Спектакль в Москве

Спектакль в Москве Красное колесо

Постановка Театр Российской армии

8.9
Красное колесо – афиша
© пресс-служба Театра Российской Армии
1/10
Многотомный эпос «Красное колесо» повествует о событиях в России в период с 1914 по 1917 год: Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях. Он состоит из двух действий — «Революция» и «Народоправство» — каждое из которых, в свою очередь, включает в себя так называемые «узлы». Спектакль Бориса Морозова охватывает 4 «узла» — вступление России в Первую мировую войну и Февральскую революцию. Авторы спектакля пытаются разобраться в причинах и сути гибели тысячелетней империи.
Информация предоставлена Театром Российской армии
Возраст16+
Дата премьеры26 сентября 2018
Продолжительность2 часа 45 минут, 1 антракт

Участники

  18

Специальные предложения

Скачать приложение
Пушкинская карта
Подарочные сертификаты

Место проведения

АдресСуворовская пл., 2
Театр Российской армии
9

Роман-эпопея – то, что подходит этому театру. Гранд стиль, эпохальность, великие дела и великие люди, война и мир, ну и конечно, монументальная пропаганда.
В данном случае слово дано Александру Солженицыну, и театр визуально это слово нам преподносит в спектакле.
За монархическую идею отвечает семейство Николая II (– Андрей Пойдышев), веселой кучкой из юных дев в кипельно-белых платьях и одного мальчика, перебегающих из одного угла в другой, они будто небольшое стадо овец, и воплощение невинности. Возглавляет монарших овечек супруга императора Аликс, красивая и кудрявая Анастасия Бусыгина. Никого из них не заботит судьба России, а стать обычной семьей так никогда и не удастся. Потому – трагедия.
Другая трагедия, представленная в действии – Петр Аркадьевич Столыпин (Андрей Новиков), история про то, как его застрелил террорист Богров (Александр Рожковский) в киевском оперном театре, во время представления оперы « Сказка о царе Салтане». По версии писателя, и в спектакле, царь Николай Второй своего верного слугу не очень уважал, и даже не приехал проститься в больницу. Похоже, это историческая неправда. Но писатель так видит. Может, больше знает, или ему интересней подчеркнуть трагизм одинокого служения. Как знать. Но мне все это не показалось ни достоверным, ни затрагивающим чувства. «Счастлив умереть за Царя»., вечно-сусанинский образ. Деятельность Столыпина (идеального, кстати, супруга и отца, тут даже без Матильды обошлось все, человек работал) критикуется всегда и со всех сторон, потому фигура его и вправду, трагическая.
В сравнении с ходульными царем и министром, преступник Д.Богров - очень живой получился. Страдающий, убежденный и впечатляющий, он будто бы главный герой какого-нибудь русского романа. Например, этого. Красного колеса. Может, так и есть?
Прекрасно было явление эпизода «театра в театре», когда по кругу прокатился сказочный царь Додон, в золотой короне, при бороде и пышном наряде (Андрей Кочинов), это освежило взгляд и мысли. Сидишь в печали, устаешь скорбеть, ибо доколе..
и вдруг явление другого мира, в который является герой Александра Рожковского, яркий и вызывающий сочувствие своей жертвенностью, и одновременно чувство вины охватывает за подобное сочувствие преступлению. Все сложно, в общем.
Витальная группа, в которой победительность заложена а приори, состоит из незабвенного Владимира Ленина (Денис Кутузов), Надежды Крупской (Татьяна Морозова) и Инессы Арманд (Анфиса Ломакина). К ним еще временно, в дивных белых суконных ботиночках (с пуговками черными), и вальяжно посиживая на чемодане, примыкает стремный и страшный Парвус (Антон Морозов ).
Что тут хорошо, в этой группе, помимо Ильича?
Прекрасная Инесса Арманд, мне кажется, актрисе Ломакиной подходит этот образ, ее тонкая фигура состоит будто из линий, чистая графика. Дополнена велосипедом, и весьма удачно.
Эпизод не хуже царя Салтана оценю. Немного выдохнуть в нем. А потом – вдохнуть. Потому что с Надеждой Крупской что-то несуразное творится на сцене. Еще если б не знали мы ее, строгую библиотечную даму с характером.
На экран выкатили фотографию Крупской в юности, где она – вылитая Скарлетт Йоханссон. А тут, на сцене, она как-то очень сервильно себя представляет. Смотрит жалостливо, чемоданчики несет за мужем, господином своим, будто не соратница, а служанка. Боится. При том служанка и без нее имеется, всё согласно исторической правде, Елизавета Васильевна, помощница по хозяйству, тут как тут, объемно присутствует (правда убрали еще и помощницу у этой помощницы, но почему бы не сократить количество обслуги, только глаз колоть пролетарский). В общем, Крупская от такой интерпретации будет вертеться в гробу, я считаю. А учитывая, что она у Кремлевской стены, так и опасно это все выходит, шутки шутить.
Вполне реалистичными мне представляются образы Парвуса (Антон Морозов) и Гучкова (Игорь Марченко).
А Денискин – слишком милый для жандарма. Симпатяга из охранного отделения..он не из победительной группы, а из жертвенной, к Рожковскому с его Богровым.
В общем, посмотришь так спектакль, и механизм размышления запускается автоматически, и остановиться думать трудно.

13 сентября 2019
8Живая история

Сложный спектакль и сложная тема: рекомендую перед поход освежить в памяти события начала века, так вы легче преодолеете первое смущение в начале и далее, проще будет выстроить в голове общую историческую линию повествования. Сюжет спектакля отрывист, это цитаты из книги, которая в свою очередь цитирует историю России начала века. Драматург Ольга Любимова очень бережно отнеслась к тексту, сохранена стилистика речи того времени: как говорят император и его окружение, на каком языке говорят в Думе, как обсуждают свои дела Ленин и Крупская, это не привычный современный русский язык. Сходить на этот спектакль стоит: это уникальный шанс побыть зрителем на сцене и увидеть зрительный зал как декорацию. Совет: выбирайте центральную группу мест, акустика посредственная, если актер отворачивается от вас - голос почти не слышно, кроме того на экран проецируют документальные кадры и фото, на экране же вас ждет теневой театр во второй части. Цельная постановка, сложная тема - нужен хороший культурный багаж, иначе вам будет скучно.

12 ноября 2018
3

Сразу скажу, что этот спектакль все хвалят. За постановку, игру актеров, технические находки... В общем, тут вроде бы есть на что посмотреть. Но у меня с ним не сложилось вот просто совсем.

Не удивляйтесь, но я расскажу сначала про техническую сторону. Вроде бы мелочи, в сравнении с искусством, однако же мелочи в данном случае существенные. И знай я о них заранее, до художественной части бы просто не добралась.

Театр советской армии, как известно, большой. Даже огромный. У него аж целых три зала - большой, малый и экспериментальная сцена. И по крайней мере в первых двух залах стоят удобные кресла и имеются отличные сцены. Но режиссеру хотелось оригинальности и эффектности. Поэтому на сцене самого большого зала поставили простые деревянные лавки и усадили на них зрителей. Может, оно, конечно, специально так (на жесткой лавке не уснешь, там спинка твердая, короткая и подлокотников нет), но подозреваю, что даже до революции зрителям в театре было удобнее. А если у тебя не все хорошо со спиной (как, например, у нас с папой), так высидеть на такой скамейке - это подвиг.

В центре импровизированного зала расположен круг - видимо символизирующий то самое красное колесо, который постоянно в ходе спектакля вращается, независимо от того, есть ли в этом смысл и надобность или нет. Кажется, ну что такого? Однако вращение этого круга основательно сотрясает лавки (деревянные, напомню), на которых сидят зрители. Сначала мы приняли это за трюк режиссера, т.к. в это время на экране показывали несущийся на всех парах поезд. Но нет. Оказалось, что тряска сопровождает каждый поворот круга сцены, вне зависимости от наличия поезда.

Поскольку сцена круглая, а ряды зрителей стоят по трем ее сторонам, то актерам приходится постоянно крутиться туда-сюда, чтобы все зрители наблюдали их целиком, а не ограничивались видом лица или спины. Что само по себе неудобно ни актерам, ни зрителям (о чем думал постановщик, интересно?). Но в общем-то, это может было бы и не так страшно, если бы актеров при всех их вращениях было бы слышно. Но нет. Большинство произносило свой текст достаточно тихо, приходилось прислушиваться, а уж когда актер поворачивался к зрителям спиной или боком, звук исчезал вовсе. В итоге примерно половину текста мы не слышали совсем. Ну, может быть с 1-го ряда и было слышно, но до нашего 5-го звук уже не доходил. А если учесть, что спектакль сопровождался звуковыми эффектами, то что-то капало, то гудело, то колокол, то паровоз... в общем, комментарии излишни. Лично я звукорежиссера уволила бы после такого провала сразу.

Теперь перейдем к художественной части.

Ну, тот факт, что проза Солженицына весьма специфична и довольно занудна, ни для кого не секрет (но мы очень надеялись на удачный конспект, сделанный Ольгой Любимовой). Сомневаюсь, кстати, что найдется хотя бы 5 человек из 100, которые осилили его гигантское "Красное колесо". Видимо, режиссер-постановщик тоже разделял это мнение, т.к. на сайте театра (это я уже потом прочитала) пишут следующее: "основная идея постановки, как определяет ее Борис Морозов, которая воплотится в яркий, живой, актуальный, своевременный, пульсирующий спектакль, звучит так: «Надо знать историю, чтобы острее чувствовать современность»." Это я к тому, что если вы имеете лишь примерное представление об историческом контексте, вам будет нелегко, потому что спектакль представляет собой набор сцен, в каждой из которых требуется угадать действующих лиц. И нормальному человеку (не историку) понять, кто есть кто (а людей занято в спектакле порядочно), вообще-говоря, удается с первого раза не всегда. Да и со второго тоже. А с учетом того, что половину произносимого еще и не слышно... Ну вы понимаете.

Дальше. Порядочная часть первого действия (процентов 30, я полагаю) посвящена убийце Столыпина Богрову, единственная роль которого собственно и заключалась в этом самом убийстве. Т.е. то, что вообще не стоило показывать, акцентируется изо всех сил и с небывалым занудством. Зачем? На мой взгляд, это просто неприлично и даже в чем-то кощунственно. Ну это все равно, что вспоминать Герострата, если вы понимаете, о чем я.
В остальном, как я уже писала выше - проблема в отсутствии цельности и идеи. Действие распадается на части, на сцены (причем местами катастрофически занудные), а значит либо конспект не удался, либо оригинал не годится для театра.

Теперь актеры. Я вообще-то знаю, что они хорошие. Потому что видела тут и другие спектакли. Но в данном случае им просто нечего было играть, потому что спектакль скроен, как документальное кино. Или, знаете, вот бывают такие исторические передачи, где кусками черно-белая хроника, кусками голос диктора, и плюс еще несколько оживляющих сценок, сыгранных актерами. Примерно тоже самое мы видим и здесь. Только голоса диктора мало, сценок много, но зато они не сыграны, а фактически прочитаны по ролям. Ну потому что играть актерам некогда - они бегают по кругу, вращаются вокруг своей оси и пытаются говорить как можно громче (последнее - без особого успеха).

Декораций, как это ныне модно, нет. Есть круг, в круге стоит стол, иногда появляется пара стульев, играющих роль то кресел в государственной думе, то эшафота, то стульев в охранном отделении, то еще чего-нибудь. На гигантский экран транслируются черно-белые кадры, призванные создавать атмосферу. Оно вроде бы да. Но. Но вот у меня есть четкое убеждение, что кадры используют тогда, когда не хватает сил создать эту атмосферу на сцене силами актеров и художника. Эффектно показали царя в ложе пустого зрительного зала. Эстетически - да, это было круто. Подозреваю, что именно ради этого эпизода зрителей усадили на сцене. И при этом уверена, что если бы спектакль играли в нормальном режиме - он от этого ничего бы не потерял. Только выиграл бы. И колесо можно было бы крутить фоном, а не полом, и царь с тем же успехом сидел бы в ложе, и актерам было бы проще, и зрителям слышнее.

Резюме: половину не слышно, жестко, скучно, бессмысленно. Ну, возможно, я ничего не смыслю в театре и истории. Но на мой взгляд, это полный провал.Но эффектно, да.

9 ноября 2018
10Прекрасная постановка сложнейшего исторического материала!

Театральная жизнь в Москве начинает набирать обороты, и мы вместе с ней.
Сходили с мужем! (это редкость) на премьеру «Красное Колесо» в театр Российской армии
За весь месяц активной театральной жизни- это самый впечатляющий спектакль, хотя спорили мы двое суток после него с пеной у рта.
Это неудивительно, когда главный действующие лица – Ленин, Николай II, Столыпин, Багров- неоднозначные и великие. И страшный, трагичный период нашей страны – начало 20 века
Но помимо интересных исторических фактов, мне очень понравилась сама постановка, я считаю это гениально!
1. Зрители сидят на сцене – с трех сторон построены ряды, актеры выходят и находятся совсем рядом, потрясающий эффект.
2. Реализован потрясающий ход – в сцене убийства Столыпина (его убили в театре в Киеве) поднимается занавес и виден пустой зрительный зал, а наверху – в ложе – царь с дочерьми! Смотреть со сцены в зал невероятно интересно, некий переворот стереотипов.
3. Зрительные места благодаря такой посадке очень живые – когда едет поезд, наши места трясутся, будто и мы в поезде. Внутренняя небольшая сцена периодически вращается, а в конце наоборот начинаем вращаться мы (пик спектакля – победа революции и речь Ильича)
4. Очень понравился момент с памятником – когда Багров убивает Столыпина, толпа кричит, что он открыл пути революции, и что ему будут ставить памятники. Выносят памятник, одергивают материю, а оттуда спускается никому не известный человек (позже узнаем – Ленин)
5. В общем, символично (как в общем то и должно быть у Солженицина, так как само название уже символизм), интересно поставлено, ярко сыграно. Занавес между сценой и зрительным залом используется как экран, и мы видим фотографии реальных исторических лиц. А на премьере присутствовала вдова Солженицина- тоже реальное историческое лицо

Я вынесла из спектакля массу мыслей, записанных на ходу цитат, вопросов, которые очень бы хотелось обсудить с теми, кто сходит, буду теперь ждать! Я наверняка пойду еще, так как такие спектакли люблю смотреть по нескольку раз


30 сентября 2018
10

На прошлой неделе посмотрела еще один спектакль в театре Российской Армии - "Красное Колесо". Очень давно присматривалась к нему, да все не решалась - спектакль по произведению Солженицына, - мне казалось, уж слишком должно быть тяжело. "Красное колесо" я не читала, правда, читала только "Архипелаг Гулаг" и "Раковый корпус", впечатление очень сильное, конечно... Но все же вот решилась.
Спектакль поставлен по первой части цикла - "Август Четырнадцатого", то есть это Николай II, Столыпин, Ленин и весь этот период нашей непростой истории.

Отчасти мои опасения оправдались - это действительно ни в коей мере не развлекательный спектакль, и тяжело, думаю, приходится тем зрителям, кто попал на него случайно, не подозревая, что скрывается за названием (хотя быть настолько не в курсе, наверное, может лишь молодежь). В целом же могу сказать, что зря я так долго оттягивала момент знакомства с этой постановкой. Вещь это удивительно сильная, неожиданно (для меня, никогда историей не увлекающейся) захватывающая и филигранно проработанная. Продумано все - от костюмов артистов (низкий поклон Андрею Климову) до размещения зрителей. При почти полном отсутствии декораций - использованы, кажется, все возможные "спецэффекты" (в самом хорошем смысле слова).
Режиссер Борис Морозов, художник-постановщик Анастасия Глебова и все создатели "Красного Колеса" сделали, кажется, невозможное - оживили историю, задействовав все возможные рычаги воздействия на зрителя заставили нас, затаив дыхание, следить за знакомой (по крайней мере, в общих чертах-то точно!) историей. За Николаем II, нерешительным, слабовольным, слушающим свою жену даже более, чем министра Столыпина. За сложным путем идущим к убийству Столыпина Дмитрия Богрова. За треугольником Ленин-Крупская-Арманд. За взаимоотношениями Ленина и Парвуса.
В спектакле занято очень много артистов. Не буду приводить полный состав, упомяну лишь некоторых. Впрочем, сначала про всех - все замечательно существовали на сцене, позволяя верить абсолютно и переживать за каждого в отдельности. Почему-то не определялся никто ни как однозначно "хороший", ни как "плохой" - нет белого и черного, есть только люди, идущие своим путем, совершающие поступки, которые им кажутся единственно верными... творящие историю.
Итак, Николай II (Андрей Егоров) и Александра Федоровна (Анастасия Бусыгина).

Идеальная пара: воспитанный, благородный, но чрезвычайно нерешительный и ведомый Николай II, прекрасный семьянин, верящий в вечные ценности. И его жена - определенно ведущая в паре, сильная, циничная, любящая мужа. Николая II было жаль, несомненно, но так же несомненно было то, что он совершенно не способен управлять государством - этом государством в этот отрезок истории. Ему бы жить со своей семьей и быть счастливым...

Столыпин (Андрей Новиков) - великолепен. Сколько достоинства, ума, преданности государю! Браво.
Дмитрий Богров (Александр Рожковский) - чрезвычайно убедителен и когда идет к своей цели,
и когда понимает. что все закончилось.
Ленин (Юрий Сазонов) и Надежда Крупская (Мария Белоненко). Крупская, конечно, влюблена в Владимира Ильича и готова на любые жертвы, укрощая свои дух и плоть. Организует быт, таскает чемоданы, не привлекает к себе внимание, поддерживает мужа во всем, мирится с явным увлечением его Инессой Арманд (Анфиса Ломакина), - готова идти буквально на все, лишь бы оставаться рядом с Володей. Смотреть на это немного даже неловко, но и не восхищаться этой женщиной невозможно.
Ленин же, пожалуй, единственный из всех, категорически не похож на знакомые нам с детства изображения. Ни внешне, ни поведением, ни убеждениями - вообще ничем. Честно скажу - я даже не сразу поняла, кто это. Видимо, такова задумка - показать "вождя мировой революции" нервным, взбалмошным, бабником... Нам не дают рассмотреть в этом нервном шумном эгоистичном человечке того вождя, о котором нам столько рассказывали в свое время. Даже речь, которую Ленин по всем правилам ораторского искусства выдает, мы толком не слушаем, не слышим - именно в этот момент используется один из тех "спецэффектов", максимально отвлекающий зрителей от происходящего на сцене. Тогда как все остальные многочисленные и длинные диалоги и монологи, напротив, обыграны таким образом, чтобы максимально привлечь наше внимание, усилить действие произносимого, заставить прочувствовать каждое слово.

Ох, могу долго рассказывать и рассуждать, но умолкаю - лучше это смотреть по-настоящему, а не в чьем-то пересказе знакомиться со спектаклем.

Из несомненно интересного: зрители и сцена расположены на воистину огромной сцене театра. Зрители оказываются буквально в паре метров от артистов, ощущая себя не созерцателями даже, а участниками, современниками тех событий. Причем места расположены (в основном) лицом к залу. На занавес транслируется то видео изображение, то работает "театр теней", иногда занавес поднимается и действие выходит за рамки, продолжаясь уже в большом зале.

Не думала, что это скажу, но очень рекомендую этот спектакль. Невероятно серьезная, сильная вещь. Огромное спасибо театру Российской Армии за эту постановку.

8 февраля 2021
Все отзывы
Осенний прогноз: до -40% на планы выходного дня в Питере
Осенний прогноз: до -40% на планы выходного дня в Питере
Осенний прогноз: до -40% на планы выходного дня в Питере
Гид по фестивалю «Толстой» в Ясной Поляне
Гид по фестивалю «Толстой» в Ясной Поляне
Гид по фестивалю «Толстой» в Ясной Поляне
Что смотреть в театре в июне
Что смотреть в театре в июне
Что смотреть в театре в июне
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
В театр со скидкой: распродажа билетов на «Афише»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость