Театральная афиша Москвы

Спектакль Ивонна. Принцесса Бургундская

Постановка Театр наций
4.7
оценить
Театр: Ивонна. Принцесса Бургундская

Триллер о неискоренимой фальшивости человека

Не любящая играть по правилам девочка Ивонна — центр интриг и перипетий внутри чинно устроенной королевской семьи. Гротескная история о социальных нормах принадлежит авторству мэтра польской драматургии Витольда Гомбровича. На ее постановку в Театре наций был приглашен именитый ученик Кристиана Люпы Гжегож Яжина, один из самых видных героев актуального европейского театра. Вместо пышных декораций — пустое пространство, свет и звук. Во-первых, это красиво, а во-вторых, так на первом плане оказывается насыщенный смыслами текст и ничем не заслоненное актерское присутствие. В главной роли — Дарья Урсуляк.

Лучшие отзывы о спектакле «Ивонна. Принцесса Бургундская»

Фото Alla
отзывы:
185
оценок:
185
рейтинг:
393
9

Очень понравилась игра Михаила Тройника в роли Филиппа. Не игра, он жил жизнью Принца. Безумного от власти и вседозволенности, благотворителя, экспериментатора, чувствующего Ивонну. Я наслаждалась игрой Михаила в "Мертвых Душах" Кирилла Серебренникова в Гоголь-центре. В "Ивонне" другой Михаил, т.к. Герой другой, контекст иной. В этих ощущениях иного человека и проявляется актерское мастерство. Браво!
Не оставила равнодушной Ивонна в исполнении Дарьи Урсуляк. Особенно в сцене насилия королем над Ивонной (в принципе весь спектакль - насилие над Героиней Урсуляк), я испугалась за Дарью. Слишком правдоподобно ей выкручивал руку Камердинер.
Мне не понятно, зачем режиссер раздевает (и по-разному) своих героев. Девушек - Дарью Урсуляк полностью, Марию Фомину до пояса, Михаила Попова до веревочки спереди, Агриппину Стеклову оставляет в костюме - имитации кожи, Кирилла Быркина и Михаила Тройника по пояс, Александра Феклистова до трусов.
Чувствуется "кубизм" в декорациях, новаторство в сценическом свете (проекции на стены сцены вместо классических декораций), в звуке. Режиссер аккуратен с краской (губы и лицо Агриппины Стекловой один раз), я восприняла как отсылку к макияжу в Бутусовском "Отелло" Сатирикона, в труппе которой Агриппина Стеклова и Дарья Урсуляк.
Жестокий спектакль. Ивонна - катализатор потаенных желаний, страхов, "грехов" каждого из героев спектакля. "С ней можно делать все" -- говорит Принц. Меня шокировала вседозволенность ярко иллюстрированная спектаклем. Чем "выше" человек, чем больше ответственность за других, тем извращенней его фантазии. Эксперимент Принца над Ивонной детская шалость по сравнению с "тестом" его папы Короля. У каждого из участников спектакля своя тайна, "скелет в шкафу", выходящий на свет с появлением Ивонны.
Не рекомендую к просмотру если Вы не любите работы Константина Богомолова. "Ивонна" не Богомолов, конечно, но провокации (с уважением к Зрителю) присутствуют.
Не рекомендую к просмотру если Вы хотите весело и/или безбашенно провести вечер в театре и/или сходить на свидание. Этот спектакль - нагота скрытых страхов, желаний, психических отклонений, психических особенностей. Иллюстрация вседозволенности власть имеющих. Предполагает проведение колоссальной умственной и душевной работы во время просмотра и после спектакля. Цепляет, не отпускает, новаторство в свете и звуке, прокручиваю сцены в памяти. Спектакль не для не думающего Зрителя, поэтому "5".

2
0
...
22 января 2017
Фото a_baranoff3
отзывы:
6
оценок:
28
рейтинг:
6
1

Ужасно скучный и бессмысленный спектакль. Обнаженки не видел - может быть, потому, что мы не дождались антракта и ушли еще в первом акте? Не заметил анализа взаимодействия общественной системы с бессильным человеком, равно как и элементов комедии или психологического триллера. Единственная шутка - слова диктора, произнесенные по-английски (и, кстати, не продублированные на экранах по-русски - потому и не вызвавшие смех в зале), о том, что в Чили была запущена система анализа экономических параметров. На единственном компьютере.
Я лучше схожу на Богомолова и в Гоголь-центр лишний раз.
И требую вернуть деньги за некачественные услуги.

2
0
...
11 октября 2016
Фото Marina S
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
5
1

Разочарование! Нет, мне не стала ясна природа фальшивости человека. Никакой остроты унылому действу не придала и обнаженка, появлявшаяся в каждом действии. Грустно, что пришлось терпеть это 3 часа. Хочется надеяться, что только я не поняла глубины замысла, но зрители, массово покидавшие спекталь после первого акта, убедили меня в том, что согласны со мной. Никому не рекомендую.

2
0
...
10 октября 2016
Фото Elizabeth
отзывы:
37
оценок:
79
рейтинг:
45
7

Разговор о том, как активно мы стремимся уничтожить не-такого-как-мы человека. Не отойти от него подальше, не отдалить от себя, а уничтожить. Особенно, если такой человек напоминает тебе о том, что ты сам хотел бы уничтожить в себе.

Ивонна - та самая тоненькая косточка в горле общества, с которой всё-таки невозможно существовать. Нам необходимо как можно больше разговоров на эту тему. А еще лучше - ясных действенных выводов. Вот уже век мы не перестаем желать истребления не-таких-как-мы. И мы, то самое молчаливое меньшинство, продолжая молчать прикладываем к этому руку. А может мы вовсе не меньшинство? - подсказывает нам режиссер. Что если мы большинство?

Хрупкая Ивонна, блестяще созданная Дарьей Урсуляк, каждым своим движением меняет пространство вокруг себя. И вот уже ни один герой, соприкоснувшийся с ней, не остается прежним. Кто она? не объясняет автор и совсем не стремится пояснить режиссер. Она молчаливая дикарка с повадками зверька в комбинезоне безликого работника сцены смело смотрящая в глаза каждому.

Закадровый текст на английском по началу кажется данью моде и современному-концептуальному-театру, но нет, это не так. Именно он задает контекст спектакля. Именно в свете услышанных фактов стоит осмысливать текст пьесы. В 1938 г об был предсказанием об обществе, которое скоро начнет убивать молчаливых не-таких-как-все. Сегодня он - напоминание о том, как легко нас контролировать. как легко прогнозировать наши мысли, как легко мы отказываемся от своего мнения под влиянием большинства, о том, как боимся попасть в категорию этих самых не-таких, не-правильных.

Единственный для меня минус - не очень хорошо простроенный и сыгранный главный герой. Всё могло бы быть еще сильнее, будь сильнее он.

0
0
...
15 марта 2017
Фото Катерина Грушникова
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

спектакль необычный. для знающих сутть дела. отображает серьёзную социальную проблему и рассказывает интересное историческое событие. в меру смешной, в меру трогательный. герои говорят то, что у них на уме.

0
0
...
11 марта 2017

Галерея

Информация от организатора

Информация предоставлена Театром наций

Польский режиссер Гжегож Яжина, ученик легендарного Кристиана Люпы, выпускает на сцене Театра наций свою первую в России постановку. В ее основе — пьеса выдающегося польского драматурга Витольда Гомбровича, к которой режиссер однажды уже обращался. Гротескную историю королевской семьи, в которую попадает замкнутая девушка Ивонна и становится катализатором всех внутренних конфликтов, Яжина понимает через семью самого автора пьесы — классика мировой литературы, взявшего прототипы действующих лиц из своей жизни и своего детства. Заостренные характеры персонажей Гомбровича заставляют пьесу балансировать между комедией и психологическим триллером, и это сочетание является для Яжины основным элементом, позволяющим раскрыть все социальные и этические проблемы, заложенные в тексте. Главным вопросом для режиссера становится взаимодействие общественной системы с бессильным человеком, не умеющим и не желающим находиться в ней и жить по ее законам. Команда спектакля работает в открытом минималистичном пространстве, выводя на первый план насыщенный смыслами текст Гомбровича и акцентируя внимание на звуке, свете, технологических девайсах и взаимодействии исполнителей со зрительным залом. Все спектакли Гжегожа Яжины вне зависимости от литературного материала находятся в современной визуальной среде, тем самым подчеркивая многовековую неизменность социальных проблем и отсутствие эволюции человеческих взаимоотношений. Особое внимание режиссер уделяет сбору команды спектакля и кастингу актеров. Для участия в спектакле Яжина выбрал больших мастеров современного российского театра — Александра Феклистова, Агриппину Стеклову, Сергея Епишева и совсем молодых артистов, уже зарекомендовавших себя в театре и в кино. Заглавную роль, роль Ивонны, одну из самых сложных в мировой драматургии, роль главной героини, которая не произносит на протяжении всего действия ни слова, исполнит Дарья Урсуляк, недавно с успехом сыгравшая в сериале «Тихий Дон», а Михаил Тройник, звезда труппы театра «Гоголь-центр», выступит в роли принца Филиппа. Работа Гжегожа Яжины с актером во многом строится на постоянном диалоге и импровизации: режиссер никогда не представляет финального эскиза той или иной сцены, оставляя исполнителю право наполнять действие своими эмоциями и ощущениями, если они не противоречат общей концепции и не выходят за рамки актерской «правды».