Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Любовь и отчаяние в чешской деревне

Опера чешского композитора Леоша Яначека «Енуфа» (1904) основана на пьесе Габриэлы Прейссовой «Ее падчерица». Сюжет сердитый: юная деревенская красавица Енуфа забеременела от пройдохи, тот ее оставил, а после родов, чтобы люди не подумали плохого, падчерица убила младенца. Режиссер Александр Титель говорит, что самое важное в этой истории происходит уже потом — за пределами человеческих возможностей принятия ужаса. На сцене лежит громадный ствол дерева, артисты поют на русском языке, в спектакле занят козел.

  • Енуфа – афиша
  • Енуфа – афиша
  • Енуфа – афиша
Опера
16+
Александр Титель
28 февраля 2018

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Мария Ю
69 отзывов, 110 оценок, рейтинг 132
4 марта 2018

Идёт коза рогатая за малыми ребятами
В МАМТе премьера оперы чешского композитора Леоша Яначека в постановке Александра Тителя.
На заднике узкая полоса водопада, во всю ширину сцены - огромный ствол поваленного дерева. Художник - Владимир Арефьев, известный практически по всем постановкам в МАМТ. Перед нами жизнь чешской деревушки. Жители потрошат гусей, переносят мешки с картошкой, прядут. Маленькая девочка выгуливает настоящую козочку, сорвав аплодисменты зала. В деревне праздник – чешский пир, немного в стиле Кустурицы: песни, пиво, танцы, музыканты.
Енуфа ждёт ребёнка от Штевы, но он не хочет жениться, выбирая себе лучшую партию. Брат Штевы – Лаца, любит Енуфу, но не готов взять её с ребёнком. Посему мачеха Енуфы – Костельничка – тайком топит бедного ребёнка в проруби. Правда «всплывает» на свадьбе Енуфы с Лацей. Но, как бы, время уже всё расставило и наказало виновных.
Опера – жанр, конечно, трагический. Но почему Александр Титель выбрал для постановки именно «Енуфу»? Ведь сюжет совсем несовременный. Ну, кто сейчас закидывает камнями всей деревней, или бежит от позора, когда отец ребёнка не хочет жениться?..
Причём поставлено настолько талантливо, что смотрится на одном дыхании, как какой-то захватывающий триллер. Может быть, дело в том, что в кои-то веки всё понятно: опера на русском языке, у артистов прекрасная артикуляция, да ещё и субтитры на двух языках.
Но ведь и смысл уводит в глубины веков, в библейские сюжеты. Вот Каин с Авелем: Лаца пеняет бабушке, что та его не достаточно любила, по сравнению с братом Штевой. Вот молитва женщины, оплакивающей убиенного сына, принесённого в жертву человеческим порокам. И недаром последняя фраза оперы: «Да, это любовь. Наш Господь любит нас». И финальная картина – старинное фото из семейного архива.
Потрясающие артисты и голоса! Елена Гусева поёт партию Енуфы, как дышит, тонко, чувственно и глубоко. Звезда МАМТа - Наталья Мурадымова, бесподобна в образе мачехи Костельнички. Особенно вспоминается момент, где она пытается пробить сцену руками, как бы пытаясь достать из-подо льда ребёнка. Понравились эпизодические роли Инны Клочко (Каролка) и Дарьи Тереховой (Яна). Николай Ерохин прекрасно исполняет роль Лацы – не героического любовника, а малохольного ревнивца, исправляющегося лишь к концу, в свете истинной любви.
Получилось очень экспрессивное, целостное, красивое и живое оперное действо в художественном стиле Александра Тителя. И, несмотря на то, что оперное искусство – одно из самых элитарных, особенно в нашей стране, «Енуфу» сможет оценить даже самый неподготовленный зритель. Это опера, на которой не хочется спать.

2
0
9
Валентина Лучина
22 отзыва, 23 оценки, рейтинг 3
2 марта 2018


Театр Станиславского и Немировича-Данченко маленький островок в суетном мире. Да как же маленький.. да какой маленький.. огромный праздник для любителя театра и оперы! Это феерия всех чувств и игры на нервах. Проникание в тайные уголочки души. Туда куда даже ты сам стараешься не заглядывать. Боишься тронуть. Енуфа оказалась для меня очень личной вещью. Перетряхнула пыль в тех самых уголках памяти и боли. И снова дала почувствовать что любви не бывает просто так. Без боя, только за красивую внешность, не дают чистого глубокого чувства ни тебе ни для тебя. Без борьбы ты не сможешь оценить того что есть сейчас. Никогда не переживший предательство не оценит дружбы искренней. Судя по всхлипам соседей не одна я так считаю. Даже если у кого то сначала сложилось впечатление холодности произведения - к концу действия не осталось равнодушных.
И такой гробовой тишины я давно не слышала в зале! Тишина, в одном из ключевых моментов, была потрясающей. И хотелось зааплодировать, но драматичность мизансцены сковал руки! Ком в горле не давал дышать.. Ждали актрисы оваций, но не могла публика позволить радостные восторги в момент когда ТАКОЕ там. Рвёт душу, выворачивает наизнанку и ты не знаешь кому сейчас больнее: тебе, героиням пьесы или актрисам. Мне кажется что такая тишина являлась наивысшей точкой признания мастерства и изумительной игры! Так сковать эмоционально такое количество людей! Это не просто мастерство - высший пилотаж актёрской игры!

1
0
7
Надежда
49 отзывов, 321 оценка, рейтинг 27
1 марта 2018

Весь коллектив, участвующий в постановке, - большие молодцы. И солисты, и хор, и оркестр, и постановка, и сценография, и костюмы - все хорошо. И видно, что самим певцам так в кайф то, что они делают. Они даже придумали как необычно и весело выходить каждому на поклон. И чувствуется, что это на таком подъеме и позитиве все сделано, несмотря на очень тяжелый сюжет. Этот командный творческий дух - это очень круто!
4 поставила только потому, что лично мне не очень понравилась сама музыка.

1
0
9
Tatyana Lipina
85 отзывов, 85 оценок, рейтинг 7
17 апреля 2019
Для меня это самая драматическая по силе игры опера, из всех виденных мной.

Какие ассоциации возникают со словом «опера» у людей, слушавших оперу пару раз в жизни, да и то, скорее всего, вместе с классом, когда главной целью является буфет в антракте? Как правило, это певицы в белых платьях или певцы в смокингах, твердо стоящие на ногах, поющие громко и очень неразборчиво – причем независимо от языка, на котором это все исполняется – и вся их актерская игра выражается в поднятии правой или левой руки.
Но существуют оперы совсем другие, где актеры играют, практически живут на сцене, и для меня такой оперой совершенно неожиданно стала «Енуфа».
Пожалуй, для меня это самая драматическая - я имею ввиду близость по силе игры к драматическим спектаклям - опера, из всех виденных/слышанных мной.
Про нее я не знала ничего, как, я думаю, и большинство не очень близкого к музыкальному миру народа. Написана она в начале 20 в. чешским композитором Леошем Яначеком, на либретто Габриэлы Прейссовой по ее пьесе о жизни моравских крестьян. В России оперу ставили всего 3 раза.
Это рассказ про девушку Енуфу и двух сводных братьев, одного из которых (Штеву) любит она и ждет от него ребенка, а другой (Лаца) любит ее. И все довольно просто и банально, но я иногда даже забывала, что это опера и надо слушать музыку, мне просто было жутко жаль Енуфу, горько за ее мачеху и гадко за Штеву. И я, пожалуй, не смогу даже сказать, насколько хорошо (в моем понимании) кто пел, но играли классно.
Енуфа – Елена Гусева
Мачеха Енуфы Костельничка - Наталья Мурадымова
Лаца – Николай Ерохин
Штева – Дмитрий Полкопин
Очень мне понравились декорации и вообще оформление спектакля: вроде ничего особенного, но как-то очень органично. Каждый раз при начале действия это выглядело как живые картины – очень здорово. Действие происходит не в помещении, а на воздухе, даже ручеек течет.
Только одно замечание у меня есть. Мне кажется, это, кстати, касается многих театров: нельзя ставить спектакли так, чтобы не со всех мест было видно все, происходящее на сцене. Я сидела в боковой ложе, и иногда не все видела. А текст – я ведь не зря написала про неразборчивое пение - не всегда он понятен, даже если поют на русском, так вот текст приходилось читать по-английски, поскольку верхнюю часть экрана я не видела. В данном случае это не страшно, но когда идут оперы на других языках, думаю, это играет роль. А вообще по поводу перевода либретто на русский даже не знаю, что сказать. Возможно, слова и музыка в чешском варианте звучали бы более органично, а так нам проще и для нас ближе как-то.

0
0
9
Ольга Сорокина
303 отзыва, 304 оценки, рейтинг 108
16 апреля 2019

Драма, происходящая в одной отдельно взятой моравской деревне.
Водопад на заднем плане, дети, гуси, козы, девушки в цветастых платьях. Кажется, что и жизнь, как вода течёт себе день за днём, тихо, мирно и незыблемо.
Но однажды всё меняется.
Елена Гусева с партией Енуфы и Николай Ерохин в роли Лацы.
Енуфа, счастливая, искренне любящая Штеву (Дмитрий Полкопин) и ждущая от него ребёнка, вдруг сталкивается с циничным предательством любимого.
Лаца, влюблённый в Енуфу, страдающий от несчастной любви, теряющий надежду и в порыве ревности оказавшийся не в силах совладать с собственными чувствами.
События первого акта грохочущим товарным поездом проносятся перед зрителем, заставая врасплох, обескураживая, оставляя внутри острое чувство разорения и хаоса.
И только Костельничка (Наталья Мурадымова), удивительно сильная, словно скала, и гордая Костельничка, мачеха Енуфы, не позволяет всему происходящему превратиться в прах.
Но уже во втором акте становится понятно, что это было лишь начало истории. Тучи над всеми героями с каждой минутой сгущаются всё сильнее.
Стыд, навязанный стереотипами общества, боль, терзающая душу, страх за собственное будущее и отчаянные попытки найти выход из совершенно безвыходной ситуации. И это далеко не всё из того, что испытывает героиня Натальи Мурадымовой, ибо именно она вдруг становится главным действующим лицом. И как же это блестяще сыграно! Браво! При всей сложности музыкальной партии, динамика которой напоминала мне лихорадочные скачки сердечного ритма бедной запутавшейся женщины.
Из описания спектакля Костельничка вызывала во мне лишь неприязнь. Но благодаря игре Натальи Мурадымовой я так сильно прониклась судьбой этой женщины, словно сама испытала на себе её боль, страхи и отчаяние.
И я поняла, где и как нашла в себе силы Енуфа, чтоб простить свою мачеху не смотря на то, что она сделала.
Вот кто на самом деле оказался сильнее, светлее и добрее всех - Енуфа. Казалось бы сломленная, лишившаяся всего самого дорого в жизни и опустившая руки Енуфа, вдруг не только сама стремительно взлетела над своим отчаянием, но и вытянула за собой всех, кто искренне любил её саму.

Я не знаю, сможете ли лично вы остаться спокойными, наблюдая за всем этим. Я знаю, что зал безмолвствовал, оглушённый, придавленный тяжестью этой драмы. Драмы, случившейся с обычными простыми людьми в обычной моравской деревне.

И я не стану рассказывать вам подробности того, как это было сделано на сцене. Не стану рассказывать, как хотелось спасти вянущий цветок в руках у Енуфы, особенно после того, как стала известна причина его медленной гибели. Не стану рассказывать, чем водопад зимой отличается от летнего. Не стану рассказывать, как невозможно было оторвать взгляд от тени, напоминающей крест, которую отбрасывала тонкая Енуфина фигурка, и от закаменевшей спины Костельнички, потому что эта спина была красноречивее любого крика.
Не стану, потому что вы должны это всё увидеть сами.

Сходите в театр!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все