Театральная афиша Москвы

Спектакль Ревизор. Версия

5.6
Театр: Ревизор. Версия

Александр Калягин играет старого Хлестакова

Четыре акта комедии Гоголя именитый грузинский режиссер Роберт Стуруа уместил в полтора часа сценического времени. Прощелыгу Хлестакова играет не кто-нибудь из ярких дебютантов, а мэтр Александр Калягин. Артист-виртуоз сыграл премьеру к своему 75-му дню рождения; таких пожилых Хлестаковых в истории прежде не было. При этом Калягин не играет чужой возраст, а наоборот: в своем персонаже он именно что усиливает дряхлость и безжизненность, выкатываясь на сцену в кресле-каталке.

Отзывы пользователей о спектакле «Ревизор. Версия»

Фото Andrey Krat
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
3
На "троечку".

Спектакль на "троечку". Основное чувство от просмотра - недоумение. Зачем надо было так мучиться, чтобы сделать такой усеченный и не смешной перепев Гоголя?

0
Фото Мария Н.
отзывы:
28
оценок:
30
рейтинг:
25
9

- К нам едет ревизор!
- Опять?!
Спектакль "Ревизор. Версия" Роберта Стуруа в театре Et Cetera с первых же минут встроился для меня в череду постановок, объединённых общим признаком: "Гоголь - не реалист!"
Где происходит действие? В каком времени, месте - и, кстати, в который раз?..
И кто он, этот неприметный наблюдатель в чёрных очках, затесавшийся в толпу чиновников?
И чего они все ждут - ревизии или Страшного суда?
Ведь признаком того, что явившийся к ним ревизор - настоящий (сперва-то городничий Бобчинскому с Добчинским не поверил), стало упавшее с небес белое перо...
А какой он, кстати - Хлестаков?
Менее всего обращаешь внимание на несоответствие возраста Александра Калягина исполняемой им роли. Ведь, в конце концов, неважно, "старый чёрт" ревизор или молодой - это в любом случае образ, существующий в голове у городничего и мало общего имеющий с самим Хлестаковым.
Но - какой он? Беспомощный старичок, страдающий склерозом, потому и переспрашивающий постоянно, где, дескать, мы завтракали сегодня да как называлась рыба? А потом пускающийся в бессвязные то ли воспоминания, то ли стариковские фантазии о балах, Петербурге, Пушкине... И нестерпимо жалко его...
Или - внезапно - нечто жуткое, бесформенное, нависающее над окаменевшим от ужаса городничим - "я везде, ВЕЗДЕ!"
Или - и в самом деле мошенник?
Или - настоящий ревизор?..
Городничий никогда этого не угадает; да даже если бы и распознал он настоящего ревизора, это бы его не спасло, потому что вести себя с ним он будет единственным ему известным способом.
А значит - история будет повторяться.
В малейших деталях - вот и городничий уже раздраженно подхватывает реплики чиновников и договаривает за них. А те - привычно уже бросают пачки денег в сумку, чтобы "подсунуть" инкогнито проклятому. Нет нужны каждому отдельно с взяткой ходить, итог-то один...
Они просто не умеют иначе.
Эдакий день сурка, из которого не выбраться.
И с неминуемо маячащим Судом в самом ближайшем будущем.
Тотчас потребуют к себе - всех.
Великолепная, острая и страшная постановка с изумительными актерами - в восторг приводит не только Калягин; прекрасен городничий (Владимир Скворцов), под стать ему и Анна Андреевна (Наталья Благих); неожиданно трогательна и прелестна Марья Антоновна (Кристина Гагуа); а почтмейстер (Евгений Шевченко), кажется, действительно в неё влюблен; а какова неожиданная бессловесная роль Авдотьи (Елизавета Рыжих)!
Сценография тоже заслуживает внимания; вроде бы на сцене практически ничего нет, но эти ржавые арки... и вспыхивающие за ними адские огни... и живущая своей жизнью люстра...
Уж не на том ли свете происходит действие? Или апокалипсис уже случился, а запертые в своём бесконечно повторяющемся дне герои этого не заметили?
"Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пиэсе: все до единого согласны, что этакого города нет во всей России, не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды; хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что̀, если это наш же душевный город, и сидит он у всякого из нас? <...> Что̀ ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по именному высшему повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад".

0
Фото Елена Маслова
отзывы:
76
оценок:
74
рейтинг:
13
7

К нам едет Ревизор,инкогнито,из Петербурга,с тайным донесением!
Как?Когда?А вдруг он уже здесь?Что делать,куда бежать,где искать?
Бежать,известно куда,в гостиницу,где есть одни господин,и даже якобы из Петербурга.
И вот,мы видим его,Хлестакова.Но не такого молодого и энергичного,а уже давно не молодого господина,сидящего в инвалидном кресле.Можете себе такое представить?
А по мне,так это даже лучше отражает всю сущность чиновников,которые готовы на все,даже подсунуть под этого дряхлого старика,свою молодую дочь.Или станцевать стриптиз с раздеванием.Да,перед Калягиным,а именно он играет Хлестакова ,можно и стриптиз изобразить.
Но больше всего мое внимание привлекла...люстра,которая играла не мало важную роль в этой постановке.А именно.Она очень реагировала на все то,что происходило,или должно было произойти в данный момент на сцене.
Она то ярко вспыхивала,то неожиданно взрывались лампочки.А то,начинала плясать,вверх,вниз.И так и наровилась упасть на голову одному из героев.
Очень оригинальная постановка,в которой звучит потрясающая музыка Верди,Гия Канчели,Шуберта и многих других.
Игра музыки и света делает действие еще более загадочным.
Идет без антракта,около 1 час 40 минут.

0
Фото jeanix
отзывы:
116
оценок:
1107
рейтинг:
60
7

О коррупции и о борьбе с коррупцией

Обозначенная в названии версионность спектакля заключается в двух фишках:
1) в неожиданном и необычном распределение ролей: Хлестаков – Калягин, Городничий – Скворцов.
2) в сжатии этой хрестоматийной истории, в ней всё схлопнуто до главного, до основополагающей формы движения бабла в России – взятка, и связанных с этим процессом рисков. История развивается стремительно, и вся укладывается в полтора часа: плохие вести – страх – ревизор? – ВЗЯТКА – отъезд ревизора – ревизор! – немая сцена. Всё точно по Гоголю.
Городничий – энергичный управленец вип-уровня, лет сорока, вся его команда топ-менеджеров – совсем молодые люди, кроме судьи, тот видимо – наследие прежнего режима.
Хлестаков – обезноженный парализованный старик в маразме, передвигается он лишь в инвалидной коляске, говорит слабым кукольно-мультяшным голосом. Его хвастовство дружбой с Пушкиным, сочинительством романов и т.п. – это всполохи маразмирующего угасающего сознания, а инцидент с ухаживанием и сватовством к Марье Антоновне эквивалентен аналогичному эпизоду в «Дядюшкином сне» Ф.Достоевского.
Ключевое событие спектакля – взятка. На сцене появляется тот самый знаменитый улюкаевский кожаный саквояж. В него Городничим и чиновниками закладываются деньги, не в полиэтиленовой упаковке, а россыпью, пачками, маркированы ли они специальным раствором – неизвестно. Портфель передаётся ревизору Хлестакову, и он, торопясь уехать, его забывает, но выручает преданный косноязычный Осип, он возвращается и забирает. Есть во всех этих манипуляциях какая-то тайна – то ли Кафка это, то ли быль. Разгадка приходит в самом финале, по высочайшему повелению.

0
Фото Манька Облигация
отзывы:
21
оценок:
56
рейтинг:
7
5

Впечатления от спектакля остались неоднозначные. Я бы сказала, что какой-то тяжелый и тягостный осадок, хотя данное произведение Гоголя не предполагает никакого трагизма, а даже наоборот... это комедия. Мне смешно не было. По моему мнению, от Гоголя, вообще, мало что осталось. Декорации, музыка, костюмы - практически все в темных тонах, с надрывом. Образ Хлестакова в исполнении Александра Калягина для меня очень спорный. У Гоголя "...Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими." Извините, но совсем не похоже. Зачем Хлестакова надо было сажать в инвалидное кресло? Сперва я подумала, что из уважения к возрасту и состоянию здоровья Александра Александровича, но во второй половине спектакля он достаточно бодро передвигается по сцене. Мне кажется, что выбор именно данной роли, да и данного литературного произведения, к 75-летию актера был не очень удачный.

0

Галерея