Театральная афиша Москвы

Все отзывы о спектакле Красное колесо

8.2
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Ия Яковлева
Фото Ия Яковлева
отзывы: 189
оценки: 189
рейтинг: 115
9

Роман-эпопея – то, что подходит этому театру. Гранд стиль, эпохальность, великие дела и великие люди, война и мир, ну и конечно, монументальная пропаганда.
В данном случае слово дано Александру Солженицыну, и театр визуально это слово нам преподносит в спектакле.
За монархическую идею отвечает семейство Николая II (– Андрей Пойдышев), веселой кучкой из юных дев в кипельно-белых платьях и одного мальчика, перебегающих из одного угла в другой, они будто небольшое стадо овец, и воплощение невинности. Возглавляет монарших овечек супруга императора Аликс, красивая и кудрявая Анастасия Бусыгина. Никого из них не заботит судьба России, а стать обычной семьей так никогда и не удастся. Потому – трагедия.
Другая трагедия, представленная в действии – Петр Аркадьевич Столыпин (Андрей Новиков), история про то, как его застрелил террорист Богров (Александр Рожковский) в киевском оперном театре, во время представления оперы « Сказка о царе Салтане». По версии писателя, и в спектакле, царь Николай Второй своего верного слугу не очень уважал, и даже не приехал проститься в больницу. Похоже, это историческая неправда. Но писатель так видит. Может, больше знает, или ему интересней подчеркнуть трагизм одинокого служения. Как знать. Но мне все это не показалось ни достоверным, ни затрагивающим чувства. «Счастлив умереть за Царя»., вечно-сусанинский образ. Деятельность Столыпина (идеального, кстати, супруга и отца, тут даже без Матильды обошлось все, человек работал) критикуется всегда и со всех сторон, потому фигура его и вправду, трагическая.
В сравнении с ходульными царем и министром, преступник Д.Богров - очень живой получился. Страдающий, убежденный и впечатляющий, он будто бы главный герой какого-нибудь русского романа. Например, этого. Красного колеса. Может, так и есть?
Прекрасно было явление эпизода «театра в театре», когда по кругу прокатился сказочный царь Додон, в золотой короне, при бороде и пышном наряде (Андрей Кочинов), это освежило взгляд и мысли. Сидишь в печали, устаешь скорбеть, ибо доколе..
и вдруг явление другого мира, в который является герой Александра Рожковского, яркий и вызывающий сочувствие своей жертвенностью, и одновременно чувство вины охватывает за подобное сочувствие преступлению. Все сложно, в общем.
Витальная группа, в которой победительность заложена а приори, состоит из незабвенного Владимира Ленина (Денис Кутузов), Надежды Крупской (Татьяна Морозова) и Инессы Арманд (Анфиса Ломакина). К ним еще временно, в дивных белых суконных ботиночках (с пуговками черными), и вальяжно посиживая на чемодане, примыкает стремный и страшный Парвус (Антон Морозов ).
Что тут хорошо, в этой группе, помимо Ильича?
Прекрасная Инесса Арманд, мне кажется, актрисе Ломакиной подходит этот образ, ее тонкая фигура состоит будто из линий, чистая графика. Дополнена велосипедом, и весьма удачно.
Эпизод не хуже царя Салтана оценю. Немного выдохнуть в нем. А потом – вдохнуть. Потому что с Надеждой Крупской что-то несуразное творится на сцене. Еще если б не знали мы ее, строгую библиотечную даму с характером.
На экран выкатили фотографию Крупской в юности, где она – вылитая Скарлетт Йоханссон. А тут, на сцене, она как-то очень сервильно себя представляет. Смотрит жалостливо, чемоданчики несет за мужем, господином своим, будто не соратница, а служанка. Боится. При том служанка и без нее имеется, всё согласно исторической правде, Елизавета Васильевна, помощница по хозяйству, тут как тут, объемно присутствует (правда убрали еще и помощницу у этой помощницы, но почему бы не сократить количество обслуги, только глаз колоть пролетарский). В общем, Крупская от такой интерпретации будет вертеться в гробу, я считаю. А учитывая, что она у Кремлевской стены, так и опасно это все выходит, шутки шутить.
Вполне реалистичными мне представляются образы Парвуса (Антон Морозов) и Гучкова (Игорь Марченко).
А Денискин – слишком милый для жандарма. Симпатяга из охранного отделения..он не из победительной группы, а из жертвенной, к Рожковскому с его Богровым.
В общем, посмотришь так спектакль, и механизм размышления запускается автоматически, и остановиться думать трудно.

1
0
...
13 сентября 2019
Фото Екатерина Урзова
Фото Екатерина Урзова
отзывы: 211
оценки: 210
рейтинг: 114
9
Великолепно.

Я после спектакля очень долго думала и только сегодня сформулировала свою мысль. На мой взгляд, постановка получилась сродни документальному фильму (кстати, во время спектакля ретро-ленты демонстрируются на экране). Мы видим исторических персонажей: Николая II, Александру Федоровну, Марию Федоровну, Столыпина, Ленина, Крупскую и пр. Только не на экране, а на расстоянии вытянутой руки. Зрители сидят не в зале, а тут же, на сцене, благо она огромная, танковым биатлоном можно заниматься без проблем. Наверное, этому впечатлению способствует и стиль повествования: чуть-чуть суховатый. Спектакль смотрится не как пьеса, но как ожившие мемуары.

После спектакля люди, которые жили век назад, стали мне гораздо ближе. Александр Исаевич использовал в своей книге не только официальные документы, но и воспоминания, письма и пр. Семейные отношения Ленина и Крупской - это то, о чем нам особо не рассказывали. Но эти сцены показали, что самый известный человек XX века всего лишь человек, простите за тавтологию.

В отзывах многие жаловались, что слишком много персонажей, в них сложно разобраться и вообще кто их знает? У меня такой проблемы не было, я не знала только Парвуса. Но, возможно, перед спектаклем стоит освежить память и пробежаться по истории России начала XX века.

Минусы.
Лично меня крайне раздражало отсутствие перчаток у дам и господ. Но это единственный минус, который легко можно исправить. Чуть не забыла. И еще с акустикой проблемы. Есть такая беда на большой сцене ЦАТРА. Господа, повесьте микрофоны, не мучайте актеров и зрителей.

Я не согласна с тем, какой вывод сделал Александр Исаевич. Но спектакль потрясающий.

0
0
...
13 ноября 2018
Фото kagury.livejournal.com
Фото kagury.livejournal.com
отзывы: 127
оценки: 127
рейтинг: 37
3

Сразу скажу, что этот спектакль все хвалят. За постановку, игру актеров, технические находки... В общем, тут вроде бы есть на что посмотреть. Но у меня с ним не сложилось вот просто совсем.

Не удивляйтесь, но я расскажу сначала про техническую сторону. Вроде бы мелочи, в сравнении с искусством, однако же мелочи в данном случае существенные. И знай я о них заранее, до художественной части бы просто не добралась.

Театр советской армии, как известно, большой. Даже огромный. У него аж целых три зала - большой, малый и экспериментальная сцена. И по крайней мере в первых двух залах стоят удобные кресла и имеются отличные сцены. Но режиссеру хотелось оригинальности и эффектности. Поэтому на сцене самого большого зала поставили простые деревянные лавки и усадили на них зрителей. Может, оно, конечно, специально так (на жесткой лавке не уснешь, там спинка твердая, короткая и подлокотников нет), но подозреваю, что даже до революции зрителям в театре было удобнее. А если у тебя не все хорошо со спиной (как, например, у нас с папой), так высидеть на такой скамейке - это подвиг.

В центре импровизированного зала расположен круг - видимо символизирующий то самое красное колесо, который постоянно в ходе спектакля вращается, независимо от того, есть ли в этом смысл и надобность или нет. Кажется, ну что такого? Однако вращение этого круга основательно сотрясает лавки (деревянные, напомню), на которых сидят зрители. Сначала мы приняли это за трюк режиссера, т.к. в это время на экране показывали несущийся на всех парах поезд. Но нет. Оказалось, что тряска сопровождает каждый поворот круга сцены, вне зависимости от наличия поезда.

Поскольку сцена круглая, а ряды зрителей стоят по трем ее сторонам, то актерам приходится постоянно крутиться туда-сюда, чтобы все зрители наблюдали их целиком, а не ограничивались видом лица или спины. Что само по себе неудобно ни актерам, ни зрителям (о чем думал постановщик, интересно?). Но в общем-то, это может было бы и не так страшно, если бы актеров при всех их вращениях было бы слышно. Но нет. Большинство произносило свой текст достаточно тихо, приходилось прислушиваться, а уж когда актер поворачивался к зрителям спиной или боком, звук исчезал вовсе. В итоге примерно половину текста мы не слышали совсем. Ну, может быть с 1-го ряда и было слышно, но до нашего 5-го звук уже не доходил. А если учесть, что спектакль сопровождался звуковыми эффектами, то что-то капало, то гудело, то колокол, то паровоз... в общем, комментарии излишни. Лично я звукорежиссера уволила бы после такого провала сразу.

Теперь перейдем к художественной части.

Ну, тот факт, что проза Солженицына весьма специфична и довольно занудна, ни для кого не секрет (но мы очень надеялись на удачный конспект, сделанный Ольгой Любимовой). Сомневаюсь, кстати, что найдется хотя бы 5 человек из 100, которые осилили его гигантское "Красное колесо". Видимо, режиссер-постановщик тоже разделял это мнение, т.к. на сайте театра (это я уже потом прочитала) пишут следующее: "основная идея постановки, как определяет ее Борис Морозов, которая воплотится в яркий, живой, актуальный, своевременный, пульсирующий спектакль, звучит так: «Надо знать историю, чтобы острее чувствовать современность»." Это я к тому, что если вы имеете лишь примерное представление об историческом контексте, вам будет нелегко, потому что спектакль представляет собой набор сцен, в каждой из которых требуется угадать действующих лиц. И нормальному человеку (не историку) понять, кто есть кто (а людей занято в спектакле порядочно), вообще-говоря, удается с первого раза не всегда. Да и со второго тоже. А с учетом того, что половину произносимого еще и не слышно... Ну вы понимаете.

Дальше. Порядочная часть первого действия (процентов 30, я полагаю) посвящена убийце Столыпина Богрову, единственная роль которого собственно и заключалась в этом самом убийстве. Т.е. то, что вообще не стоило показывать, акцентируется изо всех сил и с небывалым занудством. Зачем? На мой взгляд, это просто неприлично и даже в чем-то кощунственно. Ну это все равно, что вспоминать Герострата, если вы понимаете, о чем я.
В остальном, как я уже писала выше - проблема в отсутствии цельности и идеи. Действие распадается на части, на сцены (причем местами катастрофически занудные), а значит либо конспект не удался, либо оригинал не годится для театра.

Теперь актеры. Я вообще-то знаю, что они хорошие. Потому что видела тут и другие спектакли. Но в данном случае им просто нечего было играть, потому что спектакль скроен, как документальное кино. Или, знаете, вот бывают такие исторические передачи, где кусками черно-белая хроника, кусками голос диктора, и плюс еще несколько оживляющих сценок, сыгранных актерами. Примерно тоже самое мы видим и здесь. Только голоса диктора мало, сценок много, но зато они не сыграны, а фактически прочитаны по ролям. Ну потому что играть актерам некогда - они бегают по кругу, вращаются вокруг своей оси и пытаются говорить как можно громче (последнее - без особого успеха).

Декораций, как это ныне модно, нет. Есть круг, в круге стоит стол, иногда появляется пара стульев, играющих роль то кресел в государственной думе, то эшафота, то стульев в охранном отделении, то еще чего-нибудь. На гигантский экран транслируются черно-белые кадры, призванные создавать атмосферу. Оно вроде бы да. Но. Но вот у меня есть четкое убеждение, что кадры используют тогда, когда не хватает сил создать эту атмосферу на сцене силами актеров и художника. Эффектно показали царя в ложе пустого зрительного зала. Эстетически - да, это было круто. Подозреваю, что именно ради этого эпизода зрителей усадили на сцене. И при этом уверена, что если бы спектакль играли в нормальном режиме - он от этого ничего бы не потерял. Только выиграл бы. И колесо можно было бы крутить фоном, а не полом, и царь с тем же успехом сидел бы в ложе, и актерам было бы проще, и зрителям слышнее.

Резюме: половину не слышно, жестко, скучно, бессмысленно. Ну, возможно, я ничего не смыслю в театре и истории. Но на мой взгляд, это полный провал.Но эффектно, да.

0
0
...
9 ноября 2018
Фото Анна Ланина-Абрамова
Фото Анна Ланина-Абрамова
отзывы: 32
оценки: 32
рейтинг: 25
10
Прекрасная постановка сложнейшего исторического материала!

Театральная жизнь в Москве начинает набирать обороты, и мы вместе с ней.
Сходили с мужем! (это редкость) на премьеру «Красное Колесо» в театр Российской армии
За весь месяц активной театральной жизни- это самый впечатляющий спектакль, хотя спорили мы двое суток после него с пеной у рта.
Это неудивительно, когда главный действующие лица – Ленин, Николай II, Столыпин, Багров- неоднозначные и великие. И страшный, трагичный период нашей страны – начало 20 века
Но помимо интересных исторических фактов, мне очень понравилась сама постановка, я считаю это гениально!
1. Зрители сидят на сцене – с трех сторон построены ряды, актеры выходят и находятся совсем рядом, потрясающий эффект.
2. Реализован потрясающий ход – в сцене убийства Столыпина (его убили в театре в Киеве) поднимается занавес и виден пустой зрительный зал, а наверху – в ложе – царь с дочерьми! Смотреть со сцены в зал невероятно интересно, некий переворот стереотипов.
3. Зрительные места благодаря такой посадке очень живые – когда едет поезд, наши места трясутся, будто и мы в поезде. Внутренняя небольшая сцена периодически вращается, а в конце наоборот начинаем вращаться мы (пик спектакля – победа революции и речь Ильича)
4. Очень понравился момент с памятником – когда Багров убивает Столыпина, толпа кричит, что он открыл пути революции, и что ему будут ставить памятники. Выносят памятник, одергивают материю, а оттуда спускается никому не известный человек (позже узнаем – Ленин)
5. В общем, символично (как в общем то и должно быть у Солженицина, так как само название уже символизм), интересно поставлено, ярко сыграно. Занавес между сценой и зрительным залом используется как экран, и мы видим фотографии реальных исторических лиц. А на премьере присутствовала вдова Солженицина- тоже реальное историческое лицо

Я вынесла из спектакля массу мыслей, записанных на ходу цитат, вопросов, которые очень бы хотелось обсудить с теми, кто сходит, буду теперь ждать! Я наверняка пойду еще, так как такие спектакли люблю смотреть по нескольку раз


1
0
...
30 сентября 2018
Фото Светлана Малеева
Фото Светлана Малеева
отзывы: 147
оценки: 141
рейтинг: 21
8

Спектакль поставлен по роману Александра Солженицына и , казалось бы , что нам в нём нового?
А ведь будит чувства и будоражит кровь , как ни крути.
История читана - перечитана , выслушаны все участники революционных событий с разных сторон , каждый может рассчитывать на сочувствие и на "что-то пошло не так".
Насколько великим был эксперимент над народами России в начале 20 века , мы уже можем судить.
Насколько были оправданы жертвы и те , кто , пользуясь положением дел в нестабильной стране , вставал у руля - вот в чём вопрос?
И постановка не оставила меня равнодушной.
Настоящая детективная история , где хоть мы и знаем имена злодеев , но хочется вступить в бой и изменить ход событий.

Технически спектакль оформлен на высоком уровне.
Сначала мы идём коридорами (власти?) , далее занимаем места (в трибуне) и посмотрев на поступки и убийства разных действующих лиц (царя , министров , революционеров , банкиров) , готовы вынести приговор , в то время , как колесо истории уже крутится у нас под ногами в самом прямом смысле этого слова.

0
0
...
13 сентября 2019
Фото Татьяна
Фото Татьяна
отзывы: 132
оценки: 132
рейтинг: 16
7

Интересная и необычная постановка. Во-первых, места для зрителей и сцена размещены на сцене большого зала театра. Сам зрительный зал служит декорациями. Ну, в этом театр всё масштабно, даже на этой большой сцене можно разместить два маленьких московских театра полным комплектом, включая зрительные залы и фойе. Эта сцена строилась, чтобы на ней танки выпускать ездить, в этот раз танков не было, но вот велосипед был - очень милый момент. Но необычное пространство добавляет одновременно и камерности, и величественности, когда "задником" выступает огромный зрительный зал. Декораций минимум, тут не четвёртая стена - тут три "четвёртых стены", скорее на арену цирка похоже, а так как активно используется ещё и "колесо" на сцене - вертящаяся центральная часть, то ещё острее чувствуешь происходящее. Практически 5D! :-)))))))

Сама тема эпическая - дореволюционная Россия вплоть до самой этой революции. Царская семья, семья Ульяновых, Столыпин... Нет, это не "Война и мир" толстого в подробностях, скорее тут зарисовками, штрихами передают версию серьёзного куска нашей истории. Ролей много, все довольно яркие, хоть времени каждому не так много отведено.
Николай II - Андрей Егоров. Военная выправка, но душевность по отношению к семье. Дилемма - как "распорядиться" судьбой сына? Отдать Родине или оставить в семье и не ийти на жертвы? Очень сильный момент...

Мария Фёдоровна - Алина Покровская. Очень рада была увидеть её на сцене
Дмитрий Богров - Александр Рожковский. Очень понравился. Убийца Столыпина.
Пётр Столыпин - Андрей Новиков. Хороший образ. Считанные часы до смерти, а как он о будущем России печётся!
Тётя Агнесса - Наталья Курсевич. Тоже запомнилась!
Вероника - Мария Белоненко (не уверена). Задорная барышня
Прекрасен был Ленин - Юрий Сазонов (если не ошибаюсь). Неугомонный, яркий, немного нелепый..
Но ещё больше запомнилась Надежда Купская - Татьяна Морозова. Такой Крупской я точно не видела! Именно женщина, любящая и заботливая жена, несмотря на любовниц и местами неадекватное поведение мужа. Соратница в лучшем смысле этого слова!
Инесса Арманд - Анфиса Ломакина. Красавица.
Ещё прелестны были дети императорской четы - очень оживляли картину!

0
0
...
4 декабря 2018
Фото Галина К
Фото Галина К
отзывы: 99
оценки: 99
рейтинг: 13
8

Смотреть спектакль "Красное колесо" в театре Российской армии (ЦАТРА) я изначально не планировала. Казалось, что оно мне не покатит). С творчеством Солженицына, по многотомному труду которого поставлен этот спектакль, я знакома мало, честно говоря. Еще в конце 80-х я нашла в закромах бабушки тетради с переписанным от руки "Одним днем Ивана Денисовича". Честно прочитала, но читать от руки написанный текст тяжело, впечатление от сложности процесса наложилось на впечатление от произведения, и с Солженицыным я с тех пор завязала. Было интересно, но больше не тянуло.
Однако подруга намылилась на этот спектакль, и я решила сходить за компанию, почему бы нет. То есть шла, ничего особенного не ожидая. А это, ИМХО, лучший настрой для любого зрелища.
Так вот, ЦАТРА сумел удивить. Я не ожидала от насквозь академического театра такого спектакля. Начиная с пространства. Нет, меня не удивила рассадка, в том же РАМТе на сцене я сидела стопятьсот раз, но меня, например, поразила сама сцена. Ребятаааа, это - степь широкая, ага. Большой зал театра на полторы тысячи зрителей с этой сцены смотрится крошечным красным уголком. Колосники над ней висят, как звезды на небе. В том смысле, что так же высоко. А в лабиринтах коридоров, ведущим к кулисам, легко заблудиться. Ради одних этих впечатлений уже стоило сходить на спектакль.
Но не только поразительное пространство, сама постановка тоже захватила. Я, увы, как и большинство, наверное, знаю историю очень по верхам, поэтому не буду судить не об исторической достоверности, не о соответствии источнику. Смотрела спектакль как самостоятельное произведение, сочувствуя тем персонажам, которые именно в постановке это сочувствие вызывали. За три часа театрального действа невозможно разжевать все нюансы смутного исторического периода начала двадцатого века. Все это невероятно сложно, все зависит от точки зрения. Никто не знает, как было бы, если было бы иначе - история не знает сослагательного наклонения. Мне, увы, не все было понятно, иногда я не знала, на чью сторону встать, но смотрелось это все увлекательно. Кто прав, кто виноват, в чем именно - оставим точку зрения автора при нем самом или к ней присоединимся, это не важно. Важно то, что так или иначе, огромный маховик красного кровавого колеса раскручивает историю, ломая спины и засасывая в себя человеческие жизни. И когда в финале (внимание, спойлер) огромное поворотное колесо сцены начинает вращать не только центральный круг с актерами, а и всех зрителей, на ней сидящих, под экспрессивный монолог Ленина о необходимости раздробления России, ты понимаешь, что ничего не изменилось, все актуально, красное колесо крутится и в наше время, перемалывая все, что попадается на пути.
Кстати, о Ленине. ) И вообще, об актерах. Именно прекрасной игре актеров спектакль обязан своей зрелищностью. Ну то есть не только, но во многом - да. Я сидела очень удачно, в первом ряду центрального сектора (удалось пересесть в последний момент)), видела лица, видела глаза, видела руки. Некоторые играли просто на разрыв. И невозможно про них не рассказать.
Раз уж я упомянула Ленина, с него и начну. Очень впечатлило, как его играл Юрий Сазонов (в спектакле два состава, у нас играл Юрий). Во-первых, он не картавил. Это избавило персонаж от навязшей в зубах карикатурности и нарочитости. Ленин у него получился умным и зловещим. При этом не лишенным человеческих черт и слабостей. В какой-то момент актер выронил ручку, и мне очень понравилось, как он, не выходя из образа, обыграл этот момент. Это профи, да. Браво!
Увы, не нашла ни одной фотографии Юрия в образе Ленина, на фото на сайте в этой роли - другой актер, поэтому только так
Неожиданным был образ Надежды Крупской. Татьяна Морозова играет не пламенную соратницу, а любящую женщину, сознательно идущую на личные жертвы ради своего мужа. И если внешне ее образ очень невзрачный, то внутренний, на контрасте, пронимает до глубины души.
Хорош был Парвус в исполнении Антона Морозова. Такой вальяжный и импозантный, барин-барин, а по сути - серый кардинал всей революции. И ее, я бы сказала, продюссер.
Николай второй в версии Андрея Егорова - добрый семьянин, любящий отец, но никакой монарх. В спектакле ему сочувствуешь, но его не уважаешь. Комментировать это не буду, мнения разных источников расходятся, а своего мнения у меня на этот счет нет.
Зато вызывает уважение такая непростая личность, как Столыпин. Андрей Новиков убедительно играет человека умного, сильного, способного брать на себя ответственность, искренне болеющего за Россию. Но нам напоминают и про "столыпинский галстук", да.
И вот именно в связи со Столыпиным хочу сказать об одном из двух актеров, в огромной степени сделавших вчера мой вечер. Это Александр Рожковский, игравший роль Дмитрия Богрова, убийцу Столыпина. Я заметила Александра еще в совсем небольшой роли в спектакле "Сон в летнюю ночь", он выгодно отличался от остальных. Вчера я его не узнала, он изменился внешне, но снова именно он произвел очень сильное впечатление своей игрой. Браво! Его Богров просто душу наизнанку выворачивал, и свою, и зрителей. Очень неоднозначный персонаж, убийца, провокатор, работавший на охранку, силой своего духа (и силой игры актера) вызывает уважение и сопереживание. Супер!
А второй актер, который меня вчера потряс - это Игорь Марченко, сыгравший небольшую, но очень яркую роль Александра Гучкова, человека, который взял на себя смелость сказать императору о необходимости отставки. Это было сыграно очень, очень хорошо. Аплодирую!
В целом, я получила очень хорошие впечатления от спектакля, смело могу его рекомендовать. Не знаю, правда, как это будет выглядеть в другом актерском составе, но вот вчера было просто здорово.

0
0
...
3 марта 2019
Фото Светлана  Вазюля
Фото Светлана  Вазюля
отзывы: 48
оценки: 48
рейтинг: 10
9
Хорошая попытка рассказать о революции за 3 часа

Революция 17 года безусловно является ключевым событием в истории России и не удивительно, что и 100 лет спустя, она вызывает огромный интерес не только у историков, но и у всех способных мыслить людей... Понятно, что революция была во многом предопределена событиями до 17 года, и закончилась она не в 17... Александр Солженицын попытался ограничить свой роман-эпопею «Красное колесо» во времени с августа 1914 по апрель 1917, выделив 2 действия и 4 узла. Спектакль в ЦАТРА ограничен во времени ещё сильнее — на все про все меньше 3 часов, поэтому осталось только самое-самое узловое и ключевое.
Начинается все с сентября 1911 — с убийства Столыпина, завершается отречением Николая в марте 1917. А между этими узлами ещё множество других лиц и событий, которые тоже можно признать ключевыми или как минимум претендующими на это....
И вот на этом историческом материале получился замечательный, необычный, очень интересный спектакль. Первая его изюминка — место действия. Все зрители и актеры помещаются прямо на сцене большого зала, благо размеры позволяют. Вторая особенность — минимум декораций. Практически вся обстановка сцены состоит из огромного стола и лампы над ним, иногда возникают еще некоторые предметы, плюс проецируются видео и фото на задник. Но оказывается этого минимума вполне достаточно, чтобы понять в каком месте находятся герои. Зато именно на героях сосредотачивается всё внимание зрителей. Меня особенно поразил эффект двух теней в сцене разговора Ленина с Парвусом.
Говорят артисты без микрофонов, в этом есть свой минус — не всегда всё слышно, но зато весь зал сидит не шелохнувшись, боясь пропустить что-то важное. Для меня спектакль пронесся одним единым потоком, который захватывает тебя на все время действия и не отпускает. А закончилось действо торжественным проездом по большому кругу сцены, когда тебе дают возможность на собственном примере на короткое время физически почувствовать, каково это попасть в колесо истории... у дочери при этом был эффект, что это не она поехала, а стены стали вращаться вокруг нее...

0
0
...
8 февраля 2019
Фото Марина
Фото Марина
отзывы: 28
оценки: 26
рейтинг: 10
8
Сильная визуально постановка, отлично отражены основные узлы описываемого временного периода

Спустя 100 лет с момента трагических для России событий октября 1917 года постановка в Центральном академическом театре Российской Армии по роману-эпопее Александра Солженицына "Красное колесо" смотрится на редкость актуально. Зритель оказывается в самой гуще происходящего и невозможно избавиться от впечатления, что скоро колесо раздавит и тебя.

Как и было задумано автором, постановка базируется на 4 основных временных узлах:
Узел I — «Август Четырнадцатого»
Узел II — «Октябрь Шестнадцатого»
Узел III — «Март Семнадцатого»
Узел IV — «Апрель Семнадцатого»

И кто знает, поверни бы в каждом из узлов происходящее чуть в сторону, мы могли бы жить совсем по-другому.

Визуально спектакль выстроен очень емко - происходящее на сцене дополняют фотографии и видеоряд с хроникой тех лет, демонстрирующиеся на экране. Все ключевые фигуры воспроизведены с большой точностью и даже некоторая непохожесть актеров на их прототипов компенсируется невероятной харизмой. Хочу отметить Александра Рожковского в роли Дмитрия Богрова и Дениса Кутузова в роли Владимира Ленина. Работа художника по костюмам Андрея Климова также на очень высоком уровне, одеты все действующие персонажи с иголочки и весьма стильно.

И вроде бы все складывается в единую картину, но от второй части осталось впечатление некоторой наигранности, кажется, что показано именно то, что хочет и может воспринять зритель (любовная линия Ленина-Крупская-Арманд, к примеру). Все-таки процессы, происходящие в стране в тот момент, были несколько глубже, чем можно подумать по итогам постановки. Как резюме могу сказать, что режиссер-постановщик Борис Морозов последовательно воспроизвел книгу Солженицына на сцене, но для более глубокого понимания российской истории стоит не ограничиваться только этим произведением.

0
0
...
1 октября 2018
Фото An Moi
Фото An Moi
отзывы: 17
оценки: 17
рейтинг: 8
8
Живая история

Сложный спектакль и сложная тема: рекомендую перед поход освежить в памяти события начала века, так вы легче преодолеете первое смущение в начале и далее, проще будет выстроить в голове общую историческую линию повествования. Сюжет спектакля отрывист, это цитаты из книги, которая в свою очередь цитирует историю России начала века. Драматург Ольга Любимова очень бережно отнеслась к тексту, сохранена стилистика речи того времени: как говорят император и его окружение, на каком языке говорят в Думе, как обсуждают свои дела Ленин и Крупская, это не привычный современный русский язык. Сходить на этот спектакль стоит: это уникальный шанс побыть зрителем на сцене и увидеть зрительный зал как декорацию. Совет: выбирайте центральную группу мест, акустика посредственная, если актер отворачивается от вас - голос почти не слышно, кроме того на экран проецируют документальные кадры и фото, на экране же вас ждет теневой театр во второй части. Цельная постановка, сложная тема - нужен хороший культурный багаж, иначе вам будет скучно.

1
0
...
12 ноября 2018
Фото Gal K
Фото Gal K
отзывы: 57
оценки: 58
рейтинг: 7
9

Неожиданно для самой себя захотелось посмотреть спектакль "Красное колесо" в ЦАТРА по произведению Александра Солженицына. Поэтому 21 мая отправились с дочкой в театр.
Не люблю произведения Солженицына. В юности читала "Архипелаг Гулаг" и больше зареклась читать что-то еще. Но к моему удивлению, "Красное колесо" понравилось. Несмотря на то, что политика, история и пр. Во-первых, мне понравилось то, что в отличие от сегодняшней моды, Николай II не представлен как идеал, герой и т.д. А просто обычный человек, любящий жену, детей, свою страну. Но при этом довольно слабый, чтобы уберечь империю от разрушительной революции.
Да и Ленин мне показался в постановке более настоящим и живым. Со своими достоинствами и недостатками. Немного по-иному я взглянула на Крупскую... Несчастная женщина, положившая свою жизнь к ногам любимого мужчины. Согласившаяся прислуживать и во всем помогать ему, не замечать откровенных измен, лишь бы быть рядом, лишь бы не прогнал. Один эпизод, когда идет налегке Ленин с соратником, а за ним Крупская тащит 2 огромных чемодана. Он показывает и место Крупской и отношение к ней не только мужа, но и его окружения.
О чем спектакль - о событиях прошлых, но которые сплошь и рядом повторяются сейчас и будут повторяться в будущем. О том, как ради власти, своих не всегда понятных идей люди идут на что угодно, по головам, по трупам. Война - ужасное зло и горе. Но Ленин ее воспринимает как удачное стечение обстоятельств для достижения своих целей. А разве сейчас не так? Сколько вокруг войн, которые поддерживаются правящими кругами ради наживы и власти! Никого не учат уроки прошлого...
Спектакль поставлен очень круто! На большой сцене занавес представляет собой экран, все происходит внутри, за занавесом. Там же и сцена, и зрительские ряды. И лишь однажды занавес поднимается, чтобы открыть нам... зрительский зал оперы, где в ложе сидит Николай II. Очень интересная и эффектная задумка!
Эффектны смены сцен, сопровождающиеся звуками вокзала. гудками паровоза, звоном колокола и дымом. Это все создает необходимую атмосферу того неспокойного времени. Времени, когда сама жизнь напоминала вокзал.
В спектакле занято много актеров. И все, как один играют прекрасно!
Хочу отметить несколько особо покоривших мое сердце в этом спектакле. Андрей Егоров. Его император получился очень убедительным. Как я уже писала выше, человечным, не таким сильным, каким должен был быть, но при этом вызывающим сострадание и уважение. Даже тот факт, что он шел на поводу у жены, во многом поступал по указке жены, можно понять. Он просто был не уверен в себе и очень любил жену.
Андрей Новиков. Он показал нам не такого Петра Столыпина, какого я привыкла воспринимать из уроков истории. Это Фигура! Именно так - с большой буквы. Человек, который много сделал и еще больше мог сделать. Но своими не всегда популярными действиями оказался неугоден как императору, так и революционерам.
Александр Рожковский. Из него получился отличный террорист. Почему-то не раз на ум пришел образ Раскольникова. Ох как бы Александр хорошо сыграл этот образ!!! Человек, которые следует своей навязчивой идее убить Столыпина. При этом у него довольно ума и хитрости, чтобы создать необходимую ситуацию, воспользоваться обстоятельствами для достижения цели. И лишь не подумал он о последствиях для себя. У меня сложилось впечатление, что финал покушения Богров не ожидал. Смертная казнь оказалась для него неожиданностью.
Антон Морозов. Какой же прекрасный у него вышел Парвус! Это просто самый эффектный образ в спектакле. Очень сложно описать его, но все то время, что он находился на сцене, от него невозможно было оторвать взгляд. Потрясающе сыгранный персонаж!
Юрий Сазонов. Признаюсь, что хотела в роли Ленина увидеть Дениса Кутузова. ИМХО внешне сильно подходит. Юрий же совсем не похож на Ленина и поначалу было некоторое разочарование. Но потом вдруг я обратила внимание на тень Ленина на экране (не знаю, было так задумано или это случайность, но на экране как-будто разыгрывался театр теней). И это был настоящий Ленин (а в школьные годы нам показывали немало хроник с вождем революции)! Все жесты, осанка, движения - просто шок! Я перед Юрием снимаю шляпу. Ему удалось невозможное - он действительно перевоплотился в Ленина на эти почти 3 часа. Это было что-то невероятное!
Довольна ли я, что посмотрела спектакль? Однозначно да! Могу рекомендовать один раз посмотреть всем, хотя бы чтобы лучше понять то, что происходило в начале 20 века в нашей стране.

0
0
...
25 мая 2019
Фото Наталья Tu
Фото Наталья Tu
отзывы: 19
оценки: 19
рейтинг: 2
8
Новаторский спектакль по недооцененному произведению. Интересно.

«Ленин переиграл самого себя!» сказала я дочери, студентке истфака, вернувшись со спектакля. Мне этот исторический персонаж представлялся более серьезным, а какой бы еще мог совершить революцию? Но, в исполнении Дениса Кутузова, это своего рода «Ленин наших дней», депутат на предвыборной гонке или замотивированный топманагер и быть внешне похожим на того Ленина не обязательно, суть-то не меняется. Пошли бы сегодня за таким Лениным?
Постановки на военную или политическую тему театру Российской Армии удаются особенно хорошо! Не исключение и новый спектакль «Красное колесо» по роману-эпопее А. Солженицына. Кто осилил 10 томов – мое восхищение, а мы решили посмотреть в кратком изложении. Избалованную выбором театров и обилием спектаклей публику нужно чем-то удивлять театру Российской Армии это удалось на 100%. Узкими коридорами зрителей ведут за кулисы и предлагают расположиться, как становится понятным, на сцене. Все начинают переговариваться и предполагать – где большой зал? Гаснет свет, дым и гудок паровоза, на экране огромное крутящееся колесо. Спектакль непростой, не развлекательный, меня поразила одна девочка, которая сидела перед нами, лет 8-10ти, она сосредоточенно и внимательно наблюдала за происходящим все 2,5 часа, ни намека на усталость, мне так и хотелось спросить у нее - узнает ли она всех этих персонажей (мы, к слову, узнавали не всех и не сразу). Действие происходит в кругу, образованном зрительскими сиденьями, что тоже символично, ты тоже в этом «колесе», свидетель и соучастник. Все характеры и события известны: флегматичный Николай II, единственной положительной ролью которого, в моем понимании, является роль хорошего семьянина, праздные будни царской семьи, убийство Столыпина, революционная деятельность Ленина. Нельзя не сказать об интересном образе Крупской – несчастной женщины, которая кто угодно - партнер, соратник, нянька, но не любимая (этот характер прекрасно передала Татьяна Морозова). Еще один сильный характер – Алина Покровская в роли Марии Федоровны Романовой.
Убийство Столыпина – впечатляющий момент спектакля! Вдруг, поднимается занавес, и мы видим огромный зал театра, где в царской ложе расположился император с семьей (14 сентября 1911 года Николай II, его дочери и приближенные, смотрели «Сказку о царе Салтане» в городском театре Киева). Столыпин общается с министром у оркестровой ямы. А по проходу идет его убийца Дмитрий Богров…
Весь спектакль сопровождают кадры исторической хроники, проникновенная музыка. И неожиданный, впечатляющий финал, когда сцена….. нет, все «карты» раскрывать не буду. Интересно – сходите на спектакль. Спасибо театру, что напомнили о таком произведении, 10 томов вряд ли осилю, но хотя бы в сокращении почитать будет любопытно.

0
0
...
16 октября 2018
Фото Ирина Огурцова
Фото Ирина Огурцова
отзывы: 33
оценки: 33
рейтинг: 1
9

Красное колесо. Театр Российской Армии. 03.03.2018.

Я не очень хорошо знаю историю родной страны.
Вернее, когда-то считалось, что знаю я ее весьма неплохо...
Однако по временам нынешним с историей — прямо как у Стоппарда: «Знаем только то, что нам говорят. А это - немного. И, кроме того, мы не убеждены, что это — правда».

То есть, во времена моей учебы был Николай II «кровавым» царем, которого свергли белые и пушистые революционеры-большевики так удачно, что в 80-му году уже повсюду должен был быть коммунизм.

Если верить Солженицыну, а также театру, который по его книге спектакль поставил, «кровавыми» как раз были эти самые революционеры, которые, узнав, что в 1905 году много людей погибло, радовались, пили и танцевали. То есть — много погибло, а лучше бы еще больше: людей не жалко, главное, вбить еще один клин в ненавистный режим, его развалить. А потом, по развалинам и трупам, самим наверх влезть.

Царь же в данной версии — человек добрый, умный, интеллигентный (одна фраза в его монологе, что читал он очень много, и литературы самой разной... и я уже зауважала этого человека, ибо как не уважать людей читающих).

Я, к сожалению, не читала «Красное колесо». Наверное, оно вышло тогда, когда я была уже «переначитана» Солженицыным — вначале-то, что не выходило, проглатывала...

Это история России с 1914 по 1917 год; немного до Первой мировой войны и немного до Октябрьской революции.

Действующие лица — реальные люди. Те, что делал Историю и те, кто стоял с ними рядом.
Николай II и его семья — мать, жена, дети.
Владимир Ленин и его семья — мать, жена, любовница.

Гучков и Шульгин, уговорившие царя подписать отречение.
Петр Столыпин и убивший его Дмитрий Богров.
Парвус, дающий миллионы революционерам...

Просто люди, чьи имена канули в небытие... Но ведь и они когда-то были там, внутри истории.

Спектакль хороший, интересный.
К сожалению, я не могу его сравнить ни с изначальным произведением Солженицына, ни с тем, что и как происходила на самом деле (все люди, что в толпе бегут на экране, в старой кинохронике, уже умерли...да ведь они могли бы рассказать только свою, маленькую личную историю).

А спектакль хороший.
Говорят о событиях всерьез, но не скучно. Актеры отлично играют.
Декорация...
А вот здесь вообще потрясающе. Ибо зрительское пространство встроено прямо в огромную сцену Театра армии (зал откроют всего раз — в сцене убийства Столыпина, которое как раз в киевском театре, на «Сказке о царе Салтане» произошло).

Красное колесо паровоза, то и дело появляющееся на экране. Попадешь под него — и щепки полетят. И второе красное колесо — красный поворотный круг на сцене. Оно — словно тяжелый мельничный жернов, что перемалывает в муку каждого, кто, как зернышко, на него попадает.
Вот был человек — и только мелкая мучная пыль от него; возьми на ладонь, дунь... как и не было.
И когда в конце спектакля второй, большой круг, на котором размещены зрительские места, тоже жерновом закрутился... Страшно стало. Ибо мы все — такие же зернышки, что могут перемолоть «интересные времена» (в которые, как известно, жить — не дай бог.

Вот только, похоже, все времена в нашей огромной стране - «интересные».

0
0
...
4 марта 2019
Фото Maxim Kuchinskiy
Фото Maxim Kuchinskiy
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
7
Пьеса задает плакатную монотонность, но изумительная сценография формирует объем смыслов.

Спектакль "Красное колесо" уже одним своим названием отсылает нас к высоте имени, масштабу темы и накалу обсуждения, а значит, по умолчанию, является амбициозной заявкой на жест и смысл. Честно говоря, ожидал чего-то выходящего за пределы биполярного видения истории. Дальше воздержусь от обсуждения истории, ограничившись лишь спектаклем. А он распадается на две части: сценография и пьеса.
Первая часть впечатляет. Режиссер помещает всех зрителей и актеров на сцену, как бы вовлекая в исторический процесс и предлагая быть соучастниками того, что изображают артисты. Изумляет открытие занавеса – тогда ты окончательно убеждаешься, что находишься на сцене, которая всегда историческая. Мизансцены постоянно буквально разворачиваются в разные стороны на крутящейся между зрительных рядов площадке. Когда в конце спектакля механизмы истории начинают гудеть под тобой, с ужасом понимаешь, что ты все же окончательно ввергнут в пучину истории. И в момент понимания действительно начинаешь крутиться.
Вторая часть обескураживает. Казалось бы, произведение легализовали уже два десятка лет назад и даже преподают в школе. Однако, пьеса выгляди альбомом агитационных плакатов. С точки зрения драматургии, к сожалению, на каждого персонажа отведена лишь одна краска. А, постойте-ка.. Вот, наверное Богров намекает на объемность или Николай II… А, нет. Показалось. Может, Крупская с матерью?... Убийство Столыпина подается как спусковой крючок колеса. А за что его убили-то? За что его так не любили общество, депутаты Думы, императрица и террорист? Из пьесы значится, за то, что, не щадя себя, Россию любил и все – встанет ночью у окна, и стоит всю ночь, все волнуясь об Рассее, как там бедная она? . Все происходящее в сценах выглядят не так важно, как общая крутящая их механика.
Казалось бы, должна быть очень важная часть спектакля – реальность, сотканная артистами. Однако, монохромная драматургия не дает возможности развернуться. Такое впечатление, что перед нами листаются страницы с объемными разворотами. Тем не менее, по совпадению всех живее оказываются Юрий Сазонов, Татьяна Морозова и Антон Морозов.
Жест получился на уровне амбиций. А что со смыслом? Увиделось два смысловых уровня. Один – описанный выше плакатный. А вот другой… Эпиграф о том, что те, кто запускает колесо революции, сами потом перемалываются как песчинки. Вроде бы он заложен намек на то, что раскручиванием колеса занималось все общество. Крутящаяся сцена-колесо и постоянное ощущение участников-песчинок заданы сразу же и держат все время. Все персонажи низводятся до песчинок. Пока история позволяет видеть как персонажи перемалываются, сколько бы они не пытались выбиться за ее пределы, все остаются бледной массой. Это подчеркивается однообразием костюмов. Ярким и праздничным на их фоне остается сияющий и, даже, пожалуй, фонтанирующий образ Царя Салтана. Поразительно, но именно он и выглядит дверью в настоящую позитивную альтернативу инфернальному красному колесу.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.

0
0
...
18 апреля 2019
Фото Людмила Краева
Фото Людмила Краева
отзывы: 8
оценки: 8
рейтинг: 0
9
«Красное колесо» в Театре Российской Армии

В день рожденья Александра Солженицына 11 декабря мне удалось побывать на спектакле "Красное колесо" в Театре Российской Армии по одноименному роману автора.
Премьера приурочена к 100-летию знаменитого писателя.


Режиссером спектакля является Борис Морозов, которому удалось поставить яркий, живой, актуальный, своевременный, пульсирующий спектакль. Основная идея постановки: «Надо знать историю, чтобы острее чувствовать современность».

Сцена театра, где происходит действие и расположены все реквизиты спектакля, выполнена в виде круга, который в ходе спектакля периодически крутится, порой вращается и вся сцена со зрителями под стук мчащегося поезда с красными колесами. Этот круг символизирует колесо истории. Декорации к спектаклю представляют собой экран, на котором по ходу событий мелькают фотографии и видеоряд тех лет.

В начале спектакля режиссер Борис Морозов сказал несколько слов про постановку.
Затем мы погрузились в дореволюционную эпоху России.

Спектакль показывает, что происходило в Российской империи до того, как началась Великая Октябрьская революция. Здесь речь идет и об интригах в придворных кругах, и о жизни царя, описываются идеи революционного движения.

Николай II в спектакле - прекрасный семьянин, настоящий христианин, но тем не менее повинен в серьезных ошибках, многочисленных жертвах столь любимого им народа. Супруга Николая II, Александра Федоровна - очень властная женщина, в основном она диктует, что делать в той или иной ситуации.

Очень эффектно показывается действие посещения театра Николая II со своей семьей, где они смотрят спектакль «Сказка о царе Салтане»: экран поднимается и с другой стороны круга появляется еще один зрительный зал, где в ложе сидят царь со своими детьми.

Именно в антракте «Сказки о царе Салтане» был убит министр внутренних дел Петр Столыпин. Спектакль очень подробно рассказывает о подготовке и убийстве Столыпина Дмитрием Богровым. В смерти государственного деятеля автор увидел трагический и зловещий символ грядущих катастроф в России.

Также в спектакле описывается возвращение Владимира Ленина из Швейцарии в Россию со своей женой. Надежда Крупская, его жена, предстает в постановке живой женщиной с ранимой душой, изнуренной любовью к своему гению, которая терпит все его измены. В спектакле Владимир Ленин предстает суетливым и расчетливым, его девиз: цель оправдывает средства.

Заканчивается спектакль отречением царя Николая II от престола и красное колесо начинает мчатся во весь опор.

Мне очень понравилось, как подобраны актеры, некоторые из них настолько похожи внешне на реальных участников тех событий, что в представлении не нуждались. Например, актер Денис Кутузов очень похож на Владимира Ленина.

Замечательно подобранные костюмы погружают зрителей во времена той эпохи, все герои очень элегантно одеты.

На мой взгляд, было несколько организационных моментов, которые мне не понравились: - Зрительные места - это деревянные лавки, на которых сидеть 3 часа было очень тяжко, даже разминка в антракте не спасла ситуацию. Было бы неплохо, если организаторы предоставляли бы какие-то подушки или мягкие сидушки на лавки.
- Когда актеры стояли спиной к зрителям, их было порой не слышно, неплохо было бы проработать звук.

Спектакль «Красное колесо» - очень непростой материал про сложное время для России. Постановка дает возможность зрителю почувствовать себя внутри тех событий, а не просто быть сторонним наблюдателем.

После просмотра этого спектакля захотелось восполнить некоторые пробелы по истории России.

0
0
...
18 декабря 2018