Театральная афишаМосквы

Спектакль Васса, Москва

7.3
оценить
Расписание и билеты

Место проведения

Театр им. Моссовета

Театр им. Моссовета

7.5
Построенный в 1959 году театр располагается в глубине украшенного фонтаном и скульптурами сада «Аквариум». Нынешний худрук режиссер Павел Хомский возглавил «Моссовет» в 1980 году. За это время он собрал внушительных размеров труппу, в которой числятся (хотя нечасто играют) Маргарита Терехова, Георгий Тараторкин, Сергей Юрский. Зато выбрать спектакль с участием актеров помоложе — Александром Домогаровым, Евгенией Крюковой, Александром Яцко — не составит труда.
касса +7 (495) 150 01 20
адрес
подробнее
режим работы кассы пн-пт 12.00–15.00, 16.00–20.00, сб-вс 12.00–15.00, 16.00–19.00
официальный сайт

Отзывы пользователей о спектакле «Васса»

Фото Amber
отзывы:
77
оценок:
77
рейтинг:
24
8
Васса Валентины Талызиной - стержень семьи, она же и осиновый кол.

Спектакль «Васса» в Театре Моссовета приурочили к юбилею Максима Горького, 150-летию со дня его рождения. Произведения Горького удивительно сценичны, проблемы, о которых он пишет, не теряют своей значимости, продолжают волновать, остаются интересными. Язык горьковских персонажей, их монологи, диалоги, фразы представляют собой богатый дар для актёра. Пьеса существует в двух вариантах, тот, который написан в 1910 году – рассказывает об истории матери, главы семейного клана Железновых, вторая версия, подправленная в 1935 году, приобретает требуемый временем «революционный» окрас «классовой борьбы».

Режиссёр Сергей Виноградов поставил свой, третий уже по счёту вариант этой семейной трагедии, немного поменяв героев, а то и вовсе, убрав некоторых. Виноградов привнёс лёгкость, разбавив спектакль музыкальными номерами, которые позволяют тем, кому сюжет кажется тяжелым, воспринимать его более водевильно. Но истинным любителям классики, песенно-музыкальные вставки не мешают.
Сценография сдержанна и лаконична. Тёмные декорации с блёклым рисунком, как будто на выцветшем ситце. Но, как известно, художники используют цвет подмалёвка для того, чтобы он просвечивал сквозь нанесённый на него объект. Так вот чёрным, тёмным, будут наполнены сущности всех без исключения героев пьесы.
Спектакль изобилует экспансивными по накалу психологическими сценами. Сидящие рядом со мной зрители аплодировали в конце этих сцен – значит, смотрят его не в первый раз.

Перед нами разворачивается драма в семье начала 19 века, но на местах героев можно очень легко представить себе персонажей из нынешних реалий.

У Валентины Талызиной получилась совершенно особая Васса.
Васса Валентины Талызиной - стержень семьи, она же и осиновый кол.
Её Васса видит всех насквозь - ещё не успели подумать, сделать, сказать, как она уже знает, уже осведомлена, уже предугадывает, уже предпринимает шаги и действия.
Её Васса страшна тем, что она вовсе не выглядит страшной.
В Вассе Талызиной нет ничего от зверя, хищника. И перегрызает глотки она как-то буднично, устало, без особого удовольствия. Васса действует как машина, запрограммированная на уничтожение помех на своём пути, эдакий терминатор на современный лад. Она может договориться и с Богом и с чёртом, и если на Страшном суде потребуют оправдывающий её действия документ, то он будет выглядеть почти как в письме у мушкетёров: «Податель сего делал всё во благо семьи». И это пресловутое «благо» Васса трактует через собственное восприятие законов выживания. Сложно сказать, глядя на неё, что именно ею движет и не прикрывается ли она «материнской любовью» как удобной ширмой. Если представить себе, что экзистенциальное понятие души похоже на некий механизм, состоящий из разных винтиков и шестерёнок, то здесь у Вассы Железновой явно наблюдается какая-то очевидная поломка, не достаёт какой-то чрезвычайно важной детали. Отсутствует сенсор, отвечающий за такие нематериальные субстанции как понятия греха и совести.
В этой женщине есть что-то от многоликой тёмной богини Гекаты, которая вершила суд и раздавала наказания. Но человеческое «правосудие» Железновой не имеет божественной природы и в его основе лежат материально-рассудочные резоны. Васса – человек, который заступил на чужую территорию, управлять судьбами людскими не в её власти, это прерогатива Высших сил. Васса так отягощает свою совесть безнравственными действиями, таких неподъёмных камней набирает в свой «кармический рюкзак», что ей «прилетает» бумерангом уже при жизни. Все три её сына (прим* такова редакция пьесы Сергея Виноградова), что называется, не удались, а у трёх снох свои скелеты в шкафу.
Члены семьи не только не любят друг друга и сосуществуют бок о бок в пространстве, наполненном вакуумом, не только по-разному понимают, что такое любовь и определяют для себя форму и меру её присутствия в их жизни, но прежде всего, жаждут безграничных и лёгких материальных благ. В её доме живут как на каторге, все томятся в кандалах обязательств и изнурительного, опустошающего ожидания долгожданных денег от наследства.

Интересный рисунок роли у Наташи (Лилия Волкова), жены второго сына Семёна (Андрей Межулис). Её Наташа неудовлетворённая носительница уродливых фантазий, карикатурна и представляет собой слабую тень от своей свекрови, которой безуспешно старается подражать. Тяжёлый характер своей героини актриса передаёт через странные рубленые жесты и ломаные телодвижения.
Показалось, что образ жены младшего сына калеки Павла (Юрий Черкасов) гулящей Людмилы (Анастасия Косарева) противоречит органике актрисы и не очень убедителен. Брат мужа Прохор (Александр Бобровский) нарочито гротескная фигура с всклокоченной бородищей, мешковатых шароварах, разве что не в лаптях, тоже немного смущал неявным попаданием в «героя-любовника».

Второе действие более тёмное, и более напряжённое. Если сначала Васса была достаточно витальной, то, приближаясь к финалу, она расстаётся со своей динамичностью, заметно замедляется, «сдувается» на глазах, но при этом актёрская мощь таланта Валентины Талызиной усиливается. Актриса не кричит, не повышает голос, не сверкает глазами, изображая власть и самодурство, она полностью уходит от шаблонного образа и показывает нам усталую, надломленную, но упёртую женщину, у которой «болит сердце». Так о чем болит сердце Вассы Железновой? О деньгах, которые достанутся детям-обормотам, о внуке, у которого она, не задумываясь, отняла мать, о прислуге Липочке, чью жизнь она загубила?

Темнота поглощает людей в её доме. Дом, наполнен тенями из прошлого, и люди тоже превращаются в тени. Мы уже знаем, что скоро миллионы Железновых пойдут прахом, дети сгинут в революционном лихолетье, и все усилия сохранить накопленный капитал, не дать разрушиться построенному, бессмысленны.
А значит - не будет оправдания её деяниям.

(c) https://pamsik.livejournal.com/230957.html

0
Фото Олеся Забирченко
отзывы:
5
оценок:
6
рейтинг:
1
8
"Васса", XXI век

Соединить несоединимое. Сделать горьковскую «Вассу» почти мюзиклом, а мюзикл – драмой. Драмой не семейной – чисто материнской, ибо материнское сердце рвется под песенки и балаган за всех своих детей, хотя и отказывает им в их представлении о счастье, а дети бьются лишь за свои «рубашки», что ближе к телу.

Соединить легко соединившееся: из двух вариантов «Вассы» (а вы знали, что их было два? Я – нет) создать один спектакль, взявший от этих двух пьес лучшее. Нет особого пафоса «революционной правды», но есть натянутый нерв, конфликт привычного богатого уклада и поднимающего голову «до основанья, а затем...», есть предчувствие беды, что будет страшнее дележки еще не случившегося наследства.

Показать для нынешних молодых «обычную» театральную вещь со страстями, убийствами, отчаянием, подлостями... Но без любви. Ее здесь нет, даже когда о ней говорят. Да в рецензиях пишут, что «Васса» театра им. Моссовета и Валентины Талызиной о материнской любви. Я не увидела. О боли – да! Но о любви? Выстоять, победить, одолеть – кого? Собственных детей? Сделать целиком зависимым одного, лишить сына другого, безысходностью загнать в монастырь третьего – про любовь? «Матери — все удивительные! Великие грешницы, а — и мученицы великие! Страшен будет им господень суд... а людям — не покаюсь!» Все верно, перед людьми отчета не будет, да людям такую любовь и не понять.

Что удалось еще? Вновь показать, что Горький – классик! Потому что декорации, костюмы, речь – из столетней дали, а вот «люди – ничто, деньги – все» - это здесь, это рядом, это сегодня. Это за дверями театра, стоит только выйти. Да что там за дверями, это тут, в театре, в партере. Сколько их, смотрящих на одном дыхании, стоя аплодирующих актерам и не отдающих себе отчета, что это все о них тоже...

Вот такая для меня оказалась «Васса». Не подарившая театрального катарсиса, безнадежная, темная, такая... настоящая горьковская. Спасибо за нее!

0
Фото Надежда Андреевна Матвеева
отзывы:
14
оценок:
14
рейтинг:
3
9
Неожиданное прочтение Горького в театре им.Моссовета

Самым неожиданным ходом для меня, пожалуй, стало то, что это… музыкальная постановка – в спектакле много песен, исполненных актерами под аккомпанемент небольшого оркестрика. Песен в спектакле много, они отражают душевное состояние героев и в то же время служат противовесом всем ужасам тех конфликтов, что заложены в историю Горьким.

Впрочем, спектакль дана объединенная версия двух вариантов, написанных автором (до- и послереволюционных). И если кто-то, как и я, не читал первой версии пьесы, то происходящее на сцене будет смотреться с дополнительным интересом – история раскрывается заново.
Спектакль удивительным образом стилистически выдержан и сбалансирован по настроению. Не то, чтобы он ровно и спокойно проходит, как раз наоборот – в спектакле есть взрывы эмоций, доведенных до уровня истерики, и смешные моменты, и моменты, когда от ужаса вжимаешься в спинку кресла, но все настроения настолько гармонично сменяют друг друга, что в целом остается ощущение глубокой постановки о вечных вопросах взаимоотношений, мира и лада в семье (а вернее ссор и разлада), противоречий между ответственностью за общее делом и личными интересами, личными убеждениями.

Замечательно составлен актерский ансамбль. Когда спектакль только был поставлен многие (и я не исключение) думали, что слишком поздно пришла роль Вассы к Талызиной, но с первых же минут появления актрисы на сцене, я изменила свое мнение. Васса в исполнении Валентины Талызиной спокойна и уверена, кажется она говорит ровным, тихим и спокойным голосом, даже не сильно интонируя, но за каждым ее словом непререкаемый авторитет, никто не смеет ей перечить.
Дети Железновых «состарены» таким образом, чтобы семья выглядела органично. И то, что дети в спектакле несколько старше своих литературных прототипов, еще больше заостряет конфликт. Это уже не просто юные лентяи, это законченные иждивенцы, мечтатели, увы, так и не повзрослевшие, ибо так и продолжают обвинять мать в неудавшейся жизни, вместо того, чтобы взять и начать жить своей реальной жизнью, а не иллюзорными мечтами, привязанными к ожиданию отцовского наследства.

Замечательный спектакль, просто подарок как всем любителям творчества Горького, так и для первого знакомства с пьесой. В спектакле понимаешь, насколько же современно звучит Горький! Лично у меня вызвал новый интерес и к обоим вариантам пьесы, да и в целом к творчеству Горького.

0