Театральная афишаМосквы

Спектакль Губернатор

7.4
оценить
Театр: Губернатор

Зрелищный спектакль Андрея Могучего про механику тоталитаризма

В основе спектакля — хроника событий Кровавого воскресенья, вошедшего в историю как день расстрела мирной демонстрации в Петербурге 9 января 1905 года. И вместе с тем — рассказ Леонида Андреева «Губернатор», который ровно об этом. Инфернальный грим, экспрессивная игра актеров, надломленная музыка Олега Каравайчука и Арсения Аврамова — все это в сбалансированной композиции оказывается сильнодействующим напоминанием о том, что всякий тоталитарный режим упирается главным образом в человеческий фактор.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Давид Жарницкий
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
9

Мистический триллер про Кровавое воскресенье

Два джентльмена в черных котелках с серебристыми ангельскими крыльями деловито спускаются сверху по выдвижным лестницам на сцену и закуривают. Достав револьверы, джентльмены стреляют в человека, лежащего рядом в кресле в окружении зеркал и закрывающего лицо подушкой. После такого начала, изображающего фантазию главного героя о собственной смерти, ближайшие полтора часа зрители неминуемо проводят в ожидании уже предсказанного финала. Сочиненная Леонидом Андреевым в 1905 году история губернатора, отдавшего приказ о расстреле рабочих, превращается на сцене БДТ в тревожный гимн истории как таковой, не знающей правых и виноватых. Пронзительную полифонию создает музыка Олега Каравайчука, легенды Петербурга, а шум самой жизни врывается в спектакль со знаменитой «Симфонией гудков» Арсения Авраамова.

Режиссер Андрей Могучий не впервые обращается к мистически-философскому творчеству писателей-символистов Серебряного века. Одной из первых его работ в знаменитом Формальном театре стал спектакль по роману Андрея Белого «Петербург», действие которого также происходит в Первую русскую революцию. На этот раз постановка приурочена к столетию другой — Октябрьской революции. Теперь Могучий, уже в статусе одного из ключевых театральных режиссеров Петербурга и покрытого лаврами (и «Золотыми масками») реформатора БДТ, будто бы возвращается к истокам, реализуя на новом уровне изобретенные им когда-то, а теперь повсеместно используемые принципы этакого брутального иллюзиона.

Художник Александр Шишкин, известный своими работами в обеих столицах, давно работающий как с Андреем Могучим, так и, к примеру, с Юрием Бутусовым, здесь превзошел самого себя. Темное пространство сужается и расширяется, кабинет-гроб губернатора за секунды превращается в необъятную композицию, показывающую нам масштабы трагедии целой страны. Двигаются стены до боли знакомого казенного желтого цвета, неожиданно возникают длинные бильярдно-зеленые занавеси, оттеняющие мир черно-белый. Чуть экспрессионистский, характерный для Могучего видеоарт незаменим в партитуре спектакля: проецируемые на задник сцены лица артистов сменяются кадрами хроники — фокус зрительского внимания ловит то историческую правду, то сценическую.

Рассказ Леонида Андреева «Губернатор» — отклик на последствия Кровавого воскресенья. Текст от автора, сохраненный Могучим, читается вживую Василием Реутовым прямо из бенуара: просто и мудро звучат короткие отрывки из главок рассказа. Режиссер, в целом следуя букве автора, попутно переплетает «Губернатора» с другими андреевскими текстами (в частности, пьесой «Царь Голод») и изящно вписывает в общую партитуру отрывки из сатирических «Капричос» Гойи. В центре композиции все равно остается событие — убийство губернатора, на ожидании которого, собственно, и строится весь спектакль.

Губернатор в исполнении Дмитрия Воробьева получился честным и несчастным человеком. На его хмуром лице, которое зритель увидит и в зеркалах, и вблизи, и на большом экране, отражается огромная внутренняя борьба долга мундира и души. В руках у губернатора только платок — тот самый, взмах которым направит на зрителей десятки винтовок, и вот на сцене, словно настоящие, аккуратно сложены десятки трупов. Абсолютно лишенная пошлости тоска губернатора наедине со своей совестью — уже большая заслуга Воробьева. «Пожалейте меня кто-нибудь», — кричит он своей подушке, но тревожное напряжение только нарастает — оно не уйдет и с выстрелом рабочего из револьвера.

«Губернатор» Могучего — спектакль не исторический, но и не политический. Он не намекает на конфликт интеллигенции Петербурга с городскими властями и не рассказывает про революцию, случившуюся сто лет назад. Это одновременно и пророческий удар под дых, и мистическое напоминание о никогда не исчезавшем ужасе, который творит с людьми история и люди друг с другом.

2

Отзывы пользователей о спектакле «Губернатор»

Фото Артём Куликов
отзывы:
3
оценок:
4
рейтинг:
2
5

Хотелось в Первую очередь похвалить артистов, они что есть мочи весь спектакль надрывали свой бедный голос чтобы создать состояние бури, эффект грядущего апогея смерти, ужасы, но увы внешние приёмы не дали им более раскрыть себя.
Посмотрев спектакль Андрея Могучего остались смешанные чувства, слишком много шума, экспрессии, необузданной, иррациональная мощи , но увы, нет нити. Всё как то обрывается, много образов, но не чувствуешь связи, очень много шума, который заглушает голоса и мысли, всё было показано в виде фильма?... А может был рассказ книги, но почему бы просто не прочитать этот экзистенциальный микро роман, это же "Театр". Для сравнения , посмотрите потрясающего "Холстомера" Григория Товстоногова. Спектакль не понравился, нет искусства, не чувствую я страх губернатора, не вижу образов, слишком много напихано всего, нет интимности, общения со зрителем, как "Конвейер на производстве" прошёл весь спектакль, может другие спектакли Андрея Могучего выстроены по другому. Но однозначно этот спектакль мне не подошёл.

2
Фото Виталий-отзывник
отзывы:
27
оценок:
27
рейтинг:
5
9
Отлично!

Спектакль Могучего в БДТ снова на хайпе. Обожаю этого режиссера за новаторство и поддержку театрального искусства на современной волне. Данная постановка была ближе всего к классическому русскому театру, здесь нет много различных арт-задумок, но это не делает спектакль менее интересным.


Мне почему-то трудно сегодня изложить рационально и по полочкам свои мысли чисто о самой постановке, в голове все хаотично, но эмоции в кульминации и финале спектакля били ключем и еще несколько часов после. Сидел я на балконе, поэтому плохо видел лица актеров, наверно, в первых рядах партера зрелище просто завораживающее. Работа сильная, немного тяжелая, безусловно оставляющая пищу для размышления мозгу. Декорации построены интересным образом и часто менялись, режиссер разделил спектакль на 11 эпизодов, закадровый текст переодически дополнял происходящие действия, а так же мысли самого губернатора. Звуковое оформление, музыкальная драматургия держала в напряжении и не дала бы заснуть самому не выспавшемуся накануне зрителю. Нет смысла конкретно перечислять режиссерские штучки воплощения материала на сцене, так как потом может быть не интересно, но для меня это одно из того, ради чего я хожу в театр. Все мы любим кино, где можно создавать целые миры и вселенные, но театр - не кино и здесь нужно реально скрещивать креатив и голову, чтобы получилось что-то толковое. Я больше ничего не хочу писать, как только, ИДИТЕ, ИДИТЕ, ИДИТЕ на спектакли Андрея Могучего. Это стоящий современный режиссер, особенно это посыл молодежи, многие представители, из которых думают, что театр он и как 100 лет назад театр. Нет, не в случае Могучего.

Мысли по поводу самой идеи рассказа самые разные. Первая: чиновник-управленец - это ответственный за многое человек. И как далеки в своих деяних нынешние наши управленцы. Вторая мысль, можно сказать вытекающая из первой: тяжела шапка монамаха. Почему-то вспомнил Януковича не ставшего расстреливать на Майдане народ. Да, возможно он коррупционер был, но не убийца. С другой стороны, его трусом называют. И как тут найти золотую середину?! Не остаться убийцей и не трусом?! И опять же, Россия была сильна только, когда ее крепко держали в кулаке, а это редко обходилось без внутренних волнений. Не читал первоисточник, но возможно произведение Андреева несет очень важные и актуальные мысли. Удивительно, что за все время есть только одна экранизация 1991 года.

Раскаяние главного героя смотрится жалобно в том понимании, что есть нравственные люди на руководящих постах умеющие осознавать свои ошибки, ведь наверное, никто не хочет, чтобы начальник/губернатор/министр/президент и т д. были безчувственными безнравственными тварями. Вторая сторона медали, чувство вины сожрет тебя, убьет или превратит в мученика по жизни, а мучиться или жить мы выбираем сами. Убитых людей уже не вернешь, стоит ли так страдать?! Наша жизнь и мировоззрение настолько многогранны, что непонятно, надо ли на плохое отвечать плохим, мстить, клин клином выбивать или отдать все в руки Вселенной?! Народ, внутренне душой должен развиваться, а не решать все холоднокровным расчетом. Ведь страшно, когда ты оступился намеренно или не намеренно, а 90% мечтают тебя уничтожить, стереть в порошок и искренне это желают.

Впервые был на главной сцене БДТ, театр красив, как внешне, так и внутри. Надеюсь, он станет одним из моих самых посещаемых театральных площадок.

0
Фото Екатерина Горпинко
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
0
7

Спектакль Губернатор

Очень сильная, захватывающая работа Андрея Могучего по рассказу Леонида Андреева «Губернатор». Если вы с этим произведением не знакомы, ничего страшного, оригинальный текст звучит не только в репликах актеров, но есть и голос автора, который озвучивает внутреннюю жизнь губернатора (в литературе этот прием повествования называется несобственно-прямая речь). История эта о взаимоотношениях человека и власти, долга и совести, жизни и смерти. Не хочу углубляться в перессказ, потому что этот спектакль имеет возможность посмотреть абсолютно каждый благодаря Золотой маске и Яндекс.
ИТак, пребывание в этом мистическом заколдованном круге преступления и наказания для Губернатора оборачивается не муками совести или сомнениях в своей теории (как у Раскольникова, например), а ожиданием смерти, размышлением над тем, как его убьют. Но что, если он уже мертв? Вот в чем моя очень странная мысль по поводу решения этого спектакля. Губернатор говорит: «Я мертвец, ищущий могилы» и голос автора: «Для него все кончалось здесь, на этом свете». Постоянно подчеркивается, что в городе все уже знали, что после своего поступка губернатор будет убит. Так вот мне кажется, что спектакль поставлен так, как будто губернатор – это уже призрак, привидение, неуспокоившаяся душа.

Начинается спектакль с того, что в него стреляют через подушку, из которой летят перья. Это вроде как его сон. А если не сон? Призракам (как мы знаем по фильмам и литературе, а не из личного опыта :) ) свойственно постоянно прокручивать в голове какую-то неразрешенную при их жизни ситуацию, проблему. Так делает и губернатор на протяжение всего спектакля (рассказа), возвращаясь к тому страшному моменту, когда приказал расстрелять 42 человека. Он носит с собой эту подушку весь спектакль, как привидения часто потом являются с атрибутами, которые были при их убийстве. Он постоянно носит с собой платок, которым махнул, отдав приказ расстрелять, завязывает им руку поранившись, отчего платок становится кровавым (прозрачная символика). Но вам ничего не напоминает эта история с платком? Правильно, историю Фриды из «Мастера и Маргариты». Она каждый день переживала события того дня, когда закопала своего ребенка, пока Маргарита не освободила ее. Так же и губернатор, ведь точно так же. Я уже не говорю, что в пользу моей версии факт, что губернатор видит других призраков, инфернальные фото в негативах по бокам сцены и трупно-зеленый цвет, со стен декораций переходящий на грим персонажей.

Маргаритой губернатору становится девочка-гимназистка, которая его пожалела. У нее у одной нет краски на лице, она одна – живая. Все остальные – мертвые и находятся они в аду. Там и жена губернатора, погрязшая в разврате и похоти, и революционеры, призывающие на баррикады и гремящие цепями, и безумная мать, рассказывающая сказку своему мертвому ребенку (в спектакле есть вставки из других произведений Андреева) – последняя сцена просто потрясает, актрисе срочно оскар (вообще здесь все играют удивительно хорошо). Губернатор сидит на сцене и слушает сказку про злого великана, потому что именно он должен отвечать за всю эту боль народа. А почему он? Он не великан, он всего лишь пешка, ходящая в установленных ей рамках: «так ходит губернатор». А потому что кто-то должен за все ответить. И эта же самая девочка-гимназистка, которая пожалела губернатора, в начале спектакля держат в руках красный флаг революции, именно из любви ко всем страдающим, именно из-за надежды на новую жизнь вне этого ада на земле, куда даже ангелы спускаются в латах.

0
Фото Sergey
отзывы:
23
оценок:
24
рейтинг:
2
9

После "Грозы" был уверен, что ничего такого же стильного на сцене Большого драм театра я уже не увижу. Как выяснилось, я заблуждался. Сценография оказалась на таком уровне, что зачастую я забывал о развитии сюжета и просто наблюдал на трансформациями, происходящими на сцене посредством света, визуального ряда, перемещения декораций.
"Губернатор" это спектакль по одноименному рассказу Леонида Андреева. К счастью мне хватило сообразительности и времени на то чтобы прочитать накануне спектакля рассказ. И дело не в том, что я бы ничего не понял при просмотре спектакля не зная текста. Это совсем не так. Просто здорово, когда собственное видение того, какими изображены герои, как и почему они себя ведут определенным образом, накладывается на то, какими их изобразили актеры и какими их видел режиссер. И несколько раз я подумал о том, что на сцене образ мне нравится больше, что он удачнее и точнее, чем у меня в голове.
Если можно сравнивать спектакли с фильмами, то я бы назвал "Губернатора" психологическим триллером и сравнил по стилистике с работами Мартина Скорсезе. С первой же сцены из-за земельного цвета лица актеров возникает ощущение, что все персонажи уже мертвы, что не только Губернатор обречен, но и вообще все его окружение, все население маленького неизвестного городка. Кроме, пожалуй, девочки-гимназистки, которая выделяется алым пятном флага, который держит в руках и своим человеческим отношением к самому Губернатору. Она единственная кто видит в нем человека, а не политического деятеля и жалеет его.
Губернатор, замечательно сыгранный Дмитрием Воробьевым, после отданного им рокового приказа стрелять по толпе, мучается от угрызений совести: "Только какая же это государственная необходимость - стрелять в голодных. Государственная необходимость - кормить голодных, а не стрелять." К сожалению, он единственный из чиновников, кто хотя бы постфактум стал сочувствовать народу и пытаться этот народ понять.

0
Фото Надежда
отзывы:
49
оценок:
234
рейтинг:
9
1

08/02/18
Золотая маска
В зале куча известных лиц и цвет московской интеллигенции. Через 40 минут после начала 2 дамы бальзаковского возраста, сидящие передо мной в 6 ряду партера, покидают зал. Сидящий рядом с ними молодой человек достает большую бутылку кефира и начинает пить. Рядом справа сидит девушка, постоянно смотрит на часы, зевает, вертится, пишет сообщения в телефоне, засунув его в приоткрытую сумочку. Слева барышня тоже постоянно смотрит на часы. Сзади сидит молодая пара и шепотом на несколько рядов слышен разговор.
Девушка: "Ты спишь что ли?"
Молодой человек: "Угу"
Девушка: "Ну спи, спи"
Через некоторое время, когда на сцене гимназистка бегает по сцене по диагонали и в начале каждой диагонали считает: "Раз, два, три, четыре, пять, шесть..."
Молодой человек сзади: "Семь"

Спектакль окончился, и вся зевающая и скучающая публика встала, зааплодировала и начала кричать: "Браво". Что это? Лицемерие или боязнь показаться несовременными, непродвинутыми.

Разговор двух молодых людей в гардеробе:
- Ну, жиденький такой себе сюжет.
- Да, жиденький.

Разговор двух барышень в норковых шубках на выходе из театра:
- Жиденький какой-то спектакль.
- Не пробрало.

На мой взгляд, вся суть и глубина переживаний в этом спектакле утонула в спецэффектах. Единственно, что меня тронуло, это проникновенная игра Дмитрия Воробьева. И слова в которых, вся суть спектакля для меня: "Кто-нибудь, пожалейте меня... Кто-нибудь, пожалейте меня... Кто-нибудь, пожалейте меня... "

И еще, вот не понятно что первично, у нас жизнь такая черная и депрессивная и поэтому такие же спектакли, или такие спектакли и формируют отношение к жизни?
Похоже это просто у нас замкнутый круг без выхода.

0

Галерея

Главная фотография: bdt.spb.ru