Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

6.0
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Oleg Kalinka
Фото Oleg Kalinka
отзывы: 140
оценки: 140
рейтинг: 24
9

Боевые шрамы мирной политики.

В спектакле «Война, которой не была» Семён Серзин фокусирует наше внимание на теме войны в жизни людей и в этом проекте он исследует это сложное явление на примере войны память, о которой еще не покрылась архивной пылью и не стала эксклюзивным объектом изучения историков. В этом спектакле он обращается к десятилетию нашей истории, в котором наше внимание было приковано к Чеченской войне. Сегодня через многие годы после того как прозвучал последний выстрел войны, наше представление об этой кровавой бойне века всё еще весьма туманны и расплывчатые. Сегодня этот обильно-омытый кровью период нашей истории упоминается в скупом параграфе учебника истории с датой начала и окончания, размытыми формулировками и пространными высказываниями политиков. Реальные сведения об этой истории нам не известны и нам не ведомо реальное количество погибших и искалеченных жизней, а имена их остаются безвестными сегодня.
Серзин в спектакле «Война, которой не было» открывает нам эту мрачную и малоизвестную страницу нашей истории во вне политиком видении, этот формат раскрытия достигается через показ событий глазами человека мирного жителя который не участвует напрямую к противодействующим сторонами военного противостояния и при этом он очевидец всех событий. Серзин создаёт сценическое пространство, в котором вектор зрительского наблюдения истории направлен изнутри эпицентра военного конфликта и наблюдение осуществляется из центра военного противостояния сторон. В спектакле это особое видение конфликта достигается через взгляд на чеченскую войну девочки из Грозного, её наблюдения были опубликованы документальной книге Полины Жеребцовой «Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994-2004гг» .
Спектакль открывает нам эту историю в формате театр.doc и здесь Серзин создаёт картину жизни довоенном Грозном через фрагмент документального фильма восьмидесятых годов. Филь показывает нам кадры безмятежного процветания в реалиях советского времени, эти идиллические картины создают двойственную проекцию города. В одной плоскости этого видения эта кино-открытка советского времени проецирует нам видение Грозного людьми, которые никогда его не видели его до войны. В другой проекции этого видения кадры документального фильма помогают зрителю воссоздать атмосферу города девства Полина Жеребцовой, где она родилась и выросла.
В спектакле эти ожившие строки записей дневника этой девочки открывают нам дверь в довоенный Грозный и это родной город для неё во всех смыслах этого слова. Здесь она чувствует себя дома и в её ежедневной жизни есть все краски мульти-культурной палитры жизни довоенного Грозного, а величественные и суровые горные просторы Кавказа для неё олицетворяют саму Россию и только здесь она хочет жить. Эти строки откровений наедине с собою открывают нам её понимание поли-этнического мирного сосуществования людей разных народов с различными вероисповеданиями. В них мы видим, что она осознаёт понимание своей этнической принадлежности, при этом её самосознание лишено амбиционного превосходства над другими народами, так как в её понимании она видит русскую диаспору неотъемлемой этнической компонентой многонациональной семьи народов, для которых город Грозный является родиной во всех смыслах этого слова.
Спектакль в своём сценическом пространстве создаёт яркий симбиоз, созданный в соединении в одной плоскости голоса девочки с её мыслями вслух, кадров кинохроники военного времени, расшифровками сообщениями оперативно-тактического обмена между подразделениями группы войск, заявлениями политиков и музыкальными композициями созданными в формате зонгов. Эта многомерная историко-сценическая инсталляция в сценическом пространстве спектакля позволяет нам увидеть картину крушения мирной жизни города детства Полины, в которой мы видим появление первых бликов и всполохов приближающегося кровавого зарева бессмысленной и беспощадной войны и превра как это становиться ежедневными реалиями жизни её любимого города. Строки её дневников дают нам видения мира глазами девочки повзрослевшей в реалиях жестокости войны, эти строки погружают нас в её мысли, где она тщательные и бесплодно попытается найти ответ на главные вопросы: Почему война пришла на её Родину? Против кого воют русские солдаты у неё дома? Почему гибнут её родные и близкие? и т.д.
В этом уникальном симбиозе форм и реалий Серзин создаёт с помощью дневников девочки особую точку наблюдения, в которой мы можем увидеть войну в мульти – фокусном формате. В этой точке фокуса нашего взгляда виден процесс взросления человека в суровых военных реалиях, в них её мысли наедине с собою, которые визуализируют трансформацию детского сознания и как следствие этого в них звучат размышления о хрупкости человеческой жизни. Её мысли уже лишены присущих подросткам наивного максимализма, она человека оказавшегося на временном отрезке между жизнью и смертью. Уроки ежедневной жизни частью, которой смерть, выстрелы и бомбежки неотъемлемая часть реальности приводят к трансформации человеческое сознания и подтверждение этому утверждению наблюдается в людях войны.
В спектакле «Война, которой не было» строки дневников Полины создают галерею образов людей войны, они предоставляют нам возможность наблюдать процесс трансформации человеческого сознания под влиянием войны, а разнообразие этих персонажей создаёт разнонаправленный взгляд, который показывает нам людей находящихся по разные стороны и в разных точках военной компании. Этот разносторонний показ людей в спектакле логически подводит нас к пониманию, того что война сделала их всех заложниками. Это видение создаёт осознание того, что в войне нет ни победителей, ни побеждённых и все они люди, перемолотые в шестеренках бездушной машины большой политики. В спектакле это понятие в спектакле имеет разностороннее раскрытие, в котором каждый её участник обречен быть жертвой политических амбиций и манипулирования человеческим жизнями и они все жертвы политиков втянувших их в эту бессмысленную войну.
Семен Серзин в спектакле «Война, которой не было» на примере десятилетия Чеченской войны показывает нам людям двадцать первого века, что никакие политические амбиции не могут оправдать гибели людей и разрушенных человеческих жизней, при этом нет, и не может быть «маленьких победоносных войн», «хороших» и «плохих» воин. Сегодня слова девочки Полины звучащие на пепелище от военного пожарища служат напоминанием человечеству о цене, которую пришлось заплатить тысячам людей за амбиции больших политиков из комфортных кабинетов, в которых не видны разрывы бомб и людей, положивших свою жизнь по их воле.

0
0
...
19 мая 2020