Театральная афиша Москвы

Спектакль Беги, Алиса, беги, Москва

Постановка Театр на Таганке
7.3
оценить
Расписание и билеты
Театр: Беги, Алиса, беги, Москва

Эффектный аттракцион по Высоцкому

Качающее зрелище с танцами, посвященное 80-летию Владимира Высоцкого, поставил в Театре на Таганке молодой прогрессивный режиссер Максим Диденко. На основе песен с пластинки советского барда по «Алисе в Стране чудес» Кэрролла пьесу написал драматург «Гоголь-центра» Валерий Печейкин, а впечатляющий внешний облик сочинила Мария Трегубова, едва ли не самый востребованный театральный художник в современном российском театре.

Место проведения

Театр на Таганке

Театр на Таганке

8.0
Один из самых известных за пределами страны российский театр. Был основан выпускниками Щукинского училища в 1964 году и открыт спектаклем Юрия Любимова «Добрый человек из Сезуана», на тот момент затмившим собой все существующее. Мгновенно Таганка стала интеллигентской Меккой: здесь Высоцкий играл Гамлета, декламировали шестидесятники, здесь работали великий сценограф Давид Боровский и композитор Владимир Мартынов. В 1980-е, после отъезда Любимова за границу, произошел раскол театра — так по соседству появилось сомнительное учреждение: «Содружество актеров Таганки». После возвращения Любимова театр еще почти 15 лет продолжал активно работать, отмечать юбилеи и получать премии и ордена, пока не случился очередной внутренний скандал и демонстративный уход режиссера из театра. Недавно Департамент культуры десантировал сюда группу выпускников «Школы театрального лидера» во главе с режиссерами Дмитрием Волкостреловым, Семеном Александровским и художником Ксенией Перетрухиной.
касса +7 (495) 915 12 17
адрес
подробнее
режим работы кассы пн-вс 11.00–15.00, 16.00–20.00
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
109
оценок:
214
рейтинг:
571
5

Самый бродвейский спектакль Максима Диденко

Плавно перемещаются справа налево мужчина и женщина в серых пальто, вместо голов у них — облака. Заяц в человеческий рост с электрогитарой наперевес задает новым риффом тему для следующей песни, энергично раскачиваясь всем корпусом в такт. Алиса, похожая на Одри Тоту в фильме «Амели» — в красном платьице и белых колготах, — потерянно перемещается от одного психоделического эпизода к другому, вместе с двумя своими клонами, а по пятам бродит еще одна точно такая же, только совершенно черная. Из-за нее-то и весь сыр-бор. Но и не только из-за нее: поводом к созданию новой версии сказки Кэрролла стало 80-летие Владимира Высоцкого, в 1976 году записавшего двойную грампластинку по мотивам «Алисы в Стране чудес». Так что когда на сцене появляется семеро Высоцких с гитарами, кажется, где-то в воздухе совпадает что-то важное, доброе и необъяснимое.

Максим Диденко на сегодняшний день — самый востребованный театральный режиссер Москвы и Петербурга; он умудряется выпускать по пять-шесть масштабных премьер за сезон на видных сценах обоих городов (Театр наций, «Приют комедианта», «Гоголь-центр», «Практика», Александринский театр, Центр им. Мейерхольда ect.). К участию в его спектаклях не годятся артисты, не умеющие одновременно яростно плясать и нежно петь, находясь при этом внутри ростовой куклы или, наоборот, — практически голым. Диденко создает синтетические иллюзионы, над которыми трудятся вместе с ним, как правило, хореограф, художник, композитор и драматург. А эксперты «Золотой маски» обычно выдвигают его работы в номинации «Оперетта/мюзикл».

Театр на Таганке тем временем переживает непростой период. После ухода из жизни Юрия Любимова для таганковцев впервые так остро стал вопрос самоидентификации. Новый руководитель театра актриса Ирина Апексимова приглашает одного перспективного режиссера за другим, в репертуаре появляются «иммерсивные мюзиклы» рядом с психологическими драмами, и в этом контексте работа Диденко — самое громкое событие Таганки за несколько лет.

Высоцкий в своей «Алисе» по-своему интерпретировал Кэрролла, а в «Беги, Алиса, беги» версию Высоцкого интерпретируют сразу несколько человек. Драматург «Гоголь-центра» Валерий Печейкин написал серию остроумных диалогов вокруг нетронутых текстов песен, композитор Иван Кушнир на сей раз будто бы вдохновлялся ранней Линдой, а Максима Диденко вместе с хореографом Владимиром Варнавой и художницей Марией Трегубовой, кажется, заботило в первую очередь, чтобы качало и чтобы получились красивые фотографии.

Спектакль состоит из двух актов, ни один из них не поддается пересказу. В первом задаются правила игры (поделенная на три Алиса стремится попасть обратно в реальный мир, попутно изучая странности Страны чудес); во втором демонстрируется почти колыбельная антиутопия в духе Бориса Виана, переходящая в постмодернистскую феерию с Ириной Апексимовой в роли Фредди Меркьюри.

На премьерных показах постичь смысл повествования мешали бесконечные попукивания микрофонов, помещенных, видимо, внутрь громоздких костюмов зайцев, кроликов, котов и гусениц. С музыкой тоже все было непросто: расположенные по бокам сцены суровые мужчины со скрипками и виолончелями играли зачастую поверх грохочущих минусовок, отчего их присутствие носило скорее декоративный характер (фирменные полоски «Адидас» на брюках скрипача попутно читаются приветом эстетике спектаклей Кирилла Серебренникова).

Артисты балансируют между бродвейским гротеском и иллюстративным детским театром, много и сложно двигаются, а в номерах вроде «Голова два уха» еще и исполняют полифонические партитуры. Выглядит все это пока что как если бы Тим Бертон поставил Кэрролла на спор в условном чебоксарском ТЮЗе — но это, надо думать, вопрос времени. Для того чтобы спектакль действительно зажил поверх режиссерских схем, а хореография перестала напоминать физкультуру, спектаклю нужно разыграться (в условиях репертуарного театра на подготовку постановки отводится от силы два месяца, тогда как у Высоцкого на создание своей «Алисы» ушло больше трех лет — и то и другое заметно; и то и другое важно понимать). В некотором смысле «Беги, Алиса, беги» — это тимбилдинг для таганковцев, которые после работы с Диденко не будут прежними, а это уже знаменательно само по себе.

Самое же важное — в многоуровневой сущности спектакля, который конгениален изображаемому месту действия: «Много неясного в этой стране, можно запутаться и заблудиться». Для кого-то здесь на первом плане старая добрая афористичная сатира (приключения Алисы в путинской России), кто-то еще несколько дней будет напевать песню Чеширского кота, а для другого смыслообразующим станет эффектный эпилог с нетривиальным явлением Владимира Семеновича. Смыслов здесь через край: свобода — это то, что у нас внутри; да пребудет с вами сила воображения; анархия мать порядка; another brick in the wall. И вместе, и по отдельности сентенции столь же сильнодействующи, сколь банальны, но один смысл среди прочих здесь важен принципиально — это смысл игры. Два десятка взрослых людей носятся по сцене в костюмах котов, зайцев и чашек, поют песни и странно танцуют перед благоговеющими по разным причинам зрителями старше восемнадцати. Вкупе со всем вышеперечисленным такое дуракаваляние дорогого стоит.

2
0
17 марта 2018

Лучшие отзывы о спектакле «Беги, Алиса, беги»

Фото Игорь Незовибатько
отзывы:
38
оценок:
39
рейтинг:
35
3

Много ожидал от "Беги, Алиса, беги" - премьеры, в постановке Максима Диденко. Ранее им были поставлены два замечательных спектакля у Брусникинцев " Конармия" и "Чапаев и пустота" (я писал о них). Но режиссёр не ровен, как повезет: то, что он делал в других местах (театр Наций, Гоголь центр) для меня явно было - мимо.

И здесь мимо - все! Я давно так не мучался на спектакле и не боролся со сном, как на "Алисе", и в результате чувствовал себя выжатым как лимон и обессиленным. Все сложилось: претенциозный и непонятный текст, мертвая игра актеров, исполняющих схемы режиссера, однообразная убаюкивающая музыка, тексты песен, которые не разобрать, примитивная пластика. Хотя молодые актеры старались - но справиться с этим они уже не могли.
Досмотрел до конца, ещё надеясь, что что-то изменится - тщетно...
Я ещё никогда так не уставал от театра. Поэтому решил: "Беги, Игорь, отсюда, беги". Жаль, мне всё же хочется, чтобы в этом театре жизнь наладилась, и отсюда хотелось бы не бежать, а сюда с радостью приходить

1
0
14 марта 2018
Фото Alexander Hepburn
отзывы:
8
оценок:
15
рейтинг:
20
10
Огонь!

Отличный современный спектакль с грамотной дозой абсурда.

0
0
24 октября 2018
Фото Элина Токаева
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
1

Смело и нагло. Крайне неоднозначно. Возможно, просто слишком смело и слишком нагло.
Если вдруг кто не в курсе - никакого сходства с оригиналом, хотите посмотреть сказку с ребенком - вам не сюда. Психоделическое оформление убило очарование самого произаедения и (имхо) стихов Высоцкого - они просто напросто не легли на новую музыку. Получилось мрачно, сочно, ярко, местами абсурдно, хаотично, сумбурно, не всегда понятно, громко, эффектно, красиво, жутковато, безумно.

В то же время не могу не отметить убедительную игру актеров, прекрасные декорации, хореографию, красивую (была бы еще красивее за пределами спектакля) музыку - все сделано очень и очень качественно, постановка на уровне, и вопрос лишь в том, готов ли зритель к такому мрачному представлению привычной сказки, и к тому, что черта, вокруг которой балансировал оригинал, оставаясь все же в рамках легкого очаровательного безумия, осталась далеко позади, а происходящее ушло в сюр.
Уверена, найдутся любители подобного жанра, кому придется по вкусу новое видение. Но зрещиле однозначно не для всех.
Ломает шаблоны или издевается над оригиналом - ответ для каждого будет свой. Мне ближе второй вариант.

0
0
1 апреля 2018
Фото Владимир Рыбников
отзывы:
142
оценок:
142
рейтинг:
92
3

Максим Диденко сделал замечательную вещь, окончательно ликвидировал популярного советского актера Владимир Высоцкого ( покойный бард, 80-летие которого отмечают в Москве , ныне интересен лишь для краеведов и некоторых кандидатов в президенты,) и остатки коллектива театра на Таганке, сражающегося за свое помещение. Надеюсь прекрасный Максим , еще доберется и до Аллы Пугачевой , двух мхатов, далее бесконечная череда мертвых московских театров доставшихся нам от советского союза, с труппами которых можно ставить лишь танцевальные спектакли про зомби. Сам спектакль смотреть довольно тяжело и страшно скучно , и если вы уж сами хотите убедится как плох высоцкий и труппа таганки, то покупайте билеты с края, смотрите первые 15 минут, и идите домой. Ну или подъезжайте к антракту и попросите билеты у выходящих из театра. стихи не все выдерживают, а смотреть спектакль можно с любого места, два акта вас утомят, а если смотреть только второй, то можно увидеть чудесную морковку из шариков Порадовал композитор Кушнир, немного переиначивший свои сакральные еврейские гимны из конармии, они довольно бойкие и громкие.Хореограф Варнава , видя состояние труппы, не сильно морочился с танцами. А художник Трегубова, просто очень и очень мила. Надеюсь, что денег на празднование юбилея Высоцкого выделили достаточно поскольку команда создававшая спектакль хорошая, а хорошие люди должны жить прилично, по крайней мере.

0
0
2 февраля 2018

Галерея

Главная фотография: пресс-служба театра на Таганке/Ира Полярная