Театральная афиша Москвы

Спектакль Горе без ума, Москва

7.8
оценить
Расписание и билеты

Место проведения

У Никитских ворот

У Никитских ворот

7.9
касса +7 (495) 695 82 19
адрес
подробнее
режим работы кассы пн-вс 16.00–20.00
официальный сайт

Лучшие отзывы о спектакле «Горе без ума»

Фото Gal K
отзывы:
45
оценок:
46
рейтинг:
3
10
Очень поучительно

Неожиданно новый сезон 2018-2019 открыли в театре у Никитских ворот. В прошлом сезоне неоднократно натыкалась на отзывы к спектаклю "Горе без ума", поэтому решение идти даже не обсуждалось.
И сразу же два не вполне ожидаемых вывода: во-первых, за не очень длинный перерыв я безумно соскучилась за театром, во-вторых, оказывается, читая произведение в юности, я не до конца его поняла. И вот сейчас все встало на свои места.
Постановка практически классическая, но при этом очень уместная в наше время. И не понятно, то ли это само произведение настолько "бессмертное", то ли заслуга режиссера. Но смотрится легко, не вызывая ощущения "нафталина". А история стара, как мир. Кого выбрать в мужья и зятья - не очень умного, но услужливого и удобного или умного, но "ершистого", не желающего "служить". Выбор осложняется еще и тем, что оба не богаты. Но при этом есть еще один - военный с большими перспективами. И пусть он недалекий карьерист, но как зять очень соблазнительный вариант. Правда невесту он не устраивает совсем, все же она довольно умна и образована. Но наличие ума не мешает ей ошибиться в избраннике, не видя, что кроется за его услужливостью и "скромностью". Казалось бы, мораль проста - есть Чацкий, который не хочет не перед кем пресмыкаться, прислуживать. Он образован, умен, много путешествовал и повидал. И вроде как он положительный персонаж, пострадавший от недалекости и сплетен глупых людей. Ведь им намного проще поверить в его сумасшествие, чем признать, что он умнее, поэтому ведет такие странные для них речи. Но все не так просто. Лично мне Чацкий не кажется таким уж "белым и пушистым". Его одолевает гордыня, он считает ниже своего достоинства работать, а вдруг придется прислуживать? И именно поэтому миром правят неумные, подлые подхалимы. Они не считают зазорным преклонить голову и "проглотить" свое мнение. Да и в отношении к Софье все не просто. Он никак не может понять, как она могла полюбить Молчалина, неумного, подлого, недалекого. Чацкий даже не допускает мысль, что любить можно "не за что", просто потому что "любовь зла". Нет! У него в голове не укладывается, как можно ему, такому умному, предпочесть кого-то другого. И тем горше его разочарование в Софье, когда он осознает, что она действительно любит недостойного Молчалина.
Да, Чацкий умен, начитан, много всего повидал. Но грош цена всем этим достоинствам, если они спрятаны в сундук и не приносят пользу. При таком отношении к жизни не сложно прослыть сумасшедшим.
Жалко ли Чацкого? Да, жаль. Но мне почему-то больше всего жалко Софью, которая искренне влюблена в Молчалина. Яркий пример женщины того времени. В юности увлечена Чацким, умным и интересным. Но он уехал. Ощущая себя брошенной, увлеклась Молчалиным, скромным, застенчивым и надежным. Ей не нужны деньги карьера мужа. Ей нужен надежный мужчина, который будет любить и ценить ее. Молчалин оказался не тем... Ну а полковник Скалозуб для Софьи - как головой в омут. А кто знает, может он бы как раз любил, холил и лелеял. Но глуп... Вот уж у кого горе от ума, так это у Софьи.
Спектакль очень яркий, как впрочем все в театре у Никитских ворот. Но его яркость и юмор в первом акте, не мешают наполненности смыслом во втором. И актерская игра, как всегда на очень высоком уровне. Очень понравилась Софья в исполнении Линды Лапиньш. Нежная, но сильная. Все эмоции настолько искренние, что кажется эти эмоции испытывает сама актриса. Ожидаемо силен Александр Масалов. Видели его в роли Каренина, а тут он совсем другой. Но образ убедительным от первого до последнего взгляда. Жаль, что не увидели в роли Чацкого Константина Иванова, который покорил нас в других ролях.
Очень понравился финал, когда Чацкий читает стихотворение Александра Пушкина "Не дай мне бог сойти с ума...".
Спектакль однозначно рекомендую всем, от школьников до пенсионеров. Во-первых, он интересен сам по себе. Во-вторых, в нем есть очень много того, над чем можно подумать. Ну и просто красивая и талантливая игра.

0
0
2 сентября 2018
Фото Гульнара Дорошкевич
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0
10
Прекрасная постановка. Бережное отношение к классике

В целом - чистый восторг. Спектакль предваряло вступительное слово от режиссёра спектакля Марка Розовского. Вместе с актером (игравшим Фамусова) они зачитали переписку Пушкина и Чаадаева. (Чаадаев - прообраз Чацкого). В конце режиссёр прочёл «К Чаадаеву». Сердце, конечно, замирает, когда слышишь, что звезда пленительного счастья взойдёт. Но как бы не взошла, к сожалению. И впереди ещё много горя у России было. И самовластие никуда не делось.

Я читала «Горе от ума» в школе, конечно же, но уже подзабыла, сколько же крылатых выражений дал нашему языку Грибоедов. Я не перестаю удивляться. Вот что воистину энциклопедия московской жизни того времени. Играли живо. Веселая Лизанька, противный Фамусов. Софья - прямое попадание (в мое представлении) или даже лучше. Чацкий по-моему должен быть повыше, но это уже мелочи. Мелко-мелко насыпаны там и тут отсылки к нашему настоящему (возвращение Крыма, люди, которые не исполняют обещания, тельняшка на скалозубе), но немного и не раздражало. Зал маленький, уютный, слышно хорошо.

Здорово, что я вспомнила это произведение, и даже решила перечитать. Очень многое, думаю, открою заново. Ребёнком разве что можно понять — помимо того, что положено (что учебник по литературе позволит). А ведь чистое наслаждение, должно быть. Хоть и миллион фразочек помнишь наизусть, но иные мысли нужно перечитать (а то витиевато). И так все же, горе без ума или горе от ума? Эх, понять бы.

0
0
30 июня 2018
Фото Elena Smirnova
отзывы:
44
оценок:
44
рейтинг:
12
10
"Театральное воплощение озверения фамусовской Москвы"

Спектаклем «Горе без ума»28.06.18 завершился 35-й сезон на Новой сцене Театра У Никитских ворот (спектакль «Песни нашего двора», запланированный на 30.06, как сказал художественный руководитель Театра, будет идти не на сцене, а во дворе).
Так случилось, что за последнее время я посмотрела три новые постановки по бессмертной комедии в стихах А.С. Грибоедова и все они были поставлены именно у Никитских ворот (вот такая странная география)!!! Это «Чаадский» Кирилла Серебрянникова в «Геликон-опере», «Горе ОТ ума» Павла Сафонова в московском драматическом театре на Малой Бронной и «Горе БЕЗ ума» Марка Розовского в театре «У Никитских ворот».
Свои достоинства и недостатки есть у каждой из этих постановок, даже несмотря на то, что Кирилл Серебренников получил за своего «Чаадского» российскую театральную премию «Золотая маска» как лучший оперный режиссер.

Что же я могу отнести к достоинствам постановки Марка Розовского?

То, что спектакль начинается в зрительском фойе, где Марк Розовский и Андрей Молотков (исполнитель роли Фамусова) озвучивают фрагменты переписки Пушкина с Чаадаевым (который является прообразом Чацкого), а в финале после знакомой всем нам фразы «Карету мне, карету!», Чацкий читает фрагменты «Апологии сумасшедшего» Чаадаева, усиливающую трагизм действия.

Бережное отношение режиссера к тексту этой гениальной пьесы и отсутствие «отвлекающих эффектов» позволяют зрителю в полной мере оценить этот образец русской словесности и поразиться её созвучности сегодняшнему дню. Очень хочу, чтобы его зрителями стала молодежная аудитория!!!

Изумительное музыкальное оформление спектакля – в нем звучит вальс А.С. Грибоедова в переложениях для трио Татьяны Смольской (исполняют Дина Галимова (флейта), Елизавета Федорова (скрипка), Татьяна Смольская (фортепиано), оркестровые аранжировки -Влада Сенчило). «В разных мизансценах он звучит по-разному: то как танго или щемящий душу плач, то как марш, траурный или помпезный». БРАВО!!!
Минимализм в сценографии Александра Лисянского, позволяющий тем не менее, по одной лишь только лестнице (вокруг и на которой разворачиваются все главные действия спектакля) вообразить весь особняк Фамусова.
В спектакле, заявленном как трагикомедия, нашлось место и драматическим сценам, и фарсу. Мне очень понравилось режиссерское решение образов Молчалина (совсем молодой актер Игорь Скрибко играет такого обаятельного подлеца!!!) и полковника Скалозуба (Юрий Голубцов изображает клинического идиота и его игра вызывает просто гомерический смех в зале).
Чего мне не хватило?
Пожалуй, только цельности образа главного героя – Александра Андреевича Чацкого. Актеру (Константин Иванов) прекрасно удавались сцены, в которых он пародирует фамусовское общество, а вот его личные переживания по поводу своего, мягко говоря, неудачного приезда в столицу, ему до меня донести не удалось!!!

0
0
29 июня 2018
Фото Светлана Малеева
отзывы:
88
оценок:
85
рейтинг:
21
8
Каждый по своему выворачивается в этой жизни - своим и задним умом.

Один ум хорошо , два изворотливы , а горе , когда нет его.
Сюжет о "Горе" вполне классичен , он про жертву , что дразнит всех своими замечаниями , и гонителей , ревнителей за спокойствие в родном болоте.
Чацкий вернулся из дальних краёв , он влюблён , торопится к даме сердца.
Дама , от скуки сидячего образа жизни , обращает своё внимания на услужливого милого дальнего родственника Молчалина , проживающего в доме.
Молчалин рад стараться , но тоже хочет оторваться и командовать служанками.
Здесь он не одинок - хозяин усадьбы полновластно хочет всем владеть тут.
Отец красавицы выбирает дочери в женихи Скалозуба , о котором мнение едино - глуп , вся грудь в орденах , но богат.
Каждый по своему выворачивается в этой жизни - своим и задним умом.
Довольно приятно слушать монологи и диалоги классика русской словесности.
Актёры не спотыкаются в своих репликах , к тому же они ловко передвигаются на сцене , съезжают по перилам - и нам приятно видеть их.

0
0
31 мая 2018
Фото Ия Яковлева
отзывы:
131
оценок:
131
рейтинг:
71
8

Когда на высокой ступеньке лестницы на сцене показалась длинная ножка безупречной формы,
а потом - белые одежды и черные локоны, тогда и начался этот спектакль.
Жизель, явив нам свой воздушный призрачный облик, и завершив приветственный батман тандю, стала Лизанькой, живой, легкой, игривой, все верно, и по тексту, но внешностью на горничную не похожей. Изящество, выдающееся благородство движений, нежное лицо Яны Прыжанковой. К такой прислуге еще нужно привыкнуть в нашем колхозе.

Фамусов – Александр Масалов – идеальный Фамусов
Барин, вельможа что ли, или просто хам слегка, в силу властности или подверженности моде, всех принимал в халате и подштанниках, от Чацкого до Скалозуба, тем чувства оскорбив любого, включая чувствительных зрительниц –дам. Мы – за штаны темного цвета, а не удлиненные трусы.
В остальном, Фамусов более чем пригодный, хотя и не в амплуа «благородного отца», как бы хотелось каждому Фамусову. Грибоедов это амплуа осмеял жестко.

Молчалин – оо, премилый симпатяга. Станислав Федорчук – тоже.
И, кстати, прежде чем начать бросаться камнями в карьериста и подлизу, вспомним, что в большинстве книг о власти и политике молчание воспевается как благородная добродетель.
Софья – не глупа.
И, кстати, Софья – Линда Лапиньш.
Очаровательна и умна. Белые кудри, очки, вся – эмоциональность и порыв, 17 лет ведь.
Актриса – красива и романтична, но и соперника Чацкому сыграла убедительно.

Чацкий – Кирилл Парастаев.
Внешне – чисто Герцен.
На Чаадаева не похож.
Но это ничего – одного поля ягодки. А вот и важная проблема. Костюм! – «Второй Чадаев, мой Евгений, в своей одежде был педант»
Или прямее: со слов дочери Раевского –Екатерины:» он является «неоспоримо (…) и без всякого сравнения самым видным (…) и самым блистательным из всех молодых людей в Петербурге».
Помимо того, что он был весьма образован, имел отличные манеры, но и «возвел искусство одеваться (…) почти на степень исторического значения» (по словам М. Жихарева). Его дружбы искали и ею гордились
Так что одеть бы Чацкого как прототипа Чаадаева прилично, ведь он такие монологи произносит, столь пылкие, что штаны могут свалиться. И это уж будет не комедия, а цирк.
В течение действия за стулом прячется опять же, и вообще шустрит по сцене будь здоров.
А также убедительно демонстрирует ум и чувства, но так преподносит свою роль актер, что жалко Софью всем.
Музыка к спектаклю – вальс Грибоедова, естественнейший выбор, скучно, но подходит.

Загорецкий – Давиденко – фееричен, розовые очки, короткие ножки, проникновенный взгляд. Есть место отдыха от философии протеста.
В финале злая сатира Грибоедова проходится катком асфальтовым по Репетилову – Сарайкину Денису, но тот – такой многословный, резиновый, жить будет, ничего.

Что можно тут сказать в конце всей этой речи – было волнующе, соприкоснулась с вечным.
И радость получила - всем спасибо за искусность, и грусть - они же никогда не исчезнут, все эти типажи, они – незыблемы, и не как ход светил на небе, а как закон всемирного тяготения.
Только второй Большой Взрыв мог бы поправить дело радикально..
Но зачем. Это же люди, которых Чацкий «люди-звери» называет, - они просто безумные, давно сошли с ума,и слишком преданы несовершенству.

0
0
31 мая 2018