Красочно оформленный семейный абьюз

Три сестры живут под властью тоталитарной матери и очень хотят интима. На этом выстроен сюжет пьесы Федерико Гарсиа Лорки, которую в «Электротеатре» помещают в ритуализированный контекст. Все красиво, но спектакль должен идти ровно в два раза меньше.

Место проведения

Электротеатр Станиславский

Электротеатр Станиславский

7.9
Место притяжения и консолидации экспериментаторов от театра, музыки и кино
До революции в здании на Тверской улице находился популярный кинотеатр «Арс», именно поэтому зал имеет непривычную вытянутую форму. Нынешний Театр им. Станиславского здесь обосновался в 1948 году, когда из оперной студии основателя МХТ был образован средних достоинств драматический театр. В 2013 году кресло худрука занял один из главных театральных экспериментаторов — режиссер Борис Юхананов. Здесь он с размахом реализовал свой проект, согласно которому для начала театр был полностью переоборудован, а затем превращен в центр мировой режиссуры «Электротеатр Станиславский». Самое авангардное среди высококачественного, самое сложносочиненное среди высокобюджетного — теперь здесь.
касса +7 (495) 699 72 24
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 11.00–22.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Дом Бернарды Альбы»

Фото Фатима Рзаева
Фото Фатима Рзаева
отзывы: 8
оценки: 8
рейтинг: 6
9

В первый раз смотрела постановку этой пь­есы Лорки в ГИТИСе, когда ее ставил курс Каменьковича-Крымов­а. В том прочтении всех героинь играли мужчины, что вроде бы должно было придать рельефности сцениче­скому проживанию сит­уации пьесы. Однако истерию женского вож­деления мужчинам не передать.

Второй раз я посмотр­ела "Дом Бернарды Ал­ьбы" уже в Электроте­атре. Это был мой "п­ервый раз". Поставила спектакль ученица Бориса Юхананова (ху­дожественного руково­дителя этого театра) - Алиса Селецкая. Спустя немаленькое чи­сло просмотренных мн­ой спектаклей в Элек­тротеатре, это по сей день одна из лучших постановок для мен­я.

В постановке есть хо­р, отсылающий к древ­негреческой театраль­ной традиции. Собств­енно, функция хора в древнегреческом хоре - это высказывание. Высказывание того, что не может быть проделано героями. И это раздвоение на мир внутренний и внешн­ий очень работает в "женском" спектакле.
Сам же спектакль - о женщинах, хотя и о мужчинах тоже. О жен­щинах без мужчин, но полностью управляем­ые этим отсутствием.
Для меня-зрителя изн­ачально провисал сам конфликтообразующий момент - почему зап­рет Альбы общаться дочерям с мужчинами становится настолько тотальным, что это уже не вписывается в контекст траура? Тог­да можно задать себе следущий вопрос: ко­гда женщина против общения других женщин с мужчинами? И я ув­идела не просто роди­тельскую строгость, а ревность, утрату и желание забить эту чувственность, запин­ать ногами. В то же время дочери не явля­ются здесь сентимент­альными персонажами. Они агрессивны и та­кже тотальны, как и их мать. Складывается временная перспект­ива, образующая един­ство этих состояний - молодости и зрелос­ти.

Тем временем на сцене очень жарко. Мне сперва действительно казалось, что это ди­чь и переигрывание - так кричать со сцен­ы. Но теперь я поним­аю, что это скорее проблема собственного опыта и наблюдений. И чем дальше я смот­рела, тем больше я чувствовала это безум­ие женской телесност­и. Красный цвет деко­раций действительно кипел. И это при том, что сама постановк­а, вернее перемещение героев, их пластика очень статична, ск­ульптурна.

Короче, это очень та­лантливая работа мол­одого режиссера, где есть куча прекрасных находок и ассоциац­ий. Пьесе Лорки, кот­орая наверняка на бу­маге выглядит крайне средне, очень повез­ло.

2
0
...
24 мая 2017
Фото Olga Voytova
Фото Olga Voytova
отзывы: 15
оценки: 15
рейтинг: 4
5

Спектакль - по пьесе Ф.Г.Лорки, психологическая драма, о событиях в доме Бернарды Альбы - деспотичной жестокой хозяйки дома, эгоистичной до предела, у которой 5 дочерей, но деньги на приданое есть только у одной - самой старшей, которой 39. Младшей 20. И все они дико хотят замуж - дико, в животной страсти и тоске по любому мужчине, который появляется на горизонте. Но мать еще и траур на 8 лет объявляет (по только что умершему мужу и отцу 4х из 5ти дочерей) - чтобы ни один мужчина к дому не приближался.
Вы можете себе представить чисто женский коллектив? А чисто женский коллектив из одиноких женщин? В большинстве случаев это серпентарий. А семью, где тиранша-мать - фанатичный деспот, 5 "голодных" дочерей без надежды выйти замуж, служанки (тоже женщины) и сумасшедшая мать хозяйки дома? Это сублимация сумасшествия, безумие в самой высокой степени. Задавленные матерью, несчастные девушки превращаются в гадюшник, доносят друг на друга, шпионят, злословят. И кипение в закрытом сосуде доходит до взрыва - смерти одной из сестер.
Что понравилось: тонкие оттенки эмоций и некоторые события по ходу пьесы были переданы разными стихами Лорки, не входившими первоначально в пьесу. Так вот, о беременности было рассказано "Песней нерожденного ребенка". А о тоске увядающих старых дев - "Песня сухого апельсинового дерева". Это красиво. Это, пожалуй, вообще самое красивое в спектакле - стихи Лорки. Минимализм и лаконичность декораций тоже понравились.
Не понравилось: сильная драматическая история рассказана очень поверхностно, нет ни накала страстей (а это всё же Испания!!), ни силы характеров; история вызывает не те чувства, которые должна бы вызывать. В пьесе Лорки у каждой героини - свой характер, свой способ бунта, свой вид скрытого протеста, но в спектакле они все сливаются в одно черное пятно. Ну, может быть, Мартирио только выделяется (Вера Кузнецова) - ее скрытая сила всё же иногда проявлялась.
Сопереживать героиням не хочется, как не сопереживаешь жалобам чужих людей в соцсетях - в погоне за оригинальностью подачи серьёзный и сложный смысл пьесы растворился. Актрисы играют, а не живут. И если в пьесе Лорки - это сильные женские характеры в подавляющих и разрушающих обстоятельствах, то в спектакле - не видно ни характеров, ни силы, ни бунта. И только Понсия (Людмила Розанова) - была почти такой, как хотелось бы. Не понравилась и роль Марии-Хосефы (сумасшедшей матери)- почему она моложе своей старшей внучки?? - и какую функцию она выполняет в спектакле, кроме сумасшествия? По пьесе Лорки - это голос разума, а здесь что-то невнятное.
Периодическая зомби-образность выглядела чужеродно, а "спанч боб сквепенс" - вообще потряс неуместностью.
Не понравилось.

2
0
...
21 мая 2017
Фото Ольга Зеленая
Фото Ольга Зеленая
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
9

Талантливооооооо!!!!!! Готова аплодировать стоя пже , когда меня последнюю будут выводить из зала))))) Смотреть ВСЕМ!!!! Спектакль генеальный!!!! Браво! Браво! Бравоооооооо!!!!!

2
0
...
4 мая 2017
Фото Svetlana Snegova
Фото Svetlana Snegova
отзывы: 13
оценки: 13
рейтинг: 2
7

21 мая в Электротеатрн Станиславский посмотрела спектакль "Дом Бернарды Альба", по пьесе великого Федерико Гарсиа Лорки, написанной в 1936 году.
Пьеса шла, правда, не в основном здании Электротеатра, а на его Малой сцене.

Интересно, что знакомство со спектаклем началось задолго до начала действия на сцене. На стенах вестибюля демонстрировались слайды с черно-белыми фотографиями сцен спектакля.
И лишь потом зрителей пригласили в зал.

В одной деревне на юге Испании жила-была женщина, только что ставшая вдовой. Муж не оставил ей наследства. Зато оставил пятерых дочерей. Без приданного, без надежды найти мужа. Что происходит с молодыми (и уже не очень) девушками, запертыми властной матерью в доме, и рассказывает спектакль "Дом Бернарды Альба", поставленный молодым режиссером Алисой Селецкой.

Не буду рассказывать сюжет пьесы (последней пьесы Лорки, написанной незадолго до смерти). Расскажу только о том, какой эту пьесу представила режиссер.
Сцена в черно-красных тонах, минимум декораций.

Авангардная музыка, написанная Дарьей Звездиной и Даниилом Пинчен. Примечательно, что композиторы сами исполняют свою музыку. Хор, постоянно находящийся на сцене, тянущий заунывные мелодии.

Одним из действующих лиц выступает швейная машинка. Ее монотонный, ненавязчивый, но присутствующий стук, сопровождает действие.

В спектакле заняты только женщины. Даже роль мальчика (к сожалению, я так и не поняла смысл его включения в спектакль) исполняет девушка.

Помимо самого текста пьесы в спектакль включены и другие произведения Федерико Гарсиа Лорки. Его стихи, отрывки из других произведений. Все это гармонично и к месту.

Актрисы играют надрывно, больно. Так как и надо играть одиночество. А оно в спектакле повсюду, несмотря на то, что дом перенаселен людьми. Иногда надрыв переходит в крик, вой, писк. Абсурдность происходящего буквально придавливает.

Спектакль произвел тяжелое впечатление. Обозрение вывернутых наружу искалеченных душ не может доставить удовольствие. Черные одежды актрис в первом акте, белые - во втором лишь подчеркивают невозможность всего происходящего на сцене.

Определенно, спектакль Алисы Селецкой "Дом Бернарды Альба" не есть спектакль для развлечения. Как впрочем, и сама оригинальная пьеса. Вряд ли я захочу ее пересмотреть.

Но увидеть все-таки это стоит. Хотя бы для того, чтобы познакомиться с творчеством Великого Лорки (или освежить свои знания). А также чтобы увидеть результат работы оригинального, определенно талантливого режиссера, сумевшего из отдельно взятой пьесы сотворить нечто невообразимо-потрясающее (в прямом смысле), соединившее в себе текст, музыку, хореографию.

Я, конечно, не любитель авангардных спектаклей. Все-таки моему сердцу ближе классика. Но спектакль "Дом Бернарды Альба" не оставил равнодушной и меня.

1
0
...
29 мая 2017
Фото Ирина Огурцова
Фото Ирина Огурцова
отзывы: 42
оценки: 42
рейтинг: 5
5

Дом Бернарды Альбы. Электротеатр Станиславский. 21.02.2019.

Я была уверена, что пьеса автором НЕ закончена.
Потому что действие шло даже с некоторыми излишками — очень подробно и изредка жаже чуть замедленно. А потом вдруг раз — и мёртвая девушка, и в смерти ее Бернарда обвиняет Пеппе Римлянина...
Пришлось быстренько перечитывать произведение, создавая свою личную «склейку» между сценами, узнавая то, чего в постановке нет.
Вот еще чего там нет: мужчин. Пьеса чисто женская. На сцене 14 человек, включая хор, «водителя швейной машинки» и «мальчика», который тоже вполне себе девочка с длинной косой.

Понравилось ли мне?
Ну, я не в абсолютном восторге, но было интересно. Много песенных фрагментов — это тексты пьес и стихотворений Гарсиа Лорки.
Даже швейная машинка показалась интересной. Впрочем, здесь как мальчик — не совсем мальчик, так и швейная машинка не совсем машинка...
Интересные отдельные сцены, замечательные выходы и уходы сестер, очень неплохая игра всех актрис.

Однако всё это в отдельное полотно для меня не сложилось. Хотя 2 часа (с антрактом) действия я отнюдь не считаю для себя потерянными.

Не поняла, что там с фото-видеопроектом, обещанным перед началом и в антракте. Перед началом мелькнула на стене какая-то одиночная фотография, а в антракте вообще ничего не было. Впрочем, фойе малой сцены Электротеатра столь мало, что осчастливить фото-видеоальбомом зрителей там не удастся.

0
0
...
22 февраля 2019