Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Черный русский (Black Russian)

Постановка Театральная компания Ecstatic

Выбор «Афиши»
5.8

Рецензия «Афиши» на спектакль

5Мистическая бродилка по роману Пушкина «Дубровский»

Сегодня разухабистые шоу Максима Диденко идут в «Гоголь-центре», Театре наций и Александринском театре в Петербурге. А сравнительно недавно нынешний режиссер-хореограф погружался в опыты авангардного театра Derevo (легендарная труппа танцовщиков Антона Адасинского, где все с обритыми головами и загадочные), учился на актера в СПбГАТИ на курсе Григория Козлова, творил бесчинства в арт-коммуне на Васильевском острове в составе группы The Drystone и участвовал в перформансах инженерного театра «АХЕ». В петербургском андеграунде Диденко в 2012 году приметил режиссер Николай Дрейден, вместе они поставили отменный арт-рок мюзикл «Ленька Пантелеев» в ТЮЗе им. Брянцева. Спектакль принес номинацию на «Золотую маску» и очередь из приглашений на постановку.

«Черный русский» — коммерческий театральный проект на территории частного владения; такого не было в Москве примерно никогда. Впрочем, оттого и заоблачные цены на билет, и сжатые сроки на выпуск спектакля, оттого и акцент на вау-эффективность. С этим делом тут все более, чем в порядке.

Сценограф Мария Трегубова оформила все залы на двух этажах дома Спиридонова в соответствии с местами действия неоконченного романа Пушкина: здесь кухня дома Троекурова с настоящей едой черного цвета, сарай с сеном и гусями, темный лес, в котором немудрено заблудиться, и так далее. Зрители в масках зверей бродят по зданию за персонажами, которые в свою очередь бродят друг за другом, поют, дерутся и мистически пляшут. Вот что такое «иммерсивный театр» — зрители становятся соучастниками спектакля. Дубровских при этом три (главного из них фантастически играет Илья Дель), а Маша — Равшана Куркова, у карлика в руках оказывается обрез, у вас в кармане — записка. Не пытайтесь понять.

5 октября 2016

Лучшие отзывы о спектакле «Черный русский (Black Russian)»

    • 9

      Всё началось с того, что в январе этого года Алекс Дубас рассказывал о спектакле, который посмотрел в Нью-Йорке. Его поразило, что все зрители одели маски и свободно передвигались на одном пространстве с актерами, подсматривали и подслушивали. В тот момент я захотела побывать на таком же спектакле. Поэтому как только я узнала про #чёрныйрусский поняла - моей мечте суждено сбыться.

      Меня поразили правила дома Троекурова, которые передают атмосферу спектакля. Всё верно - #вэтомдомесходятсума. Не буду пересказывать кого встретила и что увидела в этом доме, иначе вам будет не интересно проделать этот путь самостоятельно. Поделюсь впечатлениями. Я покупала билет на спектакль с участием Равшаны Курковой с надеждой бродить по дому вместе с ней. Когда нам выдали маски лис я расстроилась. Маски оленей мне нравятся больше - у них такие ветвистые рога. Но разочарование ушло, как только мальчик сказал, что лисички следуют за Равшаной. Маски лишают зрителей их собственной идентичности, дают определенную свободу и в тоже время, заставляют подчиняться правилам. Они дарят нам уникальное переживание - быть так близко с актерами и смотреть друг другу в глаза. #лисичкизамной

      #Чёрныйрусский - это жизнь в чужом сне наяву. От зрителей ничего не ждут кроме следования правилам дома. Это золотые правила. Из-за невозможности отвлекаться на телефон и разговоры с друзьями остается только следовать за сюжетом из комнаты в комнату, слушать голоса и прислушиваться к ощущениям, наблюдать за необыкновенной пластикой актеров и внимать музыке. В этом доме я чувствовала себя в безопасности и при этом иногда вздрагивала от неожиданности. Этот спектакль - не дополненная реальность, а самая настоящая реальность, которую можно почувствовать всеми органами чувств вплоть до запахов. И каждый зритель создает эту реальность своим присутствием.

      Отдельно о музыке. Альбом #чёрныйрусский #blackrussian уже доступен в #googlemusic. Там четыре песни. Ох, как скучала моя душа по ним и как плакала вместе с ними. Иван Кушнир создал это необыкновенное сочетание старорусских слов, народных напевов и современной музыки. Эти песни я пела вместе с актерами. Слова сами появлялись на языке друг за другом так, словно я их знаю.

      Этот спектакль - погружение в русскую душу. С удовольствием схожу ещё раз, чтобы теперь надеть маску оленя и прожить этот сон вместе с Дубровским. #спокойномашаядубровский

      6 декабря 2016
    • 7

      Хотели или нет создатели, но их московскую постановку будут сравнивать с нью-йоркской – самой известной театральной «бродилкой», что меня околдовала несколько лет назад. «Иммерсивный театр» (погружающий зрителя внутрь действия и делающий его участником спектакля) набирает обороты, реально новый этап в этом искусстве, и закономерно, что вслед за Нью Йорком и Лондоном он начал воплощаться в третьей мировой театральной столице – Москве. Первые опыты – «Норманск» в центре Мейерхольда и «Русские сказки» в Гоголь-центре – были неудачны. В первом не справились с логистикой столь сложного действия, во втором – это был более традиционный спектакль, распадающийся на мало убедительные фрагменты.

      А вот «Чёрный русский», наконец-то выстрелил. Во-первых, сильная и энергичная команда – Максим Диденко и «брусникинцы» - залог, что будет интересно и на достойном уровне. Во-вторых, добавили и своего: сразу на входе поминки с водкой, блинами, кровяной колбасой (тоже на хорошем уровне), гуси и поросята, сеновал, и, что удачно, разделение зрителей в масках на три категории (олени, лисы и совы), каждая из которых бродит и следит за основным персонажем (Дубровский, Маша, Троекуров), а потом все объединяются для финального действия в общем зале, что удачно решило проблемы логистики в довольно ограниченном по возможностях помещении – усадьбе Спиридонова, на время переименованной в усадьбу Троекурова. В-третьих, интересная современная русская музыка и хореография, выразительные проекции на стенах, а также смена стилей действия в разных комнатах.
      Но… я по ходу спрашивал себя: «Когда от интереса и любопытства к происходящему я перейду к сопереживанию?» Именно в такого вида театре этот переход сложен, так как собственные передвижения, удивления от постоянных изменений и недостаток времени для эмоционального погружения не позволяют прочувствовать то, что происходит с героями и как бы стать на их место. И здесь этот переход не произошёл, хотя ближе к финалу уже был вот-вот… Что ещё помешало в самой постановке? Долгое время не понятность происходящего (я следил за линией Дубровского, потом – Маши). Не совсем органичное, на мой взгляд включение в текст стихов Пушкина. И, к сожалению, финал упростился, превратившись в эффектную стрелялку, что хоть и удачно дополнили капли крови, заполнившие пространство, но не придали ему глубины и трогающего смысла.
      Таким образом, получился свой – оригинальный и русский – иммерсивный спектакль. В котором не было тех возможностей, магии и смелости, что в эталонной американской постановке, но проявилась своя, со своими достоинствами и недостатками, пусть и «чёрная», но русская душа.

      Интересно, конечно, повторить опыт, надев другую маску, и пройдя путь с другим героем, но останавливает высокая цена билетов (что неизбежно при столь сложной организации и ограничению по количеству зрителей) и уже исчезнувшая загадка финала. Значит, буду ждать нового проекта этой команды или новых экспериментов на нашей сцене в открывающемся пространстве «театра погружения»

      29 января 2017
    • 9


      “Черный русский” - удачное название для адской смеси русской классики и театрального арт-хауса, залитой водкой и наполненной ароматами паленого мяса, сена и елового лапника. Действо закручивается в трех сюжетных линиях, сплетаемых в паутину двойных, тройных, бесконечных смыслов. В какой-то момент логика посетителей отказывает, отбрасываются попытки угадать кто есть кто из всех этих метущихся, дерущихся, страдающих и завывающих людей без масок, и начинается то самое погружение, даже провал, если не в параллельную реальность, то в дыру в пространственно-временном континууме точно.
      Не стоит и пытаться пересказать происходящее в старинном особняке - все равно это будет неточное и сугубо субъективное восприятие истории, подсмотренной с точки зрения одного из героев: Маши, Дубровского-младшего или Троекурова-Старшего.
      Судьба каждого входящего предрешена и обозначена маской, которую правила “Дома” (как называют свою двухэтажную сцену участники проекта) предписывают не снимать. Три ветви событий, три вектора сюжета, развилка трех дорог: тропа оленя, лисья дорожка и путь совы.
      Судьба была ко мне благосклонна и я получила оленью маску: подсматривать мне выпало за Владимиром Дубровским, в исполнении Владимира Кошевого. Это было много обещающие начало: романтический персонаж и серьезный исполнитель. Он же - Голос Дома. Мистический, потусторонний, обезличенный господин за сценой.
      В ожидании приглашения от своего проводника, совы, лисы и олени осматриваются, поправляют маски, вздрагивают, ощутив в руке таинственную записочку, робко пробуют поминальные угощения с большого стола и удивляются настоящей водке в рюмках. Меж ними снуют безумные дворовые девки, колышутся крылатые черные женщины (к концу действа оказалось что эта “Одилия” - умершая мать Маши Троекуровой), а где-то при входе, над поставленным на попа гробом покойного Дубровского-старшего, заходится в плаче-поминании черный дьячок. В урочный час зверинец собирают безмолвные провожатые, делят по видовой принадлежности и…
      ...а дальше все будет зависеть только от зрителя. Воистину, в этом доме правда в глазах смотрящего. Бессмысленны любые пересказы - действие течет, ветвится, множится в действующих лицах и рассыпается в неочевидных аллюзиях. Сцены романа рассыпаны по комнатам старинного особняка, словно порванные бусы: вот детская мальчика Саши, а вот кабинет самого Троекурова. Здесь сумрачный лес, наполненный голосами, умноженными эхом, а там - хлев с ароматным сеном. Пушкинский сюжет заброшен в коктейльный шейкер, замешан на диссонансом, тревожном и почти осязаемом безумии, украшен мгновениями отрезвляющей реальности и эффектно подан в новаторском формате иммерсивного театра. Пассивный квест, где сюжет двигают исполнители, работающие на пределе контакта со зрителем. Отсутствие незримой границы, которую обычно дарует сцена, лишает артистов защитной дистанции, вынуждая к максимальной естественности, которая тем сложнее дается, чем больше нарастает динамика развития событий.
      Финальная сцена, вновь собравшая всех гостей дома вместе, - эмоциональный пик спектакля: венчание Маши Троекуровой и князя Верейского. Все три дороги сошлись воедино. Круг замкнулся. Занавеса не будет. Гости должны немедленно покинуть дом. И только красная кровь продолжит заливать белый зал и подвенечное платье…

      При работе над спектаклем постановочная труппа очевидно делала максимальный упор на пресловутую иммерсивность - погруженность - зрителя в происходящее. В этой связи не случайным кажется и выбор хрестоматийного сюжета, в общих чертах знакомого каждому потенциальному зрителю (возрастной ценз - 18+), что позволяет не отвлекаться на всякие малозначительные детали вроде объяснения мотиваций персонажей, проявления их внутренних морально-этических конфликтов и логических связей между сценами. Неправильным будет называть “Черного русского” спектаклем - для этого ему недостает сюжетной целостности и возможности драматической реализации для исполнителей. “Черный русский” - это перфоманс, очень желающий стать театром. Но перфоманс многократно превосходящий своих предшественников. Многофункциональный, напористо-прямолинейный, действительно иммерсивный, воздействующий на зрителя на всех уровнях, куда только способен дотянуться. В этом смысле отсутствие рампы играет в обе стороны: зритель также лишен своего условного стеклянного колпака, статуса незримого и неосязаемого свидетеля происходящего. Еще не полноценное действующее лицо, но уже как минимум участник ансамбля. Согласен ли на это зритель? Время покажет.

      6 октября 2016
    • 5

      К месту проведения спектакля вопросов нет- дом хорош. Актеры прекрасны, они сделали все, что смогли, чтобы спасти шоу. Очень слабая постановка, почти нет диалогов, приглашать в этот танцевальный и пантомимный перфоманс прекрасных Артема Ткаченко и Равшану Куркову - это микроскопом гвозди забивать. Похоже, что забыли написать текст к спектаклю, торопились запустить проект и нарубить деньжат. Я за то, чтобы актеры денег заработали, просто хотелось бы еще и шоу, а не капустника на кухне даже очень красивого особняка. Из плюсов - три разных спектакля для трех разных групп зрителей, поэтому в первой половине каждый зритель видит свое шоу, и еще плюс- рюмка водки в начале спектакля. И еще плюс - актеры денег заработают.

      10 октября 2016
    • 3

      попытка нового прочтения Пушкинской повести в нетривиальном формате. необычный антураж интересен первые 15 минут, далее возникает желание найти какую то опору для внимания, но декорации не настолько изящно сделаны что бы стать главным лейтмотивом постановки, игры актеров тоже нет как явления, хотя изредка возникают диалоги, но тут богатый русский язык не успевает развернуться во всей красе и его поглощают незатейливые песнопения и хороводы вокруг елки , последняя надежда была на хореографию , но она представляет собой что то среднее между дискотекой 90х и детскими утренниками. Так что как говорится искусство у нас по прежнему в большом долгу

      2 февраля 2017
    • 7

      Круто! И очень не обычно! Но не для средних умов. Так что рассчитывайте свои возможности :))
      Самое главное это атмосфера. Как вам будет сказано в начале - ощущайте! И в этом весь смысл - постараться погрузиться в действие, в котором вы сами участвуете, а не просто наблюдаете со стороны!

      3 октября 2016
    • 1

      Слишком много людей, достаточно натянутое действие, актеры сами не верят в то, что делают и как мне показалось, посетители тоже не до конца поримают, что они здесь делают. Простые и пустые декорации едва скрывают евроремонт особняка, а шум толпы и дискотечный свет добавляют только ощущения нелепости происходящего. Если вы сходили туда за деньги, то мне жаль.

      5 марта 2017
    • 3

      Я, конечно, не критик, но по мне это ужас. Я вообще не сторонник писать крайне негативные комментарии, но видимо это именно тут случай. Если уж очень покопаться и постараться выделить плюс - это красивый и продуманный антураж, бесплатная водка и еда 😁 ну и во время спектакля , вы сможете увидеть своих любимых актёров ( если таковы имеются ) лоб в лоб. В остальном -это треш в самом прямом смысле этого слова. Нет сюжета, текста , смысла Пушкин плачет. Полный отстой и бред, такое впечатление , что надо было бабки срубить, а на остальное пофиг. Я не верю, что это может хоть кому-то понравится. НЕ СОВЕТУЮ!!!

      20 февраля 2017
    • 1

      Ребята,

      Спасибо огромное за подачу, энтузиазм и шоу, но тут же хочется сказать, что слезы моей жены вызвали непреодолимое желание даиь вам по морде. Почему нет ограничения для беременных? Или вы думаете это нормально? Унылые гробы, церковные хоры, выстрелы, ужасная, но самое главное ГРОМКАЯ музыка, от выстрелов выбежали с заложенными ушами и ушли прочь это этого театра навсегда.

      18 февраля 2017
    • 1

      Треш, а не спектакль. Да и не спектакль это вовсе, performance черный. Не рекомендую.

      25 сентября 2016
    • 7

      Ходил за сову. Шоу годное, очень понравилась атмосфера внутри особняка. Чего было мало? Было мало звука. Бэкграундом в сценах идет электронная музыка и лично мне не хватило объема и густого баса для полноты ощущений. Было мало места или много народу. Мы перемещались по особняку и тратили время на рассадку и расстановку, а могли бы продлить на пару минут длительность каждой сцены и еще больше погрузиться в дарчину если бы группы были поменьше.
      Идея очень крутая жду шоу по Достоевскому с лютой,тёмной атмосферой. И чтобы вот на все 100%.

      15 февраля 2017
Курсы обществознания для старшеклассников: 8 вариантов на любой вкус
Курсы обществознания для старшеклассников: 8 вариантов на любой вкус
Курсы обществознания для старшеклассников: 8 вариантов на любой вкус
Онлайн-премьеры недели: «Пиноккио Гильермо дель Торо», «Освобождение», «Темные начала»
Онлайн-премьеры недели: «Пиноккио Гильермо дель Торо», «Освобождение», «Темные начала»
Онлайн-премьеры недели: «Пиноккио Гильермо дель Торо», «Освобождение», «Темные начала»
Опубликован свежий трейлер детектива «Всевидящее око» с Кристианом Бейлом и Джиллиан Андерсон
Опубликован свежий трейлер детектива «Всевидящее око» с Кристианом Бейлом и Джиллиан Андерсон
Опубликован свежий трейлер детектива «Всевидящее око» с Кристианом Бейлом и Джиллиан Андерсон
Тихий Новый год: 9 камерных событий для детей и родителей
Тихий Новый год: 9 камерных событий для детей и родителей
Тихий Новый год: 9 камерных событий для детей и родителей
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость