Театральная афиша Москвы

Спектакль Маяковский. Трагедия
Постановка Гоголь-центр

5.9
Театр: Маяковский. Трагедия

Страх и ненависть в электронной очереди

В 1913 году в Петербурге впервые заявил о себе театр футуристов. Первым представлением стала трагедия Владимира Маяковского «Владимир Маяковский» с Маяковским же в главной роли. Герой в эффектом жабо провозглашал себя последним поэтом, публику называл крысами и принимал подношения в виде картонных слез, слезинок и слезищ. Вторую жизнь этому тексту дал в «Гоголь-центре» режиссер Филипп Григорьян, поместивший действие в центр перестраивающейся площади Маяковского в современной Москве. Главного героя — архитектора, встречающего на глубине своего подсознания гурьбу фриков, мутантов и зомби, — сердито играет Максим Виторган.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
109
оценок:
213
рейтинг:
554
7

Страх и ненависть на Триумфальной площади

«Бред куриной души назывался трагедией в двух действиях». Так начиналась одна из рецензий на первый спектакль театра футуристов — трагедию Владимира Маяковского «Владимир Маяковский» с Маяковским же в главной роли. «Какие-то святочные хари выносили кренделя, пряники и огромную рыбу в человеческий рост. Поэт представлял женские губы, истрепанные поцелуями, и бросал их об пол. Выдвинули и повалили безвкусное чучело карнавальной бабы. Словом, проделали все, что дает полное право на заключение человека в смирительную рубашку». Сегодня от этой постановки-манифеста 1913 года наравне с оперой «Победа над солнцем» ведется отсчет мировой истории перформанса и театрального авангарда. В «Гоголь-центре» этот по-прежнему экзотический текст поставил Филипп Григорьян, замыкая пятисерийный проект «Звезда» про важнейших российских поэтов ХХ века.

Раз от разу Григорьян поднимает уровень сложности своих ребусов. Его «Тартюф» в «Электротеатре Станиславский» — не просто антиклериканский памфлет, но сага о династии Романовых, где градус безумия растет от акта к акту вместе со сменой исторических эпох. В психоаналитическом байопике про Берджесса «Заводной апельсин» в Театре наций с оживающими садовыми гномами, киберрыцарями, гугл-переводчиком и кровищей черт ногу сломит. И если бы не расставляющая точки над «и» аннотация, могло бы показаться, что режиссер просто-напросто сошел с ума. В своей первой работе в «Гоголь-центре» Григорьян повышает ставки. Вы не поймете ничего, и вам это понравится.

Формально спектакль, идущий на основной сцене полтора часа без антракта, состоит из трех частей. В первой идет строительство среди ставших символом собянинской Москвы ограждений в бело-зеленую полоску. Шумят отбойные молотки, гастарбайтеры заваривают доширак, архитектор (Максим Виторган) о чем-то спорит с прорабом. Маленький мальчик в костюме Кенни — сын архитектора — проваливается куда-то вниз; с этого начинается, собственно, трагедия. Вторая часть — оживший архитектурный макет Триумфальной площади, той самой, которая с качелями и памятником Маяковскому. Праздные горожане, силуэты которых архитекторы обычно помещают внутрь своих идеалистических 3D-макетов, здесь пускаются в угловатый танец, сочиненный хореографом Анной Абалихиной; а глаза главного героя — того самого архитектора — крупным планом наблюдают за происходящим с растянутого экрана в верхней части сцены.

Последняя и основная часть — разухабистое воплощение текста футуристической трагедии «Владимир Маяковский» в духе самых памятных эпизодов из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Заглавный герой оказывается в окружении выдуманных им же фриков и мутантов, характеристики которых буквально обозначены Маяковским в списке действующих лиц: громадная женщина, человек без головы, старик с черными сухими кошками и так далее (феерические костюмы Гали Солодовниковой еще долго будут вам сниться). К ним в компанию режиссер добавил беременную зомби, синюшного толстяка и окровавленного Буратино с логотипом «Макдоналдса» на желтой футболке. Место действия — очередь в клинике; финал — трагический.

Горизонт интерпретаций происходящего на сцене, как и полагается значительному объекту современного искусства, — широк почти безгранично. На первом плане можно разглядеть чуть ли не буквально критику проекта «Моя улица». Условный архитектор, разработавший проект благоустройства площади Маяковского, попросту не подумал о людях и получил возмездие; не подумал о семантике места с именем поэта и получил муки совести вместе с отповедью духа поэта (в инфернальном исполнении Никиты Кукушкина). Эстетически еще проще: режиссер добросовестно разбирает забористый футуристический текст «по Станиславскому», примеряет к культурному коду современности и смотрит, что из этого выйдет. Так, например, появляется джингл из «Ну, погоди!», отправляющий героя в преисподнюю собственного подсознания, где ловко сцепляется сразу и с нашей привычкой воспринимать алогичное как детское, и с обилием уменьшительных суффиксов у Маяковского, и с общей квазиностальгией по всему доброму советскому в сегодняшней официальной культуре.

За злободневным планом вырисовывается и нечто более фундаментальное и вековечное — неминуемый крах утопии. Здесь идеи футуризма (полное переустройство мира) оказываются подходящей рифмой к философии современного градостроительства. «Я, быть может, последний поэт», — отчаянно произносит со сцены герой Максима Виторгана, прогрессивный архитектор, видимо, «Стрелки». И весь его психоделический трип может означать не просто помутнение сознания после бессонной ночи у больничной палаты с умирающим сыном, но и столкновение художника, создающего лучший из миров, с действительностью — лоб в лоб по встречной. Поэзия, перепаханная прозой, — буквально и образно.

1

Отзывы пользователей о спектакле «Маяковский. Трагедия»

Фото Анастасия Раева
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0
1
Спектакль шокирует своей отвратительностью

Сказать, что спектакль разочаровал - ничего не сказать. Это был первый и последний поход в Гоголь-центр. Единственное, что произвело положительное впечатление - актерская игра. Спектакль шокирует своей отвратительностью. Сначала на большом экране показывают ребёнка в крови, потом мужчина с разбитым носом читает стихи(но делает это хорошо), далее появляются плохие танцоры, которые превращают свой танец в оргию. Затем меняются декорации, появляются актеры, читают те же!! стихи, всё происходящее становится диким фарсом. Последней каплей стал труп беременной женщины, из которой доставали кишки, а потом она так и танцевала. Со вспоротым животом. Если бы был антракт, не задумываясь ушли бы. Жалко потраченных денег, времени и сил. Категорически не рекомендую.

0
Фото Alla
отзывы:
141
оценок:
141
рейтинг:
19
9

Это не спектакль, это ПРОВОКАЦИЯ. И как любой выход из зоны комфорта или «выход» возвышает тебя, или нет. Только в Гоголь-центре возможна такая постановка! Ни в одном из оставшихся театров подобное «хулиганство» на сцене просто не возможно! Поэзия Владимира Маяковского бесподобна, Виторган превосходно ее читает, под стать ему читают актеры Гоголь-Центра Никита Кукушкин, Михаил Тройник, Евгений Сангаджиев и другие актеры. БРАВО!

0
Фото Екатерина Горпинко
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
0
7

В Гоголь-центре 15 января завершился проект «Звезда» Кирилла Серебренникова. 5 спектаклей о поэтах Серебряного века –Пастернак, Ахматова, Кузмин, Мандельштам и вот теперь Маяковский, который очень отличается от предыдущих постановок. Центральная идея этого проекта, сформулированная Серебренниковым, состоит в том, что искусство и политика сильно переплелись в жизни. И так или иначе во всех спектаклях до Маяковского это было показано – где то ярче, то есть на сцене непосредственно появлялся Сталин, где-то слабее. Здесь же мы этого не видим. То есть вообще ничего такого. Я думаю, все дело в материале. В предыдущих спектаклях цикла «Звезда» текстом были СТИХИ и именно через них и благодаря им интерпретировалась судьба поэта, последовательно рассказывалась история его жизни, всегда затрагивалась биография. А здесь поставили ПЬЕСУ, главным героем стала не личность поэта, а именно текст, игра с его смыслами и кодами. Такая подача для зрителей, посетивших спектакли цикла, непривычна, и в фойе обсуждали: «А где тут собственно Маяковский? И где желтая кофта, и где футуризм?» Дело в том, что во «Владимире Маяковском» представлен совершенно особый тип авторского высказывания, воплощена идея поэта-актера, единого и в жизни, и на сцене. Исходя из этого, Маяковский тут, перед вами, непосредственно, прямым текстом заявляющий: «Это я писал о вас, бедных крысах». Поэтому в спектакле не о нем, спектакль - это и есть он, потому что поэт или писатель для нас - это прежде всего его текст.

Сложность стихов Маяковского, его густота во многом связаны с тем, что при чтении мало воспринимать логику повествования, надо еще и многое видеть внутренним зрением. И Григорян нам в этом помогает, иллюстрируя Маяковского анимашками и эмодзи в первом акте. Кстати, вы знаете, это очень странно, что такую визуальную по своей сути поэзию мало иллюстрировали. Может быть, это и хорошо, потому что именно современная графика с ее метафоричностью, условностью и динамизмом нащупывает путь к стилю поэмы лучше всего. Быстрота образного ряда поэмы вполне позволяет картинкам меняться каждые 3 секунды, иллюстрируя каждый образ, возникающий в тексте. Конечно, кто-то может сказать, что эти картинки-анимашки могут бесконечно упрощать содержание метафоры, но, на мой взгляд, эта мысль уже неактуальна. Теперь не кажется странным пересказать в эмодзи текст не только пьесы, но и романа. Вообще сам человек все больше стремится в эту мультяшную реальность, о чем говорят хотя бы многочисленные маски из инстаграма. Ты один можешь сыграть благодаря им сразу несколько ролей, чем и пользуется Кукушкин. Одновременно его лицо на экране и сбоку анимашки, призванные иллюстрировать каждый образ трагедии.

Второй акт. На сцене такой своеобразный контемп, силуэты людей на будущей площади Маяковского танцуют вокруг памятника и качаются на качелях, а на экране появляется реклама некого иммерсивного спектакля. Это укол в сторону иммерсивных спектаклей, которых сейчас особенно много и которые претендуют на высокое искусство, на самом деле вряд ли им являясь (отсюда смешение фигур танца с фигурами из камасутры).

В третьем акте появляются те самые «уроды», что и в самой первой постановке трагедии, только если там был, например, человек, одетый в картонную табличку с надписью «человек без глаза и ноги», то здесь выбегает некто с висящим глазом и на костылях, весь как будто обгоревший и окровавленный. Потом ему еще его ногу добрасывают из-за кулис! Горит табличка «направляйтесь к выходу», и действительно, человек 5 встают и уходят. Так Григорян пользуется методом художественной провокации с целью эпатировать наш «буржуазный вкус» вслед за футуристами.
Важно понять, что все персонажи, находящиеся на сцене, не только плод больного воображения поэта, но и разрозненные части его сознания, толкающие к безумию. Когда из поликлиники они все переносятся в квартиру, Маяковский, которого играет Виторган, берет пистолет и стреляет в каждого персонажа этого балагана, но они все равно оживают. Пистолет выбран, я думаю, еще и потому, что именно с помощью этого предмета Маяковский лишил жизни и себя самого.

В итоге получился прекрасный образец междисциплиарного театра. Сначала видео, потом танец, потом собственно театральный разбор пьесы. В один момент театрального времени было бы слишком много вместить и пластику, и ритм, и визуальные эффекты. Поэтому их разделили, и трагедию прочитали два раза, показывая, как на текст работают все эти медиа. В этом и была главная задумка режиссера: показать, что вот оно – будущее, в которое так стремились футуристы, оно наступило, с кучей возможностей преподнесения текста. «Это наш подарок этой трагедии, которую незаслуженно забыли», - говорит сценарист. Думаю, Маяковский был бы очень доволен такому подарку.

0
Фото Максим Зинов
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
1
9

Ну вот и все звёзды сошлись. Вернее, всё сошлось в одну "Звезду" - проект Гоголь-Центра из пяти спектаклей о поэтах Серебряного века. И, ах какие же разные получились эти постановки...
Пастернак - самый музыкальный и эпический, Мандельштам - самый пластичный и сложный, Ахматова - самый актёрский (Демидова), Кузмин - самый чувственный и эстетский. И вот Маяковский - самый, пожалуй, поэтический! Поэтам - поэтово, так сказать!!!

Надо ли говорить, что я в полном восторге! Я никогда ещё не чувствовал сложного очень Маяковского так сильно. Никогда он не был так близко ментально.
А ведь интерес к нему на уровне подсознания у меня давно. Выпускное сочинение в 11 классе я писал именно по тогда, конечно, крайне непопулярному Маяку. Без ложной скромности скажу, что получил редкую (очень) пятёрку за содержание, а учился далеко не в пту и даже не в средней школе. Оценила таки Галина Назаровна талант мой писательский. И заслуга в том Владимира Владимировича не малая.

Так вот… к спектаклю. Он очень непростой. И я впервые видел, как пачками уходят даже из ГЦ. Всё-таки публика там самая лояльная в Москве, своя публика. А поди ж ты.

И самое то удивительное, что никаких 18+ писать не надо, никаких предупреждений о "фантазиях на тему". Всё сказано в названии спектакля - МАЯКОВСКИЙ. ТРАГЕДИЯ. Поднимите руки, кто вообще стихи Маяка читал? А теперь из тех, кто читал, поднимите те, кто читал не только "к лиличке!", "что такое хорошо" и "про паспорт из широких штанин"? А теперь те, кто понял? А теперь те, кому реально понравилось? А наизусть можете? То-то и оно, что Маяк очень сложен. Необычен. В ряд не встаёт он... как и рифма и ритм его очень часто. Ну и теперь попробуйте представить, как за полтора часа его можно явить многоуважаемой сытой мааасковской публике? Не знаю. Я шёл на спек, как на Голгофу. Понимал, что лёгкой прогулки не будет. Более того, памятуя о том, что всё-то в ГЦ мне до этого понравилось, а на старуху тоже бывает проруха… и тема сложнейшая. Короче, "Штирлиц никогда ещё не был так близок к провалу", чего уж там. Но как же я мог усомниться в великом Гоголь-Центре?!?! Впрочем, никакой простоты и лёгкости не было. Но зато я увидел настоящего, бомбического, упрямого и большого Владимира Маяковского!

В основу постановки положен роман "Маяковский. Трагедия". Роман малоизвестный.
.....

Три акта. Три разных прочтения одного текста.
Первый. Никита Кукушкин. Прекрасен, дерзновенен, могуч! Отлично читает. Как гвозди вколачивает в гроб действительности. Великолепная визуализация на экранах. Меня разрывало между первым и вторым. И как же это правильно - разрывающие стихи.

Второй акт. Пластический. Практически балет. Вот тут то и потянулся народ к выходу. Хотя мне не понятно почему. Всё легче и очевиднее во втором акте. Вот буквы, вот предложения, вот образы, вот текст и смыслы в нём. Всё это движется. Сначала медленно, потом быстро... потом этой вакханалии уже не остановить. Буквы и предложения начинают сношаться и рождать новые буквы и предложения. Появляется новый мир. Нет. Я ничего не курил перед спектаклем. Но всё понял именно так. Давеча в #сонетахшекспира пытались движениями выразить стихи... традиционными, томными, как бы думающими движениями. Не вштырило ни разу. Ибо, неправда это. Это попытка выставить на первый план только одну сторону - романтическую и лирическую. А стихи - это не только цветы, вздохи и "полукасания запястьями твоих холодных рук". И ребята из ГЦ очень наглядно это показали. Это процесс рождения - сложный сначала и неуправляемый в конце. Очень прекрасно и красиво передано. Необычно, да. Но... читаем название... Маяковский. Трагедия.

Третий акт. Вот тут уж понеслись. Во все тяжкие. Такого беспощадного трэшака, смелого авангарда и простого человеческого безумия я давно не видел. То есть абсолютный Маяк. И буквальный, и многослойный одновременно. Там ведь даже не курительные смеси были, скорее всего. И как это всё подано. Герои романа оживают и проживают такую яркую историю на сцене, что желание уколоть себя возникает с пугающей периодичностью! И в роли В. Маяковского Максим Виторган (приглашённая звезда). Были сомнения у меня по его поводу, но они рассеялись моментально. Другое, отличное от Никиты, но тоже очень яркое прочтение.
И самое главное - в третьем акте ты уже знаешь текст. Не наизусть пока, но знаешь. А текст то, ой, не простой. А ты его знаешь. Ждёшь уже любимые фрагменты, слова, фразы. А читают то всего в третий раз. Вообще, есть ощущение, что поэзия в моду войдёт таки опять. И рэп, и батлы - только первая ласточка. Потому как народ у нас восприимчив. И если уж условную нюшу после пятнадцатого раза запоминает, то условного Пастернака запомнит гораздо быстрей. И ворвётся поэзия в нашу жизнь очень стремительно и прочно... и "из каждого утюга" будет, и стадионы, и фильмы, и телепроекты... только над подачей подумать надо. Чтоб побольше хайпа. Чтоб продавалось. Сейчас это важней содержания, что и пофиг, на самом деле. Оно (содержание) придёт - ну вот Оксимирон тот же - ведь уже далеко не Гуф. Говорят, время не поэтичное. Согласен. Прозаическое время. Математическое даже. Но, во-первых, синусоиды развития (особенно моды и направлений) никто не отменял . А во-вторых, не математики ли угондошили этот мир?)))

И вот за такие мысли бредовые этому спектаклю большое спасибо. И Гоголь-Центру, и Кириллу Семёновичу, и всем причастным к созданию. И особо, конечно, Филиппу Григорьяну. Так показать поэта, так увидеть его мир. Его мотивации... очень сложные порой, его страхи и комплексы, его любовь и доброту, его внутреннюю борьбу и сомнения. Так объяснить, что поэту дано видеть и слышать то, к чему слеп и глух весь остальной мир! Так нарисовать, станцевать и полюбить его Трагедию! Это, блин, очень круто! При этом круто не на логическом, а именно на чувственном каком-то уровне. СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!

И ... ох, какое бы охуительное сочинение по Маяковскому я написал бы сейчас, после этого спектакля!!! Это ж был бы лёд и пламень! ... вот только пятёрку я бы точно не получил за него😁 да и хрен с ней.

Рекомендации:
1. Любителям творчества поэта обязательно.
2. Любителям поэзии вообще и особенно тем безнадёжным идеалистам, кто что-то пытается писать - вы точно поймёте эту эстетику.
3. Не рекомендован людям, считающим Асадова - вершиной изящной словесности... нет смысла спорить, так ли это, но вот ходить на Маяк вам совершенно точно не надо.
4. Людям, находящимся в той нежной стадии знания творчества поэта, в каковой я пребывал при написании вышеупомянутого сочинения в школе, но требующим, тем не менее, непременного совпадения своих представлений с увиденным на сцене.

Ибо Театр - суть, антипод пионерской организации. Будь не готов! - вот наш девиз!
"Вот лозунг мой… и Солнца!"

0
Фото Владимир Рыбников
отзывы:
141
оценок:
141
рейтинг:
81
5

Забавно посмотреть на ужасы бутафории, видеоролик с кукушкиным довольно интересный, что такое хорошо и что такое плохо неплохо разыграно, ну наверное и все. Григорьян старался, старался, но ничего не получилось, да к тому же тема гранитной собянинской плитки увы не раскрыта. Отмечу в оправдание режиссера , что собственно футуристическая пьеса Маяковского для постановки совсем не годится, плохой он драматург. А стихи иной раз хорошие писал, лесенкой.

0
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить