Москва

Спектакль в Москве
По снегу…Колымские рассказы

Постановка - Сфера
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом

Расписание сеансов

О спектакле
«Я пишу о лагере не больше, чем Экзюпери о небе или Мелвилл о море. Мои рассказы — это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе… Не только левее левых, но и подлиннее подлинных. Чтобы кровь была настоящей, безымянной» — Варлам Шаламов
Драматический
16+
Мария Аврамкова
8 февраля 2017
1 час 40 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

7
Николай Голенкин
187 отзывов, 194 оценки, рейтинг 39
29 мая 2019

Был на спектакле 21.05.2019.
Рекомендую к просмотру.
В свое время я был очень впечатлен творчеством Шаламова и давно уже собирался посетить этот спектакль.
Было интересно, как Шаламова прочитали и поняли режиссер и актеры. Получится ли у них передать нам всю эту низость, что происходила там, в лагерях? Показать одновременно и жажду, и безразличие людей к жизни, верховенство инстинктов, жестокость, голод, боль. Показать то, что прочувствовал я сам, когда читал рассказы Шаламова.
Очень, очень сложная задача, которую тяжело реализовать именно на театральной сцене, в отличии, скажем, от кино, где возможностей в разы больше.
Поэтому, прежде всего, хочется выразить признательность "Сфере" за то, что театр не побоялся поставить на сцене такую серьёзную, трудную, жёсткую прозу. Это не антреприза, не весёлая комедия и, скорее всего, это не самый кассовый спектакль. На такие спектакли не ходят большими, шумными компаниями, делающими выручку буфету).
Этот спектакль очень спокойный. По большому счету, актёры просто пересказывают текст - движения, механических действий в спектакле очень мало. Зрителю предоставлена возможность осознать и додумать всё самому, поэтому предположу, что смотреть спектакль интереснее, если ты не читал рассказы Шаламова.
Скажу за себя - на меня спектакль не произвёл такого же сильного воздействия, как чтение рассказов Шаламова. Можно даже сказать, что спектакль вообще не удивил. Тем не менее, я очень рад, что побывал на этом спектакле.
Может быть это прозвучит несколько высокопарно, но меня не покидает ощущение, что прочитав рассказы Шаламова, побывав на спектакле “По снегу…”, я в какой-то мере отдал долг памяти мужеству, страданиям людей с честью или с бесчестием прошедших лагеря или погибших там.

Да, спектакль тихий, камерный. Он не сносит "крышу". Да это, пожалуй, и не в стилистике "Сферы".
Это спектакль прежде всего для тех, кому интересна лагерная, колымская тематика; для тех, кто увидев в афише слова "Шаламов", "Колымские рассказы" понимают, что им сюда НАДО.
Надеюсь, у вас есть такое чувство.

PS
Спектакль идёт без антракта. В зале свободная рассадка. Два первых ряда стульев на одном уровне, далее 3-4 ряда с неплохим подъемом, так что, думаю, видно будет хорошо практически с любого места.

0
0
9
Ольга Сорокина
303 отзыва, 304 оценки, рейтинг 108
2 апреля 2017

В небольшом пространстве малого зала уместилось всё. И бесконечные просторы колымской природы. И бесконечность людских изломанных судеб. И бесконечность силы, присущей человеку, в каких бы сложных условиях он не находился.
В чём главная ценность написанного Варламом Шаламовым? В том, что он не пытался придумать в своих рассказах героев и обстоятельства такими, чтоб они были максимально похожи на действительность. Он просто описывал эту самую действительность так, как умел.
В театре "Сфера" пошли по тому же пути, просто показав эту действительность. Без лишних красок, без навязывания оценок.
Это ценно. Потому что зритель в состоянии сам разобраться, где грань добра и зла, в состоянии сам судить или оправдывать, соглашаться или отрицать, принимать или отвергать.
И возможность самостоятельно выстраивать цепочки из причин и следствий - это ещё одна из причин посмотреть этот спектакль.
Потому что знать то, что тогда происходило, постараться понять и принять это, очень важно для нас сегодняшних.

Неожиданностью стало то, что больше всего патрясли не те рассказы, которые я ожидала.
А "По снегу" и "Серафим".
И, пожалуй, особенно первый. Не зря именно он в названии спектакля.
В нём прекрасно всё. И даже мороз схватывает кожу вполне себе натурально.
Трудно выделить кого-то из актёров особенно. Потому что в какой-то момент вдруг перестаёшь замечать, что актёры меняются. В этом спектакле речь о вполне конкретных людях и одновременно об очень многих. Сколько похожих судеб? Сколько таких же обстоятельств и ситуаций? Скольким пришлось пройти через всё это? Тысячи, тысячи, тысячи... И это о каждом из них. И потому не важны ни лица, ни имена. Важен сам человек.
В чём ещё ценность спектакля - в нём нет ощущения безнадёги и безысходности, нет ненависти и злости.
Потому что над всем этим мощно возвышается то самое действительно ценное - человек.
Настоящий.
А человек существо сильное.
Сходите в театр!

0
0
9
Диана Бакирова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
31 марта 2017

Я люблю простоту. Не в смысле лёгкости выполнения, а не вычурности. Я предпочла бы какому-нибудь элитному театру с дорогущими декорациями простенький зал, полный талантливых актеров.
Во всей полноте я это поняла, когда сходила с мамой в театр „Сфера“ на „По снегу... Колымские рассказы“. Зайдя в зал я увидела несколько рядов стульев и деревянную сцену, которая находилась на том же уровне. И всё. Но когда представление началось, я полностью осмыслила пословицу „Не суди книгу по обложке“.
Из декораций во время представлений присутствовали пара стульев, стол, платок и проектор, если не считать одежду актёров, хотя и она редко менялась. Обычно они были одеты в простые чёрные робы.
Все представления состояло из чтения рассказов. Но как их читали! И дело не только в прекрасной дикции. Эмоции, паузы, мимика, повышение и понижение громкости голоса. Все это создавало просто невообразимую атмосферу. Но это не значит, что не было никакого театрального сопровождения. Оно было прекрасным! Подобное происходит, когда ты сам читаешь. Рассказ звучит у тебя в голове, а фантазия рисует сцены.
За все то время, пока шло выступление, я почти ни разу не пошевельнулась. Двигались только мои глаза. Я буквально утонула в этих рассказах. Сказать, что я полностью прониклась тем, что происходило в тех ужасных лагерях, ничего не сказать. После окончания представления, я чётко решила, что прочту все рассказы. Потому как этих мне не хватило. Мне словно кто-то прочитал первую главу интереснейшей книги и резко пропал в неизвестность. Узнать продолжение мне хотелось всю дорогу домой и что бы хоть как-то успокоится, я разговаривала с мамой, обсуждая современные проблемы, впечатления, прошлые времена и т.д.
Я очень рада, что сходила. Ведь до этого похода в театр, я даже не знала, что и в нашей стране были концлагеря для наших же. Мне хотелось бы, что б все это знали и помнили!

0
0
7
Andrey Travin
49 отзывов, 49 оценок, рейтинг 11
29 марта 2017

Шаламов научил меня манере отстраненности и сдержанности повествования. Ну а его прозу поставить по-другому вряд ли возможно.
Он сам уже решил главные проблемы лагерного рассказчика: как заставить понять, что действия человека там просты и грубы, что его психология чрезвычайно проста, что его словарь сужен, а чувства его притуплены... Актерам это остается только реализовать, прожить.

Для меня «Колымские рассказы» — любая проза Шаламова, написанная после того, как тот отсидел 25 лет — там, откуда обычно не возвращались. Но, формально говоря, «Колымские рассказы» — название первого из восьми циклов рассказов Варлама Тихоновича. И начинается он как раз с зарисовки «По снегу». Создатели спектакля отобрали десять рассказов из «Колымских» и два — из цикла «Левый берег».

И вот в театре «Сфера», в котором, кстати, впервые в жизни побывал на пьесе Ионеско, на театре абсурда, я недавно оказался на премьерном спектакле, где абсурд зашкаливает (взять, к примеру, рассказ «Инжектор»). А зло зашкаливает еще больше.

Подходящий день: вечер пятницы. Подходящее время: великопостное. И вневременной характер действа, приуроченного к 110-летия со дня рождения Варлама Тихоновича.

Мы рассаживались на Камерной сцене, где наши тела оказались стиснуты вплотную, как тела зеков в бараке, пытающихся получить друг от друга немного тепла.
Шесть человек на сцене — в черных арестантских робах. И началось! Прямо по тексту, вроде бы даже без купюр.

Я вспомнил женщину, которая вчера прошла мимо нас по тропинке, не обращая внимания на окрики конвоя. Мы приветствовали ее, и она нам показалась красавицей – первая женщина, увиденная нами за три года. Она помахала нам рукой, показала на небо, куда-то в угол небосвода, и крикнула: «Скоро, ребята, скоро!». Радостный рев был ей ответом. Я никогда ее больше не видел, но всю жизнь ее вспоминал – как могла она так понять и так утешить нас. Она указывала на небо, вовсе не имея в виду загробный мир. Нет, она показывала только, что невидимое солнце спускается к западу, что близок конец трудового дня. Она по-своему повторила нам гетевские слова о горных вершинах. О мудрости этой простой женщины, какой-то бывшей или сущей проститутки – ибо никаких женщин, кроме проституток, в то время в этих краях не было, – вот о ее мудрости, о ее великом сердце я и думал, и шорох дождя был хорошим звуковым фоном для этих мыслей.

Вот тут не согласен с лирическим героем: уверен, она указывала на скорое избавление от мучений именно через смерть.

Но вообще «Колымские рассказы» — не самое страшное произведение о ГУЛАГе. Оно подразумевает страшное, но прямо не говорит, щадит читателя и выпускающего редактора, предлагает версию «лайт».
Так что любой человек может придти на этот спектакль. Посмотреть пьесу не о духе победившем, но о духе растоптанном. Просто зайти с мороза, без подготовки и включиться в это представление. Получить впечатления и возможно даже удовольствие.

Но после спектакля, не задержавшись на транзитке фойе, мы отправляемся восвояси, где нас ждут привычный ЛФТ (легкий физический труд) и пайка из холодильника. Привыкли мы к разному и даже к смерти на расстоянии вытянутой руки, правда, лишь к театральной или киношной.

0
0
9
Татьяна Бакирова
33 отзыва, 33 оценки, рейтинг 4
27 марта 2017

Удивительно сильный по глубине воздействия спектакль.
Камерная сцена, минимум декораций, талантливые актеры, гениальный автор.
"...человек стал человеком не потому, что он божье созданье, и не потому, что у него удивительный большой палец на каждой руке. А потому, что был он физически крепче, выносливее всех животных, а позднее потому, что заставил свое духовное начало успешно служить началу физическому..."
Во время спектакля забываешь о реальности, оказываешься там - рядом с героями. Ощущение, что все это происходит с тобой. Тебе больно дышать и страшно пошевелиться. Ты восхищаешься силой человеческого духа и ужасаешься тому, что все это делают - люди с людьми.
Но истинно сильные люди остаются людьми всегда. И жизнь возвращается.
Это наша история. И очень недавняя. Это нельзя забывать.

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все