Москва

Спектакль
Идиотология, учение об идиотских основах души

Постановка Электротеатр Станиславский

6.4
оценить
2 часа 15 минут, 1 антракт
18+

Экспериментальная эстетская постановка «Идиота» Достоевского

Режиссер-дебютант Клим Козинский, воспитанник Бориса Юхананова, прочитывает «Идиота» Достоевского через «Монадологию» Лейбница. То есть через философский трактат о душе (монаде), которая стремиться к абсолюту при помощи разума. Впрочем, в самом спектакле нет ни слова из Лейбница, концепция реализует себя изнутри и весьма причудливым образом. Вместо Библии в руках у Аглаи — телефонный справочник, а декорации передают привет Рене Магритту.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Идиотология, учение об идиотских основах души»

Фото Мария Ю
Фото Мария Ю
отзывы: 58
оценки: 60
рейтинг: 119
9

Спектакли Электротеатра надо смотреть! Они не меряются категориями нравится-не нравится. Просто расскажу, как было.
Начало. Зелёный газон, на нём лежит девичье хрупкое тело в зелёной пижаме кигуруми. Рядом нож. В глубине сцены – телефонная будка. Входит католический священник (Олег Бажанов), рассказывает про голод и монаха, который жрал людей, потом душит зелёную нечисть, которая в программке называется «людоед».
По сути, это «Идиот» Достоевского, которого режиссёр-дебютант Клим Козинский как бы перевёрнул с ног на голову. Доказывая, что и так тоже можно.
Князь Мышкин (Павел Кравец) – нервный хипстер. Настасья Филипповна (Елена Морозова) – взбалмошная сумасшедшая без боли. Аглая (Анна Даукаева) – эффектная гламурица, желающая в Париж и приключений. Рогожин (Денис Бургазлиев)- трогательно угрызается совестью в костюме паука. И почему-то Евгений Павлович Радомский, ботаник.
С текстом Достоевского тоже не церемонятся. Его разложили на монологи, диалоги и слова автора, причём всё это может произносить один герой, как будто читает книгу.
Ну, а в сценографии Анастасии Нефёдовой легко узнаётся сюрреалист Рене Магритт: его человек без лица, но в костюме и шляпе, кровавые пятна словно на картине «Память», дверь с картины «Победа» и т.д.

3
1
...
5 апреля 2018
Краткое описание
«Идиотология, учение об идиотских основах души»
Информация предоставлена театром «Электротеатр Станиславский»
В основе дебютного спектакля Клима Козинского композиция из двух текстов: романа Федора Достоевского «Идиот» и философского труда предшественника классической немецкой философии Готфрида Лейбница «Монадология» (1714). В своем трактате Лейбниц формирует модель идеального мира, в центре которого располагается душа или ее более простая форма — монада. Постигая этот мир при помощи разума, душа развивается и постепенно восходит к своему Творцу. Но ни одна философская догма не способна ухватить мир при помощи своих идей: пытаясь овладеть жизнью, она разрушает ее. Душа не может воплотить свою мечту о жизни, но и не может отказаться от идеального знания о ней. Столкновение идей и реальности порождает войну, которая охватывает весь мир. Князь Мышкин очарован идеей объединить два мира: мир божественного закона и мир земной. Сложно сказать, является ли князь носителем дара гениальности или это болезнь, слепость души, «идиотизм». Князь Мышкин совершает попытку изменить природу вещей, пробудить воспоминание души о своих божественных принципах, но не из храма (ведь он не священник, он светский человек), а изнутри самой жизни, тем самым нарушая естественный ход вещей. Мир вокруг него начинает рассыпаться. Текст Лейбница в спектакле напрямую не звучит, но вплетен в музыкальную структуру спектакля как тема. Так поверх одного узора — сюжетных перипетий романа Достоевского — плетется другой, из мира философских идей и перевертышей. Библия, которую держит в руках Аглая Епанчина, оказывается простой телефонной книжкой. Символически путешествие души, из темного, «закатного» состояния переходящей в анилиновую ажиотацию и, наконец, в ровное состояние, отражено монохромной, отсылающей к живописи Рене Магритта сценографией.