Спектакль в Москве

Спектакль в Москве Совместные переживания

Постановка Авторский театр «Эскизы в пространстве»

Выбор «Афиши»
8.5
© meyerhold.ru
1/7

Спектакль-выставка про феномен первой любви

Режиссер Вика Привалова и драматург Евгений Казачков собрали гору историй про первую любовь, выбрали самое интересное, смешное и грустное. И вместе с независимой театральной командой экспериментаторов «Эскизы в пространстве» в Центре им. Мейерхольда инсталляцию из человеческих историй про первую любовь и боль, с этим связанную. Жанр события обозначен как «живой музей памяти».

Возраст18+
Продолжительность1 час 20 минут

Участники

  7

Место проведения

9

Молодой режиссёр Виктория Привалова испытывает новые ненавязчивые способы взаимодействия со зрителем.
Чёрный кабинет, в центре тускло горят лампочки, зрители получают карточки с номером и фразой и рассаживаются в компактную улитку. Записанные голоса рассказывают о своей любви. Зрителей просят при высвечивании номера прочитать текст с карточки, а при загорании зелёной лампочки рассказать о своей любви. Один из зрителей начинает рассказ, это артист. Всего их 6, а вещают больше половины зала. Как так?
Всё действо строится на тексте драматурга Евгения Казачкова, что-то про любовь в пионерском лагере, мальчика с маминой работы и бабушку, достающую билеты в театр. Да сюжет, если он и был, не так важен. Главное, что он уговорил зрителей рассказывать свои истории, не придуманные. И вот уже получилось такое живое приключение под названием «Совместные переживания».

15 марта 2018
9

Побывали тут на спектакле моей мечты, где создана такая атмосфера, где люди сами начинают говорить о том, что им трепетно. О смешной и несмешной первой любви. И проговариваясь о разном. Под зеленый светофорный свет. И песенка лемондэй на своём месте и мини-планетарий. Ну, короче я увидела там то, что люблю в #тихийпикет - когда незнакомые люди сближаются, как попутчики, а актёры (и коммуникаторы) растворяются в общем пространстве. И не они уже главные. Из карточек-реплик мне досталась очень трогательная: "мы будем жить вместе долго и счастливо".
Спасибо, Вика, спасибо Женя.
Рада, что буду участвовать в викином спектакле.

9 февраля 2017
9

Как метко использовано слово переживание в названии!
Сидишь и переживаешь весь вечер. Сам всё заново и за других.
Собираешься с духом, чтобы рассказать свою историю.
И хочется спорить с актёрами, с присутствующими, и доказывать, что всё не так! О чём вы говорите вообще! Это не любовь! Любовь у меня была! Вот сейчас как расскажу! Как расскажу!
Зал совсем небольшой, зрители сидят близко-близко друг к другу, видно лица почти всех. И все то смеются, то вздыхают, то головой покачивают.
Классно.
Хочется сходить второй раз, чтобы ещё раз послушать: вдруг упустил что-то?

15 марта 2017
9

"Совместные переживания" в ЦИМе - то, что действительно впечатлило за последнее время. Признаюсь, в силу неприятия пошлости и чрезмерной наивности, обычно с изрядной долей настороженности хожу на спектакли, тема которых - первая любовь. Но сказать, что я была приятно удивлена драматургией Евгений Казачкова и постановкой Виктории Приваловой, - значит, не сказать ничего. Начала спектакля зрители ждут в кафе на 3-ем этаже, но сами "Совместные переживания" проходят в чёрном зале, находящемся здесь же. По 2-3 человека мы попадаем в камерное пространство, через коридор: на стенах - инсталляция - предметные ассоциации с первым сильным чувством, порывами юности, цитаты детей, подростков, зрелых и состоявших женщин и мужчин. Свет в зале приглушён, а актёры сидят среди зрителей, которым в спектакле и вовсе отведена особая роль - в определённые моменты каждый пришедший на "Совместные переживания" может не только включиться в процесс, произнеся пару реплик, но рассказать (при желании, конечно) свою собственную историю первой любви. Атмосфера более, чем располагает: все мы сидим концентрическими окружностями, сцена как таковая отсутствует, и мне, например, казалось, будто не в театре я сейчас, но встретилась, наконец, после многих лет, со своими старыми товарищами: слышу их, понимаю, переживаю вместе с ними. Узнаваемы всё чувства, которыми пронизаны монологи актёров, с которыми говорят о наболевшем и пережитом люди, записанные на диктофон - их голоса мы тоже слышим время от времени. Очень близко́, искренне и тонко. И что невероятно важно - без пафоса, фальши и утрированных форм. Как-то по-настоящему. Спектакль обо мне, спектакль о каждом из нас и о людях в целом. Спектакль, когда, действительно, можно и хочется (!) совместно переживать.

29 декабря 2016
9

Авторский театр «Эскизы в пространстве» предлагает каждому зрителю не просто окунуться в воспоминания о первой любви, но погрузиться в них с головой.

Публика, собравшаяся в кафе-фойе Чёрного зала в Центре имени Всеволода Мейерхольда, выстраивается в очередь, чтобы попасть в тёмную комнату воспоминаний. Среди зрителей угадываются и сами актеры — смешавшись с аудиторией, они заходят в зал вместе со всеми через проходную, на стенах которой застыли экспонаты 1990-х и 2000-х: кассета с выбившейся пленкой, убитая Motorola (та самая!), и бережно сохранённый полевой цветочек из гербария. Все эти хрупкие ценности хранятся за стеклом — еще и потому, что прикоснуться к ним отныне не так просто — только памяти под силу воскресить прежние тёплые чувства.

Именно такую задачу поставили перед собой авторы спектакля: Вика Привалова и Евгений Казачков, собрав воедино самые проникновенные истории о первой любви, будь то платоническая влюбленность в детском лагере или же студенческая безбашенная страсть, замешанная на алкоголе — расплющенная банка Jaguar, а равно культовая жвачка Love is красуются на стене как вещественные доказательства былых чувств.

В самом зале царит полумрак, а в нужный момент загорается зелёная спиральная лампочка — теперь такие уже уходят в прошлое, уступая место современным светодиодным. Однако венские стулья, на которых рассаживаются зрители и актеры, тоже образуют спираль, словно уводящую в старые добрые времена, где зрителя ждут совместные переживания, обещанные создателями спектакля.

Вернее — совместные воспоминания. Потому что все истории, которые рассказывают актеры, сидящие среди зрителей, совсем не банальные, но — простые, не пафосные, но — искренние, а главное, очень-очень знакомые. Ведь каждый же был уверен в том, что его чистая юношеская любовь не такая как у всех, а особенная, и он будет её беречь, и никогда не отпустит. Или не покажет избранному объекту своих чувств, чтобы тот много о себе не думал. Или наоборот, признается в любви в правильный момент, вместо того, чтобы без конца говорить о совершенно посторонних вещах. Не делать вид, в общем.

А зритель имеет возможность встроить в эту вереницу воспоминаний свою реплику, и будучи не в силах отступить от сценария, он озабочен тем, как бы не пропустить номер своей карточки, или же произнести свой текст так, чтобы услышали — некоторые фразы достаются нескольким зрителям сразу. Это весьма волнительно и даже несколько отвлекает от сюжета, но счастливчики, которые прикоснулись к этому общему воспоминанию в числе первых, могут выдохнуть и далее спокойно созерцать происходящее, а скорее даже — слушать.

Слушать и внимать историям, рассказанным вживую и записанными на фонограммы, которые созвучны голосу собственной памяти. Диктофонные записи других людей, вплетенные в канву повествования, обладают магией фотографии, погружающей в прошлое. А ты тем временем невольно вспоминаешь всё, что когда-то произошло с тобой, в мельчайших, неприметных постороннему глазу, но очень важных деталях.

Ведь интрига кроется даже не в зрительском соучастии, а в том, какой именно кусочек изо всех воспоминаний, рассказанных актерами от первого лица, срезонирует с твоими собственными. А таковых окажется немало, и резонанс этот неизбежен — свидетельством тому является смех, то и дело прокатывающийся волнами в темном маленьком зале, который превратился в пространство памяти.

В этом перформансе есть черта, присущая спектаклю «Формалин» по пьесе Анатолия Королёва, который был поставлен в Театре на Малой Бронной Сергеем Голомазовым и идёт по сей день. Потому что в той постановке каждому из персонажей достались воспоминания о своей первой собаке, которую он любил — и они настолько личные и трепетные, что находят живой отклик в душе каждого.

Но если любимая собака была не у всех, то уж первая-то любовь не миновала никого. Какая бы она ни была, счастливая ли несчастная ли, но всегда — искренняя, и часто — неловкая. Совместные воспоминания о том, какие мы были наивными и доверчивыми, и как изо всех сил старались казаться мудрыми и опытными, сближают, одаривая теплом.

«Если только это была правда, то всё не зря», — лейтмотив светлой грусти, произнесенный одним из героев, пожалуй, есть совершенно во всех историях — в нём и кроется смысл повторного переживания произошедшего. Ведь почему многим бы хотелось встретить свою прежнюю любовь сызнова — да чтобы убедиться, что всё это было по-настоящему. Навеянными воспоминаниями, разделенными на двоих, снова хочется делиться. Разве что ты, как выразилась одна из рассказчиц, «никогда не бываешь готова к тому, чтобы встретить свою первую любовь», и это правда.

И неслучайно женские роли порой играют мужчины, а мужские — женщины, и неслучайно рассказ ведется не просто от первого лица, но в настоящем времени — как будто всё происходит здесь и сейчас, как будто ты оказался снова там — в своем детстве или юности, когда ты так явственно чувствовал трепетание в собственной груди. Это трогательно и лирично, не хочется даже говорить — романтично — просто это очень личный рассказ, понятный любому, даже абсолютному нигилисту, современному Базарову.

Маленькое путешествии в прошлое приводит тебя в загадочное месте, где чужие истории перемешиваются с твоими собственными воспоминаниями, и получается такой сплав нежности и теплоты, которой совершенно не хочется отпускать, хотя это бывает и нужно. «Так и расстаёмся».

1 апреля 2018
Все отзывы
6 спектаклей, где у вас могут что-то спросить
6
спектаклей, где у вас могут что-то спросить
7 мая 2019
Спектакли недели: экскурсия в квантовый мир и переосмысление картины Брейгеля
Спектакли недели: экскурсия в квантовый мир и переосмысление картины Брейгеля
25 октября 2021
Спектакли недели: разговоры с «другим» и много Шекспира
Спектакли недели: разговоры с «другим» и много Шекспира
18 октября 2021
Спектакли недели: мрачная притча о свободе воли и хореографическое размышление о социальной дистанции
Спектакли недели: мрачная притча о свободе воли и хореографическое размышление о социальной дистанции
11 октября 2021