Променад-спектакль по истории самого большого театра страны

Про Театр Российской (прежде Советской и еще прежде — Красной) армии все знают, что он имеет форму гигантской звезды, что по его сцене в спектаклях разъезжали танки и что именно здесь играл до последних дней своей жизни нестареющий «учитель танцев» Владимир Зельдин. Команда молодых режиссеров (Галина Зальцман, Глеб Черепанов, Алексей Размахов и Денис Азаров) и драматург Саша Денисова сочинили большую бродилку по закоулкам театра, в которой оживут забытые истории именитых артистов, локальные легенды и оставшиеся на фотографиях и в воспоминаниях огромные соцреалистические спектакли по Шекспиру. Один тур такого путешествия рассчитан на 30 зрителей.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Театр Звезда»

Фото Анастасия Субботина
Фото Анастасия Субботина
отзывы: 124
оценки: 122
рейтинг: 19
До слёз
Браво
10

Спектакль продолжительностью в 1720 шагов
Я очень люблю Театр российской армии, был момент, когда я пересмотрела там весь репертуар. Поэтому мне было очень интересно посмотреть спектакль-экскурсию (или как еще определить жанр того, что я видела) под названием «Театр Звезда».
Театр открылся 6 февраля 1930 года спектаклем, посвящённым советско-китайскому конфликту на Китайско-Восточной железной дороге. Но тогда Театр располагался в концертном зале Центрального дома Красной армии и на концертных площадках.
Здание в форме звезды по проекту архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева было построено к 1940му году на площади Коммуны (сейчас Суворовская площадь). И начало необычного спектакля показало развитие событий. И даже откуда появилась именно форма звезды у театра — Климент Ворошилов обвел свою пепельницу и отдал этот «рисунок» архитекторам.
Сейчас символ звезды можно встретить по всему театру — на стенах, потолке, в архитектурных деталях.
Было очень любопытно, перемещаясь по театру, увидеть фрагменты репетиций первых постановок Театра. Возникает ощущение, что подглядываешь за творческим процессом, да к тому же не сегодняшнего дня, а 30-х годов прошлого века.
Затем перемещение за нашим ведущим Тимуром Еремеевым перенесло нас в суровые 40е годы. В годы войны Театр был отправлен в эвакуацию в Свердловск. Но и там творческая работа не останавливалась.
В трудное время был поставлен спектакль «Давным-давно», а мы наблюдали, как он создавался, и как автор пьесы отстаивал каждого персонажа.
Самыми тяжелыми сценами оказались для меня те, которые мы смотрели, перемещаясь по стилобату здания. Здесь были показаны эпизоды, когда из актеров театра были сформированы фронтовые бригады. Где еще в театре довелось бы посидеть на ящиках у костра, слушая диалоги актеров.
Были показаны и эпизоды худсоветов, когда принимались решения, которые не красят руководство Театра того времени — как ставили спектакли, угодные власти, но скучные и неинтересные для зрителей, как латали старые спектакли, задавливая режиссера.
Еще из поразительных эпизодов спектакля, стал момент, когда зрителям было предложено прилечь на ковер, который специально для этого расстелили на полу. Представьте себе, в одном из залов театра Вы лежите на ковре, рядом с Вами прилег художник, который написал один из красочных панно, а вокруг лежат другие зрители, которые всматриваются в перспективу и изучают спортсменов, бегущих летним днем. Впечатляет?)
Не обошлось и без показа театральных мод из спектаклей разных сезонов.
Перед посещением главного зала Театра не обошлось и без мистики. Нам повезло увидеть духов актеров, когда-то игравших на сцене Театра советской армии.
Финал спектакля состоялся на Большой сцене. А сцена на самом деле большая, зал вмещает больше 1500 человек, высота сцены — 35 метров. На сцену когда-то выезжали танки, а Фаина Раневская отказалась играть в этом театре со словами «Я на аэродромах не играю».
Это было просто потрясающе — постоять на сцене, где в образе Дон Кихота еще несколько лет назад выходил Владимир Зельдин. Но и нынешняя труппа Театра играет замечательно. Спасибо актерам и творческой группе за спектакль «Театр Звезда». Может написала очень сумбурно, но даже сейчас, через несколько дней после просмотра, эмоции еще не улеглись.
P.S. на спектакль рекомендую надевать удобную обувь. мне рекомендовали взять фонарик, но мне освещения вроде бы хватало

0
0
...
15 сентября 2019
Фото Anton Okhotnikov
Фото Anton Okhotnikov
отзывы: 15
оценки: 15
рейтинг: 9
10
Это есть хорошо и хорошо весьма.

Восприятие того или иного природного явления, той или иной стороны человеческой жизни, тех или иных событий в истории всегда зависит от точки зрения. Нужно слово, маркер, за который может зацепиться цепочка рассуждений. Так давайте же попробуем найти это слово – и попробовать понять увиденное и услышанное.
Но для начала надо напустить тумана, не так ли?
«Театр Звезда» не является спектаклем в привычном смысле этого слова, чтобы зрители в уютных креслах, а актёры на сцене, как и положено в приличных местах, но это и не рейд по подземельям (хотя подземелий хватает) и уж тем более не экскурсия, хотя привычных рассказов из серии «посмотрите налево, посмотрите направо» тоже достаточно. Это даже не знакомство с местными призраками несмотря на то, что призраки имеют место быть.
Что же такое «Театр Звезда»?
Это насыщенные яркие образы, местами даже карикатурные и «ходульные», это скорость, это «бегом, товарищи, бегом!» куда-то в темноту и только ручные фонари пляшут лучами по стенам, это на первый взгляд не связанные между собой картины и рассказы, это рассказы о людях, о скитаниях вечных и о Земле.
Несколькими энергичными и мощными мазками была нарисована картина, которая понимается не сразу, мне до сих пор непонятно, с какого расстояния надо смотреть на этот громадный пласт истории и культуры, который воплотился в людях Театра в форме звезды. Этот спектакль – всего лишь начало, первый шаг для того, кто захочет понять и изучить Театр. Вот только захочет ли он делиться своими тайнами? Не знаю… Но я попробую.
А теперь время вспомнить о том, с чего я начал – со слова-маркера, определяющего увиденное.
Когда я только задумывал эту заметку, я подумал о слове «комикс». Все законы жанра соблюдены, насыщенная картинка, немного текста, скорость, скорость и ещё раз скорость. Я не говорю, что комикс — это плохо, как раз наоборот, иногда это может быть единственным доступным выразительным средством, среди комиксов попадаются весьма достойные образцы если не высокого искусства, то по крайней мере чего-то близкого к этому.
Только это не комикс. Я так и не смог найти правильное ключевое слово. Что же, будет над чем поразмышлять на досуге, не так ли?

0
0
...
18 апреля 2019
Фото Анна
Фото Анна
отзывы: 75
оценки: 71
рейтинг: 7
10
Лучшее, что я видела в ЦАТРА

История Центрального академического театра Российской армии началась в декабре 1929 года, когда Политуправление РККА приняло решение об организации Центрального театра Красной армии (ЦТКА). 6 февраля 1930 года состоялось его открытие — в этот день прошёл первый спектакль, посвящённый советско-китайскому конфликту на Китайско-Восточной железной дороге. В самом начале в структуру ЦТКА входили драматическая труппа, театр малых форм (монологи, куплеты, скетчи), ансамбль песни и пляски, а также кукольный театр.
Вы спросите, почему я вдруг решила рассказать про это? А дело в том, что 16 января я с подругой побывала на совершенно уникальном спектакле "Театр Звезда". Этот спектакль поставлен в жанре синемоушн (от англ cinema- кино и ocean- океан, множественность) - направление иммерсивного (от англ. immerse - погружать, вовлекать) театра.
Действие начиналось прямо в фойе первого этажа и переносило нас в 1934 г., когда по проекту архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева было утверждено здание театра в форме звезды. Существует история, что форма была выбрана не случайно: Ворошилов обвел свою пепельницу и предложил архитекторам строить здание такой формы. Было это на самом деле или нет трудно сказать, но здание, построенное в 1940 г., действительно уникально. Здесь находится самая большая сцена Европы. Высота сцены - 35 метров!
Вместе с ведущим спектакля Евгением Безбогом мы будем очень быстро передвигаться по помещениям то спускаясь в стилобат, то поднимаясь по лестницам, то заходить на сцену, то сидеть в зрительном зале.
Пока мы перемещались по различным локациям, нас знакомили и с историей труппы, и с историей самого здания. Символ звезды встречается повсюду: на потолке, полу, в декоре лестниц. Не знаю, удалось ли кому-то подсчитать точное количество звезд.
Театр - живой организм, со своими периодами роста, взлетами и падениями. И начинался он не с талантливых постановок, а пока с робких и порой не совсем удачных проб своих сил в разных жанрах, и конечно же, с Шекспира!
Как человек, выросший в театре, я знаю все его технические стороны, которые не видны обычным зрителям, но даже мне были интересны сцены закулисной жизни.
Очень важным в истории ЦАТРА, да и в истории нашей страны, был период Великой Отечественной войны. Само здание в связи с угрозой попадания вражеских бомб было замаскировано специальной сеткой, а труппа была эвакуирована в Свердловск. Но не смотря на сложности военного периода, театр жил и выпускал новые спектакли. Именно во время войны был поставлен знаменитый спектакль "Давным-давно" ("Гусарская баллада").
Невозможно было оставаться в стороне от военных действий, поэтому артисты сформировали 19 фронтовых концертных бригад и выступали в военных частях на фронте и в тылу.
Сцены военных лет самые пронзительные. Скажу честно, я периодически украдкой смахивала слезы. Далеко не все бригады вернулись с войны - и это одна из трагических страниц истории театра.
И зрители и артисты находились вместе в едином пространстве, в какой-то момент показалось, что мы в лесу, греемся у костра, укутавшись в шинели, шутя и мечтая о мирной жизни...
Но мы не только сидели, стояли или быстро шли, мы даже лежали! А знаете зачем? Чтобы разглядеть во всей красе плафон Дейнеки и послушать историю его создания. Когда еще удастся полежать вот так на полу :)
Как у любой старой постройки здесь есть свои тайны, загадки и призраки... И да, волна репрессий докатилась и до труппы...
В театре есть две сцены: большая со зрительным залом на 1520 человек и малая (репетиционная) с залом на 400 человек!
В истории театра есть моменты, за которые бывает очень стыдно. Спасибо режиссеру и актерам, которые не постеснялись показать и эту сторону медали. Ведомственный театр, с жесткой цензурой, с невозможностью главному режиссеру Алексею Попову поставить то, что хочется. Очень тонко и правдиво показано как из года в год вместо создания чего-то нового делалось и переделывалось старое, как на сцену выпускались скучные и неинтересные пьесы, угодные власти... Спасибо, что вы честны со зрителями и показываете все: и плохое и хорошее...
Ну а в финале мы попали на главную сцену. Размер впечатляет! Со сцены верхние ряды зрительского зала кажутся малюсенькими, а для зрителей, сидящих на верх, актеры как лилипуты. Как же сложно играть на такой сцене! Далеко не все актеры соглашались и соглашаются тут работать. Ф. Раневская кстати отказалась, аргументируя тем, что она не играет на аэродромах! :))
Только ради того, чтобы постоять на этой сцене, стоит сходить на спектакль!
Огромное спасибо ЦАТРА автору проекта Александре Денисовой, режиссерам и труппе за этот замечательнейший и уникальный спектакль!

0
0
...
25 января 2019
Фото Svetlana Kilina
Фото Svetlana Kilina
отзывы: 53
оценки: 54
рейтинг: 21
10
Не посмотреть , а прожить спектакль


«ТЕАТР ЗВЕЗДА»
В ТЕАТРЕ РОССИЙСКОЙ АРМИИ .

Бывали на иммерсивных спектаклях? На спектаклях-синемоушн?

Что это такое ?

Это вариант театрального действия, когда зритель перестаёт быть лишь статичным субъектом и вовлекается в действие, буквально погружается в него , проходит !! И ногами , и сердцем путь вместе с актёрами .

Автор проекта Саша Денисова ставила перед собой задачу сделать спектакль об истории Театра Армии , одновременно показав красоту и грандиозность его здания .

Получилось невероятно увлекательно .

Спектакль начинается прямо в фойе и продолжается по всему зданию: мы спускались в стилобат и поднимались наверх , пройдя за время действия 1720 шагов и множество ступеней .

И все это время с нами , около нас , вокруг нас разворачивались события из жизни театра .

Спектакль наполнен и забавными моментами и пронзительными до того, что дважды у меня на глазах выступали слезы , которые я пыталась прятать от таких же зрителей, с дрожащими на ресницах слезинками .

Действие идет по всему зданию : от первой сцены в фойе , мы пошли вслед за героями по самым разным помещениям: были в закулисье , сидели на большой и малой сцене , а актеры играли в зале, заглянули в правительственную ложу, побывали мы и в самом таинственном и обросшем легендами месте театра - стилобате (подземном лабиринте, который проходит под театром), спускались в подземелья и поднимались на самый верх .

Но ! Давайте по порядку.

1 сцена идёт сразу в фойе - это 1940 год, год открытия театра.
Как достоверно по документам и одновременно так узнаваемо по-человечески показаны все эти сложные моменты . И то, как решили строить театр в форме звезды , и невероятная по масштабу сцена, план благоустройства крыши ... но это вовсе не экскурсия : у каждого своя роль ( и не одна ) , все находятся в своём образе , все совершается в совершенно удивительной экспрессии и динамике .

Дальше мы идём , почти бежим за нашим проводником Тимуром Еремеевым по центральной лестнице . Замечательно выстроенная вторая сцена .
Перед нами разворачиваются репетиции спектаклей , которые были поставлены здесь первыми.

Действие происходит не только на балконе , где актеры играют актеров ( именно так), но и везде . Среди нас оказывается театральный критик . Мужчина, который не сводил глаз с актеров - это режиссёр и он убегает объяснять им роли . А пониже занята своим делом костюмер (Елена Анисимова) . Она развешивает ослиные головы , поправляет и утюжит Платья , жалуется , что материал пошёл "не тот", рассказывает забавный случай, один из многих, прошедших перед её глазами .

Сцены и персонажи настолько естественны и так разделены между собой в пространстве, что совершенно забываешь - в этот момент они играют спектакль .

Кажется, что просто ты случайно оказался в закулисье и сама жизнь разворачивается перед тобою .

А потом начинается война :
Сцены : штаб, эвакуация.
Мы шли по коридорам театра и везде натыкались на актеров или нервно , или обреченно пакующих вещи и костюмы в эвакуацию , где- то уже отключают свет и зрители идут только в скупых лучах фонариков . На полу девушка дописывает лозунг , раздаются крики : товарищи здесь опасно находиться - покиньте помещение ... ощущение полного присутствия .

Замечательная сцена : Попов в Свердловске . Театр в эвакуации - проблема что ставить в такое время ? Театральные мгновения и будни . Все очень реалистично .

А потом мы снова в темноте отправились к сцене 6 - Фронтовые бригады . Это поезд , где едут и умирают солдаты . И актриса не знает чем им помочь и не может , но ищет слово надежды или песню , чтобы спрятать за ней боль души , ставшую совсем невыносимой . А на станциях умерших в пути выносят на носилках .

И та сцена , где я все- таки не смогла не заплакать . Фронтовая бригада у костра . Нет никакой фальши в этих людях . Они не рассуждают о патриотизме . Думают как согреться , кто- то скучает по московским удобствам , кто- то вот так неожиданно почувствовал влюбленность ( жизнь ведь не остановишь ) ,- они такие живые и такие разные .

Но когда им сообщают , что они демобилизованы и есть выбор: вернуться или же добровольно остаться - остаются все . И все погибают . Они уходят в ослепительный свет с рассказом о том как они погибли , каждый со своей историей , без патетики , очень просто .

Сцена такая сильная, что я уже даже сейчас решила плакать . Человеческий долг , выполняемый людьми самыми обычными как и мы с вами , а не героический ура-патриотизм . Как это по- настоящему .

Я не хочу пересказывать спектакль ( все действие основано только на реальных фактах) , - это нужно видеть :
- то, как Дейнека разрисовал плафон в фойе и как его принимали товарищи из партии . А ты лежишь на полу рядом с автором и смотришь вверх на это произведение;
- история костюмов , где во всем есть характер и судьба;
- колодец призраков на потрясающей по красоте театральной лестнице, весь в синем нереальном свете ;
- сцена худсоветов и увольнения режиссера , поставленная по подлинным стенограммам ...

И вот мы снова возвращаемся на Большую сцену и перед нами выходят актеры, занятые в спектакле , они представляются и говорят несколько слов о себе , настоящих , а не о ролях :- я первый год в театре и уже успела полюбить его...,- я уходила из этого театра , но вернулась , оказалось, что я не могу без него..., - я работаю в нем 37 лет и это мой дом..., -я смотрел сверху на сцену и был поражён этой высотой .....

Спасибо огромное всем , занятым в спектакле актерам за эту даже не игру , а правду .

Режиссеров спектакле трое : Зальцман, Размахов и Черепанов - они ставили разные сцены , но спектакль смотрится абсолютно цельным и проживается как один миг .

При том, что невероятно сложно организовывать для действия неприспособленные для этого площадки , Все безупречно контролируется . Темп , смена мест, безопасность и комфорт зрителей одновременно с полным погружением .

Свет, звук, дым, снег - все спецэффекты продуманы и гармонично вписываются в действие . А актеры ни на миг не выходят из образа . Я выходила последней из комнаты , где Ворошилов говорил по телефону и он продолжал внимательно слушать трубку , даже когда зрители ушли .

Я рекомендую спектакль к просмотру всем . Даже не к просмотру !
Такой спектакль надо прожить , а не увидеть .

Учтите два нюанса : позаботьтесь о билетах заранее, ведь В одном спектакле участвует чуть больше 30 зрителей. И обязательно удобная обувь - подвалы и лестницы не для каблуков и шпилек .

0
0
...
22 января 2019
Фото Татьяна Мучник
Фото Татьяна Мучник
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 0
8
Любопытно

Твёрдая "четвёрка". Сама форма спектакля-экскурсии интересна, и интересно увидеть театр изнутри. Из всех историй задела больше всего трагедия артистов, попавших в окружение. И сюжет сильный, и сыграли от души. И "плафон" - тоже интересно, жалела, что не успела полежать на ковре. Остальные - слабее. Понятно, что для самого театра рассказанные истории важны, но вот зрителям, которые не видели спектаклей Попова, вся эта линия не слишком интересна, а что любой театр - как гнездо змеиное, так об этом Булгаков уже давно написал, и значительно талантливее. И ещё досадно, что части зрителей всё время приходится стоять (по-моему, нас было не 30, куда больше. И места приготовлены далеко не для всех). Я пришла после длинного рабочего дня на ногах, и очень хотелось присесть.

0
0
...
26 ноября 2018
Информация от организатора
Информация предоставлена Театром Российской армии
Проект «Театр Звезда» стал результатом нескольких месяцев работы над архивами, встреч со старейшими сотрудниками и артистами Театра армии, обсуждений и поиска концептуального решения. Во время спектакля зрители погрузятся в историю театра и эпохи. Граница «сцена — зрительный зал» будет стерта, актерам предстоит работать на расстоянии вытянутой руки, а зрители станут непосредственными участниками ярких и драматических событий, происходящих вокруг — в пространстве здания. История Театра армии начнется в центральном фойе — в день открытия театрального здания, 14 сентября 1940 года, откуда зрители пройдут 1720 шагов по залам, коридорам и закоулкам здания, включая закрытые правительственные ложи, поднимутся на самый верх театра, увидят окна мастерских, все лестницы, на которые обычно не попадает зритель, а также стилобат — самое таинственное место, подземный лабиринт в Театре армии. Здесь встретятся перформанс и инсталляция, документальный театр и современный танец, игровой театр и вербатим, а уникальные интерьеры станут проводником через прошлое, настоящее, будущее. Зрители увидят, как Клим Ворошилов ставил задачи архитекторам построить театр в форме звезды, как громадное здание вызывало страх у актеров, как репетировал легендарные шекспировские спектакли Алексей Попов, как бригады актеров отправлялись на фронт, чтобы играть, петь, ухаживать за ранеными, — и попадали в концлагерь, окружение, погибали, о чем говорят призраки актеров на знаменитой лестнице-пятиграннике, как у художника Александра Дейнеки не приняли новаторский плафон, также на сцене возникнут грандиозные батальные сцены, эсминцы и поднятая целина, в исторических костюмах пройдут перед зрителями герои спектаклей прошлого.