Был впервые в этом театре, впервые увидел, что в театре могут ждать опоздавших и не начинать.
Рассказ 5-ти женщин о событиях 1453 года.
Выбрал спектакль из-за близкой мне темы, много читал о Византии, бывал в Стамбуле.
Начало спектакля было затянуто длинной композицией в которой актрисы, замерев в позах гремели камушками, перекатывая их в ладони. Красивая идея, но не для начала спектакля и не в течение 15-ми минут.
Анна Котова - лучшая, профессиональная игра и эстетика.
Наталья Сапецкая переигрывала, а конце давила слезы - видимо перепутала спектакль с мыльным сериалом. Забавно было смотреть как она вела трудное повествование от лица профессионального воина, нервно, истерично и крикливо, больше было похоже на домохозяйку, скандалящую с мужем.
Остальные играли посредственно, но спектакля не портили.
Историю изрядно переврали. Если кому-то интересно опишу ниже, потому, что люди часто изучают историю по фильмам и спектаклям, а это вводит в заблуждение:
армия турок насчитывала 160 тыс, не 250, у защитников было 7 тыс греческих воинов + 3 тыс венецианцев и генуэзцев, не 5 всего, как в спектакле.
Из всех христианских государств на помощь пришла Венеция, хотя с Византией у неё были не простые отношения, её воины из местных общин храбро сражались на стенах многие погибли, в том числе и знать, пленных венецианцев обезглавили, флот был отправлен также на помощь, но не успел прийти во время, а в спектакле венецианцы - злобные предатели и трусы.
Римский папа нанял 3 галеры с припасами и они прорвались в город, это помогло не умереть от голода.
Причина падения Константинополя и Империи не в предательстве, не в силе турок, и тем более не в открытой калитке в стене крепости, город был обречен, потому что Империя слишком ослабла и Империей называлась номинально, к моменту осады
Византийская империя умирала уже два века.
Образ турок как злобных головорезов конечно имеет место быть, но тогда было очень жестокое время, к примеру наказание в виде ослепления человека в Византии считалось мягким, и в ходе осады Византийцы отрубили головы всем пленным туркам.
Мехмет предлагал жителям выйти из города с пожитками и обещал безопасность, греки не приняли предложения.
Многие мужчины и женщины собрались у колонны Константина Великого, так как, согласно одному из пророчеств, как только турки дойдут до этой колонны, с неба снизойдёт ангел и передаст царство и меч некоему неизвестному человеку, стоящему у
этой колонны, который, возглавив войско, одержит победу.
Этот красивый момент не затронут в спектакле.
Погибшего императора опознали по красным сапогам с орлами, идея - мыть головы всем убитым и показывать Натарасу.. - он бы так свихнулся :).
В целом - неплохо! Получил удовольствие.
Друзья, скажите, насколько вам в принципе интересна тема взятия в 1453 году Константинополя турками? Пошли бы вы, к примеру, на спектакль, в котором играет всего пять артистов, все они - девушки, а сюжет спектакля совсем не женский: о Константинополе, об императоре Константине, о турецком султане Мехмете? На спектакль, в котором практически нет декораций, а девушки лишь меняют разного цвета накидки, изображая то жителей Константинополя и императора Константина, то Мехмета и его приближенных, то представителей христианского мира?
Вы не поверите, но я именно за то и люблю Театр.doc, что там могут поставить спектакль даже с таким сложным сюжетом, как этот, причем, так, что будет нереально оторвать от сцены глаз. Совсем не близкая нам тема, множество исторических фактов, множество причин и вариантов развития событий, а уходили мы из театра, как всегда, под впечатлением и слегка обалдевшие.
Я не буду сейчас пересказывать вам спектакль. В данном случае это дело абсолютно бесполезное, ибо о тех самых событиях, которые в нем изложены, написано даже в Википедии, а то, как он был сыгран, словами не передать - просто нет таких слов, это надо видеть. Скажу лишь то, что Театр.doc - это Театр.doc, то есть, театр документальный, и в основу всего, что мы видели на сцене, легли подлинные записки турецкого янычара, свидетеля тех событий. А еще - стихи самого султана Мехмета, красивые, утонченные, сентиментальные, их, как оказалось, даже перевели специально для этого спектакля. Но, как уже ни раз доказывала жизнь, сентиментальность далеко не всегда черта доброго и честного человека, чаще это - слабость жестокого...
В общем, спектакль сильный, и я могу сказать точно: если бы я его еще не смотрела и мне бы предоставилась такая возможность, я бы обязательно это сделала!
«150 причин не защищать родину» - это, на первый взгляд, история падения Константинополя. Но, в тоже время, это рассказ и о нас с вами. Мое поколение еще застало Советский союз, в детстве казавшийся нерушимым и вечным. Однако все империи, как и звёзды, рождаются и умирают. Ничто не вечно под луной. Жить в эпоху перемен – это настоящее проклятие. Незыблемый мир на самом деле хрупок. Однако люди выживают и приспосабливаются. Поэтому спектакль не только о седой старине, но и о нас. Манеру повествования пьесы я бы назвал сновиденческой. Всех героев играют женщины, которые постоянно переодеваются в блестящие балахоны кислотных цветов. К примеру, султана Мехмета играет блондинка с ярко накрашенными губами. Происходящее на сцене напоминает «Хазарский словарь» Милорада Павича, книгу странную и так же превращающую историю в мифологию. Но, в то же время, соблюдена и доля историчности, анонсированная как «вербатим 15-го века» - в спектакль включены записки янычара, подлинного свидетеля происходящего, а так же специально переведенные для спектакля стихи султана Мехмета Фатиха и суфийского поэта Юнуса Эмре. Во время представления мы погружаемся в прошлое, но, вместе с тем, видим отчетливей настоящее. Нам рассказывают историю вечную, которую человечество будет переживать раз за разом. Постановка впечатляет не только своей странностью, но и глубиной. Поэтому я искренне и с легким сердцем советую сходить на этот спектакль.
Был на спектакле 18.03.2022.
Двоякие впечатления, но в целом, посещение спектакля следует признать положительным.
Сразу привлекает название спектакля. Становится интересно, что бы это могло быть. За ярким названием скрывается по сути исторический спектакль, в котором рассказывается о захвате византийского Константинополя турками-османами в 1453 году. Я, например, ничего об этом не знал, и после просмотра спектакля с интересом почитал о падении Константинополя в интернете.
Спектакль хорошо придуман. Актеры рассказывают зрителю историю, примеряя на себя то роли рассказчиков (от автора), то роли непосредственных участников событий. И впечатления от спектакля были бы очень хорошими, если бы не два значительных, на мой взгляд, недостатка.
Первый. Весьма странное начало спектакля, когда в течении 10 минут (время я засекал) актеры просто молча сидят на полу и трясут в ладонях камушки, постепенно просыпая их на пол. Признаться, уже минут через пять это медитативное действо начало напрягать. Вместо того, чтобы заинтересовать зрителя, затянуть его в происходящее на сцене, режиссёр придумала ход, который вызывает в лучшем случае недоумение. Опять же, я, как неподготовленный зритель, к сожалению, так и не понял глубокого смысла этой немой сцены.
Ну и вторым огромным минусом того спектакля, который посмотрел я (18 марта 2022 года), была актриса не знавшая текст. Если я правильно смог её идентифицировать, это Ольга Лысак. Весь спектакль она носила с собой распечатку пьесы, постоянно заглядывала туда, но все равно сбивалась и путалась. Печально как-то. Магия театра пропадает.
Вроде и понимаешь, что бывают разные ситуации. Кто-то из актеров не смог прибыть на спектакль, заболел, например. Приходится вводить в состав нового неподготовленного человека. А с другой стороны… Даже в театре, не имеющем государственного финансирования, наверное должны быть актеры-дублеры, подменяющие друг-друга по ситуации?
При этом мне очень запомнилась актриса Наргис Абдуллаева. Просто образцовая игра. И вроде, казалось, что она играет как-то с ленцой, без энтузиазма, где-то даже с несколько недовольным, жёстким взглядом. Но в итоге, именно такая манера игры оказалась очень точной для отражения характеров её героев. Браво!
Подводя итог, подчеркну, что спектакль хороший, интересный, достойный внимания. Возможно, недостатки, которые я в нем нашел, и, которые для меня значительно смазали впечатление от спектакля, для других зрителей окажутся незначительными.
Елена Волкова
Женский постапокалипсис: «150 причин не защищать Родину» в Театр.doc
Услышав название нового спектакля, я настроилась на современные проблемы российской армии и стала перечислять в уме причины, по которым не следует в ней служить: дедовщина, жестокость и безнаказанность офицеров, новобранцы в горячих точках, использование их как рабсилы, унижение, пытки и убийства, безразличие государства к ветеранам-инвалидам и т.д. и т.п. 150 причин я не набрала, но вполне могла предположить, что наберется и столь много.
Сколь же велико было мое удивление, когда при входе в театр мне вручили три листка, один из которых был обычной анкетой для зрителя, а два других рассказывали о взятии турками Константинополя 29 мая 1453 года, 560 лет тому назад. Почему Константинополь? Ну да, Византия, видимо, будет традиционно представлена как историческая аналогия для России. Наверное, будет некий анти-Шевкунов, нечто, противостоящее его безграмотной агитке «Гибель империи: византийский урок».
Но первая сцена спектакля опровергла и эти ожидания. Перед зрителями ( в театр.док нет сцены в привычном понимании, актеры играют на одном уровне с рядами стульев) появились пять женщин в черных платьях, и стали монотонно трясти, будто просеивая в ладонях, какие-то бусинки, или камушки, похожие на зерна граната. В голове пронеслась вереница символических значений граната: Персефона, жизнь-смерть-возрождение, плодородие, мужество, кровь мучеников, артиллерия и пр. Что выбрать? Где ключ? Застывшие женщины продолжали равномерно просеивать… что? Время? Конечно, время! Бусинки стучат как секунды, время от времени одна из них падает на пол и катится по нему. Они просеивают время, оставляя в ладонях то, что принадлежит вечности, что не исчезает, и будет представлено в спектакле. Но почему так долго тянется эта сцена? Устаешь разгадывать ее смысл и вдруг… начинаешь слышать музыку пяти женских ладоней, в каждой из которых тихое монотонное постукивание (тут понимаешь, почему перед спектаклем просили полностью выключить телефоны, не оставляя даже вибрации) обретает свою мелодию. Это музыка! Из какого сора она рождается! Наверное она есть и в просеивании муки, и в крупе, перебираемой женскими пальцами, и в любом бытовом движении… Будто уши отверзаются, и ты уже не хочешь выходить из этой музыкальной тишины, даже боишься актерского голоса, который может нарушить естественность и простоту тишайшего звука.
Но голос все-таки раздается. Поначалу столь же тихий, как постукивание зерен в руках. Актрисы по очереди выбирают пятерых зрителей, каждый из которых читает по их просьбе отрывок из листочка, полученного при входе в зал. Высокий мужской голос сменяется более низким, уверенный – неловким, взрослый – подростковым, мое ухо ловит оттенки интонации, тембра, произношения; голоса, сменяя друг друга, тоже создают музыкальную фразу. Потрясающе! Читать нелегко, люди делают ошибки, потому что пьеса построена на стихах султана Мехмета и Юнуса Эмре и на подлинных записках янычара 15 века, которые переносят нас в отдаленную эпоху:
1. «Содрогнись от ужаса, небо, и восстенай земля! Город уже взят и пора окончит бой. Позаботимся, если возможно, о собственном спасении!...»
2. «Два турецких солдата утверждали, что именно они убили императора Константина, и принесли его голову султану».
3. «… когда город был взят, султан, вступив в него, тотчас же со всей тщательностью учинил поиски Конатантина…»
4. «Император Константин же, отчаявшись, стоя и держа в руках меч и щит, сказал следующее достойное скорби слово: «Нет ли кого из христиан, чтобы снять с меня голову?...»
5. «Тогда один из турок, дав ему удар по лицу, ранил его…»
Я замечаю, что читать отрывки о последней битве за Константинополь дали только мужчинам (воинам!), что создает гендерный контраст с голосами актрис. В спектакле играют только женщины. All-female production. На Западе в 20 в. стали появляться феминистские постановки пьес Шекспира, в которых, в отличие от театра времен Шекспира, где играли только мужчины, все роли исполняют женщины. Канадский драматург и актриса Винетта Стромбергс в 1986 представила такую постановку «Юлия Цезаря», недавно появилась британская all-female версия «Тита Андроника», список можно продолжить. В пьесе театр.doc нет противопоставления мужскому театру прошлого, женщины говорят, что все мужчины умерли, а женщины остались, и могут рассказать, что случилось.
Это послевоенный мир без мужчин. Женский постапокалипсис. Спектакль-катастрофа.
Женщина как сказительница, как хранительница национальной памяти, отсылает нас к устной культуре прошлого, к истории катастроф, которые выкашивали мужское население страны. Вспоминается военная и послевоенная русская деревня, где бабы впрягаются в плуг вместо лошади, женский плач на похоронах, черные старушечьи платки на поминальных службах. Мужчин уносили страшные войны, раскулачивание, черные маруси по ночам. А женщины либо делили их участь, либо замолкали на долгие годы, и уже ничего не рассказывали. В женщине убили народную сказительницу. На сцене театра.doc она возродилась.
Историю осады и штурма Константинополя женщны рассказывают в лицах, постепенно (так же плавно и почти незаметно, как звучала музыка в их ладонях) превращаясь в героев своих историй, меняя роли и место событий (двор турецкого султана Мехмета, византийского императора Константина) вместе с цветом ярких туник, которые здесь же на сцене висят как в костюмерной истории. В их игре нет деспотии режиссерского рисунка, стиль постановщика не довлеет над ними: каждая актриса раскрывает характер в собственной манере, различны не только их персонажи, но и они сами, чья индивидуальность не растворяется в персонаже, а будто вступает с ним в диалог. Порывистая страстная Наталья Сапецкая (Джустиниани, Янычар) великолепно играет истерику на грани безумия; Анастасия Патлай (Нотарас Лука) естественна и проникновенна как в спокойной рассудительности, так и в отчаянии перед лицом смерти; Анна Котова-Дерябина (султан Мехмет) плавно входит в образ маниакального чудовища, с вожделением уничтожающего врагов, читая стихи о любви; Татьяна Паршина (император Константин) подобна маленькому принцу, живущему на своей далекой планете мечты; Варвара Фаэр (Халиль, Урбан) пронзительна в трагической обреченности палача и предателя.
Автору пьесы и режиссеру Елене Греминой удалось создать новый гендерный язык: женщина в ее спектакле воплощает душу мужчины, будто вынимая ее из глубины. Внутри мужчины живет женщина, его сердце говорит женским языком любви, мечты, ранимости и боли. Говорит импульсивно и нежно, прямо, не стесняясь эмоциональности, не преодолевая мужскую рассудочность и брутальность. И наоборот, из женщины вырастает мужеобразный зверь, что особенно потрясает в игре Анны Котовой-Дерябиной и Варвары Фаэр (Мехмет и его великий визирь Халиль).
Многое в этом катастрофическом спектакле прямо обращено к современной России. Зритель может прочитать в своем листке еще до спектакля: «Есть одна европейская страна, которая выиграла. Эта страна Россия. В это время мы еще не были в списке главных держав. Но падение второго Рима сделало это возможным…». Пьеса дает понять, что мы, Третий Рим, унаследовали не только мутанта в виде двуглавой птицы, но и деспотичную власть, национальную и религиозную спесь, культ невидимых традиционных ценностей, продажность и готовность к предательству, что мы, подобно Византии, мечемся между Востоком и Западом, презирая и тех, и других в готовности продаться обоим.
Пьеса предупреждает людей на краю гибели, что при всех патриотических мифах об избранности и единстве, славном прошлом и великом будущем, «однажды вдруг может исчезнуть все вокруг тебя: любимые люди, ценности, на которых ты вырос, великие города, мировые империи». И некому будет встать на их защиту, потому что правители живут иллюзиями процветания и собственного величия, потому что Родина для них и их подданных все что угодно – самая правильная вера, самая мощная империя, великий город, крепостные стены, источник обогащения, чужие захваченные земли – но не люди. Их с легкостью отдадут на растерзание. А потому бегите! Вы еще можете убежать! – обращается к залу Нотарас Лука. Или погибнуть смертью героя. И я вспомнила фильм Вадима Абдрашитова «Парад планет» с его пародийным генералом, который убежден, что самое большое счастье на свете – это пасть смертью храбрых.
Я вышла из театра на морозную улицу, и вдруг услышала, как снег скрипит под моими ногами, а ему отвечают сапоги идущего впереди мужчины; как машины заворчали по-разному у перекрестка, жалуясь друг другу на мороз и пробки, а спустившись в метро, я впервые услышала как устрашающе воет поезд в туннели и облегченно вздыхает у перрона. Мир ожил. Дмитрий Власик, чья музыка звучит в спектакле из бусин и гвоздей, чайных чашек и блюдец, из металлических треугольников, шорохов и скрипов, научил меня слышать музыку низших сфер. Настоящую. Живую.
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРАЖЕНИЯ
«150 причин не защищать Родину» я смотрю в тот самый момент, когда страна, разделившись на два лагеря, обсуждает проблему Крыма. Новорожденные «славянофилы» клеймят врагов Отечества. По улицам шляются ура-патриоты. Телевизор несет ахинею. Интернет дымится.
А в Театре.doc женщины тихими скорбными голосами рассказывают историю полутысячелетней давности – трагическую летопись обороны и падения Второго Рима. Слегка подзабытую, но оттого еще более современную…
У пьесы нет сюжета: ее завязка, развитие и кульминация предопределены историей. Второй Рим пал 29 мая 1453 года под натиском турок-османов. Этому событию предшествовала почти двухмесячная осада города турецкой армией. Захватив Константинополь, султан Мехмед II отдал его на разграбление солдатам. Население было истреблено практически полностью, Восточная Римская империя перестала существовать. Точка. Все.
Нет, не все. Спустя 560 лет заключительный аккорд византийской летописи звучит по-прежнему мощно и актуально. Его герои ожили и свидетельствуют. Они выходят на сцену – каждый со своей верой и правдой. Каждый – со своими представлениями о чести, Родине, славе и бесславии. Каждый – со своими оправданиями, увы, бесполезными перед лицом близкой и неотвратимой гибели.
В пьесе «150 причин…» монологи мужчин произносят женщины. Больше некому: все мужики либо сгинули на войне, либо по доброй воле перешли в стан врага. Как, например, константинопольский сапожник: любовь к ремеслу и спокойной жизни оказалась в нем сильнее любви к Отечеству.
«Это история про падение главного города тогдашнего мира. Про то, почему Запад не оказал помощь, про 150 причин не защищать родину, про тысячи очень верных и продуманных мотивов искать и найти компромисс с врагом и с совестью, чтобы выжить. И поиск одной-единственной причины выйти на смерть и защищать то, что другие уже продали, предали или бездарно проиграли», – говорит режиссер спектакля Елена Гремина.
Так или иначе, но в бесконечном для маневра пространстве сослагательного наклонения вопросы истории и морали, задаваемые актерами, звучат совершенно по-новому. И «150 причин…» предлагают зрителю заново сделать исторический (и человеческий) выбор. А, выйдя из зрительного зала – повторить гражданский опыт в текущей реальности.
Принесет ли пользу моему больному Отечеству такой этический «практикум»? Не знаю. История почти не знает случаев, когда голос муз заглушил бы гром пушек, и учит известно чему: в кровавой череде битв и политических интриг побеждают те, кто злее, упрямее, коварнее, пассионарнее. Все остальное, включая этику, религию и мораль – вторично.
Но разве это тысячекратно доказанное правило мешает нам оставаться людьми, сохраняя верность бесполезным (с практической точки зрения) идеалам и святыням?
… Император Константин, одетый в доспехи простого солдата, дрался до конца и погиб, защищая свой город и свою веру. После битвы его тело с трудом опознали.
… Султан Мехмед прожил пятьдесят один год, покорил треть Европы и умер от пищевого отравления.
… Константинопольский сапожник и сейчас тачает обувь при дворе какого-нибудь тирана. Сафьяновые сапоги у него, говорят, превосходные.
Очень сильный спектакль на очень непростую тему. Несмотря на то, что речь идет о событиях многовековой давности, темы, затронутые в спектакле, актуальны и сейчас. Нет белого и черного, нет хороших и плохих.
Почти полное отсутствие декораций и реквизита не мешает произвести очень сильное впечатление. Отсутствие костюмов не запутывает и не делает действо более блеклым. Внешний лоск и дорогие убранства вообще не главное в этом театре.
Музыкальное сопровождение очень необычное. В самом начале спектакля кажется, что оно затянуто, чересчур странно и утомительно, но потом понимаешь, как хорошо оно оттеняет и дополняет общее впечатление от происходящего на сцене.
Спасибо за отличный спектакль!
Дзен-спектакль. В первую очередь, понравилась музыка, напомнившая мне буддистские медитативные практики. Понравились стихи и, конечно, история. История захватывающая и грустная. Грустная тем, что такие трагедии происходили раньше, и тем, что они происходят до сих пор. С пятнадцатого века в этом отношении мало что изменилось, люди до сих пор воюют и умирают за веру, как и в средневековье. Также в этом спектакле можно найти немало параллелей с современной российской действительностью.
В целом, спектакль понравился, рекомендую сходить и погрузится в атмосферу последних дней Константинополя, она передана очень хорошо.
После спектакля было ощущение, что посмотрел эпическую кинокартину со сценами сражений в десятки тысяч человек, крепостями, гигантскими орудиями и морскими флотилиями, властителями мира и многочисленными подданными, странами и империями.
И все это сделали 5 актрис в пустой комнате практически без реквизита…
Женщины рассказывают историю.
Историю войны, битвы – для многих последней, героизма и предательства, гениальности, власти, стратегиях выживания в безвозвратно меняющемся мире. История, которую делают герои, а рассказывают выжившие.
Война, в которой участвовала не одна сотня тысяч человек – рассказанная пятью женщинами в современных костюмах как своя собственная история. Так живо и интересно – словно речь идёт не о взятии древнего города, не об убийстве суфийского дервиша, философа и сапожника несколько столетий назад, а о событиях собственной жизни, которые могут случиться с каждым из нас – сегодня или завтра.
Через спектакль проходит музыка – точнее ритм, ещё точнее – аритмичность, - звуковой ряд создаваемый бытовыми предметами, шуршащими, сыпучими, со стуком падающими, гудящими на высокой ноте, звонящими – и весь зал замирает и вслушивается, и погружается в медитативную и очень внимательную атмосферу, в которой нет ничего лишнего и случайного.
По документальным историческим материалам – запискам янычара, летописям унии и письмам императора Константина. Архивных материалов хватило бы на историческую монографию , но подача рассказывает нам не о древности, а о том, что касается каждого и сегодня.
О покинутости там где рассчитывали на плечо союзников, о мести, о финансах, о страхе, о дружбе, о предательстве – как оно само себя оправдывает и казнит, о том где для каждого проходит его последний рубеж, за которым пропасть, лучше которой смерть.
О капризах деспота и логике гения.
О детях и любви.
О личных счётах и мелкой мстительности в великих сражениях за великие идеи и истины.
Рассказано очень красивым языком, с персидскими стихами, завораживает непривычная для современного языка мелодикой речи.
Невольно вспоминается Павич с Хазарским словарём.
Именно за красивое использование русского языка - самая высокая оценка.
Маленький шедевр с провокативным (для кого-то) названием и большим смыслом. Во время просмотра создается ощущение, что присутствуешь не на спектакле, а на лекции Радзинского. Время от времени поднимаешь с пола челюсть и ловишь себя на мысли, что хорошо бы сглотнуть слюну, настолько увлекает происходящее на сцене. Спектакль на самом деле про то, что защищать Родину нужно до конца и любыми средствами, что договориться с теми, кто не хочет с вами договариваться в принципе - невозможно! Волки никогда не будут договариваться с овцами, несмотря на всю добрую волю овец. А те овцы, которые каким-то образом все-таки договорились с волчьей стаей вдруг понимают, что сами превратились в новых волков и чтобы доказать свое право на жизнь в новых обстоятельствах вынуждены зверствовать больше, чем истинные волки. Так было давно и так есть сейчас. Не секрет, что во время войны отряды полицаев и власовцев по жестокости наголову превосходили части СС. По сути, на примере падения Константинополя, дана яркая иллюстрация старым истинам; не хочешь кормить свою армию - будешь кормить чужую, не хочешь ходить в церковь - будешь ходить в мечеть, не хочешь отдать часть дохода своему государству - отдашь все чужому государству и т.д
Интересно, кстати, поведение зала. На том представлении, на котором я был, во время спектакля ушло несколько человек .Судя по внешности - яркие представители современного креативного класса. На них спектакль, похоже, оказал такое же действие, какое святая вода и молитва оказывают на чертей. И ребятки не выдержали и изошли, яко демоны, в смысле вышли из зала. Скорее всего они рассчитывали получить оправдание собственной ненависти к родной стране, а получилось наоборот, видимо название спектакля ввело бедняжек в заблуждение.
Из актерских работ хочется выделить Анну Котову султан Мурад в ее исполнении весьма живо получился.
Не могу не отметить, что начало спектакля, с пересыпанием кофейных зерен, болтиков и баночек, на мой взгляд, подзатянуто. И, кроме того, просыпанные на сцену скобяные изделия и зерна превращают актеров в йогов. Мне их искренне жалко. Зачем это сделано и насколько оправданно действием - я не понимаю, извините.
Во всем остальном, как я уже говорил - шедевр. Идите сами и берите детей с 12 лет!
Спасибо большое автору и режиссёру спектакля "150 причин не защищать Родину" Елене Грёминой за то, что всю ночь после спектакля я читала про Константинополь, Византию, Святую Софию и за то что История заставила меня сопереживать, она тронула, она растрогала, она расстроила и сердце защемило. На спектакле мне было интересно. Иногда я еле сдерживалась от слез. Иногда на каких то музыкальных моментах я понимала, что это похоже на медленное доведение до схождения с ума(именно музыкально). И мне становилось невыносимо. И именно в этот момент я понимала, что наверное такое ощущение вызвано оправданно, чтобы зрителю было так дискомфортно, как было дискомфортно реальным людям той истории. Спасибо большое актрисам, которые подключались к боли своих персонажей и старались их оправдать. Спасибо за то, что появилось Желание знать Историю.
Это потрясающе! Браво создателям спектакля! Очень впечатляет история, рассказанная с помощью документальных свидетельств - это мощно! Спойлерить содержание не буду: идите и смотрите. И да - ничего более ценного, чем жизнь - нет!
Пять актрис Театра DOC по традиции не "играют", а транслируют от женского своего естества боль, накопленную поколениями ДО, боль, которая, как бы давно ни случилась её причина, никуда не девается и не растворяется, а записывается на генетическую память прежде и ныне живущих. Шестым участником спектакля, созданного Еленой Греминой, является Звук, идущий из подручных средств и выведенный умелыми руками актрис в сверхучастника действия, порой иллюстрирующего происходящее, а порой погружающего в необходимую медитативность для более точного восприятия текста. В течение полутора часа исполнительницы раскладывают перед зрителем пасьянс из исторических фактов, личных позиций и человеческих ошибок, партию, в которой не обязательно должен быть победитель и проигравший, а партию, которую можно просто НЕ играть.
Елена Гремина написала новую пьесу по мотивам исторического события, определившего геополитические позиции Запада и Востока на много столетий вперёд.
Елена Гремина дебютировала в режиссуре, и мотив очень правильный: "Кроме меня - некому".
Оба этих факта связаны между собой, как брехтовские "эффекты отчуждения" и драматургия Брехта. Сравнение, на первый взгляд, небрежное, случайное, но реформаторский театр находит сходство в неочевидном и провоцирует переоценить устоявшееся. "150 причин не защищать Родину", продолжая традиции эпического театра, существует в контексте постдраматического искусства, когда спектакль перестал быть иллюстрацией пьесы. Режиссёр соединяет разные техники актёрской игры, так что спонтанность важнее отточенности, а несовершенство исполнения, угловатость пластики кажутся продуманными и создают подчёркнутую выразительность. Сценический минимализм, тихие шумы и тревожные звоны, пунктирное повествование, когда историческая справка о судьбе героя вдруг сменяется стихами султана Мехмета Фатиха и суфийского поэта Юнуса Эмре. Цитаты из записок янычара и споры о том, что хуже: предать веру или сдать врагу великий город? Иногда публицистичность зашкаливает, так что вместо Византии, где по свидетельству современников даже простолюдины вели богословкие споры о филиокве, возникает какое-то кладбище амбиций, продукт искажённых интеллигентских представлений. Но есть и минуты восторга от совпадения с атмосферой спектакля, от диалога взглядов актрис-рассказчиц (а кому ещё вспоминать о падении Константинополя, когда все мужчины погибли), от трагичности напрасных ожиданий и несправедливости чуда, когда победа приходит не к тем, кого любишь, а к тем, кто беспощаднее.
Не знаю, насколько такой вывод совпадает с замыслом создателей, но "150 причин не защищать Родину" - спектакль предвоенный. В нём предчувствие выбора, который рано или поздно встанет перед миром, большим и малым, перед живущими сейчас.
Если бы я была поклонницей театра док, я бы безусловно была столь же восторженна этим спектаклем, как и другие зрители. В документальном театре для меня слишком много формального: формальные костюмы (отчего бы им не быть более изысканными?), формальный грим и прически (красная помада - одно из немногих ярких пятен оформления спектакля), бесконечно долгое скрежетание камушков и грецких орехов в руках актрис, которое на самом деле, по задумке автора, увертюра и музыка (о, нет! не надо иллюзий! шумовая партитура не стала партитурой музыкальной)... формально девушки играют мужчин, натягивая на себя блестящие робы, которые сгодились бы для карнавала... Можно ли пересказ исторических событий называть пьесой и спектаклем? Назовите это формально художественным чтением и тогда форма совпадет с содержанием. Актрисы в заданных рамках гармоничны. Они прекрасно держат нужный темп. Они не теряют действие, все же присутствующее в этом документальном повествовании. Я не поклонница театра док, но я не заснула во время спектакля (очень боялась упасть с табуретки в четвертом ряду!), а это не мало. Я ни разу не зевнула, и это тоже не мало. У меня ни разу не мелькнула мысль проверить сообщения в телефоне, а это само по себе формально можно приравнять к безусловному зрительскому успеху.
(записи из дневника)
В тишине, в полумраке небольшой комнаты пять женщин в ладонях трясли что-то похожее на сухие фасолины. Несколько лёгких погремушек, десяток тихих постукиваний, уносящих отсюда. Периодически из ладони каждой на деревянный пол выпадали одна, две. Это был звонкий, отрывистый, катящийся звук, который хотелось слушать снова и снова, хотелось прикоснуться к нему, провести по нему рукой... И так над нами взошло Византийское солнце. Так я открыл для себя композитора Дмитрия Власика.
***
Сегодня ходили в док на «150 причин не защищать родину». Вообще, спектакль для подростков от 12 лет, от чего название может показаться ещё более провокационным. Там сюжет про падение Константинополя. В мск к названию относятся осторожно. Недавно на каком-то культурном форуме в программе стыдливо заменили «150 причин не защищать родину» на просто «спектакль». Забавно.
Перечитываю аннотацию, отпечатанную чуть разъехавшимися чёрными буквами – это как будто песня, жизнеутверждающая и очень интригующая. Так славно написано! Про 150 причин, про тысячи благих мотивов сохранить себя, избежать героизма и мученичества, найти компромисс с врагом и совестью, совершенно оправданно став предателем. Но! В чём собственно вся соль и интересность, почему мне так захотелось пойти на этот спектакль… Есть слово «одна-единственная».
Упоминается некая «одна-единственная причина», которой нет в названии спектакля, которая всего одна, где-то невзначай, в конце программки, после сотен других причин, после упомянутых "тысячи очень верных и продуманных мотивов". «Одна-единственная причина выйти на доблестную смерть»
И как мне казалось, именно этот, таинственный, не оговорённый маленький антипод должен быть сокрыт в самом спектакле и в действии неприменно откроется зрителю; возникнет в противовес, вдруг торжествующе задавив все остальные 150 и тысячи причин "не защищать" …
Но! Не тут то было! спектакль закончился для меня совершенно внезапно… Ибо я предвкушал сокровенную «причину», а её никто так и не сказал. В лоб, как мне было нужно, никто не сформулировал.
Аплодисменты.
Либо я что-то не понял, либо что-то здесь не ладно.
Неужели причину так и не нашли? Неужели нет этой причины и спектакль как раз об этом! Ха!- скажу я вам. Это "жжжж" неспроста. Не может быть всё так просто. Не думаю и не желаю думать, что постановка лишь инетерсненькая историческая интерпретация.
Вот я хожу и пытаюсь вновь и вновь проанализировать. Если так будет продолжаться, скоро я снова безысходно отправлюсь на спектакль и угадайте какой? Боже, где мои 12ть лет...
***
Дело в том, что я то, собственно, интуитивно понимаю в чем соль постановки, но не могу сформулировать, так чтобы красиво.
Прокрутив пару раз спектакль в голове, пока остановился вот на чём. (возможно, сейчас буду писать банальности, о которых все знали, но мне важно их написать) Весь спектакль, всё повествование до отказа наполнено убийствами и предательствами. И каждое предательство предательством себя ни в коем случае не мнит. В основе каждого предательства ( как и в корне любого злодеяния) обязательно есть благая цель, есть 150 покрывающих причин и тысячи благородных мотивов. А заканчивается судьба каждого предателя (это уже исторический факт) скорой позорной смертью. Потому что предателей, как правило, не любят – они люди ненадёжные (Единожды предав – предаст не раз), а ещё знают слишком много. В любой момент их сердце ни с того ни с сего может начать терзать чувство совести и тогда пиши пропало. А ещё судьба любит издеваться над такими людьми, уже когда-то сделавшими выбор «во благо», ещё более изощрёнными постановками вопроса, ещё более страшными и низкими вариантами выбора. Тогда и 150 причин вдруг оказывается недостаточно, и тысяча мотивов теряют всякую свою силу. И вот тогда приходится осознать всю бессмысленность своих намерений, неизбежно прийти к тому,от чего так ловко уходил, вспомнить всё, что было и подставить главу свою и ребёнка своего под секиру.
Ну и вот, наверное, тот сокровенный смысл. Что 150 причин и тысяча мотивов, когда-то ликовавших во имя мнимой правды в один миг оголяются, становятся жалкими и ничтожными, теряя всякое оправдание, ибо приводят к тому, от чего так изворотливо пытался уйти.
Приводят тогда, когда уже нет ничего – ни любимых людей вокруг, ни ценностей, на которых вырос.
И вот здесь! даже здесь, на камнях разрухи, залитых ручьями крови, остаётся всего одна! одна причина, единственный смысл: принять мученический венец, а может, нехотя стать героем, умереть за родину, которую ты и не любил никогда вовсе, за которую ты никогда бы, даже в самом страшном сне своём, не позволил себе умереть.
Как и многие зрители, шёл на спектакль «150 причин не защищать Родину», ожидая рассказ про отношения россиян к нынешней Российской власти. Театр.doc уже приучил меня к тому, что он не боится затрагивать самые острые проблемы современности и может ставить прекрасные спектакли «на злобу дня», например, «Болотное дело». Я оказался не прав и прав одновременно: да, про Россию в тот вечер не было ни слова, т.к. действие происходит в Византии в 15 веке, но, тем не менее, ничего про ожидаемое не сказав, спектакль заставляет об этом задуматься. Причём это не какой-нибудь Эзопов язык, где говорят одно, а подразумевают другое – это спектакль именно про падение Константинополя, но уроки истории заставляют анализировать настоящее под новым углом зрения и, главное, протестировать своё отношение к действительности: даже если у меня тоже есть свои «150 причин», как я себя поведу в случае опасности для страны, как другие себя поведут и к чему это может привести…
Все пять актрис оставили приятное впечатление – каждая из них хорошо вела свою роль, раскрывая мысли и поступки мужчин (которых они играли). Особенно отмечу Наргис Абдулаеву в роли порывистого и гордого генуэзца (она почему-то не упоминается в программке).
Что касается формы, то экспериментальная музыка Власика мной была воспринята двояко: в начале спектакля мне совершенно не понравилось 10-минутное перекатывание шариков, и я могу это объяснить только режиссёрской задумкой настроить людей на спектакль или подождать опоздавших зрителей, но, по ходу действия, звуки становились всё более и более органичными, а падение орехов на металлические треугольники и вовсе оказалось удачной находкой, подчеркнувшей драматизм момента.
Спасибо театру за очень хороший спектакль.
Хочу написать про первые впечатления от "Театр.док" и про спектакль с интригующим названием "150 причин не защищать свою родину" (сразу скажу, что потрясающая вещь, очень понравилось всем, но позволю себе вначале немного мелких придирок). Это был наш первый с детьми (13 лет) выход в этот театр. Вторник, вечер, дождик, темень, дети приехали на метро с окраины, уставшие и раздраженные. Потом минут 15 потолкались в маленькой прихожей в подвальчике, поскольку в зал не пускали, там шла репетиция. А ведь на сайте билетного сервиса было велено приходить за полчаса до спектакля. Вывод: с театром лучше общаться напрямую, иначе могут возникнуть мелкие недоразумения или упустишь какие-нибудь приятные акции и бонусы. К примеру, на выбранный нами спектакль, оказывается, в кассе театра детям 12+ билеты продавали в полцены, но кто же знал? Дальше. Нас честно предупредили устно и в выданной каждому распечатке, что в спектакле задействована нестандартная, уникальная, новаторская музыка-перформанс, специально написанная к спектаклю. С нее-то спектакль и начался. Вернее, он как-то очень долго не хотел начинаться, минут 10 как минимум актрисы нагнетали напряженное, тягостно-безысходное (как мне показалось) состояние шуршащими монотонными звуками наподобие дождя за окном. Наконец, в зал вошли два последних зрителя (может, это их ждали? чтобы ничто не нарушило хрупкой камерности спектакля?) - и интерактивное действо началось. Все, придирки на этом заканчиваются. Актрисы все как одна великолепны в своих ролях, кажется, сыграть лучше просто невозможно. Потому что создавалось полное ощущение, что это не игра, а так оно все и есть, по-правде. Зрительский зал маленький совсем, сцена как на ладони, персонажи не столько общаются между собой, сколько обращаются к тебе, зрителю, напрямую: за поддержкой, советом, чтобы оправдаться... Глаз от них не отвести, полная вовлеченность. И все дальнейшие музыкальные паузы (не такие затянутые, как первая), были очень уместны, странные звуки органично вплетались в контекст и в создаваемое настроение-ощущение. Так что мы побывали не только на спектакле, но и в Константинополе накануне его превращения в Стамбул... После спектакля было о чем подумать. Но только не думайте, что мы вышли на улицу грустные или подавленные. Почему-то совсем нет. Настроение стало праздничным. Как после хорошего подарка)) Спасибо "Театру.док"!
Бессмысленно пересказывать спектакль - ведь каждый раз он будет сыгран/прожит немного иначе/ совсем иначе.
Бессмысленно пытаться разложить происходящее в спектакле по полочкам – полочки-то у каждого свои…
Поэтому я просто назову причины, по которым – на мой взгляд – его стоит посмотреть.
Во-первых, я бы сходила – как любят сегодня говорить - «просто для прикола». Просто чтобы проверить, какое отношение лично к тебе имеет падение Константинополя 29-го мая 1453 года. Смелое предположение создателей спектакля, что эта не просто седая, но покрытая пылью веков история кого-то заденет за живое – в моём случае оказалось верным. Задела! Хотя меня почти не беспокоят сообщения из современного Киева и почти не вызывает любви мой родной город, Москва. Дело в том, что у меня устойчивое чувство, что средства массовой информации сожрали действительность без остатка, превратив жизнь в просто «новости». И уже ничто не впечатляет.
Поэтому несколько неожиданно, что простой (без спецэффектов) рассказ о гибели христианской столицы задел меня настолько, что я вспомнила, что Киев – мне не чужой, и что Москва – мой родной город и даже что Москва (по пророчеству) – «третий Рим, а четвёртому Риму не бывать». Не знаю, что Вы вспомните, но параллелей тогдашней исторической смуты и нынешней – предостаточно. Хочешь – исторические факты сопоставляй. Хочешь – живые чувства живых людей.
Во-вторых, я бы пошла на этот спектакль из-за того, что все роли в нем играют женщины. Мужчин нет вообще. Возможно, потому, что они все погибли в исторической катастрофе 29-го мая 1453 года. Возможно и потому, что «образ девы – образ души для мужчины» (по выражению нашего современного поэта-классика), и эти ожившие женщины-души способны напрямую – поверх и помимо исторических фактов - обратиться к нашей душе. А может, просто потому, что режиссёру надоело видеть на сцене вечно понтящихся мужчин и он предпочёл им искренних женщин?..
В-третьих, из-за музыки в спектакле. Это не музыка в привычном понимании. Может быть, это … звук времени. Замирающего от ужаса и тоски сердца. Звук пустоты, витающей над гибнущим городом. Звук пустоты в душе человека, не знающего, что ему защищать: веру? родину? себя?
Ну, так что же защищать? Веру?.. Родину?.. Себя?.. Неужели же всё это у нас есть? Всё ещё есть?..
Начну с того, что я не театрал, более того, считаю театр искусством архаичным, и все «современные прочтения» мне в своем большинстве кажутся неприличными попытками подкрасить умирающее тело… На днях мое мнение поколебалось.
Спектакль «150 причин не защищать Родину» в первую очередь поражает нестандартным подходом к «подаче материала» - нет привычного действия, нет как такового сюжета, но есть тема. Тема актуальная, особенно для нас, т. к. хотим мы того или нет, но Россия преемница Византии, мы унаследовали и ее добродетели, и ее пороки. 5 женщин на сцене рассказывают об одном дне в истории – 29 мая 1453 года, дне падения Константинополя . Скажу честно, я бы выбрала другую дату - 1204 год, взятие Константинополя крестоносцами, на мой взгляд эти события более полно отражают «болезни» великой Империи, но это лишь мое частное мнение. Все-таки театральные подмостки это не лекторий, здесь др. задачи. Наверно, в данном случае, основной задачей было заставить зрителя примерить ситуацию «на себя», как написано в листках, которые раздаются зрителям перед спектаклем: «Однажды вдруг может исчезнуть все вокруг тебя: любимые люди, ценности, на которых вырос, великие города…» Ощущение крушения зритель переживает вполне – это страшно, реально страшно. При этом на сцене нет истерик, «душераздирающих» сцен, просто каким-то непостижимым образом начинаешь проникаться безвозвратностью утраты и горьким чувством безысходности. И вот в такой вот душевной смуте надо делать выбор. Личный выбор. Герои действа сделали свой выбор более, чем 500 лет назад, а зрители могут задуматься сейчас…
Отдельно хочется сказать о музыкальном сопровождении. Оно заинтересовало меня еще до спектакля, т.к. в программке упоминается, что Дмитрий Власик, написавший музыку к спектаклю, ученик Пекарского. Возможно, музыкой в традиционном понимании, то, что звучит в спектакле назвать и нельзя, но насколько оно органично! Звуки - то как «отматывание» дней назад, до того самого дня… то как колебание земли, по которой уже идет враг… то как отчаянный протест против гибели. Конечно, каждый в них услышал что-то свое, но без них представить спектакль нельзя. Музыка здесь не фон, а как бы еще один герой.
Спасибо за потрясающий спектакль. Интересный взгляд на всемирную историю, ведь когда мужчин больше нет, рассказать могут только женщины. Несмотря на множество классических моментов, женское повествование накладывает определенный эмоциональный отпечаток. Очень понравились музыкальные вставки и искренняя игра актрис, с их слезами, улыбками, переживаниями, заставляет почувствовать на себе атмосферу того времени, а не сухие исторические факты. Видя терзания и сложный выбор героев, начинаешь понимать причины поступков, приведших к трагедии и падению Константинополя, начинаешь себя ассоциировать с героями и думать о том, а как бы я поступила в той или иной ситуации. Ведь порой зритель не может даже сам себе ответить, отдал бы он жизнь за Родину, в казалось заранее проигрышной войне и зная, что идет на верную смерть... Хотя мне потребовалось некоторое время для осознания и понимания спектакля, все же думаю, что в нашей жизни множество моментов, когда мы стоим перед выбором, решающим нашу судьбу, сдать ли нам город или стоять до конца...
Недавно мы посмотрели прекрасный спектакль "150 причин не защищать Родину". Очень понравилась сама пьеса Елены Греминой, оригинально рас крывшая события 15 века. Все сухие исторические факты показаны через эмоциональное состояние героев, великолепно переданное актрисами театра. Гармонично включены в спектакль музыкальные эффекты, дополняющие напряженный фон спектакля.
Рекомендуем всем, кого интересуют прошлые и современные события, посетить этот театр.
О. Балашова
Спектакль заставил еще и еще возвратиться мыслями к известной истории падения Константинополя. Благодаря ему пару страниц из учебника превратились для меня в пронзительную историю о преданности и предательстве, жестокости и милосердии, о том, как иногда просто и не задумавшись, бросают в беде, и конечно о безысходности.
Музыкальные "моменты" показались немного затянутыми, но в целом - понравилось