Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль По снегу…Колымские рассказы, Москва
Постановка Сфера

7.9

Место проведения

Сфера

Сфера

7.4
касса+7 (495) 699 96 45
адрес
официальный сайт

Отзывы пользователей о спектакле «По снегу…Колымские рассказы»

Фото Ольга Сорокина
отзывы:
222
оценок:
220
рейтинг:
69
9

В небольшом пространстве малого зала уместилось всё. И бесконечные просторы колымской природы. И бесконечность людских изломанных судеб. И бесконечность силы, присущей человеку, в каких бы сложных условиях он не находился.
В чём главная ценность написанного Варламом Шаламовым? В том, что он не пытался придумать в своих рассказах героев и обстоятельства такими, чтоб они были максимально похожи на действительность. Он просто описывал эту самую действительность так, как умел.
В театре "Сфера" пошли по тому же пути, просто показав эту действительность. Без лишних красок, без навязывания оценок.
Это ценно. Потому что зритель в состоянии сам разобраться, где грань добра и зла, в состоянии сам судить или оправдывать, соглашаться или отрицать, принимать или отвергать.
И возможность самостоятельно выстраивать цепочки из причин и следствий - это ещё одна из причин посмотреть этот спектакль.
Потому что знать то, что тогда происходило, постараться понять и принять это, очень важно для нас сегодняшних.

Неожиданностью стало то, что больше всего патрясли не те рассказы, которые я ожидала.
А "По снегу" и "Серафим".
И, пожалуй, особенно первый. Не зря именно он в названии спектакля.
В нём прекрасно всё. И даже мороз схватывает кожу вполне себе натурально.
Трудно выделить кого-то из актёров особенно. Потому что в какой-то момент вдруг перестаёшь замечать, что актёры меняются. В этом спектакле речь о вполне конкретных людях и одновременно об очень многих. Сколько похожих судеб? Сколько таких же обстоятельств и ситуаций? Скольким пришлось пройти через всё это? Тысячи, тысячи, тысячи... И это о каждом из них. И потому не важны ни лица, ни имена. Важен сам человек.
В чём ещё ценность спектакля - в нём нет ощущения безнадёги и безысходности, нет ненависти и злости.
Потому что над всем этим мощно возвышается то самое действительно ценное - человек.
Настоящий.
А человек существо сильное.
Сходите в театр!

Фото Диана Бакирова
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Я люблю простоту. Не в смысле лёгкости выполнения, а не вычурности. Я предпочла бы какому-нибудь элитному театру с дорогущими декорациями простенький зал, полный талантливых актеров.
Во всей полноте я это поняла, когда сходила с мамой в театр „Сфера“ на „По снегу... Колымские рассказы“. Зайдя в зал я увидела несколько рядов стульев и деревянную сцену, которая находилась на том же уровне. И всё. Но когда представление началось, я полностью осмыслила пословицу „Не суди книгу по обложке“.
Из декораций во время представлений присутствовали пара стульев, стол, платок и проектор, если не считать одежду актёров, хотя и она редко менялась. Обычно они были одеты в простые чёрные робы.
Все представления состояло из чтения рассказов. Но как их читали! И дело не только в прекрасной дикции. Эмоции, паузы, мимика, повышение и понижение громкости голоса. Все это создавало просто невообразимую атмосферу. Но это не значит, что не было никакого театрального сопровождения. Оно было прекрасным! Подобное происходит, когда ты сам читаешь. Рассказ звучит у тебя в голове, а фантазия рисует сцены.
За все то время, пока шло выступление, я почти ни разу не пошевельнулась. Двигались только мои глаза. Я буквально утонула в этих рассказах. Сказать, что я полностью прониклась тем, что происходило в тех ужасных лагерях, ничего не сказать. После окончания представления, я чётко решила, что прочту все рассказы. Потому как этих мне не хватило. Мне словно кто-то прочитал первую главу интереснейшей книги и резко пропал в неизвестность. Узнать продолжение мне хотелось всю дорогу домой и что бы хоть как-то успокоится, я разговаривала с мамой, обсуждая современные проблемы, впечатления, прошлые времена и т.д.
Я очень рада, что сходила. Ведь до этого похода в театр, я даже не знала, что и в нашей стране были концлагеря для наших же. Мне хотелось бы, что б все это знали и помнили!

Фото Andrey  Travin
отзывы:
42
оценок:
42
рейтинг:
9
7

Шаламов научил меня манере отстраненности и сдержанности повествования. Ну а его прозу поставить по-другому вряд ли возможно.
Он сам уже решил главные проблемы лагерного рассказчика: как заставить понять, что действия человека там просты и грубы, что его психология чрезвычайно проста, что его словарь сужен, а чувства его притуплены... Актерам это остается только реализовать, прожить.

Для меня «Колымские рассказы» — любая проза Шаламова, написанная после того, как тот отсидел 25 лет — там, откуда обычно не возвращались. Но, формально говоря, «Колымские рассказы» — название первого из восьми циклов рассказов Варлама Тихоновича. И начинается он как раз с зарисовки «По снегу». Создатели спектакля отобрали десять рассказов из «Колымских» и два — из цикла «Левый берег».

И вот в театре «Сфера», в котором, кстати, впервые в жизни побывал на пьесе Ионеско, на театре абсурда, я недавно оказался на премьерном спектакле, где абсурд зашкаливает (взять, к примеру, рассказ «Инжектор»). А зло зашкаливает еще больше.

Подходящий день: вечер пятницы. Подходящее время: великопостное. И вневременной характер действа, приуроченного к 110-летия со дня рождения Варлама Тихоновича.

Мы рассаживались на Камерной сцене, где наши тела оказались стиснуты вплотную, как тела зеков в бараке, пытающихся получить друг от друга немного тепла.
Шесть человек на сцене — в черных арестантских робах. И началось! Прямо по тексту, вроде бы даже без купюр.

Я вспомнил женщину, которая вчера прошла мимо нас по тропинке, не обращая внимания на окрики конвоя. Мы приветствовали ее, и она нам показалась красавицей – первая женщина, увиденная нами за три года. Она помахала нам рукой, показала на небо, куда-то в угол небосвода, и крикнула: «Скоро, ребята, скоро!». Радостный рев был ей ответом. Я никогда ее больше не видел, но всю жизнь ее вспоминал – как могла она так понять и так утешить нас. Она указывала на небо, вовсе не имея в виду загробный мир. Нет, она показывала только, что невидимое солнце спускается к западу, что близок конец трудового дня. Она по-своему повторила нам гетевские слова о горных вершинах. О мудрости этой простой женщины, какой-то бывшей или сущей проститутки – ибо никаких женщин, кроме проституток, в то время в этих краях не было, – вот о ее мудрости, о ее великом сердце я и думал, и шорох дождя был хорошим звуковым фоном для этих мыслей.

Вот тут не согласен с лирическим героем: уверен, она указывала на скорое избавление от мучений именно через смерть.

Но вообще «Колымские рассказы» — не самое страшное произведение о ГУЛАГе. Оно подразумевает страшное, но прямо не говорит, щадит читателя и выпускающего редактора, предлагает версию «лайт».
Так что любой человек может придти на этот спектакль. Посмотреть пьесу не о духе победившем, но о духе растоптанном. Просто зайти с мороза, без подготовки и включиться в это представление. Получить впечатления и возможно даже удовольствие.

Но после спектакля, не задержавшись на транзитке фойе, мы отправляемся восвояси, где нас ждут привычный ЛФТ (легкий физический труд) и пайка из холодильника. Привыкли мы к разному и даже к смерти на расстоянии вытянутой руки, правда, лишь к театральной или киношной.

Фото Татьяна Бакирова
отзывы:
14
оценок:
14
рейтинг:
1
9

Удивительно сильный по глубине воздействия спектакль.
Камерная сцена, минимум декораций, талантливые актеры, гениальный автор.
"...человек стал человеком не потому, что он божье созданье, и не потому, что у него удивительный большой палец на каждой руке. А потому, что был он физически крепче, выносливее всех животных, а позднее потому, что заставил свое духовное начало успешно служить началу физическому..."
Во время спектакля забываешь о реальности, оказываешься там - рядом с героями. Ощущение, что все это происходит с тобой. Тебе больно дышать и страшно пошевелиться. Ты восхищаешься силой человеческого духа и ужасаешься тому, что все это делают - люди с людьми.
Но истинно сильные люди остаются людьми всегда. И жизнь возвращается.
Это наша история. И очень недавняя. Это нельзя забывать.

Фото Юлия
отзывы:
73
оценок:
73
рейтинг:
26
9

"Что я видел и понял в лагере.
Чрезвычайную хрупкость человеческой культуры, цивилизации. Человек становился зверем через три недели — при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях.
...Понял разницу между тюрьмой, укрепляющей характер, и лагерем, растлевающим человеческую душу.
...Понял, почему человек живет не надеждами — надежд никаких не бывает, не волей — какая там воля, а инстинктом, чувством самосохранения — тем же началом, что и дерево, камень, животное..."
Варлам Шаламов
Человек, не знающий своей истории, неполноценен.
Как сказал Михайло Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Наше поколение, благодаря нашим родителям, которые читали Солженицына и Шаламова в каких-то перепечатанных на машинке листках и передавали друг другу, знакомо с этим жутким прошлым нашей страны.
К сожалению, молодежь уже нет. Не так уж много из 20-25-тилетних читают Солженицына, который наверняка стоит на полках дома у бабушек и дедушек. Да и про Шаламова вряд ли слышали.
Наверное, поэтому много, кто "ведется" на неуместные пропагандисткие высказывания. Я не знаю, есть ли та самая генетическая память. Или она уже растеряна окончательно, затмилась рекламой сникерсов и гуччи.
Помните фильм "Тоталитарный роман"?
Главный герой задает вопрос героине Наде: "Неужели ты во все это веришь?" (дословно не помню, но суть была именно в том, что люди верили в построение Светлого Будущего, в Коммунизм. Все верили, родители наши верили и бабушки с дедушками).
Но вернемся к Шаламову.
Не знать нашу историю стыдно. Не знать, что творилось со страной и людьми недопустимо для нормального и полноценного человека.
"Колымские рассказы" - это первый сборник рассказов Шаламова про жизнь заключенных ГУЛАГа.
Как писал сам Шаламов, "«Колымские рассказы» — фиксация исключительного в состоянии исключительности. Не документальная проза, а проза, пережитая как документ, без искажений «Записок из Мёртвого дома». Достоверность протокола, очерка, подведённая к высшей степени художественности, — так я сам понимаю свою работу. В «Колымских рассказах» нет ничего от реализма, романтизма, модернизма. «Колымские рассказы» — вне искусства, и всё же они обладают художественной и документальной силой одновременно".

В год 110-летия со дня рождения Варлама Шаламова театр "Сфера" включил в свой репертуар спектакль "По снегу...Колымские рассказы".
Режиссер спектакля - прекрасная Мария Аврамкова.
Я благодарю сообщество moscultura за возможность побывать на пресс-показе этого спектакля.
Из театра я вышла в том состоянии, когда ты снова и снова возвращаешься мыслями к увиденному, переживаешь какие-то моменты. Сочетание музыки, кадров документального кино и фотографии на заднем плане и, конечно, замечательные актеры создали именно то ощущение погружения в воспоминания народа. Как мы это пережили? Поистине, в такие моменты думаешь, что человек способен на невероятное и не поддающееся никаким объяснениям...

Спасибо актерам за такую честную и пронзительную игру.
Спасибо создателям этого спектакля.
Идти, идти обязательно!
Ну, и, конечно же, читать Варлама Шаламова...

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить