Театральная афиша Москвы

Спектакль Чапаев и Пустота
Постановка Практика

7.5
Театр: Чапаев и Пустота

Три психоделических акта по Пелевину в исполнении брусникинцев

Третья работа специалиста по буйным соц-арт-перформансам Максима Диденко с «Мастерской Дмитрия Брусникина» — после «Второго видения» в Боярских палатах и «Конармии» в Центре им. Мейерхольда. Постмодернистская гипнагогическая эпопея Пелевина про Василия Ивановича и Петра Пустоту разложена режиссером на три акта и упакована художником Галей Солодовниковой в блистательное пространство стерильного глэм-футуризма. Музыку сочинил бессменный соавтор Диденко, апологет топорного арт-рока Иван Кушнир. Первоисточник рекомендуется перечитать — спектакль представляет собой скорее комментарий к роману, нежели пересказ в лицах; и это хорошо.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
109
оценок:
213
рейтинг:
556
9

Три психоделических акта про жизнь как сон

Спектакль обречен на легендарность. Причин как минимум три. Во-первых, эта работа гипервостребованного Максима Диденко оказалась самой целостной и полноценной по сравнению со всеми его предыдущими. Во-вторых, получился одновременно самый красивый, масштабный и долгий спектакль «Практики» за всю ее историю. В-третьих, исполнен он артистами «Мастерской Дмитрия Брусникина», то есть самой работоспособной труппой города. И в-последних, крошечный зал «Практики» просто физически не сможет вместить всех желающих посмотреть этот спектакль.

Литературная основа, будь то Бабель, Достоевский или Пушкин, для Диденко — не фундамент, а в первую очередь трамплин для полета вполне самостоятельной фантазии. Роман Пелевина — произведение с огромным числом персонажей, линий, с последовательной драматургией — в четырехчасовом спектакле представлен несколькими обрывочными диалогами, двумя полноценными драматическими сценами и физкультурными танцами не по тексту, но текстом навеянными. Третий акт, например, представляет собой пластический этюд в купальниках под деконструированное а капелла с солирующей Анкой: «Ом, то ни вечер».

Главный герой Петр Пустота, просыпающийся то в 1918 году, то в середине 1990-х, у Диденко практически ничем, кроме танцев и хоровой декламации, не занят. Он не совершает алхимических браков с Западом (через сновидение душевнобольного Марии, названного в честь Ремарка и грезившего о Шварценеггере) и Востоком (величайшая сцена про алкоголика Сердюкова и харакири), не читает стихов в пролетарском клубе, не мешает водку с кокаином и даже не беседует с Черным бароном, переправляющим павших красноармейцев во Внутреннюю Монголию. Центральный персонаж в исполнении Василия Буткевича, строгого артиста с высоким голосом, кудрями и детским лицом, в основном молчит, чтобы сдержанно высказаться в финале. Тогда как Чапаев в исполнении брусникинца старшего поколения Ильи Барабанова — громогласного сказочного богатыря с усами-рычагами и глазами навыкате — главным образом корчит рожи, а в какой-то момент и вовсе превращается в персонажа по имени Володин, обучающего двух балбесов грибоедению и милости. Словом, главное в спектакле — не текст, не сюжет и даже не образный ряд мифологического варева Пелевина. Главное в спектакле — сценография, грим и костюмы.

Получился безусловный сногсшибательный бенефис Гали Солодовниковой, одного из самых востребованных сегодня театральных дизайнеров. Кабинет сцены превращен в герметичное и стерильное пространство, где нет ничего реального. 100%-ный синтетический мир, ожившая компьютерная графика, мультфильм, поп-арт. Три акта спектакля, три цвета. От красного к белому, потом голубой. В первом — разодетые примерно как группа Village People и загримированные а-ля группа Kiss персонажи мочат рок. Во втором — трое в длинных белых юбках встают на белые пни, превращаясь таким образом в грибы, попутно постигая свое Я (артист Петр Скворцов здесь переживает трансгрессию, и это незабываемо). В третьем зрительскому взору явлены ожившие герои полотен Александра Дейнеки, намеренные занырнуть в Урал — Условную реку абсолютной любви, бассейн из белых пластмассовых шаров на ультрамариновом фоне.

Что касается содержательной стороны, то тут тоже имеется, чем восхититься. И снова все эти вещи самостоятельны и обнаружены далеко за пределами текста. Например, главный хук первого — явление Дмитрия Брусникина (иногда его заменяет не менее маститый мхатовец Николай Чиндяйкин) в роли Тимура Тимуровича, завотделением психиатрической лечебницы. Шоу прерывается, включается свет в зале, с пятого ряда мастер курса, лукаво улыбаясь, принимается по-отечески распесочивать учеников словами пелевинского персонажа: «Вы как раз принадлежите к тому поколению, которое было запрограммировано на жизнь в одной социально-культурной среде, а оказалось в совершенно другой». Из диалога о первом постсоветском поколении само собой получается столкновение идей традиции и эксперимента в театре. Тема настолько больная в театральной среде, что эпизод оборачивается высокой пародией.

Пелевин ставит под сомнение существование разницы между сном и реальностью. Во всяком случае главный герой «Чапаева и Пустоты» никак не может понять — где сон, а где реальность. Притом что лозунг «Сила ночи, сила дня — одинакова … (ерунда. — Прим. ред.)», выведенный в припев торжественного хорала под занавес второго акта, впечатывается в мозг как обложка спектакля, для Диденко все же реальность — это 1990-е, а все остальное — фантазм. Потому в эпизоде про поедание грибов звучат вполне земные интонации, на звонке сотового телефона стоит мелодия из «Бумера», а фоном достоверно тарахтит мотор автомобиля. И потому же Петр Пустота переодевается из ретрофутуристического купальника в обыденные брюки с джемпером, прежде чем уйти со сцены.

Вообще говоря, неумещаемость спектакля на сцене — самое характерное его свойство. Он как будто придуман для стадиона и запихан в крохотный подвал «Практики». Такое положение дел умножает и мощь, и нелепости. С одной стороны, пятьдесят зрителей получают столько, сколько рассчитано на тысячу, если считать соразмерно трудозатратам артистов на сцене. С другой, слишком уж неловко решены их входы и выходы — из-за отсутствия кулис расфуфыренные артисты толпятся у дверки рядом с первым рядом. С одной стороны, в антрактах спектакль продолжается в фойе, на экранах транслируются лекции про оккультные и мистические опыты ученых, и это не позволяет зрителю расслабиться. С другой, чтобы артистам нырнуть в великолепно придуманный бассейн с белыми шарами, приходится пригнуть голову под низким потолком.

Некоторые технические неровности хоть и бросаются в глаза, но на полноте впечатления не сказываются. Единственное, что действительно мешает спектаклю «Чапаев и Пустота» стать шедевром, — музыка Ивана Кушнира. Песенный ряд придется по вкусу поклонникам группы «Калинов мост». Удивительная пластика и фактура триптиха Максима Диденко, энергия брусникинцев, находящихся в блистательной форме, и дизайнерский облик спектакля диктуют все что угодно, только не самодеятельный рок с соло между куплетами. Положение спасает редкое для спектаклей Диденко обстоятельство — основная часть спектакля обходится без музицирования.

Если не искать недостатки под лупой, все, предъявленное в пространстве «Практике» за долгий вечер, настолько гармонично, необъяснимо закономерно и просто-напросто сексуально, что хочется выразить официальную благодарность автору культового романа «Чапаев и Пустота» за то, что он, помимо прочего, вдохновил команду спектакля на что-то, совершенно к этому роману отношения не имеющее.

5

Отзывы пользователей о спектакле «Чапаев и Пустота»

Фото 7_turtles
отзывы:
2
оценок:
3
рейтинг:
5
1

Нет, ребята, это ужас. "Пустоту" поставили, "Чапаева" - нет. Я бы так сказал :-)

На мой взгляд, этот спектакль - реально пустое место.
Первое отделение - музыкальное - дешевые приколы и не более того. Ну дешевые! Первое отделение - это ноль.
Второе отделение - ну да, поставлена одна из сцен романа. И даже, в некоторой степени, интересно поставлена. О кей.
Третье отделение.... Если первое отделение - ноль, то третье отделение - отрицательная величина :-) Готов с уважением отнестись к третьему отделению как к провокации: "А ну-ка, поглядим, сколько народу на какой минуте будет уходить из зала и сколько досидит до самого конца"?

Это, разумеется, мои субъективные впечатления. Только хочу заметить: не думайте, что я этакий квадратный чувак, который только традиционный театр понимает, а для восприятия экспериментов у него не хватает фантазии. Уверяю вас: я не такой. Я очень люблю и уважаю всякий авангард, абсурд, эксперименты и хулиганства - но в этом спектакле я лично увидел только половину обещанного в названии - пустоту.

Читаю опубликованную выше рецензию Алексея Киселева.
"Получился безусловный сногсшибательный бенефис Гали Солодовниковой, одного из самых востребованных сегодня театральных дизайнеров".

А! Вон оно чё! Ну да. Наверно, если заставить себя воспринимать спектакль исключительно, как работу дизайнера, то можно будет сказать лично о дизайнере какие-то хорошие слова :-)

"Песенный ряд придется по вкусу поклонникам группы «Калинов мост»".
Ох ты ж, боже ж мой! Это ж с какого ж перепугу?! :-)))))

3
Фото Alla
отзывы:
142
оценок:
142
рейтинг:
20
5

Диденко молодец, Пелевин крут. Книга «Чапаев и Пустота» лучшее. Постановка - не спектакль, это концерт. Вторая часть речитативом. В копилку моего зрительского опыта. Второй раз не пойду и порекомендую только фанатам Диденко как пример его режиссерского опыта. Слушаю аудиокнигу - результат достигнут! В книге тот же текст, что и на сцене, только на сцене калейдоскоп текста из книги. И книга гораздо сложнее постановки!

0
Фото Антон Белов
отзывы:
66
оценок:
66
рейтинг:
196
5

Пишу эту рецензию и чувствую себя институтским преподавателем, стоящим перед выбором, какую оценку ставить студенту, который при ответе на сложном экзамене засыпался, но честно смотрит в глаза и говорит - "Я же учил!!!"

Тексты Пелевина, очевидно, сложны для театральной постановки, актеры-брусникинцы, действительно, в прекрасной физической форме, хоть сейчас формируй из них сборную страны по художественной гимнастике (особенно это в 3-м отделении видно) и выкладываются по полной программе. Зрителя ни в чем не обманули, обещали показать Чапаева и Пустоту и, как могли, показали то и другое.Но все равно спектакль не складывается. Каждое отделение само по себе, причем если отказаться от первого и третьего, а оставить только второе, то спектакль, на мой взгляд, ничего не потеряет, а станет только лучше! Краткость, как известно, сестра таланта!
Отдельный момент - это крохотные расстояния между рядами в зале из-за чего уже на десятой минуте не столько спектакль смотришь, сколько думаешь, как ноги размять не потревожив соседей, а если учесть, что спектакль три часа идет, то это прямо в конкретную пытку превращается.
В общем я не рекомендую идти на этот спектакль зрителям, которые не любят или просто не читали Пелевина, имеют рост свыше 180 см. Я рекомендую посмотреть этот спектакль всем студентам театральных вузов (для лучшего понимания профессии, которой придется потом всю жизнь заниматься). Ну а возвращаясь к началу рецензии, я ставлю этому спектаклю три звезды, за труды актеров. Они же учили....в смысле играли.

0
Фото Kate K
отзывы:
16
оценок:
24
рейтинг:
11
5

Модный в последние пару лет Максим Диденко, о котором не говорит разве что ленивый, поставил в маленьком (даже клаустрофобном) театре «Практика» абсолютно психоделический спектакль длиной в 3 часа с двумя антрактами. И играют там, конечно, так же наделавшие немало шума в молодой театральной среде, «брусникинцы».

Тем, кто думает, что театр – это всегда повествование и пересказ сюжета произведения, хочу заметить, что он бывает еще и больше похожим на перформанс, взывающим к вашему восприятию и органам чувств.

Первая часть спектакля – музыкальная. Тандем Максима Диденко и Ивана Кушнира, кажется, такой же неразрывный, как Белки и Стрелки, Чука и Гека, Бонни и Клайда. Инструментальная музыка отлично коррелирует с темой сумасшествия главного героя. Забойное начало спектакля, когда понимаешь, что стен театра для такого безумия мало.

Вторая часть – галлюциногенный бред про гопников, в который погружают зрителей, помнящих сериал «Бригада» (у кого не было звонка на телефон оттуда? Вы его услышите во время спектакля, кстати). Как оказалось, зрители еще и неплохо помнят жаргон 90-х, разборки и «грибочки».

Третья часть должна была быть танцевальной. Наверное, ее и можно считать такой, если бы не песенное сопровождение, которое окончательно погрузило меня в голову больного то ли раздвоением личности, то ли шизофренией.

Весь спектакль у меня было ощущение присутствия в сумасшедшем доме с мягкими стенами и медленными движениями, как будто мне ввели препарат для снижения мозговой активности. И когда в конце спектакля я вышла на улицу, я была рада полной грудью вдохнуть воздух Садового Кольца.

Самое интересное, что от спектакля в голове не осталось ни единой фразы, зато запомнились костюмы, декорации и общее ощущение. Видимо, на это и был расчет режиссера.

0

Галерея