Театральная афиша Москвы

Спектакль Матросская Тишина

6.5
Театр: Матросская Тишина

Восстановленная постановка «Табакерки» по пьесе Галича

Пьесу Галича о великой отцовской любви и войне, написанную в 1940–1960-х, двадцать лет запрещала цензура, а в перестройку триумфально поставил Олег Табаков. В спектакле играли все звезды «Табакерки» того времени — Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Александр Марин. В 2016-м постановку бережно восстановили с молодым поколением. Теперь в ролях — выпускники Московской театральной школы Олега Табакова, в том числе недавно начавший актерскую карьеру сын режиссера, Павел Табаков. 

Отзывы пользователей о спектакле «Матросская Тишина»

Фото Евгения
отзывы:
46
оценок:
66
рейтинг:
130
9

«Мы научились вспоминать. Мы стали взрослыми» - так просто Александр Галич говорил о важном в “Матросской тишине”. О взрослении, самоотверженной отцовской любви к сыну и родительском всепрощении. И о своей “большой земле”, с которой впоследствии был разлучен, вынужденный эмигрировать из страны.

В Советском Союзе эта пьеса была запрещена к постановке более 20 лет. С формулировкой «Что же это, евреи выиграли войну?» постановкой не разрешили открыть «Современник», когда главные роли репетировали Евгений Евстигнеев и Игорь Кваша. А в 1990 году Олег Табаков открыл «Матросской тишиной» Табакерку. Тогда в пьесе сыграли сегодняшние звёзды: Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Безруков и сам Табаков. Женские роли исполняли Марина Зудина и Анастасия Заворотнюк.

В сегодняшнем, возрождённом спектакле осталась та же сценография Александра Боровского, что и в 90-м – нотный стан и букеты красных роз над сценой, как мечта, до которой ещё нужно дотянуться; звучит та же музыка Брамса, но всё же это уже совсем другой спектакль. Его играют другие актёры, в зале - другая публика, а за окном - совсем другое время. В 60-х пьеса стала откровением: история о радостях и боли маленького человека совпадала с настроением "оттепели" и подыгрывала надежде на то, что общество может стать человечным; пьеса служила иллюзии, в которую следом за драматургом поверила страна. Прошло время, но история безмерной любви отца к сыну и человеческих судеб, попадающих под каток истории, - звучат также щемяще и сегодня.

Главные герои отец и сын Абраам и Давид Шварц из провинциального города Тульчина. Шварц-старший - старый еврей, работяга-труженик, живущий одной мечтой: воспитать сына Давида великим скрипачом. Но когда его мечта сбывается и Давид становится известным музыкантом, выступающим в Консерватории, Абраму уже нет места в его жизни в Москве - тот попросту его стыдится. Фоном к частной истории служит история страны: отъезды и аресты евреев, разоблачение “врагов народа”, громкие лозунги и война, рушащая судьбы.

В этом материале сама история – первичнее любых режиссёрских находок и актёрских ходов. Александр Галич и так сказал так много, что эти мысли не нужно шифровать ни криками, ни театральным придыханием. С другой стороны, «Матросская тишина» - очень актёрский материал и достучаться им до зрителя можно только безупречной игрой. Пьеса-душа - с сильными мужскими образами, в которых нельзя сфальшивить.

Пару «отец-сын» играют Фёдор Лавров и Павел Табаков. Лавров для роли Шварца-старшего нашёл особый нерв: мужик-работяга, мечтательный полужулик, готовый отдать последнее, лишь бы вырастить из сына великого музыканта. Трогательный, с грассирующим «эр», провинциал, с надеждами о лучшей жизни – не для себя, а для своего ребёнка. Ребёнка, который не всегда отвечает такой же самоотверженной любовью. Молодость и непримиримость с родителем очень ёмко играет Павел Табаков. Его Давид сдержанный, мечтательный и сосредоточенный - в начале; высокомерный и окрылённый первым успехом в Москве, – во втором действии; и такой искренний, невероятно точно передающий раскаяние и боль прощания – в конце. Его слёзы в ключевой сцене в поезде - это слёзы осознания, что есть вещи невозвратимые, и места, в которые нужно возвращаться, пока тебя там ждут. В свою личную Матросскую тишину, на свою “большую землю”, - так называет это место повзрослевший Давид.

Безграничная, словно Вселенная, родительская любовь, у которой нет ни национальности, ни срока давности, и которой мы не всегда достойны, – как прививка на всю жизнь. И возрождение «Матросской тишины» в Табакерке словно подтверждает, что в мире, где порой нет ориентиров и всё подвергается сомнению, есть вещи безусловные.

0
Фото Наташа Шеховцева
отзывы:
15
оценок:
18
рейтинг:
0
5

Ребят, ну что сказать.... я понимаю, премьера.... думала перед спектаклем, почему в сети так мало отзывов? Ну наверно потому что либо хорошо, либо никак! я всё же прокомментирую. Да простит меня уважаемый мною Федор Николаевич (Лавров), которого я больше знаю как раз как замечательного отца, но спектакль слабенький. Тому, кто смотрел "Папу" с Машковым и Бероевым, ходить не советую-будете сравнивать всё и всех, так как текст практически слово в слово как в фильме - тройка моментов отличается, т.к. это упущено из пьесы в фильме. Лавров - умничка, с отличии от всех остальных пытался сыграть по-своему роль, да интеллигенту из культурной столицы сложно перевоплотиться в бедного еврея с Украины, но в целом мне и моему понравилось. Я бы добавила больше безумства (в плохом смысле) с навязчивой идеей, чем клоунады, которая у Ф.Н. отлично выходит, наряду с отцовской наивностью и искренним желанием счастья для сына. Роль Людмилы полностью скопирована у Глинки из фильма, Табаков, мягко сказать, разочаровал (в Безымянной звезде еще более менее нормально сыграл). Понравилась игра актера, исполнявшего роль Мейера, однако всё очень нудно и статично. Я понимаю, что театр не кино, здесь всё сложнее устроено. К сожалению, слезу я не проронила, как каждый раз по окончании фильма "Папа". Но заканчивать меня учили на позитиве))) сильная сторона спектакля и вообще этого театра - смена декораций (очень оригинально). Всем спасибо!

0
Фото kuku ruku
отзывы:
19
оценок:
33
рейтинг:
7
7

Восстановленная постановка "Табакерки". Большой конечно был риск, что не будет лучше предыдущих, после стольких лет в репертуаре, после фильма "Папа", но все получилось и получилось очень хорошо! Федор Лавров исполнил отца ничуть не хуже Машкова, в чем то даже лучше. Все молодые актеры так же большие молодцы (отличный педагог Олег Павлович-"кует кадры"!)Мэтры театра на высоте (Павел Ильин,Марина Салакова,Игорь Петров). Ну и конечно о продолжателе династии, Павел большой умничка ! Так держать! Всем огромное спасибо за приятный вечер!
P.S.: Только конечно не похожи они на правоверных иудеев(внешне)

0