Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Спектакль
Cantos 

Средняя оценка: 5 из 5

Голосов: 1

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Зрители с музыкантами и артистами хора помещаются прямо на сцене. Зрительный зал же превращен в лес. А грандиозный Теодор Курентзис в этом спектакле одновременно дирижер и исполнитель главной (пусть и бессловесной) роли в опере Алексея Сюмака, то есть американского поэта-имажиниста Эзры Паунда. Специально для погружения в таинственную атмосферу освещение снаружи и внутри театра почти полностью отключается. За пространственные чудеса в ответе художник Ксения Перетрухина («Сказка о том, что мы можем, а чего нет», «Русский романсъ», «1968. Новый мир»), а режиссером одного из самых необычных спектаклей Пермского театра оперы и балета выступил петербуржец Семен Александровский («Радио Таганка», «Элементарные частицы», «Другой город»).

Рецензия «Афиши»

Оценка: 5 из 5
Спасибо! 2
Алексей Киселёв

105 рецензий · 204 оценки · 535 спасибо

Заупокойная ХХ веку с Теодором Курентзисом в главной роли

В центре вечерней Перми людно и шумно. Из забегаловок голосят Валерий Меладзе и Александр Буйнов, звенит трамвай, пестрят вывески «Шаурма 35 см» и «Деньги быстро». Иду к Театру оперы и балета через сквер — странное дело: фонари не горят, и окна в здании тоже, никого вокруг и тишина. Но я точно знал, что спектакль должен начаться через пять минут, поэтому все-таки попробовал проникнуть в... Показать полностью

Заупокойная ХХ веку с Теодором Курентзисом в главной роли

В центре вечерней Перми людно и шумно. Из забегаловок голосят Валерий Меладзе и Александр Буйнов, звенит трамвай, пестрят вывески «Шаурма 35 см» и «Деньги быстро». Иду к Театру оперы и балета через сквер — странное дело: фонари не горят, и окна в здании тоже, никого вокруг и тишина. Но я точно знал, что спектакль должен начаться через пять минут, поэтому все-таки попробовал проникнуть в кажущийся опустевшим театр. Попав внутрь, я вскоре оказался прямо на сцене, а чувство таинственной растерянности только нарастало.

Если протокольно описывать, из чего состоит «Cantos» и что это вообще такое, получится примерно следующее. Это совершенно неординарный спектакль для примерно сотни зрителей, помещающихся на сцене, — и действие происходит тоже на сцене, напротив огромного пустого зрительного зала. Среди красных кресел в затуманенном зале произрастают сухие деревца; не первый опыт художника Ксении Перетрухиной по стиранию границы игрового пространства, но один из самых впечатляющих. На сцене действует скрипка и хор musicAeterna, на грани шепота и тишины создающий фантастические акустические полотна; по бокам изредка чем-то пощелкивают перкуссионисты. Все в блеклой льняной одежде: кто-то в костюме летчика, кто-то медсестры, третий в кипе; в сумме — толпа среднеевропейских горожан примерно 1930-х. И, наконец, в главной роли — тихий предводитель толпы, интеллигент в очках и бежевой телогрейке — человек, которого все чаще современники называют гением, худрук Пермского театра оперы и балета, кумир меломанов и мистик-демиург Теодор Курентзис. Он же и дирижер, но смысл дирижирования тут как никогда буквально приравнивается к жреческому ведению ритуала. Бок о бок с ним на сцене шаманит скрипка (Ксения Гамарис/Мария Стратонович) — муза, ангел, красота.

Семь частей «оперы для скрипки соло и ударных» перемежаются речитативами. Околдованные дирижером, артисты хора с каменными лицами бродят в тумане между двух зрительских секторов, демонстрируя владение 50 оттенками пианиссимо. Партитура предполагает настолько тихое исполнение, что каждый едва заметный вздох, каждый скрип доски под сапогом занимают законные места в музыкальном полотне. Артисты притаскивают стол, лежат на спине, потом сваливают сухие деревья, шкрябают ногами пол — и каждый мрачно надевает черное пальто, прежде чем пропасть в темноте. Все действия совершаются подчеркнуто спокойно, как на церковной службе. А чуть отстраненный взгляд на все эти преобразования подневольной кучки представителей гражданского населения выявляет историю путешествия через ад тоталитаризма.

Музыку — при минимуме средств максимально многоуровневую — написал композитор Алексей Сюмак; его другую вещь можно услышать в Москве, например, в «Элекротеатре Станиславский»: им сочинена партитура к третьему эпизоду оперного сериала «Сверлийцы». А постановщик пермской премьеры Семен Александровский — вообще-то, документалист-эстет. Однако в его новосибирском спектакле «Элементарные частицы» (театр «Старый дом») ритмическая партитура диалогов в статичной мизансцене — чуть ли не главный режиссерский инструмент, а московские «Радио Таганка» и «Присутствие» (поставленные в Театре на Таганке, но уже, увы, не идущие) — так вообще полностью построены на диалоге звука и пространства. Словом, появление петербургского экспериментатора в пуле Пермской оперы столь же неожиданно, сколь закономерно.

Из аннотации известно, что словесно-вокальное варево, с клокотом и нежностью производимое артистами хора, — это на самом деле поэзия Эзры Паунда (на слух, ясное дело, определить стихотворения, исполняемые на нескольких языках, не представляется возможным). В России творчество поэта-утописта ХХ века, американского ДʼАннунцио, мало у нас переводилось и никогда не ставилось в театре. Цикл «Cantos» (то есть «Песни») — признанная вершина творчества поэта, грезившего об объединении всех народов, а также прошлого с будущим, заигрывающего с фашизмом и претерпевшего суровое наказание, — и есть закладной камень спектакля. Собственно, Теодор Курентзис, так вышло, играет Эзру Паунда, завороженно дирижирующего людской толпой.

Казалось бы, артисты поют непонятные слова сразу на нескольких языках, поэзия, сплошь состоящая из аллюзий и скрытых цитат, сама по себе не содержит драматургии, режиссура насыщена многозначительными и труднодоступными метафорами — чем все это может быть интересно кому-нибудь, кроме поклонников современной композиторской музыки и паундоведов? Но на самом деле невозможно оторвать глаз от происходящей мистерии не потому, что сложенные в кучку стволы деревьев воспринимаются как гибель «Райского сада», то есть смерть классической культуры, и не от осознания того, что этот помятый лен, из которого пошиты костюмы, — самый древний вид ткани в истории человеческой цивилизации (о чем, помимо прочего, сообщается в буклете спектакля). Дело в том, что сама ситуация бессловесного контакта дирижера с музыкантами, превращенная Семеном Александровским в образ диалога поэта и толпы, учителя с учениками, идеально экстраполируется в абсолютно буквальную ситуацию контакта бескомпромиссного творца по имени Теодор Курентзис с благоговеющей публикой.

Да, при погружении в контекст биографии Паунда автоматически всплывают примеры актуальности сегодня — от «Молодого Папы» Сорретино с его авторитарной ревизией всей мировой культуры с целью полной перезагрузки до победы Дональда Трампа на президентских выборах в США. Но состав либретто (в котором использовано около 50 языков) в данном случае важнее создателям и исполнителям, нежели мне как зрителю; и актуальность тут играет последнюю роль. Поскольку погружение в символистский миф о ХХ веке пригодилось Курентзису, кажется, для того, чтобы обнаружить в эпицентре самого себя — одержимого и бескомпромиссного посла великой нездешней красоты райского сада в этом бренном прозаическом мире с его 35-сантиметровой шаурмой и «Боярышником».

Дирижер трепетно и беззвучно, будто опасаясь разбудить младенца, подходит к зрителям. Жестом приглашает каждого пройти к краю сцены, встать лицом к изнанке опущенного занавеса. Занавес плавно поднимается, пространство наполняется чуть заметным запахом ладана. Публика спускается в зал, проходит в полумгле между мертвых деревьев, а в глубине сцены остались стоять поэт и толпа (невероятная красота: над ними виднеется натуральная радуга). Публика выходит в темное фойе, оттуда — на улицу и видит десятки костров на снегу, заполнившие площадь у театра. Спектакль окончен, но все — по-видимому автоматически — продолжают разговаривать шепотом. И еще надолго в голове повисают строки из «Mʼamour, mʼamour» Паунда, текст которого переписан от руки Курентзисом и, распечатанный на плакатах в фойе, провожает зрителей: «Я потерял центр, с миром сражаясь. Мечты сшибаются и разбиваются вдребезги. А я пытался создать рай на земле».

Скрыть

Отзывы пользователей

Сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

Музыкальные премьеры «Плачу на техно»: рейв, слезы и Истомина в клипе группы «Хлеб»
Квест Тварь

Необычный перформанс в воде

Мультяшный квест для семейного прохождения и поколения 90-х

Настолько страшные игры, как если бы Линч, Хичкок и Кинг стали делать квесты

Волшебные игры для всей семьи

В Третьяковской галерее и Еврейском музее и центре толерантности открылась большая — на четыре...

В сегодняшнем выпуске самых интересных ресторанных открытий — Carne Vino Юлии Высоцкой, московская...

Почему мальчикам нельзя плакать, а девочкам играть с роботами? Британская поэтесса Холли МакНиш...

На Москву можно посмотреть как на город умерших ночных клубов и распавшихся кружков друзей. «Афиша...