Театральная афиша Москвы

Спектакль Чайка 73458
Постановка Театр на Таганке

7.9

Сдержанный спектакль по «Чайке» Чехова с Ириной Апексимовой

Бежевые костюмы, знакомые реплики, узнаваемые лица. «Чайку» Чехова в Театре на Таганке поставил литовский режиссер Дайнюс Казлаускас, Аркадину играет Ирина Апексимова. Несмотря на затею режиссера воплотить текст отстраненно, будто это воспоминания Константина Треплева, застрелившегося от неразделенной любви, спектакль походит на «классическое» прочтение.

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Чайка 73458»

Фото Galina Rybins
отзывы:
36
оценок:
36
рейтинг:
4
9

Для каждого из моих знакомых театралов поход в Театр на Таганке оказался ярким событием в жизни, редким везением и удачным попаданием "в яблочко". Поэтому я с радостью побежала в театр на спектакль "Чайка 73458" по пьесе Антона Павловича Чехова. Театр выпустил в свет ту самую "Чайку" с порядковым номером 73458, в стае чеховских "Чаек", разлетевшихся по всему миру до сегодняшнего времени. Купила программку спектакля, оформленную в виде сложенной из бумаги чайки, хоть пускай её в полёт по внушительному пространству фойе театра.Зайдя в зал перед началом спектакля, сразу обратила внимание на "космическое" оформление сцены. Этот призрачный голубой свет, парящие в тумане мостки, мерцающее озеро, кажущееся вполне реальным, поскольку в воде отражаются огни и предметы, и фигура чайки в полный размер, замершая на берегу - всё было великолепно исполнено. В перерыве я даже подошла к самой сцене и убедилась, что вода - это часть декорации, а не разлитая по сцене самая настоящая "мокрая" субстанция. И огромная луна, висящая в небе среди мерцающих звезд, была сказочной и какой-то мистически реальной.Да, создать эффект присутствия возле таинственного озера здесь сумели безошибочно. Люди находились как бы на островке, окруженном водой, отрезанными от всего мира и погруженными в свои чувства и страсти.Зрители еще рассаживались, а со сцены уже начали доноситься звуки. Что это было? Голоса актеров, записанные на репетиции или доносящиеся из-за кулис звуки приготовления к началу спектакля? Но народ начал прислушиваться и затихать. Постепенно все угомонились и действие началось.Прозвучали стихи в исполнении духа Константина Треплева (Юрия Смирнова). Фраза "Ухожу без дороги вернуться назад" говорит о необратимости содеянного, о черте, за которой нет страданий и горя, но нет и радости жизни. Дорога - это маленькая модель судьбы человека, от первого шага до последнего, от встречи до расставания. Кроме этих стихов был только авторский текст Антона Павловича Чехова, в точности до последнего слова.Очень приятно было видеть Ирину Алексимову в роли Аркадиной, с такими красноречивыми жестами и позами, что слова были как бы украшением её игры. Несмотря на самовлюбленность героини, на полное отсутствие любви к ближним, за исключением, если только Тригорина (Василий Уриевский), да и тот был скорее заполнением досуга, чем любимым человеком, она была прекрасна. Это её любование собой, притворный приступ радикулита, потешная дуэль с Шамраевым - всё было мастерски отточено и сыграно. А современные костюмы и энергетика придавали пьесе особую актуальность - в наше время тоже встречаются подобные дамочки. И еще: она сыграла женщину старше своих лет, будучи в прекрасной форме и ничуть не состаривая себя искусственно. Исключительно средствами актерского мастерства. При этом остальные актеры нисколько не потускнели на её фоне, а напротив, зарядились её светом и энергией.Константин Треплев (Александр Метелкин) создал образ молодого писателя, ранимого и беззащитного, романтичного влюбленного в молодую начинающую актрису Нину Заречную (Дарья Авратинская). В этой пьесе все неправильно влюблены, то есть не в того, кто ответит взаимностью. У каждого есть своя порванная в клочки любовь и все несчастливы по-своему. Чайка, застреленная Константином, становится символом несбывшихся мечт и каждый чувствует себя такой мятущейся над волнами судьбы чайкой. А потом от живой чайки остаётся чучело. От любви всех героев остаётся жалкая пародия и все смиряются, кроме Константина, которому не нужна такая мёртвая жизнь.Нина Заречная, великолепно вылепленная актрисой Дарьей Авратинской, хотела взлететь на крыльях любви, но жизнь обломала и бросила её на землю. Легко бегая с сияющими глазами по сцене в начале пьесы, она была подобна маленькой фее, лучику света, но вдруг споткнулась и глаза её погасли. В конце пьесы она уже как будто заморожена, как чучело чайки, застреленной над озером. Атмосфера чеховского интеллигентного отдыха и царящей меланхолии в загородном имении Сорина передана на 100%. Костюмы в спокойных, как бы черно-белых тонах, безупречны по стилю. Юбка-брюки "в пол" на Аркадиной смотрятся изящным дорожным костюмом, современно и элегантно. Никаких ярких красок, за исключением красных "глаз дьявола", загорающихся во время ссоры героев и по замыслу пьесы Треплева, когда даже пахнет серой, как должно быть при появлении нечистого. Есть забавные моменты, однако смех получился сквозь слёзы, как у Антона Павловича бывает во всех его пьесах. Шутки героев для одних персонажей смешны, для других - печальны. «Чайка» - это спектакль о несбывшихся надеждах, несложившихся судьбах, о людях, не сумевших изменить свою жизнь. Здесь все влюблены, и каждый влюблен не в того...До этого я несколько раз смотрела "Чайку" в других театрах, эта постановка - самая чеховская, классика, которая вечно востребована и любима. Большое спасибо всем причастным к созданию спектакля.


Фото Марина Смирнова
отзывы:
30
оценок:
30
рейтинг:
4
7

Клика чаек вечный зов

Театр на Таганке обратился к чеховской классике — Дайнюс Казлаускас поставил полную ностальгии «Чайку 73458». Зал еще до начала спектакля оказывается погружен в полутьму, и на сцене мы различаем чучело чайки — в профиль, и сидящего к нам спиной человека. «Чайка» — история по сути своей трагическая, о чем зрителю напоминает сама фигура Треплева — поседевшего, постаревшего — в его душе тоскливый клик птицы отзывается воспоминаниями. Юрий Смирнов, исполняющий роль Треплева, переросшего свой юношеский максимализм и смирившегося со своей участью, читает нам стихи, которые могли быть написаны им уже после свершившегося: «Я прожил со всеми всего 20 лет, но в душе — сотни лет одиночества».

Хочется разложить историю на краски — сначала это, конечно, цвет воды — чистый и мечтательный бирюзовый, подсвечивающий вкривь и вкось расставленные балки — театральные подмостки, возведенные вдохновленным Треплевым — драматургом (и художником-сценографом — Индре Пачесайте). С самого начала мы ощущаем жажду жизни и искусства, которая выражается в диалоге восторженного еще Треплева со своим насмешливым и слегка самоироничным дядей в исполнении Александра Резалина, чье появление на сцене во всех последующих эпизодах знаменует собой постепенное угасание жизни, которая еще теплится, но вот уже остывает незаметно, неотвратимо. «Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно» — ведь это не столько видение мира героиней Нины Заречной, сколько пророческое самоощущение самого Кости Треплева, который уже начинает чувствовать безразличие окружающего, мешающее, как ему кажется, творить по-настоящему, и составляющее трагедию всего существования.

Потому не обошлось и без цвета крови — страшные багровые глаза дьявола, упоминание о которых вложено в уста Нины, воспроизводятся буквальным образом и окатывают сцену алой краской, вспыхивая двумя красными точками прожекторов и погружая тем самым действие в атмосферу страха и ужаса — именно в таком ключе и мог видеть окружающий мир Треплев (Александр Метёлкин), в чьем воображении плавают образы, которые он транслирует абсолютно безо всякой обработки — такими чистыми, какими они представились ему самому, даже если это грязь со дна озера, на которое с разрешения Треплева («Только купаться!») отправляются работники.

Кстати, образ работника Якова (Константин Любимов) — одна из точных режиссерских находок — почти гротескный, абсолютно комедийный — его громоздкая фигура обнажает наивные и оттого лишенные всякой хитрости приемы, которыми пользуется Треплев для выражения своих идей. Когда надо — напустим дыму (или серы, как того желал автор), и илу натаскаем — всё для искусства! Разумеется, сей богатырь, с усердием берущийся за всякую порученную ему работу, зачастую промахивается, и Треплев, практически хватаясь за голову, бежит спасать свое детище. В такие моменты пьеса и в самом деле превращается из драмы в комедию, как её и обозначил сам Чехов.

Пока Константин Треплев мечется по сцене, упиваясь собственными идеями, которыми в нетерпении спешит поделиться со всем миром, и в ожидании успеха (или последующего приговора) аккуратно разливает жидкость алого цвета по канистрам для пущего театрального эффекта, он еще и не подозревает о равнодушной реакции дорогих и близких ему людей, которая не замедлит последовать, и должна будет практически сломать его жизнь. Ведь кроме красного для Треплева и нет цветов иных, кроме черного и белого — Костя мыслит и чувствует только крайними, пограничными состояниями, в которые периодически и сам погружается.

Вот есть Нина, есть драматургия и творчество, и знаменитый писатель Борис Тригорин (Василий Уриевский) на которого его призывают равняться, в то время как тот легко и играючи отнимает у Треплева всё самое дорогое — и мать, и возлюбленную. Ни та, ни другая не в силах оценить ни его чувств, ни творчества, и кроме того — обе они соперницы, однако объект их интересов не Костя Треплев, а Тригорин, который принимает неизменный интерес женщин к своей персоне как должное и, как и положено писателю, несколько кокетничает, говоря о своем призвании, и время от времени галантно вынимает записную книжку с тем, чтобы внести в неё заметки о жизненных наблюдениях. А то вдруг и вовсе, как простой смертный, оставляя прочих в недоумении, уходит ловить голавлей, как будто именно за рыбной ловлей он и явился в деревню.

Но вскоре всё меняется, и, наконец, торжествует контраст черного и белого! Настает время бенефиса актрисы Аркадиной (Ирина Апексимова) — как на сцену, она врывается в действие, облаченная в платье в шашечку, а затем демонстрирует чудеса перевоплощения, черно-белое (опять же) трико и превосходную форму, оставаясь верной своей актерскому амплуа. Лавры и признание достаются именно ей, тогда как собственному сыну Аркадина отказывает в каком бы то ни было даже сочувствии. А её юная соперница Нина Заречная (Дарья Авратинская), тонкая и вытянутая, как струна, облачается в светлые летящие одежды, чтобы сыграть в театре с живыми декорациями. Но и та вскоре будет вынуждена сменить сей идеалистический чайкин наряд на черный с белой лишь одной кокеткой — костюмы говорят о своих героях гораздо больше, нежели того хотели бы они сами.

Тем временем на сцене мечется из стороны в сторону, одетая, как и положено , в черное, дочка управляющего Маша (Юлия Куварзина), вечно преследуемая несчастным учителем Медведенко (Антон Ануров), мечтающим на ней жениться, и не помышляющем ни о чем высоком, кроме как о подсчете денег своих и чужих. Маша же хлопочет по хозяйству и в третьем действии по очереди зажигает свечи, чей тусклый огонь, однако, не в силах смягчить отношения охладевших друг к другу героев, да и ей тоже неоткуда ждать спасения.

Но кто же спасёт самого Треплёва? Драма разыгрывается нешуточная — есть ли, нет ли у него таланта — того не может определить ни он сам, ни его мать, которая фактически отказывается даже прочесть его пьесы, будучи поглощенная собственной жизнью. У ней собственная драма — Аркадина вынуждена разыгрывать свой моноспектакль до конца в надежде на триумф (а на меньшее она не согласна) у Тригорина и всей собравшейся компании. Что же до благосклонного к Треплеву Сорина, то время его уходит, и он уже не может так бодро наставлять своего племянника и поддерживать его.

Остается лишь публика, читающая творения Треплева где-то там далеко, в городе, но ей Константин уже не верит — да и кому нужен талант, если нет в жизни места любви? И в конце перед нами разворачивается лебединая песня по безвременно ушедшей душе — и таланту, сгубившему себя так глупо. Остается лишь сокрушаться о бездарно прожитой жизни — может быть именно поэтому все действующие лица в конце пьесы облачаются в черное — в «траур по жизни», как об этом говорила еще полная когда-то надежд Маша Шамраева в самом начале пьесы.

Фото Dzongka Dzongka
отзывы:
21
оценок:
21
рейтинг:
10
7

Я пишу вам со дна водяного колодца
где от влаги скукожились руки
В пустоте, в темноте и не видно мне солнца
Только я - и бескрайние муки

Я уйду на тот свет и без всяких побед
Только пусть совершится пророчество
Я прожил вместе с вами всего со всеми прожил всего 20 лет
Но в душе сотни лет одиночества

Несмотря ни на что, я сумею сказать,
Что люблю тебя сильно и нежно.
Жаль, в меня ты не верила, милая мать
И к любви относилась небрежно.

О тебе, моя милая Нина,
сотни лет буду я вспоминать.
Жаль в душе твоей пыль и рутина
И проста ты, как дважды два - пять!

Это озеро - вечный мой ад
Я не встречу последнюю осень
Моей смерти один я буду рад
Чайка - 73458...

Треплев.

Да, это стихи Кости Треплева из чеховской "Чайки", которые он мог бы написать. Несовершенные, неуклюжие, графоманские, как и все его невостребованное творчество в прозе, но.. в них что-то есть. Как и в его несовершенной неуклюжей графоманской пьесе, поставленной на берегу озера:

"Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом, - словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли. Уже тысячи веков, как земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь. На лугу уже не просыпаются с криком журавли, и майских жуков не бывает слышно в липовых рощах..."

73458 - это номер постановки пьесы, которую играют в московском Театре на Таганке. Сквозной номер, столько всего было постановок в мире с этой, таганской.

В роли Ирины Николаевны Аркадиной, матери Треплева - Ирина Апексимова, воплотившая вместе с режиссером спектакля Дайнюсом Казлаускасом довольно резкий образ героини, отличный от привычного - она грубо и громко кричит, скандалит, когда более или менее становится собой, ведь Аркадина, как и Джулия Лэмберт из "Театра" Моэма играет всегда, и обе эти матери не понимаемы своими сыновьями, хотя для сына Джулии Роджера все закончится не так трагично, как для Кости Треплева.

А почему? А потому что Джулия никогда не унижала сына, не выказывала сомнения в его способностях, они с мужем дали ему образование, не жалели денег..

Костя же (Александр Метелкин) сходит с ума от равнодушия и пренебрежительного отношения матери, от безденежья, с одной стороны, и от нелюбви Нины Заречной, с другой..

Нину играет дочь Апексимовой Дарья Авратинская. Игра довольно неплохая в первой части пьесы, но несколько сильнее Авратинская игграет во второй - потеряв любимого мужчину и маленького ребенка, Нина еще и осознает свою бесталанность и находится на грани тихого помешательства в депрессии и отчаянии отправлясь в провинцию, взяв ангажемент..

Наиболее чеховские, тихие герои - дядя Треплева, Сорин (Александр Резалин), добрый, уютный, но неизвестно зачем проживший свою жизнь, в которой впереди лишь тяжкая болезнь.

Тригорин (Василий Уриевский), знаменитый писатель, сам себя считающий ничтожным писакой, который всегда будет хуже Льва Николаевича Толстого. Графоман, который не может не писать, осознающий свою никчемность, но надо же на что-то жить (и жить весьма успешно), непорядочный мужчина, не циник, но настолько мягкотел, что умудрялся и Нину с ребеночком поддерживать, пока младенец не умер, и Аркадину не бросать при этом. Уриевский полностью соответствует этому образу.

И отдельно отмечу Машу (Галина Володина), влюбленную в Костю безнадежно, и от безнадеги она даже выходит замуж за очень скучного молодого Медведенко (тоже прекрасное воплощение маленького чеховского человечка Игорем Лариным). Володина играет весь спектр эмоций, безнадежную любовь, алкоголизм, глупую попытку спасения от любви в замужестве и рождении ребенка.. Еще одного ребенка, не нужного матери? Очень яркая роль, без ненужной истерики. Идеально.

А еще в спектакле время от времени появляется человек (Юрий Смирнов), который стихи Треплева читает так, что они не кажутся бездарными.

А в афише он значится напротив имени Константина Треплева..
Костя выжил?!

Но режиссер говорит, что главное в его постановке - это "лишённый цвета, без признаков жизни мир воспоминаний Треплева. Воспоминаний, которые в его реальной жизни были до того самого момента, как он застрелился. И эти воспоминания, как и его преступление перед самим собой, заточили его в неволе навеки, заставив Костю перед лицом вечности бесконечно переживать испытанное им мгновение смерти и искать ответы, которые в жизни он так и не сумел найти".

Я пишу вам со дна водяного колодца..

Фото Татьяна
отзывы:
87
оценок:
87
рейтинг:
14
7

Я вдруг поняла, что "Чайку" или не смотрела вовсе, или смотрела давно, что не помню, когда и где это было. Не то чтоб не знаком сюжет, но вот никого в ассоциациях на ролях. Наверное, это и хорошо. Чехов для актёров "очень вкусно" пишет. В любом персонаже можно развернутся. Даже ружьё или чучело чайки будет иметь свой звёздный час. Конечно, очень сложно воспринимать пьесы Чехова как комедии. Сердцем, эмоциями - это такая тоска беспросветная... Сюжет вообще водевильный. Стареющая актриса и её молодой любовник. крутящий роман юной особой, стремящейся на сцену и влюблённой в него. И сын актрисы, недолюбленный матерью, безответно влюблённый в ту молодую особу. Чистый водевиль! Но Чехов такую безысходность показал в той пьесе, что смеяться как-то не получается...
Хотя та же Аркадина Апексимовой прекрасный комедийный персонаж. Она посвятила всю себя сцене и только ей! Хотя на самом деле любит лишь себя в искусстве. Даже в страсти к Тригорину сомневаешься. Больше веришь, что он ей просто по статусу необходим. Как-то даже пожалеть её не получается.. Очарователен Треплев - Александр Метёлкин. Жалко с его юношеским максимализмом, с желанием доказать всем, с его безответной любовью. Такой контраст с матерью! Очень понравилась Маша - Галина Володина. И комичные ситуации у неё были прекрасные! При этом даже сцена в подпитии была выдержана с таким достоинством! Настоящая, чувствующая, думающая... Да, она не поступила так кардинально со своей судьбой, как Треплев, да, тихо, по-старинке - вино, табак.. И ненависть к мужу, к любящему её мужу... Прекрасный образ!

Фото Надежда Андреевна Матвеева
отзывы:
11
оценок:
11
рейтинг:
3
7

Когда в афише Театра на Таганке появился спектакль с названием «Чайка 73458», я подумала, что так можно было бы назвать звезду или планету. Но все оказалось проще. Цифра в названии – всего лишь порядковый номер постановки чеховской «Чайки» в театре на Таганке. Но о возможной связи с космосом я вспомнила сразу же, как вошла в зал…
Оформление сцены было таково, что казалось, что мосток над озером повис где-то в космосе. И даже не верится, что где-то за пределами усадьбы Сорина есть еще жизнь. Даже упоминанию об отце Нины не веришь, настолько кажется система замкнутой в том пространстве у пруда… Там мрачно и холодно, даже «солнце светит» как-то мрачно. И в этом холодном пространстве невозможно героям согреться. Холод снаружи, холод в душе…
Спектакль начинается собственно еще до того, как в зале гаснет свет. Слышны крики чайки, реплики, голоса. Кто-то где-то репетирует… И постепенно этот далекий шум переходит в сиплый голос, который читает стихотворение. Стихотворение пронзительное, настолько, что кажется «загробным». И голос какой-то неземной, нереальный. А собственно, голос, действительно, неземной. Очень скоро понимаешь, от чего этот холод – идея спектакля такова, то вся история дается как воспоминания Треплева, только воспоминания эти не прижизненные, а потусторонние, загробные. Воспоминания загубленной души, самозагубленной…
Театр не забыл своего полного названия – Театр драмы и комедии. И комедию Чехова с трагическим концом поставили с множеством смешных сцен. Зал много смеялся… но до дойдя до финала заплакал… Такова жизнь, что смешное и горькое рядом… Такова жизнь, таков театр…
«Чайке 73458» - практически канонически классическая постановка. Тут многие зрители скажут «верю», будут рады увидеть красивые костюмы, не найдут излишней экспрессии… По крайней мере, я в антракте и после спектакля неоднократно слышала, как многие радовались «настоящей» классической постановке. И я могу согласиться с тем, что нужны не только «новые формы», но и «такой театр» тоже нужен… Хотя именно в этом спектакле найден компромисс – и в классическую форму добавлены элементы символизма, смелой современной трактовки.
Радует, что Ирина Апексимова снова на сцене репертуарного театра и занята в такой знаковой роли. Знаковой для каждой актрисы. И возвращение на сцену с ролью Аркадиной и большая удача, и очень символично…
Аркадина Апексимовой удивительна артистична, постоянно играет. Играет с самого первого появления, когда сразу же начинает шуточную дуэль с Шамраевым. В свою игру она вовлекает всех… и порой доводит их то до нервного припадка, то до отчаяния, то умиления… Ее игра то забавна, то мила и остроумна, то жестока. Она устраивает истерику из-за денег и доводит Сорина до реального припадка, она делает па «вот вам как цыпочка», замирает в деланном радикулите и пугает Дорна, впадает в отчаяние в страхе потерять Тригорина и бьет до первой крови, своей крови… только игровой, театральной… Тригорин пугается, а потом умиляется. Каждый раз, когда Аркадина уговаривает Тригорина, мне интересно, чем она удержит его в очередной раз. В этот раз она рассмешила его, умилила желанием удержать любой ценой и этим и удержала…
В четвертом действии она появляется так, как приходят к покойнику. Похоже, она уже примеряет роль убитой горем сестры, совершенно не задумываясь о чувствах близкого человека… И как окажется совсем скоро, «наиграет» себе и другое несчастье…
Однажды мне довелось услышать фразу, что по «Чайке» всегда понятно, кто ее поставил – Треплев, Аркадина, Тригорин… Так вот у меня сложилось впечатление, что «Чайка 73458» поставлена Машей – все в черном, мрачно, и не-ве-ро-ят-ная любовь к Косте Треплеву. И мне, безусловно, было интересно познакомиться с этим признанием в любви к Косте.
Спектакль только набирает свою силу, думаю, у него впереди долгая сценическая жизнь и любовь зрителей. По крайней мере, первые отзывы, подслушанные в фойе, явно на это намекают.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить