Театральная афиша Москвы

Спектакль Мандельштам, Москва

7.1
оценить
Расписание и билеты
Театр: Мандельштам, Москва

Место проведения

Театр Романа Виктюка

8.7
справки, заказ билетов +7 (499) 268 06 69
адрес
подробнее
официальный сайт

Отзывы пользователей о спектакле «Мандельштам»

Фото Maria
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
1
7
Сильный спектакль о страшном времени

11 июня я наконец попала на спектакль "Мандельштам". Давно хотела и вот свершилось.
Это первая постановка пьесы американского драматурга Дона Нигро «Мандельштам» в России.

Спектакль тяжелый. Для меня он был очень "про голову", гораздо меньше про эмоции. И дело даже не в непрерывных двух часах действа. А в документальности происходящего. Когда следишь за каждым шагом, каждым жестом, а весь контекст как бы говорит: "не говори, не верь словам", лично у меня защитным механизмом включается голова и выключаются эмоции.
Начинается спектакль с перемещений героев по сцене. Нет эмоций, почти нет слов. Есть только звуки шагов, движения тел и местоположение в пространстве. Казалось бы, что тут значимого? Но я увидела в этом иллюстрацию того времени. Когда ты не мог говорить вслух, не мог писать письма, когда все взаимодействия были обрывочны и тайны. И единственное, что человек мог - это двигаться, такие знаки для своих. С надеждой, что "свои" их увидят и распознают. И таким образом коммуникация состоится. А между движениями - паузы. Такая внутренняя кататония, анабиоз.
Вообще мне показалось, что главным героем был не Мандельштам. Главными героями были паузы. Или одна большая пауза, иногда прерываемая краткими диалогами. И если в диалогах много говорилось о метафорах, то само действие было очень линейным: вопрос-ответ, снова вопрос, действие разворачивается, паузы ширятся, конец всем известен.
Тем не менее без метафор не обошлось. Мне понравилась находка режиссера с щитами с фотографиями пострадавших от сталинских репрессий: сам Осип Эмилевич, его жена, Пастернак, Гумилев, и другие, мной неузнанные. Эти щиты с фотографиями, сделанными при арестах, лежали под ногами. Сталин шагал всегда по ним, не глядя. Мандельштам зайцем петлял между, не касаясь. Пастернак же, его жена, Надежда Мандельштам то огибали, то шли поверх в зависимости от ситуации. И каждый раз это были очень говорящие шаги.
Были и те метафоры, которые мы так и не разгадали: висящие разноцветные фигуры: обломки тел? Ставшие зримыми голоса в голове? А распятие без креста? С проволочным объемом головы, откидывающим тень в виде черных крыльев. Кому это распятие? Чье оно?

И вот, что странно, вроде бы на месте сильных эмоций не испытывала, а уже который день вспоминаю спектакль, что-то читаю по теме, думаю. Мне кажется, такое деятельное послевкусие - хороший результат.

1
Фото Elena Smirnova
отзывы:
25
оценок:
25
рейтинг:
6
10
«Мандельштам» – первая в России постановка одноименной пьесы американского драматурга Дона Нигро

11 июня 2018 года мне посчастливилось повторно посмотреть последний спектакль, поставленный Романом Виктюком в его Доме Света – МАНДЕЛЬШТАМ. Я была на нем со своей школьной подругой Ольгой Фроловой, которая последнее время в силу обстоятельств, не так часто, как хотелось бы, бывает в театре. Привожу ее отзыв (без купюр):
«Театр Романа Виктюка. МАНДЕЛЬШТАМ. По пьесе драматурга Дона Нигро.
Роли исполняют:
МАНДЕЛЬШТАМ - Игорь НЕВЕДРОВ
НАДЕЖДА МАНДЕЛЬШТАМ - засл. артистка РФ Екатерина КАРПУШИНА
СТАЛИН - Александр ДЗЮБА
ПАСТЕРНАК - Прохор ТРЕТЬЯКОВ
ЖЕНА ПАСТЕРНАКА - засл. артистка РФ Людмила ПОГОРЕЛОВА
Как следует из описания на сайте театра, этот спектакль - своеобразный реквием ушедшим поэтам. Но я бы сказала больше: ЛЮДЯМ, которых погубил сталинский режим. Людям, которые предпочли смерть, но остались верными своим принципам, идеалам, убеждениям.
Спектакль тяжелый, «на нерве», держит в напряжении все два часа, особенно в моменты, когда на сцене «господствует» Игорь Неведров. Но о нем чуть позже. Несмотря на то, что пьеса откровенно слабая (ну не может американец по таланту далеко не Юджин Оꞌ Нил, ни разу не побывавший в России, написать что-то такое о русских поэтах, что вывернет русскую душу на изнанку), Роман Виктюк сделал все, чтобы спектакль состоялся. Он наполнил его символами, знаками, заставил нас, зрителей, слышать то, что хотел сказать сам режиссер «между слов».
На сцене ничего лишнего. Все аскетически просто: металлические короба, черные табуреты, распятие, нарисованное свободными штрихами со скульптурной головой из мотка проволоки, разноцветные тряпичные манекены, нависающие над сценой и, наконец, железные щиты, с карточками заключенных анфас-профиль, смахивающие при падении на лязг крышек гробов и музыка, без которой в этом театре не обходятся ни одно действо, все это очень точно поддерживает атмосферу спектакля, в котором главное – игра актеров, их голоса и пластика.
Потрясают актеры Игорь Неведров и Александр Дзюба. Сталин в исполнении Александра Дзюбы обходится без акцента, без усов, без трубки и даже френч у него какой-то не сталинский, но мы смотрим на него, слушаем его голос и верим: перед нами Сталин, вернее, сущность «отца народов». В исполнении Дзюбы Сталин - не человек, он само зло в человеческом обличьи. Впечатляет.
Игорь Неведров играет, не побоюсь этого штампа, на разрыв аорты. Его Мандельштам создает вокруг себя такое энергетическое поле, в которое «втягиваются» не только партнеры на сцене, но и весь зрительный зал. Одна сцена «падения из окна» чего стоит! Какая выразительная пластика, какое лицо! Гениальный актер!!!
В роли Надежды Мандельштам - Екатерина Карпушина, которая не замахиваясь ни на портретное сходство, ни на достоверность характера, сыграла, я бы сказала, голос разума, житейского практического рассудка, до поры удерживающего поэта на грани существования. Замечательно!
Но не могу ни сказать о том, что вызвало во мне протест и неприятие.
В конце спектакля звучат слова, похожие на приговор: «В России всегда Дьявол – Бог».
Такие слова в уста своего героя мог вложить только человек не знающий и непонимающий Россию. Но что взять с уроженца Огайо! В одном из своих интервью Дон Нигро сказал: « Мой учитель, сторонник традиционного театра, усадил меня перед собой и сказал: послушай, для начала напиши мне простую, реалистичную, малонаселенную пьесу, действие которой происходит в настоящем, с простыми декорациями, о том, что ты действительно знаешь» . Вот и писал бы господин Нигро про то, что знает. А Россия, русские люди живы верой в Бога.
Но в заключении скажу: «Браво! Браво Мастер! Браво Актеры! Вы достучались до наших сердец!»
От себя хочу добавить лишь пару слов об исполнителе роли Бориса Пастернака – Прохоре Третьякове, который, несмотря на то, что состоит в труппе театра лишь с июля 2017 года, очень органично вписался в ансамбль МЭТРОВ.
За приглашение благодарю MOSKVA_LUBLU и Театр Романа Виктюка.

0
Фото Сергей Соколов
отзывы:
44
оценок:
229
рейтинг:
46
7

Вобщем, исходя из того, что автор пьесы изобразил, театр всё донёс. Актёрская игра, как всегда, на высоте. Не понравилась сама пьеса: надоели эти фантазии об отношениях власти и поэта, Сталина-Пастернака и Мандельштама. Из всего творчества поэта нашлось только "глупое" стихотворение про "толстые пальцы". И почему какой-то иностранный драматург должен лучше понимать Россию (фраза в спектакле есть, типа "в России только один бог - дьявол"). Такие "драмы" создавать несложно. Сложнее донести до зрителя суть творчества поэта.

0
Фото Слава
отзывы:
48
оценок:
50
рейтинг:
11
1

Смотрел сегодня (8 февраля 2018) на сцене БДТ. Ужасно разочарован. Очень люблю Мандельштама. Смотрел другие спектакли про его трагическую судьбу, сам я довольно сентиментален. Но спектакль совершенно не зацепил. Видно было, что актеры очень старались, и режиссер, наверно, тоже, но впечатление, что души не было, были длинные паузы, разные эффекты, вопли и шумные звуки, но меня все это оставило практически равнодушным. Мне кажется, надо было как-то сверху на это смотреть, а не из 9-го ряда совершенно плоского партера основной сцены БДТ.
В конце зал встал и стоя аплодировал и актерам и вышедшему на сцену Виктюку. Хочется верить, что людям действительно очень понравилось, а не просто от большого уважения к тому, что это сам Виктюк и Мандельштам. Но я не поверил. Очень жалко потраченных денег и времени.

0
Фото Ольга Сорокина
отзывы:
234
оценок:
231
рейтинг:
76
9

Как следует из описания на сайте театра, этот спектакль - своеобразный реквием ушедшим поэтам.
Поэтам пострадавшим в неравной борьбе с государственной машиной. Поэтам, которых погубил сталинский режим.
Погубил за верность музе, за нежелание приспособиться к той жизни.

И да, спектакль,конечно об этом.
На примере судьбы Осипа Мадельштама, который после повторного ареста так и не вернулся, сгинув в лагерном омуте Колымы.
И да,тени других пострадавших поэтов и не только поэтов, постоянно присутствуют на сцене.

Так каков же
Мандельштам - гений и творец. Сильный и слабый одновременно, большую часть времени живший в своём мире, мире стихов, мире почти не стыкующимся с окружающей действительностью.

Дон Нигро соместно с Романом Виктюком представили нам человека с ранимой душевной организацией (бывают ли поэты иными?), лёгкого, безрассудного, словно бы парящего над жизнью.
«Мы живем, под собою не чуя страны…»
Может, это потому что не ходим, а парим над ней? Однажды оторвавшись от реальности очень трудно, а подчас и невозможно, вернуть себя обратно. Да и надо ли жить реальностью?
Вот и Мандельштам на сцене всё время словно парил, летал, кружил над другими, стремился забраться повыше.
Хотя самой внушительной фигурой был, безусловно Сталин, но ощущение парящего вокруг него Мандельштама, не покидало.
Казалось даже, что и Сталин постоянно слышит шорох крыльев над головой и только усилием воли сдерживает желание отмахнуться.
Ещё один сильный приём в раскрытии образа Мандельштама - табуретка.
Она то помогала ему стать выше, то, когда поэт переставал летать, он оказывался внутри перевёрнутой табуретки, которая словно бы стреножила его.
Эта табуретка, явно неудобная и мешавшая двигаться, красноречиво демонстрировала, как именно влияет на поэта государственная машина, пытающаяся обуздать творца, подчинить его себе, заставить творить в строго обозначенных рамках.
Но удивительное дело! Мандельштам словно бы и сам искал случай забраться в эту стреногу!
И здесь тоже глубокая философия момента.
Быть творцом - это тяжелая ноша. Быть поэтом, возможно, одна из самых тяжелых. Ведь не зря именно среди поэтов так много случаев самоубийства. Да и сам Мальдельштам предпринимал такую попытку.
Может, и это его безрассудное неумение и нежелание приспособиться, быть осторожнее, тоже следствие некоего подсознательного стремления к саморазрушению...
Тем контрастнее на этом фоне образ Пастернака. Как же я благодарна этому спектаклю за Пастернака!
Нужны ли сила и мужество вести разговоры с тираном?
И не просто разговоры, а разговоры, в которых слышны попытки смягчить, помочь друзьям, стараясь не навредить.
Нужна ли сила для того, чтобы выжить, не оказаться в беспощадных женовах эпохи, ломающей судьбы многих и многих?
Нужна ли сила?
Мне очень понравилось, как Прохор Третьяков сыграл Пастернака.
И безусловно, самое главное достоинство спектакля - это игра актёров.
Каждого! Каждый играет как в последний раз. Это сразу чувствует зритель.
Браво!
Великолепная пятёрка!
Обязательно, обязательно увидьте их!

0