Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль в Санкт-Петербурге
Лишний человек

Постановка - 00 Театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом

Расписание сеансов

О спектакле
«Евгений Онегин» — один из самых важных русских романов. Национальная принадлежность автора здесь важна как смысловая единица. Русская тоска (вместе с попыткой найти цель) — главное действующее лицо. И, как каждое большое литературное событие, он имеет множество трактовок и предположительных смыслов. «Лишний человек» — не прямая инсценировка романа. В этом спектакле перед актерами стоит другая задача: показать как варианты прочтения романа меняют смысл произведения. Цель спектакля: с помощью живого действия понять какие уроки он может дать нам здесь и сейчас.
  • Лишний человек – афиша
  • Лишний человек – афиша
  • Лишний человек – афиша
  • Лишний человек – афиша
  • Лишний человек – афиша
Драматический, Классическая драма
16+
Юлия Агеева
2 часа 30 минут

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Матросова Евгения
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 3
23 января 2019
Постановка, которая вызывает споры и размышления, а значит - нелишняя

Нечасто я пишу театральные отзывы. Сказать честно, это мой первый и, вероятно, самый запоминающийся. Отсутствие опыта постараюсь восполнить честностью и прямотой.

Итак, спектакль "Лишний человек".
Что увидела я (стараюсь писать общими фразами, не раскрывая важных сюжетных линий, чтобы "не спойлить"):
- интересная режиссерская задумка, дающая зрителю возможность оценить два различных варианта проживания одной и той же истории. Здесь не только стоит проблема выбора, но выбор делается и не раз, и зритель наблюдает, что происходит при каждом реализованном выборе;
- качественная, самоотверженная игра актёров. Все старались дать зрителю максимум. Спасибо!
- оригинальное начало, которое навеяло размышления а-ля "все мы смотрим спектакль, пока кто-то пришёл на спектакль с нашим участием";
- несколько шикарных напряженных сцен (просто люблю их).

Чего мне не хватило:
- более глубокого раскрытия темы "что такое искусство и кто мы в нём";
- кульминации - казалось, что вот-вот оно случится, но не случилось. Не дожали, совсем чуть-чуть;
- напряжения в сцене с чтением письма Татьяны несколькими девушками - кажется, если бы первая девушка начинала чтение и не останавливалась, вторая присоединялась к ней через две строчки и тоже не останавливала чтение, потом третья ко второй - через две строчки и т.д., то этот многоголосый гул точно заставил сжаться любое женское сердце;
- немного юмора (эх, его всегда мало).

Чего было много: "факов", "факов", "факов, факов, факов"...При этом актёр обладает довольно большой пластичностью и широкими возможностями проявления эмоций. Думаю, он мог бы и иначе выразить своё отношение к миру.

Какие вопросы остались без ответов:
- почему спектакль называется "Лишний человек"? Показалось, что лишним на этом празднике жизни был Ленский. Но это шутка, конечно;
- что символизирует горох в финальной сцене: принятие своих ошибок и очищение или наказание?

3
0
9
Алексей Архипов
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
24 января 2019
Достойное произведение

Отзыв о спектакле "Лишний человек".

Быть или не быть? Для Ленского не вопрос... Шутка.

Что Вы будете делать, если ядро Ваших желаний и чувств будет разрушено неумолимой скачкой реальности?
А если погонять ее будет не кто иной, как Вы сами? Готовы ли Вы принять ад, созданный своими руками, созданный не в Вашей реальности, но и в реальности Вашего близкого человека?

Евгений Онегин - история известная. Если Вы читаете это и ничего не знаете об Онегине, то что Вы тут делаете?)
Тем не менее вопросы, которые в истории этой были подняты - так в воздухе и висят. Понятное дело, что Пушкин не первый кто их затронул, но чем он хуже прочих? Его сценарий прекрасно поможет любому спокойно живущему и чурающемуся диких эмоциональных порывов человеку прощупать свои скрытые границы этики и подрасшатать оковы привычного самовосприятия. Ведь зачастую для этого мы и ходим в театр, разве нет?


(ВНИМАНИЕ! следующий абзац легкий спойлер ради красного словца, если хотите воспринимать спектакль свежо - пропустите его)
Автор спектакля долго не запрягал. Правда первые десять минут представляют из себя довольно дикое буйство эмоций и полное отсутствие конструктивного начала в действии. Я, к сожалению, не до конца понял что именно это означало, поскольку аналогий можно провести слишком много, а выбрать из них наиболее подходящую - для меня оказалось делом неподъёмным. Тем не менее это отличная эмоциональная встряска для того чтобы пройдя маленький, почти уютный, катарсис - мы смогли далее основательно погрузиться в основной сценарий. Так что не думайте уходить в самом начале, даже если парень на первом ряду в голос заявит о том, что это ересь какая-то. Этот парень Онегин и в жизни он, как Вы увидите, разбирается не так хорошо, как хотелось бы)))

(дальше особого спойлера нет, да и какой там спойлер в Евгении Онегине)
Основной сюжет является по сути дела выжимкой из сюжета своего классического предка, тем не менее выжимкой вполне конкретно направленной на базовый личностный конфликт главных героев. Все второстепенные персонажи второстепенны и это прекрасно. Эта пьеса не художественное произведение, призванное насытить Вашу душу впечатлениями, это хирургический скальпель, который вскроет Ваше эмоциональное сознание и даст возможность воспринять жизнь несколько глубже и печальней, чем это происходит, когда Вы скучаете в вагоне метро или в автомобильной пробке по дороге с утра на работу. Поэтому он рассматривает самое главное, но рассматривает пристально.

Трагедия Онегина в том, что его сердце и его ум живут в разных временных измерениях, движутся с разной скоростью. Ум его уже стар, всё ему противно, всё скучно и все скучны. Сердце его в действительности слишком долго слушало ум, а своим "умом" не разжилось, в итоге прозябает в бедности чувств и серости будней без сколько-нибудь ощутимого колыханья. И признанье Татьяны он опять же воспринимает умом и поверхностью своего сердца. Не вникает. А может у него просто не осталось сил. Тем не менее, автор делает ощутимый акцент на том, что Онегин искренне не хочет Татьяне зла и не хочет обижать ее, а потому отказывает ей во взаимности. Ну или это я так воспринял. Тем не менее, запомните это. Онегин поступил искренне. Но Татьяне от этого не легче.

Потом история с Ленским, который здесь очень такой герой третьестепенный, и нужен только для того, чтобы его убили. Ему даже не посопереживаешь особо, да это и не нужно. Но мы все понимаем, что Онегин с этого загрустил и закручинился. Мы просто должны отметить этот факт его биографии.

А потом проходит время и Онегин ощущает все сильнее сколь сильную ошибку он совершил, отправив Татьяну лесом. И сердце его все-таки запускается с толкача внутренних перипетий. Вот только поезд ушел, цирк переехал, и даже клоуны уже расходятся. Татьяна перегорела. Ну и у нее есть муж. Общественное мнение никто не отменял, обиду человеческую тоже. Обиду на то, что самые искренние чувства не были приняты. Так что шансов у Евгеши ну просто никаких.

И вот тут-то начинается настоящая феерия. Что же ощущают Евгений и Татьяна, каждый из которых в свой срок находится на этапе униженного просящего и не по своей воле, но несколько надменного, отказывающего? Автор, на мой взгляд, поступает очень интересно и дает нам возможность посмотреть на внутренний мир героев в двух вариациях, описывать которые с целью передать их смысл я не хочу и не берусь, эта грань где-то тонка, а где-то и вовсе отсутствует, потому что порой эти две вариации попросту качественно отличны друг от друга. Но именно это составляет львиную долю пьесы, именно эти гаммы чувств, для каждого варианта Татьяны свои. Что ощущает Татьяна и как она вообще воспринимает жизнь? Как она действует? Каковы оттенки ее эмоций?

Что ощущает Онегин? Что вообще может ощущать человек, который потерял, возможно, самое ценное в жизни, а винить в этом некого, кроме себя? Что ощущает человек, который уже почти вовсе не связан обычными путами этого мира, состоящими из социальных протоколов, приятельских бесед, церемоний, политических взглядов, филосовских концепций и прочего прочего прочего хлама, который каждый из нас набирает в ходе своей жизни, что же ощущает этот человек, понимая что именно из-за этого хлама он и потерял то, чего так жаждет теперь? Пьеса не столько расскажет об этом, сколько достаточно подробно даст Вам это ощутить.
В какой-то момент я задумался, а так ли уж он был в этом виноват? Не сама ли реальность направила его по этому пути? Ведь не было злого умысла в его отказе, не было злого умысла в его попытке Татьяну все же вернуть. Но реальность не сосед, с ней не покуришь вечером на крылечке и не поговоришь толково, она просто происходит.
И вот тут автор делает легкий сюжетный твист и формирует параллель нашего печального героя с самим что ни на есть принцом Гамлетом. Замахнулись аж на ВильЯма Шекспира, какогО?!.. И я хочу сказать, что параллель прекрасная. Во всяком случае, как я это воспринял. Монолог о том, быть или не быть и смиряться ли пред бурею, что насылает на нас внешний мир, или же без сомнений встать на путь сражений до последнего со всем, что тебе неприятно - что из этого правильнее? Часто люди любят говорить, что когда на Вас прыгнет тигр - Вы врядли будете так размышлять, вы просто побежите. Но известна также и история о Будде, который в одной из своих прошлых жизней, уже, видимо, будучи на пути к освобождению от страданий, самовольно отдал свою жизнь ради жизни тигрицы и ее детей и считал это более правильным для себя поведением. Онегин в своих переживаниях, которые были вызваны в том числе скукой жизни, старается искренне вести себя, и если уж он чувствует усталость от жизни - он искренне в этом себе признается. И, возможно, тут он даже начинает в чем-то приближаться к подходу Будды.

И в соответствии с этими вопросами Принца Датского - Татьяну мы видим в двух ипостасях. Смирившуюся и полную борьбы. Борьбы жестокой, до самого центра ее естества, выламывающей самую суть ее чувств словно дверь во время проверок ОМОНа. Смирившуюся настолько, чтобы сохранить некую человеческую составляющую, и воспринять произошедшее как опыт, тяжелый, но терпимый. Хотите ощутить это? Значит, Вам стоит сходить на спектакль.

Онегин же для каждой Татьяны тоже будет свой. Их души словно части одного существа, которое проповедует тот или иной принцип. И это удивительно, как при одних и тех же словах разнятся ощущения от сцен. Насколько иначе воспринимаются пиковые сцены, даже концовка. А может даже - именно концовка. Это стоит оценить, если только Ваш эмоциональный диапазон не как у зубочистки. Но ведь такие наверняка не дочитали до этого места отзыва?)

Ответил ли я в итоге для себя на вопрос быть или не быть? Как правильнее вести себя с реальностью? Не буду лукавить, нихрена я не ответил на этот вопрос. Но не могу не согласиться с тем, что "не быть" с онегинской искренностью видится мне вариантом более чистым. Хорошо ли это? Большой вопрос.

Параллельно с описанными эмоциональными переживаниями, которые отражают боль почти каждого человека, живущего на Земле, поскольку все из нас сталкиваются с неумолимой реальностью, которая не всегда готова соответствовать нашим ожиданиям, кто-то чаще, кто-то реже - автор поднимает вопрос смысла творчества. В пьесе присутствует сам Пушкин и его выступление на тему того, а в чем собственно смысл его деятельности, верно ли вообще создавать подобные произведения - мне очень понравилось. Я увидел в этом эпизоде некоторую ответственность автора за созданное, ответственность за передаваемый смысл. Многие творцы не думают о долговременном смысле, не видят свое искусство как замысел, направленный на создание определенного уклада в реальности, пусть не всех, но некоторых людей, которые с этим искусством ознакомятся. ДОлжно ли отражать более позитивные аспекты реальности и способы их достижения или же необходимым элементом остается и история-предупреждение о том, как не стоит делать? Ясного ответа нет, но вопрос задан верно и каждый автор должен думать об этом при работе.

Актерская игра Татьяны, которая отражала более скромную и более чувственную внутри себя ипостась, мне очень понравилась. Не могу не согласиться, что она достаточно сильно похожа на тот образ, что я формировал в своей голове, читая Пушкина в школе. Актерская игра Онегина - великолепна. Она не лишена излишеств в некоторых сценах, но эти же излишества подчеркивают отчаяние героя, его хождение по психологическому краю. Его последняя сцена, длящаяся достаточно долго и настолько наполненная эмоциями, что по окончании я был бы рад предложить ему немного валокординчика - достойна особых восхвалений, на мой взгляд вполне заслуженных.
Татьяна-вторая, более спокойная и не надломленная внутренним расколом, мне также понравилась, свое предназначение в сценарии она исполнила великолепно.
Прочие персонажи играют не менее чудно, но в силу задумки их роли в целом не настолько яркие. Отдельно хочу отметить Пушкина, который прекрасно воссоздал злую переживательность радеющего за светлое, но часто не находящего в жизни этого светлого, поэта.
Очень мила нянечка!

Возможно автор пьесы это также будет читать, поэтому пару слов для него, просто мои впечатления, нисколько не хочу никого обидеть и, надеюсь, все понимают, что эмоциональная подвижность, скорость и длительность восприятия эмоций у людей разная, так что впечатления наверняка у всех разные по поводу того, что я напишу ниже:
1) Несколько сложно было выдержать достаточно длинные первым монологи-письма "я Вам пишу..." Татьян, ввиду их повторения, возможно было бы достаточно поделить монолог на две части, и передавать текст частями (возможно иногда давать каждой Татьяне говорить по строчке, передавая слово друг другу), отражая различия в ощущениях от каждой Татьяны благодаря как раз контрасту, который возникает при постоянной смене интонаций.
2) Концовка произведения, и я слышал это от нескольких людей по итогу, была несколько незавершенной, состояние Онегина после разговора с более "легкой" Татьяной выглядит каким-то непропечатанным, оставляет некоторое ощущение недосказанности, причем непонятно, что именно было не досказано.
3) В некоторых местах с целью усиления впечатления есть повторы, в целом кажется, что их несколько многовато. Или они попросту длятся излишне долго. Но, возможно в этом и была цель, порой создать несколько напрягающую атмосферу.

Большое спасибо за спектакль, очень рекомендую для тех, кто любит покопаться в проблемах бытия!

2
0
9
Настя Соколовская
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
15 января 2019

Лишний человек. Без предисловий — что для нас это понятие? Что представляется на ассоциациативном уровне? Человек ищущий? Человек отчаянный? Человек разочарованный? На эти вопросы сполна отвечает спектакль. Название: "Лишний человек". Ставит Юлия Агеева. Играют актёры из Актуального Камерного Театра.

Лишний человек двадцать первого и восемнадцатого века идентичен. Он лишен принципов, озлобленно ироничен и устал искать свое место в жизни. Начинается этап полного морального бездействия. То, что всегда хотелось сделать, делается — за неимением сдерживающих факторов: нет совести, нет чести. Есть единственное осознанное желание — доказать себе, что жизнь все еще может быть хорошей. Что Бог услышит, чистая любовь реальна, последняя песня не спета.

Интерпретация пушкинского "Евгения Онегина" амбициозно заявляет нам, что в современных реалиях русская классика имеет право на существование. Спектакль заставляет думать и чувствовать. Ты живешь противоречиями Онегина, слышишь мысли автора и сердце разрывается за Татьян. Множественное число не случайно — их в постановке действительно две. Абсолютно разные актрисы, подача и посыл — безупречный выстрел в сердце зрителя. Благодаря свежему формату всем знакомый роман играет новыми красками. Открываются новые грани — самые важные и упущенные из вида при первом знакомстве.

Предпоказ оставил после себя сильное впечатление. Игра актеров заставляет верить, вызывает мурашки по коже и реальный, ни с чем не сравнимый трепет в сердце. Вот он, Евгений, танцует без рубашки под Хаски и утопает в своем отчаянии. Ты утопаешь вместе с ним, с его Татьянами и печальным Пушкиным, наблюдающим за ним из тёмного угла сцены. Процесс осмысления приходит после. Приходит и не оставляет сомнений в гениальности постановки!

Здесь не нужны намеки и полные описания действий. Это нужно увидеть своими глазами, обдумать и придти к общему знаменателю. Актуальный Камерный Театр, "Лишний человек", 19 января — точно не оставит равнодушным. Первый must have на 2019 год!

2
0
10
Диана Юрьевна
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
16 декабря 2023

Великолепная постановка и игра актеров. Небанальная интерпретация классики в современности. Нескучный Пушкин зайдёт даже тем, кто его не любит или не понимает. Камерный зал добавлял антуража. Браво!

0
0
5
Izabella Plus
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
26 ноября 2023
Если бы не вторая Татьяна

Постановка интересная, актеры играют хорошо все, кроме одной из Татьян. Мы сначала подумали, что это какой-то режиссерский ход, но ко второму акту уже поняли, что нет, просто актриса совсем не умеет играть. Моментами было, конечно, весело от того, что человек может плохо играть даже ничего не говоря. Это было настолько разительно заметно на фоне всех остальных актеров и другой Татьяны, которая просто танцуя в наушниках и распивая вино, передала больше эмоций, чем первая за весь спектакль. Впечатление было испорчено бездарной игрой на уровне школьного любительского театра. Мы не поняли, почему из всех хороших актрис, которые были на сцене, главную роль отдали самой слабой.

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все