Все развлечения Москвы

Все отзывы о спектакле «Шекспир»

5.4
оценить
Отзывы по рейтингу пользователя
Фото
отзывы:
26
оценок:
274
рейтинг:
41
3

Возможно, я не поняла той тонкой идеи. Возможно, я не смогла прочувствовать режиссера, понять все тайные смыслы, эту простую истину его постановки. Возможно, я не так хорошо ознакомлена с творчеством Шекспира. Возможно, я так долго ждала и оказалась не в то время, не в том месте… А может, опять же, возможно, мне просто кто-нибудь ответит на единственный вопрос: - «Что же это было?»
Ушла, не дождавшись финала, и это всего второй случай, из списка просмотренных мною спектаклей.

3
0
14 ноября 2017
Фото Клим Галеров
отзывы:
15
оценок:
18
рейтинг:
31
3

ШЕКСПИР В СТИЛЕ TWITTER
просмотр «Шекспир» в «Гоголь Центре» (г. Москва) от 16.11.2018

Мне 11 или 12, точно не помню, это и не важно, придя после школы, домой, беру с полки какой либо из 8 томов черных, с кроваво-красной надписью фамилии автора, фолиантов,1958 года издания и погружаюсь в удивительный мир. Он сказочный и многообразный, чарующий и пугающий, веселый и трагичный. Имя ему – Шекспир! А еще, в последнем томе представлены многочисленные фотографии, по ним изучаю имена великих актеров: Тальма – Гамлет; Кембл – Ромео; Сальвини – Отелло; C. Бернар – Гамлет, Леди Макбет; Станиславский – Бенедикт; Книппер-Чехова – Гертруда; М. Чехов – Гамлет; Михоэлс – Лир; Тарасова – Дездемона.
Позже, читаю критику Корнея Чуковского «Единоборство с Шекспиром».
Много позже, в 90-е, в электричке, которые в то время напоминают филиал «Магазина на диване», покупаю зеленый веселенький трехтомник с той же надписью – Шекспир. Так они и стоят рядом – два издания, Шекспир полный и Шекспир короткий. Долгие годы ломаю голову – зачем в нашем доме два Шекспира! Но в этом мире ничего случайного нет! В ноябре 2017 года в Гоголь Центре появляется «самая провокационная премьера сезона» – «Шекспир».
Спустя год, иду посмотреть, что стало с этим «событием». Анонс журнала GQ осторожно предупреждает, что ажиотаж спал, билеты можно приобрести в месяц показа (как свидетельствует мой опыт и в день показа тоже).
Захлебывающаяся соплями восторга критика,перечисляя достоинства,между строк, обозначает и все слабые места постановки.
Цитаты.
А.Карась: «…Труппа работает без худрука».
«…Спектакль сделан средствами современной хореографии, с которой актеры хоть и сталкивались, но профессионально ей не обучались».
«…Хореограф Иван Естегнеев и режиссер Евгений Кулагин вместе с актерами придумали новый язык».
«…Сама идея сделать тексты Шекспира средствами пластики не нова».
Ю. Богоманшина: «… Язык постановки – пластика».
«Так что же там внутри – пластика или хореография?» – думаю, взбираясь на последний ряд амфитеатра. Замечаю скромно примостившихся выше меня, на железных ступеньках, двух уборщиц – киргизок. «Вот она – просветленная нация!» – ликует моя душа! Чувство «прекрасного» у нее на генетическом уровне! А вдохновением их нелегкой работы по отдраиванию полов Гоголь Центра служат строки самого Вильяма! Если пришли смотреть пластику – наверняка тексты знают наизусть и может быть даже в подлиннике!
Пространство сцены: одетое в черный, кабинет с одиноким пианино, покатым подиумом в левом далеке сцены и стойкой микрофона в правой, олицетворяет, по мнению художника Ксении Петрухиной, удушливость и мракобесие средневековья, которое она расцветит: сперва – биотопливом, затем – веселыми елочными гирляндами, потом инсталляцией подвешенного за канат дерева, ну, и в самом конце, разворачиванием на сцене металлизированного золотой поталью занавеса, который потрепещится, потрепещится и падет к ногам актеров.
Начало не блещет оригинальностью. На сцене все, все, все.
Все, все одеты в «total black» на ногах у них – «total white» (придумка художника по костюмам Полины Гречко).
Гречко прямо «обстаралась», чтобы представить актеров в самом невыгодном виде. Подготовила для Александры Ревенко нижнее белье, которое в свете, выстроенном Еленой Перельман (чудная, тонкая работа!), смотрится поношенным и давно нестиранным, Игоря Бычкова одела в женское отрепье эпохи Возрождения, на Евгения Романцова натянула трико, которое идет его широким бедрам как новогодней елке – полевые цветы. Позабавилась «девчуля» не по-детски. Единственная удача художницы – корона на голове Георгия Кудренко (почти как в Бургер Кинге).
Первый массовый танец обнажает все «совершенное-несовершенство» лучших представителей мужской части труппы Гоголь Центра. Скорее так – ее разношерстность. Все они и ладные, и гибкие, и спортивные. Но в футбол играть, на турнике «солнышко» крутить и в фитнес-залах пропадать – это не тоже самое, что у станка в хореографическом училище пахать. У самых высоких – Артема Немова и Евгения Романцова элементарно заплетаются ноги, странно, что это избегает Евгений Сангаджиев – он изящен и грациозен как северный олень. На сцене преобладает общий рассинхрон, сглаживаемый светящейся проплешиной Семена Штейнберга, которая оттягивает все внимание на себя. Мощный ballon pas завершает совместные муки творчества. Приходит пора для дуэтов и сольных партий. Там все – «кто во что горазд». Особенно «горазды»: Игорь Шаройко– с «ега-выкрутасами», Георгий Кудренко – с manege pas на полусогнутых, Один Байрон – с emboite pas больного ДЦП.
О мягкой спине, ногах, работе ступней, фиксировании поз танцовщики –слыхом не слыхивали. Не мудрено. Постановщиками «хореографии ДК», видимо, выступают сами актеры, а тандему Естегнеев-Кулагин только и остается, что отобрать лучшее из худшего, вставляя такие беспомощные «коды» как – ползающего по подиуму Романенко или занимающейся у-шу Ян Ге (в средневековом Китае было принято выращивать в фарфоровых вазах себе на потеху карликов-уродцев, в современном постдраматическом театре держать актеров из Китая. Воплощать в жизнь стиль Шинуазри).
Все это снабжается надписями, помогающими отличить Макбетов от Монтекк с Капулеттими. Набор этих надписей прямиком из моего трехтомника Шекспира, даже поменьше. Видимо Кулагин, не одолев полное собрание, решил довольствоваться адаптированными изданиями классика.
«Шекспир» Кулагина это не только или не столько танцы, это еще и постдрама. Недаром, режиссер закончил не какое-то там Пермское хореографическое училище, а целую Челябинскую Академию культуры и искусства по специальности «актер драматического театра и кино».
Фантазия выпускника Академии вылилось в то, что Сангаджиев прохрипев себе под нос монолог (видимо что-то из «Бури»), поет с помарками дуэтом, что-то чарующе заунывное.
Байрон читает отрывок из «Гамлета» на английском с умопомрачительным «алабамским» акцентом, а затем прыгает козликом и щебечет мелодично-попсовое, резвясь между спустившимися с колосников столпами, увитыми светодиодными гирляндами, воспроизводя атмосферу Бродвея.
Ян Ге хватает лежащих актеров за их члены, произнося монолог Офелии (для китаянки это невероятная возможность– погладить гениталии сразу шестерых европейцев, для зрителей, наблюдать за этим «челябинским приколом» – удовольствие сомнительное).
Кульминацией становится срывание с Бычкова всех женских «возрожденческих» одеяний с лицезрением мужских гениталий под ними. На сцене уже не Шекспир, а Шиллер под руку с Шатровым! Даже меня это режиссерское решение пронзает насквозь, как шпага Лаэрта. Не то, чтобы я член Бычкова не видел, за время существования Гоголь Центра, лицезрел – регулярно, но здесь он возникает в самом неожиданном месте!
В мозгу нейроны бегают с головокружительной скоростью, пытаясь привязать член актера (заодно и его мошонку) к хоть какой либо приличествующей данному случаю ассоциации. Усиленно поработав, нервные клетки выдают следующее – это Джульетта – тип современной девушки – «конь с яйцами» – свободная и независимая! Ну что еще можно придумать, глядя на обнаженного парня, снявшего женское платье? Заливаясь краской смущения, поворачиваюсь к сидящим у черного входа уборщицам. Они внимательно, не отрывая узких глаз, следят за сценой и с исчезновением с нее члена исчезают тоже. «Шекспир» идет к своему завершению уже без них и их любви к прекрасному (или все же к неприкрытому мужскому началу?).
Покривлю душой, если не скажу, что в постановке есть несколько удачных сцен, и крепких актерских работ. Их немного, но они есть.
Подкупают, прозрачные, как бы небрежные, но вместе с тем акварельные, как свет Перельман, образы, создаваемые Артемом Шевченко.
Сильно, по своей эстетике, появление на подвешенной перекладине, проходящей через всю сцену, трех атлетов – Немова, Романцова, Марата Домански. Вернее так – сольно – Немова и в паре Романцова и Домански. Работа Романцова и Домански – их покачивание с синхронным продвижением и перехватами кистей рук – рождает аллюзию мощи фресок Буонарроти и легкости натурализма полотен Караваджо.
Кульбитына красном восточном ковре Домански, с последующим накидыванием ковра на плечи и гордой проходкой по авансцене, производит в моей душе реминисценцию образа короля из Гамлета, с точным отсылом к современности. Актерская работа создает фантом безудержной любви к власти и ужасов этой любви. При этом свет на сцене становится все ярче, а оттенки ковра все кровавее. Так каково же мое удивление – когда появляются титры – Полоний. Такое же изумление испытываю, когда на мелкочастотные колебания, вертлявые телодвижения Байрона титры отвечают словом – «Король».
Все смешалось в Датском королевстве…
Как тут не вспомнить Корнея Ивановича, который умолял в своей критике на издание Гихлом Шекспира в 35 году читателя, как я умоляю сейчас зрителя, не верить своим глазам. Никакого Шекспира, тут нет, а если всмотреться внимательнее, нет и никакого режиссера и хореографа. Есть необоснованные амбиции, слабая образованность и подростковая беспомощность режиссуры. Эта постановка замечательна только тем, что искажение Шекспира производится всеми известными современному театру способами.
Первый способ простой и самый радикальный, превращение белого в черное. Была Джульетта девушкой, станет юношей, а Ромео наоборот.
Второй способ искажения Шекспира заключается в идиотизации образов.
Третье, к чему стремиться режиссер, это не исследование творчества Шекспира, а краткость. Он словно пытается втиснуть Шекспира в ограниченный формат Twitter, отбивая бесчисленное количество сообщений, по ходу дела «отрубая» Шекспировым героям руки и ноги, а заодно и голову, лишь бы проявить свою режиссерскую индивидуальность.
Четвертый способ характеризуется прямо противоположной тенденцией: режиссер наделяет героев Шекспира такими качествами, которых в подлиннике просто нет. Распоряжаясь Шекспиром как своими штанами и кроя его по своему произволу. Создавая при этом умопомрачительный «Шекспир – leichtfertig».
Г-н Кулагин, работая в паре с замечательным творцом постдраматического театра Кириллом Серебренниковым, несомненно, получает от него мощную прививку эстетизма и способности к рефлексии, оставаясь же наедине с собой, мгновенно теряет приобретенные качества.
Я все смотрю, смотрю и мне совсем не хочется представить себя Гамлетом, сыном Гамлета и Гертруды.
PS. Все французские названия танцевальных движений выдуманы автором и к искусству хореографии не имеют никакого отношения.
Клим Галеров

0
0
14 января 2019
Фото Алекс Скубиев
отзывы:
51
оценок:
51
рейтинг:
6
1

Даже не буду задаваться вопросом типа "Что это было?.. Что хотел сказать режиссер?..Что я упустил?...". Это действо полная чушь и издевательство над признанным классиком!
Если я не прав, то объясните мне в чём художественный смысл
когда куча актеров с оголенным торсом пролезает между ног у истошно стонущей возрастной актрисы, имитируя роды Гертруды?
Когда актер выходит в женском платье на голое тело затем всё также возрастная актриса раздевает его догола, а потом сзади подходит другой актер и иммитирует гомосексуальный половый акт?
Когда китаянка трогает члены лежащих актеров и заявляет что это укроп, лук и базелик?
В чём смысл громкого хрипения в микрофон и рандомайзного бегания по сцене ввиду того, что танец и пластика у актеров не поставлены. Ну и так далее.
Если это видение режиссера, то оно родилось у него в приступе наркотической ломки, другого объяснения нет.
В итоге до окончания спектакля ушло человек 35-40 не меньше. Ну и естественно на поклон все актеры вышли в майках с портретом Серебрянникова. Половина зала хлопала в ладоши и кричала "браво!", другая половина не хлопала в ладоши. Я был в числе вторых.

0
0
31 марта 2018
Фото Анна Крылова
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
3
10
Быстротечная пластичная красота

Я отчётливо помню как вдохнула до начала постановки и выдохнула после третьего или четвертого выхода на поклон, как я выпала из времени и внезапно осознала, что все закончилось, и аплодировала, аплодировала, аплодировала.
Зрители после спектакля выходили, одевались и шли до метро в практически абсолютной тишине, чтобы у входа разом заговорить о том, что это было невероятно.
Пластический театр изумителен. Он ловит зрителя на крючок, увлекает, ускоряет сердечный ритм, учит не моргать и не дышать. Я скорее чувствую, чем вижу периферическим зрением как зал вытягивает шеи в направлении сцены и впитывает движения.
Невероятное количество гармоничных молодых людей и девушек, прекрасное звуковое и световое оформление, лаконичность костюмов и насыщенность действа, прекрасный вокал, немножко провокации и изумительная пластичность.
Кусочки мозаики оживают: Отелло, роды Гертруды, призрак, Монтекки и Капулетти, Лаэрт, Полоний, Гамлет и тонущая Офелия, леди Макбет - калейдоскоп персонажей и их историй.
Шекспир, рассказанный совсем по-другому.
Безумно притягательная пластика и страшное желание не моргать.

К этому моменту я посмотрела "Шекспира" два раза и в конце месяца с удовольствием еще раз соприкоснусь с этой красотой

0
0
12 февраля 2019
Фото Alena Manina
отзывы:
9
оценок:
9
рейтинг:
2
9

Провокационно, но больше понравился, чем нет.
Плюсы и лайки автору, актерскому составу, музыкальному сопровождению.
Минус только в том, что я плохо знаю произведения Шекспира, надо больше читать, тогда был бы мне спектакль понятнее!

0
0
6 февраля 2018
Фото Катерина Курова
отзывы:
2
оценок:
3
рейтинг:
1
9

Когда ты не чувствуешь духоты в зале, неудобства от отсутствия спинки или подушечки под пятой точкой, просто смотришь , слушаешь, чувствуешь и каждой клеткой своего организма проникаешь в то, что происходит на сцене: музыка, хореография, вокал, спецэффекты..мурашки
Если Вам по душе современно искусство, рекомендую очень, а если любите классический театр, наверное скорее нет

0
0
17 декабря 2017
Фото Maria Smogorzhevskaya
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0
9

Шекспир уж точно не для всех, но для меня 😹
Музыкальность Одина Байрона (Фила из интернов) - мое открытие сезона.
Ну и отдельное спасибо за сон Джульетты и Леди М. божественной Александре Ревенко. И конечно, пластический театр - это особенное переживание. Рекомендую.

0
0
1 февраля 2018