Был впервые в этом театре, впервые увидел, что в театре могут ждать опоздавших и не начинать.
Рассказ 5-ти женщин о событиях 1453 года.
Выбрал спектакль из-за близкой мне темы, много читал о Византии, бывал в Стамбуле.
Начало спектакля было затянуто длинной композицией в которой актрисы, замерев в позах гремели камушками, перекатывая их в ладони. Красивая идея, но не для начала спектакля и не в течение 15-ми минут.
Анна Котова - лучшая, профессиональная игра и эстетика.
Наталья Сапецкая переигрывала, а конце давила слезы - видимо перепутала спектакль с мыльным сериалом. Забавно было смотреть как она вела трудное повествование от лица профессионального воина, нервно, истерично и крикливо, больше было похоже на домохозяйку, скандалящую с мужем.
Остальные играли посредственно, но спектакля не портили.
Историю изрядно переврали. Если кому-то интересно опишу ниже, потому, что люди часто изучают историю по фильмам и спектаклям, а это вводит в заблуждение:
армия турок насчитывала 160 тыс, не 250, у защитников было 7 тыс греческих воинов + 3 тыс венецианцев и генуэзцев, не 5 всего, как в спектакле.
Из всех христианских государств на помощь пришла Венеция, хотя с Византией у неё были не простые отношения, её воины из местных общин храбро сражались на стенах многие погибли, в том числе и знать, пленных венецианцев обезглавили, флот был отправлен также на помощь, но не успел прийти во время, а в спектакле венецианцы - злобные предатели и трусы.
Римский папа нанял 3 галеры с припасами и они прорвались в город, это помогло не умереть от голода.
Причина падения Константинополя и Империи не в предательстве, не в силе турок, и тем более не в открытой калитке в стене крепости, город был обречен, потому что Империя слишком ослабла и Империей называлась номинально, к моменту осады
Византийская империя умирала уже два века.
Образ турок как злобных головорезов конечно имеет место быть, но тогда было очень жестокое время, к примеру наказание в виде ослепления человека в Византии считалось мягким, и в ходе осады Византийцы отрубили головы всем пленным туркам.
Мехмет предлагал жителям выйти из города с пожитками и обещал безопасность, греки не приняли предложения.
Многие мужчины и женщины собрались у колонны Константина Великого, так как, согласно одному из пророчеств, как только турки дойдут до этой колонны, с неба снизойдёт ангел и передаст царство и меч некоему неизвестному человеку, стоящему у
этой колонны, который, возглавив войско, одержит победу.
Этот красивый момент не затронут в спектакле.
Погибшего императора опознали по красным сапогам с орлами, идея - мыть головы всем убитым и показывать Натарасу.. - он бы так свихнулся :).
В целом - неплохо! Получил удовольствие.
Друзья, скажите, насколько вам в принципе интересна тема взятия в 1453 году Константинополя турками? Пошли бы вы, к примеру, на спектакль, в котором играет всего пять артистов, все они - девушки, а сюжет спектакля совсем не женский: о Константинополе, об императоре Константине, о турецком султане Мехмете? На спектакль, в котором практически нет декораций, а девушки лишь меняют разного цвета накидки, изображая то жителей Константинополя и императора Константина, то Мехмета и его приближенных, то представителей христианского мира?
Вы не поверите, но я именно за то и люблю Театр.doc, что там могут поставить спектакль даже с таким сложным сюжетом, как этот, причем, так, что будет нереально оторвать от сцены глаз. Совсем не близкая нам тема, множество исторических фактов, множество причин и вариантов развития событий, а уходили мы из театра, как всегда, под впечатлением и слегка обалдевшие.
Я не буду сейчас пересказывать вам спектакль. В данном случае это дело абсолютно бесполезное, ибо о тех самых событиях, которые в нем изложены, написано даже в Википедии, а то, как он был сыгран, словами не передать - просто нет таких слов, это надо видеть. Скажу лишь то, что Театр.doc - это Театр.doc, то есть, театр документальный, и в основу всего, что мы видели на сцене, легли подлинные записки турецкого янычара, свидетеля тех событий. А еще - стихи самого султана Мехмета, красивые, утонченные, сентиментальные, их, как оказалось, даже перевели специально для этого спектакля. Но, как уже ни раз доказывала жизнь, сентиментальность далеко не всегда черта доброго и честного человека, чаще это - слабость жестокого...
В общем, спектакль сильный, и я могу сказать точно: если бы я его еще не смотрела и мне бы предоставилась такая возможность, я бы обязательно это сделала!
Серьезно относится к совсем плохо сочиненным мифам о взятии Константинополя турками, дневникам султана, и бронзовым венгерским пушкам стреляющим огромными снарядами разрушающими стены относится нет никакой возможности,куда лучше в этом отношении почитать сказки Перро. В оригинальной музыки написанной специально для спектакля ведущие партии принадлежат трубе канализации в партере и бурчанию животов зрителей, жизнь вносит коррективы в композиторскую корректуру, без смеха слушать эту шумовую музыку перемешанную с звуками реально жизни невозможно.Главный вывод из спектакля плохо женщинам без мужчин, глупеют они страшно, перестают понимать реальность, серьезно произносят нелепые монологи, трясут ладошками с горохом и орехами создавая утомительный шум, считая, что играют авангардную музыку, облачаются в цветные балахоны ядовито китайских цветов, считая, что с помощью этой одежды они создают какой то образ. Особенно жалко артисток зрелого возраста. Очень надеюсь, что в жизни у этих с мужичками у них обстоят дела лучше нежели у их персонажей на сцене.
«150 причин не защищать родину» - это, на первый взгляд, история падения Константинополя. Но, в тоже время, это рассказ и о нас с вами. Мое поколение еще застало Советский союз, в детстве казавшийся нерушимым и вечным. Однако все империи, как и звёзды, рождаются и умирают. Ничто не вечно под луной. Жить в эпоху перемен – это настоящее проклятие. Незыблемый мир на самом деле хрупок. Однако люди выживают и приспосабливаются. Поэтому спектакль не только о седой старине, но и о нас. Манеру повествования пьесы я бы назвал сновиденческой. Всех героев играют женщины, которые постоянно переодеваются в блестящие балахоны кислотных цветов. К примеру, султана Мехмета играет блондинка с ярко накрашенными губами. Происходящее на сцене напоминает «Хазарский словарь» Милорада Павича, книгу странную и так же превращающую историю в мифологию. Но, в то же время, соблюдена и доля историчности, анонсированная как «вербатим 15-го века» - в спектакль включены записки янычара, подлинного свидетеля происходящего, а так же специально переведенные для спектакля стихи султана Мехмета Фатиха и суфийского поэта Юнуса Эмре. Во время представления мы погружаемся в прошлое, но, вместе с тем, видим отчетливей настоящее. Нам рассказывают историю вечную, которую человечество будет переживать раз за разом. Постановка впечатляет не только своей странностью, но и глубиной. Поэтому я искренне и с легким сердцем советую сходить на этот спектакль.
Был на спектакле 18.03.2022.
Двоякие впечатления, но в целом, посещение спектакля следует признать положительным.
Сразу привлекает название спектакля. Становится интересно, что бы это могло быть. За ярким названием скрывается по сути исторический спектакль, в котором рассказывается о захвате византийского Константинополя турками-османами в 1453 году. Я, например, ничего об этом не знал, и после просмотра спектакля с интересом почитал о падении Константинополя в интернете.
Спектакль хорошо придуман. Актеры рассказывают зрителю историю, примеряя на себя то роли рассказчиков (от автора), то роли непосредственных участников событий. И впечатления от спектакля были бы очень хорошими, если бы не два значительных, на мой взгляд, недостатка.
Первый. Весьма странное начало спектакля, когда в течении 10 минут (время я засекал) актеры просто молча сидят на полу и трясут в ладонях камушки, постепенно просыпая их на пол. Признаться, уже минут через пять это медитативное действо начало напрягать. Вместо того, чтобы заинтересовать зрителя, затянуть его в происходящее на сцене, режиссёр придумала ход, который вызывает в лучшем случае недоумение. Опять же, я, как неподготовленный зритель, к сожалению, так и не понял глубокого смысла этой немой сцены.
Ну и вторым огромным минусом того спектакля, который посмотрел я (18 марта 2022 года), была актриса не знавшая текст. Если я правильно смог её идентифицировать, это Ольга Лысак. Весь спектакль она носила с собой распечатку пьесы, постоянно заглядывала туда, но все равно сбивалась и путалась. Печально как-то. Магия театра пропадает.
Вроде и понимаешь, что бывают разные ситуации. Кто-то из актеров не смог прибыть на спектакль, заболел, например. Приходится вводить в состав нового неподготовленного человека. А с другой стороны… Даже в театре, не имеющем государственного финансирования, наверное должны быть актеры-дублеры, подменяющие друг-друга по ситуации?
При этом мне очень запомнилась актриса Наргис Абдуллаева. Просто образцовая игра. И вроде, казалось, что она играет как-то с ленцой, без энтузиазма, где-то даже с несколько недовольным, жёстким взглядом. Но в итоге, именно такая манера игры оказалась очень точной для отражения характеров её героев. Браво!
Подводя итог, подчеркну, что спектакль хороший, интересный, достойный внимания. Возможно, недостатки, которые я в нем нашел, и, которые для меня значительно смазали впечатление от спектакля, для других зрителей окажутся незначительными.
Елена Волкова
Женский постапокалипсис: «150 причин не защищать Родину» в Театр.doc
Услышав название нового спектакля, я настроилась на современные проблемы российской армии и стала перечислять в уме причины, по которым не следует в ней служить: дедовщина, жестокость и безнаказанность офицеров, новобранцы в горячих точках, использование их как рабсилы, унижение, пытки и убийства, безразличие государства к ветеранам-инвалидам и т.д. и т.п. 150 причин я не набрала, но вполне могла предположить, что наберется и столь много.
Сколь же велико было мое удивление, когда при входе в театр мне вручили три листка, один из которых был обычной анкетой для зрителя, а два других рассказывали о взятии турками Константинополя 29 мая 1453 года, 560 лет тому назад. Почему Константинополь? Ну да, Византия, видимо, будет традиционно представлена как историческая аналогия для России. Наверное, будет некий анти-Шевкунов, нечто, противостоящее его безграмотной агитке «Гибель империи: византийский урок».
Но первая сцена спектакля опровергла и эти ожидания. Перед зрителями ( в театр.док нет сцены в привычном понимании, актеры играют на одном уровне с рядами стульев) появились пять женщин в черных платьях, и стали монотонно трясти, будто просеивая в ладонях, какие-то бусинки, или камушки, похожие на зерна граната. В голове пронеслась вереница символических значений граната: Персефона, жизнь-смерть-возрождение, плодородие, мужество, кровь мучеников, артиллерия и пр. Что выбрать? Где ключ? Застывшие женщины продолжали равномерно просеивать… что? Время? Конечно, время! Бусинки стучат как секунды, время от времени одна из них падает на пол и катится по нему. Они просеивают время, оставляя в ладонях то, что принадлежит вечности, что не исчезает, и будет представлено в спектакле. Но почему так долго тянется эта сцена? Устаешь разгадывать ее смысл и вдруг… начинаешь слышать музыку пяти женских ладоней, в каждой из которых тихое монотонное постукивание (тут понимаешь, почему перед спектаклем просили полностью выключить телефоны, не оставляя даже вибрации) обретает свою мелодию. Это музыка! Из какого сора она рождается! Наверное она есть и в просеивании муки, и в крупе, перебираемой женскими пальцами, и в любом бытовом движении… Будто уши отверзаются, и ты уже не хочешь выходить из этой музыкальной тишины, даже боишься актерского голоса, который может нарушить естественность и простоту тишайшего звука.
Но голос все-таки раздается. Поначалу столь же тихий, как постукивание зерен в руках. Актрисы по очереди выбирают пятерых зрителей, каждый из которых читает по их просьбе отрывок из листочка, полученного при входе в зал. Высокий мужской голос сменяется более низким, уверенный – неловким, взрослый – подростковым, мое ухо ловит оттенки интонации, тембра, произношения; голоса, сменяя друг друга, тоже создают музыкальную фразу. Потрясающе! Читать нелегко, люди делают ошибки, потому что пьеса построена на стихах султана Мехмета и Юнуса Эмре и на подлинных записках янычара 15 века, которые переносят нас в отдаленную эпоху:
1. «Содрогнись от ужаса, небо, и восстенай земля! Город уже взят и пора окончит бой. Позаботимся, если возможно, о собственном спасении!...»
2. «Два турецких солдата утверждали, что именно они убили императора Константина, и принесли его голову султану».
3. «… когда город был взят, султан, вступив в него, тотчас же со всей тщательностью учинил поиски Конатантина…»
4. «Император Константин же, отчаявшись, стоя и держа в руках меч и щит, сказал следующее достойное скорби слово: «Нет ли кого из христиан, чтобы снять с меня голову?...»
5. «Тогда один из турок, дав ему удар по лицу, ранил его…»
Я замечаю, что читать отрывки о последней битве за Константинополь дали только мужчинам (воинам!), что создает гендерный контраст с голосами актрис. В спектакле играют только женщины. All-female production. На Западе в 20 в. стали появляться феминистские постановки пьес Шекспира, в которых, в отличие от театра времен Шекспира, где играли только мужчины, все роли исполняют женщины. Канадский драматург и актриса Винетта Стромбергс в 1986 представила такую постановку «Юлия Цезаря», недавно появилась британская all-female версия «Тита Андроника», список можно продолжить. В пьесе театр.doc нет противопоставления мужскому театру прошлого, женщины говорят, что все мужчины умерли, а женщины остались, и могут рассказать, что случилось.
Это послевоенный мир без мужчин. Женский постапокалипсис. Спектакль-катастрофа.
Женщина как сказительница, как хранительница национальной памяти, отсылает нас к устной культуре прошлого, к истории катастроф, которые выкашивали мужское население страны. Вспоминается военная и послевоенная русская деревня, где бабы впрягаются в плуг вместо лошади, женский плач на похоронах, черные старушечьи платки на поминальных службах. Мужчин уносили страшные войны, раскулачивание, черные маруси по ночам. А женщины либо делили их участь, либо замолкали на долгие годы, и уже ничего не рассказывали. В женщине убили народную сказительницу. На сцене театра.doc она возродилась.
Историю осады и штурма Константинополя женщны рассказывают в лицах, постепенно (так же плавно и почти незаметно, как звучала музыка в их ладонях) превращаясь в героев своих историй, меняя роли и место событий (двор турецкого султана Мехмета, византийского императора Константина) вместе с цветом ярких туник, которые здесь же на сцене висят как в костюмерной истории. В их игре нет деспотии режиссерского рисунка, стиль постановщика не довлеет над ними: каждая актриса раскрывает характер в собственной манере, различны не только их персонажи, но и они сами, чья индивидуальность не растворяется в персонаже, а будто вступает с ним в диалог. Порывистая страстная Наталья Сапецкая (Джустиниани, Янычар) великолепно играет истерику на грани безумия; Анастасия Патлай (Нотарас Лука) естественна и проникновенна как в спокойной рассудительности, так и в отчаянии перед лицом смерти; Анна Котова-Дерябина (султан Мехмет) плавно входит в образ маниакального чудовища, с вожделением уничтожающего врагов, читая стихи о любви; Татьяна Паршина (император Константин) подобна маленькому принцу, живущему на своей далекой планете мечты; Варвара Фаэр (Халиль, Урбан) пронзительна в трагической обреченности палача и предателя.
Автору пьесы и режиссеру Елене Греминой удалось создать новый гендерный язык: женщина в ее спектакле воплощает душу мужчины, будто вынимая ее из глубины. Внутри мужчины живет женщина, его сердце говорит женским языком любви, мечты, ранимости и боли. Говорит импульсивно и нежно, прямо, не стесняясь эмоциональности, не преодолевая мужскую рассудочность и брутальность. И наоборот, из женщины вырастает мужеобразный зверь, что особенно потрясает в игре Анны Котовой-Дерябиной и Варвары Фаэр (Мехмет и его великий визирь Халиль).
Многое в этом катастрофическом спектакле прямо обращено к современной России. Зритель может прочитать в своем листке еще до спектакля: «Есть одна европейская страна, которая выиграла. Эта страна Россия. В это время мы еще не были в списке главных держав. Но падение второго Рима сделало это возможным…». Пьеса дает понять, что мы, Третий Рим, унаследовали не только мутанта в виде двуглавой птицы, но и деспотичную власть, национальную и религиозную спесь, культ невидимых традиционных ценностей, продажность и готовность к предательству, что мы, подобно Византии, мечемся между Востоком и Западом, презирая и тех, и других в готовности продаться обоим.
Пьеса предупреждает людей на краю гибели, что при всех патриотических мифах об избранности и единстве, славном прошлом и великом будущем, «однажды вдруг может исчезнуть все вокруг тебя: любимые люди, ценности, на которых ты вырос, великие города, мировые империи». И некому будет встать на их защиту, потому что правители живут иллюзиями процветания и собственного величия, потому что Родина для них и их подданных все что угодно – самая правильная вера, самая мощная империя, великий город, крепостные стены, источник обогащения, чужие захваченные земли – но не люди. Их с легкостью отдадут на растерзание. А потому бегите! Вы еще можете убежать! – обращается к залу Нотарас Лука. Или погибнуть смертью героя. И я вспомнила фильм Вадима Абдрашитова «Парад планет» с его пародийным генералом, который убежден, что самое большое счастье на свете – это пасть смертью храбрых.
Я вышла из театра на морозную улицу, и вдруг услышала, как снег скрипит под моими ногами, а ему отвечают сапоги идущего впереди мужчины; как машины заворчали по-разному у перекрестка, жалуясь друг другу на мороз и пробки, а спустившись в метро, я впервые услышала как устрашающе воет поезд в туннели и облегченно вздыхает у перрона. Мир ожил. Дмитрий Власик, чья музыка звучит в спектакле из бусин и гвоздей, чайных чашек и блюдец, из металлических треугольников, шорохов и скрипов, научил меня слышать музыку низших сфер. Настоящую. Живую.
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРАЖЕНИЯ
«150 причин не защищать Родину» я смотрю в тот самый момент, когда страна, разделившись на два лагеря, обсуждает проблему Крыма. Новорожденные «славянофилы» клеймят врагов Отечества. По улицам шляются ура-патриоты. Телевизор несет ахинею. Интернет дымится.
А в Театре.doc женщины тихими скорбными голосами рассказывают историю полутысячелетней давности – трагическую летопись обороны и падения Второго Рима. Слегка подзабытую, но оттого еще более современную…
У пьесы нет сюжета: ее завязка, развитие и кульминация предопределены историей. Второй Рим пал 29 мая 1453 года под натиском турок-османов. Этому событию предшествовала почти двухмесячная осада города турецкой армией. Захватив Константинополь, султан Мехмед II отдал его на разграбление солдатам. Население было истреблено практически полностью, Восточная Римская империя перестала существовать. Точка. Все.
Нет, не все. Спустя 560 лет заключительный аккорд византийской летописи звучит по-прежнему мощно и актуально. Его герои ожили и свидетельствуют. Они выходят на сцену – каждый со своей верой и правдой. Каждый – со своими представлениями о чести, Родине, славе и бесславии. Каждый – со своими оправданиями, увы, бесполезными перед лицом близкой и неотвратимой гибели.
В пьесе «150 причин…» монологи мужчин произносят женщины. Больше некому: все мужики либо сгинули на войне, либо по доброй воле перешли в стан врага. Как, например, константинопольский сапожник: любовь к ремеслу и спокойной жизни оказалась в нем сильнее любви к Отечеству.
«Это история про падение главного города тогдашнего мира. Про то, почему Запад не оказал помощь, про 150 причин не защищать родину, про тысячи очень верных и продуманных мотивов искать и найти компромисс с врагом и с совестью, чтобы выжить. И поиск одной-единственной причины выйти на смерть и защищать то, что другие уже продали, предали или бездарно проиграли», – говорит режиссер спектакля Елена Гремина.
Так или иначе, но в бесконечном для маневра пространстве сослагательного наклонения вопросы истории и морали, задаваемые актерами, звучат совершенно по-новому. И «150 причин…» предлагают зрителю заново сделать исторический (и человеческий) выбор. А, выйдя из зрительного зала – повторить гражданский опыт в текущей реальности.
Принесет ли пользу моему больному Отечеству такой этический «практикум»? Не знаю. История почти не знает случаев, когда голос муз заглушил бы гром пушек, и учит известно чему: в кровавой череде битв и политических интриг побеждают те, кто злее, упрямее, коварнее, пассионарнее. Все остальное, включая этику, религию и мораль – вторично.
Но разве это тысячекратно доказанное правило мешает нам оставаться людьми, сохраняя верность бесполезным (с практической точки зрения) идеалам и святыням?
… Император Константин, одетый в доспехи простого солдата, дрался до конца и погиб, защищая свой город и свою веру. После битвы его тело с трудом опознали.
… Султан Мехмед прожил пятьдесят один год, покорил треть Европы и умер от пищевого отравления.
… Константинопольский сапожник и сейчас тачает обувь при дворе какого-нибудь тирана. Сафьяновые сапоги у него, говорят, превосходные.
Очень сильный спектакль на очень непростую тему. Несмотря на то, что речь идет о событиях многовековой давности, темы, затронутые в спектакле, актуальны и сейчас. Нет белого и черного, нет хороших и плохих.
Почти полное отсутствие декораций и реквизита не мешает произвести очень сильное впечатление. Отсутствие костюмов не запутывает и не делает действо более блеклым. Внешний лоск и дорогие убранства вообще не главное в этом театре.
Музыкальное сопровождение очень необычное. В самом начале спектакля кажется, что оно затянуто, чересчур странно и утомительно, но потом понимаешь, как хорошо оно оттеняет и дополняет общее впечатление от происходящего на сцене.
Спасибо за отличный спектакль!
Дзен-спектакль. В первую очередь, понравилась музыка, напомнившая мне буддистские медитативные практики. Понравились стихи и, конечно, история. История захватывающая и грустная. Грустная тем, что такие трагедии происходили раньше, и тем, что они происходят до сих пор. С пятнадцатого века в этом отношении мало что изменилось, люди до сих пор воюют и умирают за веру, как и в средневековье. Также в этом спектакле можно найти немало параллелей с современной российской действительностью.
В целом, спектакль понравился, рекомендую сходить и погрузится в атмосферу последних дней Константинополя, она передана очень хорошо.
Идея данной постановки сама по себе неплоха, но видима только в теории. Весьма скучное действие начинает захлёбываться минут через 20 и кроме того здесь имеет место довольно редкий случай -низкий актёрский уровень исполнительниц, за исключением Котовой.
После спектакля было ощущение, что посмотрел эпическую кинокартину со сценами сражений в десятки тысяч человек, крепостями, гигантскими орудиями и морскими флотилиями, властителями мира и многочисленными подданными, странами и империями.
И все это сделали 5 актрис в пустой комнате практически без реквизита…