощение самой темной из сторон людского племени. Что за этим последует? Предсказать развитие сюжета вряд ли смогут даже те, кто читал роман Сологуба. Потому, что в Театре Романа Виктюка возможна любая неожиданность – особенно, когда на сцену выходит ведущий актерский состав театра. Сценическое воплощение «Мелкого беса» в XXI веке станет диагнозом времени, но мы знаем, вовремя поставив диагноз, можно обрести спасение – как мира, так и отдельного человека.
Предоставлено организатором
Возраст18+
Дата премьеры1 марта 2019
Продолжительность2 часа, без антракта

Участники

  16

Специальные предложения

Скачать приложение
Подарочные сертификаты
Что это было
5Разочарование

Я откровенно была разочарована. Я обожаю спектакли в театре Виктюка. Это всегда наслаждение красотой и цельностью постановки. Но здесь... Здесь слишком много деталей и образов, которые никак не хотят складываться в единую картину... Слишком много надрыва, который в итоге утомляет, и под конец спектакля ты уже перестаешь сочувствовать происходящему на сцене, но хочяешь поскорее уйти.... Здесь слишком много всего... Лишнего.

24 июня 2019
1

Ужасно и пошло, но хорошо, что не на три часа. К книге отношения не имеет.

19 января 2021
Браво
10

Ровна поверхность моего зеркала, и чист его состав.
Многократно измеренное и тщательно проверенное,
ОНО не имеет никакой кривизны.
Уродливое и прекрасное отражаются в нем одинаково точно.
(Федор Сологуб)

«ОНО» не имеет кривизны, потому что искривлено изначально и между уродливым и прекрасным стоит знак равенства.
….и страннее всего из странных и необъяснимых наших отголосков мыслей, как это можно не почувствовать озвученные Федором Сологубом (по рождению Тетерниковым) наши собственные мысли, страхи, фобии, подозрения, недоверия, мысленные недомогания, извращенные домыслы и суеверные желания.
Готовы присягнуть суду, что не подвергались нападкам бесполого существа, которое Ардальон Борисович называет «Недотыкомкой»?
Пожалуй, надо выпрямить горбатую спину, когда по ней хлещут плеткой истерии и насилия. Сутулость не поможет. На сцене происходит театральная демонстрация нашей же реальности, возможно, с отсылом в прошлое, в безупречно выполненной цветовой гамме Малевича, среди человеческих обломков, выхваченных четким театральным объективом Романа Виктюка.
Сологуб писал книгу в течение 10 лет и закончил в начале прошлого века Автобиографическими воспоминаниями «Мелкого беса» вряд ли назовешь, хотя, сам Федор Сологуб признавался, что кое-что почерпнул из жизни одного уездного города, где был учителем в гимназии и наблюдал за его жителями и местными нравами. Однако, некоторые чересчур дотошные наблюдения губительны. Они сродни подглядыванию и копанию в чужом белье. Заглядываться можно, а вот подглядывать. Но если решитесь на этот шаг, не удивляйтесь, что можно написать роман «Мелкий бес».
Мало что изменилось, правда? Язык стал современнее, изменилась мода, поколения ipad полностью растворилось в беспроводных технологиях посткомпьютерной эпохи. Но тревожные и деструктивные амбиции продолжают нажимать на важные рычаги нашего сознания. В нужный момент одерживают победу со счетом 1:0 в пользу «мелких бесов». И совсем не надо для этого сходить с ума. Вернее, люди сходили с ума, в большинстве случаев из-за душевной болезни, или из-за пустяка. Разве не пустяк «доходное место» в виде должности директора гимназии какого-то захолустного городка. Стоит ли копья ломать ради такой цели, тем более, сходить с ума?
Хотим-хотим-хотим и много-много-много. Чем старше, тем больше. Сначала по мелочи и пробуя на вкус. Взрослея, находим веские аргументы «почему». Потом крупными купюрами, желательно без сдачи и налом. Кто-то шепчет про «безналичный расчет»?! Только наличкой и сразу! Аргументов много и почти все рядом, яркие примеры благополучия и достатка.
У великого Федора Достоевского почти всегда раскаянье и возможность в зеркале увидеть, все-таки, себя.
У «современного» писателя Федора Кузьмича прекрасное и уродливое в зеркале имеет одно лицо. Возможно, поэтому на помощь и приходят обезличенные картины Малевича. Фрагменты этих рисунков служат настоящим украшением сцены. Палитра сочных, естественных и почти мирных красок настраивает совсем на другой, почти идиллический сюжет. Среди велосипедов, велотренажеров, длинных ковров линолеума, картонных дворцов и иероглифов возникают люди без лица, одетые, как и сцена в «Малевича».
«Будучи живописцем, я должен сказать, почему в картинах лица людей расписывались зеленым и красным. Живопись — краска, цвет, она заложена внутри нашего организма. Ее вспышки бывают велики и требовательны. Моя нервная система окрашена ими. Мозг мой горит от их цвета». (Каземир Малевич).
Именно такое визуальное пиршество происходит на сцене, когда герои «Мелкого беса» выходят/выбегают/вползают в своих изумительных костюмах. Схожесть и взаимодействие в воспаленном творческом воображении трех спусковых крючков: писатель-художник-режиссер выводят нас из равновесия. Не поддаться очарованию такой сплоченной системы может только очень…очень…сумасшедший человек. Но мы же нормальные!?
Антигерой Передонов (Дмитрий Бозин) платит сполна, разрушаясь и разлагаясь на галлюцинации, мании преследования, патологические объяснения, яростные всплески шизофрении и паники, доводящие его до убийства.
Но кто вокруг него? Не лучше, не хуже. Возможно, примитивнее, поэтому не сходят с ума ЯВНО, а живут, как червяки, или насекомые. Не только он издевается над юным гимназистом Пыльниковым (фосфорически отрешенный и хрупкий образ в исполнении Игоря Неведрова). Многие вокруг слепо верят чужим наветам. Чем лучше безжалостно-рассчетливая Варвара (Екатерина Карпушина), которая ради собственной выгоды выдумывает историю про назначение и подговаривает наивную на первый взгляд Грушину (Людмила Погорелова) помочь ей. Светлый дуэт в виде Пыльникова и Людмилочки (Анна Подсвирова) также может вызвать множество сомнений: совсем юный гимназист, понравившийся зрелой девушке, которая испытывает романтические чувства и учит его переодеваться в женские наряды. И сплетни, наветы, домыслы. Скука провинциального ханжества и лени. Страх самосохранения и наказания удерживает почти всех от решающего шага, который нашептывает Недотыкомка своей жертве. Убийство может подходить под любые категории сумасшествия, но остается тем, чем изначально является. Маска смерти плотно прирастает к тому, что совсем недавно было лицом, пусть искаженным гримасой и ненавистью, но с человеческими чертами.
«Мелкий бес» причиняет максимальную боль не только персонажам, но и зрителям. В определенный момент среди круговорота сплетен, насилия и клеветы, трудно не спутать галлюцинацию и бред воспаленного воображения с реальностью. В воображаемом пространстве, а оно всегда присутствует в спектаклях Романа Виктюка, между сценой и зрительным залом возникает некий чувствительный портал. Вовремя поспевает Маскарад в захолустный город, чтобы показать отличительные достоинства «вкуса» у тех, кого почти нельзя называть людьми.
Слушая монологи Передонова и его перешептывания с Недотыкомкой (Михаил Урянский), у многих возникает ощущение перерождения существа, который когда-то был человеком. Но герой не опускается на дно жизни, как доктор Джекил и его альтер эго мистер Хайд. Жизнь спускается к Передонову на дно и по капельке вытекает из его тела, глаз, души. Заговоры плетутся не только в его воспаленном сознании. Тонкая материя реальности рушится и есть тому причины. Окружающие становятся ядовитыми тенями. Рушится завеса между настоящим и выдуманным.
Хаос побеждает. Уверенно побеждает под хитовый шансон «дорожного радио» и маскарадный канкан. Сплетение разных стилей в музыке вызывает надрывный смех.
Но душа требует сочувствия, когда тело уничтожено.
В виске бьются однополые слова, которые так бережно подкармливает человеческими низостями Федор Сологуб. Чувственность и бесчувствие в какой-то момент объединяются. А «мелкие бесы» уже почти не скрывают, что могут укрыться в зале, среди нас. Они то путаются под ногами, то уверенно пытаются сбросить нас с наших мест.
Роман Григорьевич всегда внимательно смотрит в зал, то снимая, то надевая очки. Кого, он хочет увидеть среди нас? Кого он видит в зале, когда стоит рядом со своими бесстрашными артистами?
P.S.
Измотал я безумное тело,
Расточитель дарованных благ,
И стою у ночного предела,
Изнурен, беззащитен и наг.
И прошу я у милого Бога,
Как никто никогда не просил:
— Подари мне еще хоть немного
Для земли утомительной сил.
Это, кажется, тоже написал Федор Сологуб…
30 сентября 2019

30 сентября 2019
Браво
10

Герой романа Федора Сологуба "Мелкий бес", Ардальон Борисыч Передонов, потихоньку сходит с ума. Да если жить одной мыслью, исступленно мечтая о повышении в должности, то навязчивая идея точно должна довести до помешательства. Но в спектакле Романа Виктюка, похоже Передонов не в себе с самого начала. Об этом говорит и иллюзорный греческий портик, построенный из облаков (сценография Владимира Боера), откуда появляются и куда уходят герои спектакля, и постоянно сопровождающий героя Недотыкомка (Михаил Урянский), да и поведение главного героя (Дмитрий Бозин) явно не соответствует человеческим нормам. Бозин практически не уходит со сцены в течение всего спектакля, к его герою стягиваются все нити повествования, этими невидимыми нитями окружающие его люди опутывают несчастного учителя словесности в гимназии небольшого провинциального городка. Но и Передонов как паук опутывает в липкую паутину своего безумия всех, кого встречает на своем пути. А людишки эти в основном мелкие и недостойные. И не зря Ардальону Борисычу везде мерещатся мерзкие завистники, которые только и ждут случая подставить его, испортить карьеру. Его сожительница Варвара (Екатерина Карпушина) - грубая, неряшливая, вульгарно раскрашенная женщина - только и мечтает как бы обманом Передонова женить на себе. Для этого идут в ход и поддельные письма, и нереальные обещания. Эта женщина одержима идеей венчания с Передоновым, а он, в свою очередь, — получением должности. Уже имеем двоих не совсем нормальных. Да и приятельница Варвары - Грушина (Людмила Погорелова) симпатий никак не вызывает, как и сослуживец Передонова Володин (Павел Новиков). Володина даже и не жалко, когда Передонов набрасывается на него с ножом и убивает.
Кажется, в целом городе нет никого, в чьём сознании живы ещё такие понятия, как доброта, честь, вежливость, терпимость. Каждое событие завязано на каком-то пороке или несуразности. Люди замечают только недостатки других, игнорируя свои собственные, обсуждают и осуждают друг друга.
Только Саша Пыльников (Игорь Неведров) в этом липком и жутком хаосе, как луч света в темном царстве, парит над миром безумия. Даже внешне Пыльников, и тянущаяся к нему Людмилочка (Анна Подсвирова), отличаются от ярко-безумной толпы горожан.
Наверняка нелегко быть актерами театра Виктюка. Кроме актерского мастерства надо обладать прекрасной физической подготовкой, чтобы совершать на сцене головоломные трюки. Но даже среди этих великолепных актеров выделяется Дмитрий Бозин - любимейший актер Романа Григорьевича. Кажется Бозин может все: хотите, станет невероятной красавицей, хотите - отвратительным убийцей.
Спектакль театра Романа Виктюка "Мелкий бес" смотреть нелегко. Да он и поставлен не для отдыха и развлечения. Все полтора часа от зрителей требуется напряженное сопереживание, сострадание и эмпатия. Требуется нелегкая работа души. Этот спектакль, призыв к защите от самораспада, эгоцентризма и эгоизма. Пришедшим на спектакль зрителям предстоят полтора часа трудной работы, но, поверьте, оно того стоит.

23 апреля 2021
Все отзывы
Что смотреть в театре в июне
Что смотреть в театре в июне
Что смотреть в театре в июне
9 московских опер, которые стоит увидеть
9
московских опер, которые стоит увидеть
9 московских опер, которые стоит увидеть
11 спектаклей мая
11
спектаклей мая
11 спектаклей мая
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость