Спектакль

Спектакль Высоцкий. Рождение легенды

Постановка Губернский театр

1/18
Имя поэта, барда и актера Владимира Высоцкого еще при его жизни стало легендой. А начиналось все в послевоенных московских двориках, где рос скромный мальчик из семьи военного, мечтающий стать актером. И он стал им, – и прожил сотни жизней не только на сцене и на экране, но и в своих песнях, которыми заслушивалась вся страна. Создатели спектакля пытаются ответить на вопрос: как рождается легенда? Роль Высоцкого в этой постановке не отдана конкретному актеру, – ее «примеряют» несколько артистов, воплощая разные ипостаси его личности, разные темы в его творчестве: Дмитрий Карташов, Александр Тютин, Антон Соколов, Михаил Шилов, Степан Куликов, Сергей Вершинин, Александр Фролов, Кирилл Новышев. Образ Высоцкого возникает из разыгранных на сцене эпизодов его жизни, исповедальных стихов и песен. В основу спектакля легли воспоминания современников, малоизвестные факты жизни Высоцкого, фрагменты из писем и дневников. Как и у многих поэтов, биография Высоцкого написана в его песнях и стихах. В исполнении актеров Московского Губернского театра звучат самые знаменитые из них, отмечая заметные вехи его жизни. «Я не люблю», «Моя цыганская», «Баллада о любви», «Мой черный человек», «Лирическая», «Я несла свою беду», «07» «Кони привередливые», «На Большом Каретном» и многие другие. Песни Высоцкого исполняются в разных жанрах: от классического бардовского исполнения под гитару и оркестровых аранжировок в стиле 70-х годов прошлого века – до абсолютно нового рок-звучания. Спектакль Сергея Безрукова, посвященный Владимиру Высоцкому, уже более двух лет идет с неизменными аншлагами, успев покорить за это время не только крупнейшие театральные и концертные площадки Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Минска, но и самые престижные столичные залы. «Высоцкий. Рождение легенды» дважды был сыгран на сцене Крокус Сити Холла и дважды показан на главной площадке страны – в Кремлевском дворце, став первым драматическим спектаклем, сыгранным на этой сцене. Поставив спектакль в преддверии 80-летия Высоцкого, Сергей Безруков принял участие в юбилейных показах не только как режиссер, но и как актер – один из исполнителей роли Высоцкого. В новой редакции постановки он вышел из состава исполнителей, представив Дмитрия Карташова в обновленной версии.
Предоставлено организатором
Возраст12+
Дата премьеры25 января 2017
Продолжительность4 часа, 1 антракт
Официальный сайтm-g-t.ru

Участники

  16

Специальные предложения

Скачать приложение
Подарочные сертификаты
9"Поэты ходят пятками по лезвию ножа - И режут в кровь свои босые души!"

25 января 2017 года в день рождения Владимира Высоцкого в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля "Высоцкий. Рождение легенды". Режиссёр Сергей Безруков сказал о своей постановке так: "Этот спектакль - дань памяти великому таланту, гению - Владимиру Семёновичу Высоцкому, его исповедальному творчеству...Большинство из тех, кто будет читать и петь Высоцкого в нашем спектакле - молодые люди, которые родились и выросли после смерти Высоцкого и после развала СССР. Для меня было важно, чтобы они пропустили через себя Высоцкого...В этом, мне кажется, неразрывная связь, преемственность поколений: если мы не разорвём эту ниточку, стихи Высоцкого будут читать и через сто лет". И актёры во главе с Сергеем Безруковым представили такой спектакль, в котором каждый стал создателем творческого портрета Владимира Высоцкого, и сам он, казалось, незримо присутствовал при этом - так воедино переплетались демонстрируемые фотографии, кадры теле-и кинозаписей с происходящим в этот вечер в Губернском театре. Над сценой - театральные афиши Театра на Таганке, справа и слева натянуты белые паруса, в центре сцены - вращающийся круг грампластинки, с фотопортретов (жизнь, роли, кинопробы) смотрит Владимир Высоцкий.
Невозможно, на мой взгляд, вместить, втиснуть Высоцкого и его творчество в огороженные "красными флажками" рамки - хоть в жанровые, хоть хронометража, потому что он сам вне любых рамок, и поэтому спектакль стал именно таким - в нём соединились ключевые эпизоды биографии: начиная с воспоминаний о раннем детстве, драматическом расставании родителей, жизни в новой семье отца...; вехи творческого пути и собственно произведения: стихотворения и песни, каждая из которых стала маленьким спектаклем в спектакле.
Вот под "Балладу о детстве" на сцене оживает скрупулёзно воссозданная и узнаваемая атмосфера многонаселённой послевоенной коммуналки, звучат трогательные воспоминания мамы (её образ очень тонко воплощён Валерией Ланской). "Баллада о любви" стала прекрасной и поэтичной историей любви и расставания отца и матери будущего поэта.
Образ самогО Владимира Высоцкого и его литературного "альтер эго" в спектакле создали сразу несколько артистов: это и юный Саша Беляев, и Александр Тютин, Антон Соколов (сыгравший также отца), Александр Фролов, конечно, Сергей Безруков и основной исполнитель - Дмитрий Карташов, очень убедительный и точный в этой сложной роли.
Любимых женщин - Людмилу Абрамову и Марину Влади воплотила Вера Шпак, а полные нежности и трепетной откровенности песни "Люблю тебя сейчас, не тайно - напоказ..." и "Я несла свою Беду", можно сказать, открыли цикл любовной лирики Владимира Высоцкого.
Прозвучали песни из кинофильмов, широко и менее известные произведения военной и спортивной тематики, песни шуточные и сатирические. Каждая была представлена как отдельная история и показано оригинально, с интересными находками и ассоциациями.
Про шуточные и хулиганские) песни Владимира Семёновича "Диалог у телевизора", "Милицейский протокол", "Утренняя гимнастика" и "Песня о сентиментальном боксёре" хочется сказать отдельно - блестяще сыгранные Степаном Куликовым, Михаилом Шиловым и Натальей Шклярук (и их "группой поддержки")) они вызвали дружный хохот и громкие аплодисменты всего зала. Спасибо! Это было великолепно!
Про исполнение Сергеем Вершининым "Куплетов Бенгальского", положивших начало песням Высоцкого из кинофильмов, можно сказать им же спетыми словами: "Блеск и изыск".
Постановка "Высоцкий. Рождение легенды" ясно показала всю невероятную многогранность Высоцкого-человека и творческой личности. Он считал себя прежде всего поэтом, и именно в стихотворениях на первый план выходит тематика философских размышлений о жизни и своём месте в ней, о проблеме выбора и компромисса, преодолении себя и обстоятельств.
В спектакле отражён и тот факт, что обожаемый народом как бард и актёр, Высоцкий на официальном уровне считался фигурой идеологически опасной и подозрительной, не был признан как поэт, не публиковался. Некая комиссия чиновников "от культуры", лица которых уродливо искажены полумасками-носами, на высоком уровне решает вопрос: пустить или не пустить политически и творчески неблагонадёжного Высоцкого к жене во Францию, не нанесёт ли это вред советской стране?
В самом начале спектакля, обращаясь с экрана в зал, и словно приглашая зрителей и слушателей к откровенному диалогу, Владимир Высоцкий песней "Я не люблю" чётко и ясно формулирует свои жизненные принципы, и в дальнейшем эта тема раскрывается прозвучавшими со сцены песнями "Охота на волков", "Корсар", "Чужая колея", "Банька по-белому", "Спасите наши души", стихотворениями "Маски", "Мой чёрный человек в костюме сером", "И снизу лёд, и сверху...", "Когда я отпою и отыграю..."...
Спектакль представил нам разного Высоцкого и дал осознание того, что правильное понимание всех граней его таланта и творческого наследия возможно лишь при серьёзном философском подходе к его произведениям.
В тот вечер в Губернском театре мы увидели, как параллельно с течением земной жизни, рождалась легенда по имени "Владимир Высоцкий". И эта легенда продолжает жить, потому что несмотря на прошедшие 37 лет после смерти Владимира Семёновича, его мысли, слова, чувства, заложенные в стихотворные и песенные строки, абсолютно современны и актуальны, и являются бесценным материалом для нас сегодняшних.
В финальной части спектакля прозвучали песни, созданные Высоцким 40-50 лет назад (!), они были исполнены в рОковой аранжировке и вызвали настоящее потрясение. "Парус", "Кони привередливые"... А спетые Сергеем Безруковым "Охота с вертолётов", "Моя цыганская" и "Канатоходец" просто повергли зал в состояние самого настоящего транса. Считающий, что петь Высоцкого нужно только на разрыв, как последний раз, не думая о том, выдержат ли связки и сердце, Сергей именно так и спел эти песни: будто цунами накрыло зал во время его исполнения, и кровь пульсировала в такт песен и звучащего голоса. Во время песни "Канатоходец":

"...Посмотрите - вот он
без страховки идет.
Чуть правее наклон -
упадет, пропадет!
Чуть левее наклон -
все равно не спасти...
Но замрите,- ему остается пройти
не больше четверти пути!.."
Сергей, балансируя руками, пошёл по краю сцены и в буквальном смысле рухнул с неё подобно сорвавшемуся с каната герою! Зал не смог сдержать вскрика, люди повскакивали с мест... Чернота, всё замерло...
"И сегодня другой
без страховки идет.
Тонкий шнур под ногой -
упадет, пропадет!
Вправо, влево наклон -
и его не спасти...
Но зачем-то ему тоже нужно пройти
четыре четверти пути!"
Ну кто бы ещё так смог прожить эту песню, как это сделал Безруков?!
В конце спектакля, когда на сцену вышли все артисты, с экрана прозвучали слова, сказанные в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой": "Я благодарен вам... Господи, пусть им будет хорошо...". Спектакль, завершившийся песней "На Большом Каретном" шёл почти четыре часа, но при этом было абсолютное ощущение, что если бы Сергей Безруков сказал: "А давайте ещё споём?" - зрители бы хором прокричали: "Да! Да! Да!". "Вот и ответ", как говорится.
Спасибо за спектакль, ставший признанием в любви великому человеку и поэту Владимиру Семёновичу Высоцкому. Спасибо Сергею Витальевичу, всем актёрам, музыкантам, создателям спектакля за прекрасную игру, прекрасные голоса, за то, что спето всё было от души и пропущено через собственное сердце, за это ни с чем не сравнимое ощущение жизни и правды на сцене. С Премьерой вас, дорогие Губернцы! Долгой и счастливой жизни спектаклю "Высоцкий. Рождение легенды"! С 79-ым Днём рождения Владимира Семёновича всех нас!
"Когда я отпою и отыграю,
Где кончу я, на чём - не угадать?
Но лишь одно наверное я знаю:
Мне будет не хотеться умирать!..
Я перетру серебряный ошейник
И золотую цепь перегрызу,
Перемахну забор, ворвусь в репейник,
Порву бока - и выбегу в грозу!"

29 апреля 2017
4

Рождение мифов о В.С. Высоцком от Безрукова.
1 апреля в БКЗ СПб прошел спектакль Московского губернского театра Андрея Безрукова «Владимир Высоцкий. Рождение легенды». В БКЗ в тот вечер был аншлаг, и спектакль петербургская публика восприняла на ура. Мне как давнему поклоннику творчества В.С. Высоцкого очень приятно, что память о гениальном барде, поэте, актере продолжает жить, прокладывая себе тропинку и в мире культуры нового подрастающего поколения, которое выросло на совсем иных образцах творчества. Поэтому убежден, что великое дело сохранения памяти о кумире поколения 60-70-80-х В.С. Высоцком, предпринятое А. Безруковым, можно только приветствовать.
Вместе с тем, лично у меня впечатление о спектакле осталось двойственным. С одной стороны, ряд актеров, искали и нашли свой ключ к пониманию и раскрытию творчества Владимира Семеновича. И это прозвучало, на мой взгляд, действительно мощно. Но и было и то, что вызвало лично у меня категорический протест.
Хлесткостью и образностью выражений В.С. Высоцкий, оказывается, обязан… Бабелю!
Может это, конечно, была тонкая оригинальная шутка от сценариста на 1 апреля. Но именно так и заявили на спектакле, устроив демонстрацию непонятно откуда взявшейся еврейской свадьбы и завершив все это лицедейство песней из дворового репертуара «Про антисемитов». Сам В.Высоцкий литературные вкусы свои не скрывал, кумиром его был А.С. Пушкин.
Дальше – больше. Кто-то, видимо, решил, что доживи В. Высоцкий до сегодняшнего дня он бы точно изменил свои взгляды. Например, на Великую Отечественную войну.
В реперском стиле решили исполнить стихотворение В. Высоцкого «Из дорожного дневника»:
Ожидание длилось,
а проводы были недолги.
Пожелали друзья:
"В добрый путь, чтобы все без помех".
И четыре страны
предо мной расстелили дороги,
И четыре границы
шлагбаумы подняли вверх.

Тени голых берез
добровольно легли под колеса,
Залоснилось шоссе
и штыком заострилось вдали.
Вечный смертник-комар
разбивался у самого носа,
Превращая стекло лобовое
в картину Дали.

Сколько смелых мазков
на причудливом мертовм покрове,
Сколько серых мозгов
и комарьих раздавленных плевр!
Вот взорвался один,
до отвала напившийся крови,
Ярко-красным пятном
завершая дорожный шедевр.

И сумбурные мысли,
лениво стучавшие в темя,
Устремились в пробой -
ну попробуй-ка останови!
И в машину ко мне
постучало просительно время.
Я впустил это время,
замешанное на крови.
И сейчас же в кабину
глаза из бинтов заглянули
И спросили: "Куда ты?
на запад? Вертайся назад!.."
Я ответить не смог:
по обшивке царапнули пули.
Я услышал: "Ложись!
Берегись! Проскочили! Бомбят!"

Этот первый налет
оказался не так чтобы очень:
Схоронили кого-то,
прикрыв его кипой газет,
Вышли чьи-то фигуры -
назад, на шоссе - из обочин,
Как лет тридцать спустя,
на машину мою поглазеть.

И исчезло шоссе -
мой единственный верный фарватер.
Только - елей стволы
без обрубленных минами крон.
Бестелесый поток
обтекал не спеша радиатор.
Я за сутки пути
не продвинулся ни на микрон.

Я уснул за рулем.
Я давно разомлел до зевоты.
Ущипнуть себя за ухо
или глаза протереть?
В кресле рядом с собой
я увидел сержанта пехоты.
"Ишь, трофейная пакость,- сказал он,-
удобно сидеть".

Мы поели с сержантом
домашних котлет и редиски,
Он опять удивился:
Откуда такое в войну?
"Я, браток,- говорит,-
восемь дней как позавтракал в Минске.
Ну, спасибо, езжай!
будет время, опять загляну..."

Он ушел на Восток
со своим поредевшим отрядом.
Снова мирное время
в кабину вошло сквозь броню.
Это время глядело
единственной женщиной рядом.
И она мне сказала:
"Устал? Отдохни - я сменю".
Видимо, чтобы добавить сегодняшнего звучания в это стихотворение добавили рефрен: ПОСТУЧАЛОСЬ ВРЕМЯ, ВРЕМЯ, ЗАМЕШАННОЕ НА КРОВИ.
И вот такой концовкой с единственной женщиной рядом, четверостишьем, повторенным дважды, эта песня репера и закончилась.
Но так случилось, что стихотворение это мне хорошо запомнилось в свое время. И концовка его совсем другая, это не озвученное продолжение:
Кроме редких ухабов,
ничто на войну не похоже.
Только лес молодой,
да сквозь снова налипшую грязь
Два огромных штыка
полоснули морозом по коже,
Остриями - по мирному -
кверху, а не накренясь.

Здесь, на трассе прямой,
мне,
не знавшему пуль,
показалось,
Что и я где-то здесь
довоевывал невдалеке.
Потому для меня
и шоссе, словно штык, заострялось,
И лохмотия свастик
болтались на этом штыке.
В результате кардинально изменился смысл. То есть образ поэта, «довоевывающего» в своих песнях за всех фронтовиков, слабо вписывался в ту легенду, которую хотелось создать из В. Высоцкого. А образ «ЛОХМОТИЙ СВАСТИК, БОЛТАВШИХСЯ НА ЭТОМ ШТЫКЕ», видимо, вообще показались крамолой и был просто вычеркнут.
Такая же незавидная судьба постигла и песню «Сыновья уходят в бой». Особый талант здесь продемонстрировали создатели видеоклипа на данную песню: сначала гибнет, видимо, отец, а потом следом за ним на него падает и гибнущий сын. Вот такая безнадега и ужас войны. А что у В. Высоцкого?
Я успеваю улыбнуться,
Я видел, кто придет за мной.
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!
Разрывы глушили биенье сердец,
Моё же мне громко стучало,
ЧТО ВСЁ ЖЕ КОНЕЦ МОЙ — ЕЩЁ НЕ КОНЕЦ:
КОНЕЦ — ЭТО ЧЬЁ-ТО НАЧАЛО.
Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я крепко обнимусь с землёй.
Мы не успели, не успели, не успели,
не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!


Таким же бескомпромиссным образом чья-то редакторская рука повыбрасывала не понравившиеся, видимо, четверостишья из «Банька по-белому» и «Спасите наши души».
Одно из последних стихотворений «И снизу лед, и сверху, маюсь между…» видимо так задело исполнителя своим шукшинским и древнекрестьянским образом «Я весь в поту, как пахарь от сохи», что превратилось в «Я чист и светел, ведь не от сохи» (воспроизвожу по памяти, но примерно так). Память подвела актера и на ходу придумал? Вряд ли…
Создалось впечатление, что прокрустово ложе, в которое решили вписать В. Высоцкого – это борец с режимом. Все, что этому образу не соответствовало, удалялось. То, что работало на него, приписывалось.
Вот неадекватная учительница заставила школьнику Володю писать фразу о «вожде народов», и юный бунтарь сменил учительницу – так рисует образ сценарист. А все интересующиеся могут прочитать стихотворение «Моя клятва», которое было написано восьмиклассником Володей Высоцким 8 марта 1953 г.:
Опоясана трауром лент,
Погрузилась в молчанье Москва,
Глубока её скорбь о вожде,
Сердце болью сжимает тоска.
Я иду средь потока людей,
Горе сердце сковало моё,
Я иду, чтоб взглянуть поскорей
На вождя дорогого чело…
Жжёт глаза мои страшный огонь,
И не верю я чёрной беде,
Давит грудь несмолкаемый стон,
Плачет сердце о мудром вожде.
Разливается траурный марш,
Стонут скрипки и стонут сердца,
Я у гроба клянусь не забыть
Дорогого вождя и отца.
Я клянусь: буду в ногу идти
С дружной, крепкой и братской семьёй,
Буду светлое знамя нести,
Что вручил ты нам, Сталин родной.
В эти скорбно-тяжёлые дни
Поклянусь у могилы твоей
Не щадить молодых своих сил
Для великой Отчизны моей.
Имя Сталин в веках будет жить,
Будет реять оно над землёй,
Имя Сталин нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой.
Понятно, что отношение зрелого В. Высоцкого к И. Сталину будет меняться. Но кому нужна историческая правда, если заявлена легенда?
Поводом для преследований Высоцкого со стороны КГБ стали (по сценарию спектакля) … стихи «Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей». Но их автор, извините, не Высоцкий, а Ю. Визбор.
Другая фальшивка, приписываемая В. Высоцкому:
Новые левые – мальчики бравые
С красными флагами буйной оравою,
Чем вас так манят серпы да молоты?
Может, подкурены вы и подколоты?!

Слушаю полубезумных ораторов:
«Экспроприация экспроприаторов…»
Вижу портреты над клубами пара –
Мао, Дзержинский и Че Гевара.

Милые педики, красятся бабами,
Шашни заводят с друзьями-арабами,
Лгут. Лицемерят. Бросаются фактами.
Носятся с Насером и с арафатами.

Лучше бы, право же, мальчики правые!
Левая власть – это дело кровавое.
Что же, валяйте затычками в дырках,
Вам бы полгодика, только в Бутырках!

Не суетитесь, мадам переводчица,
Я не спою, мне сегодня не хочется!
И не надеюсь, что я переспорю их,
Могу подарить лишь учебник истории…

Вот такой антисоветский Высоцкий кому-то очень был нужен в 90-х годах и сегодня создание этого мифа продолжается.
Чуть-чуть критического мышления. Как назначались актеры на главные роли в кино и спектаклях в то время, как организовались концерты, как давали допуск для выезда за границу? И все это было реально тотальное попустительство всемогущего, всесильного и страшного КГБ тех времен?
Отрицание веры – это тоже не весь В. Высоцкий. Есть еще и «Купола в России кроют чистым золотом».
Авторский взгляд, «я так вижу», на мой взгляд, хорош и уместен там, где творишь, создаешь САМ. А когда ты передаешь чужое, важно это делать с уважением к действительно великому творцу, к строчкам, словам, смыслам.
Помнится в записи одного из концертов Владимир Семенович как раз прошелся на тему подражателей. «Считается, что это очень несложно. Надо выпить чего-нибудь и подышать в форточку и будет уже а-а-а и под Высоцкого» и вспомнил в этой связи слова В.В. Маяковского, которого, кстати, тоже очень любил: «Не надо под Маяковского. Делайте под себя!». Имитация хрипоты отдельными персонажами спектакля, безусловно, удалась. Но это форма, лишенная реального глубинного содержания надрыва, боли и мощи, которую попытались заменить громким криком и децибелами ударников.

3 апреля 2022
До слёз
Браво
9Люди уходят, а их дела остаются

Спасибо Сергею Витальевичу Безрукову за прекрасное воссоздание образа Владимира Высоцкого и нашего советского прошлого! Возможно действительность была и по-лучше, по-теплее здесь можно было и более радужно это преподнести . В основном спектакль понравился , я отдохнул !

2 апреля 2022
Все отзывы
7 спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
7
спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
7 спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
9 спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9
спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9 спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9 московских опер, которые стоит увидеть
9
московских опер, которые стоит увидеть
9 московских опер, которые стоит увидеть
Пес с тобой: «Лулу и Бриггс» и «Руби, собака-спасатель» — два милых фильма про дружбу
Пес с тобой: «Лулу и Бриггс» и «Руби, собака-спасатель» — два милых фильма про дружбу
Пес с тобой: «Лулу и Бриггс» и «Руби, собака-спасатель» — два милых фильма про дружбу
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость