Москва
5.4

Спектакль
Носороги

Постановка - Театр юных зрителей им. Брянцева
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Современные режиссеры все чаще обращаются в своих театральных работах к темам самоидентификации человека в современном обществе. Кто он — человек XXI века? Что им движет? Какие цели он преследует? Что заставляет его чаще сдаться и примкнуть к толпе, чем в одиночку отстаивать свои принципы и убеждения? Ответы на эти вопросы создатели спектакля «Носороги» ищут в одноименном произведении французского драматурга-абсурдиста, признанного классика театрального авангарда XX века, Эжена Ионеско. Пьеса, написанная в 1960 году, показалась авторам постановки актуальной сегодняшнему дню. Прошло уже больше полувека, но философия человеческого бытия осталась все той же. И, возможно, так будет всегда?... Эта пьеса об умении сказать «нет» и остаться одному — это трудно, но всегда найдутся еще такие же, не пожелавшие растворяться в общих словах и мыслях. Можно сказать и еще короче: пьеса «Носороги» Эжена Ионеско — это воспевание человеческого достоинства.
  • Носороги – афиша
  • Носороги – афиша
  • Носороги – афиша
  • Носороги – афиша
  • Носороги – афиша
Драматический
16+
28 апреля 2016
1 час 40 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Oleg V. Kalinka
141 отзыв, 141 оценка, рейтинг -12
9 апреля 2020

Синдром «Носорогов» нашего сознания.
Николай Рощин и Андрей Калинин в спектакле «Носороги» обращаются к раннему периоду творчества известного французского драматурга Эжена Ионеско, к его пьесе “Rhinoceros”(1960). Особенностью этого произведения заключается в том, что она написана великим драматургом в конце пятидесятых и это довольно сложнй для европейского общества период. На временном отрезке от середины сороковых до конца пятидесятых, в истории европейского обществе происходят значительные изменения, эхо которых доносятся до нас сквозь десятилетия. В этот период Европа медленно восстанавливается после кровавого зарева войны и суровых реалий жизни на руинах, этот сложный и мучительный процесс находит своё отражение на жизни общества. В этот период Эжен Ионеско в своих наблюдениях послевоенного общества Франции исследует французское общество и пьеса “Rhinoceros” - это результаты его исследования, обличенные драматургическую форму. Сюжет пьесы «Носороги» Ионеско воплощен в характерном для него стили произведения написанного для театра абсурда и это видение доказало свою актуальность сегодня, так как под влиянием исторических событий процесс форматирования и переформатирования общества никогда не завершается.
В спектакле сценическое пространство создаётся проекция фрагмента небольшого, полу - провинциального французского городка и здесь это место типизировано и обезличенно и этот подход визуализирует одно из мириады подобных мест на карте Европы. В этой обезличенной проекции типичности создан микромир обыкновенных людей живущих рутинной жизнью. Люди, собранные в этом пространстве подчеркивают принцип типичности, их образы легко узнаваемы и здесь каждый может узнать жителей маленьких городов, чья размеренная жизнь подчиняется традициям и устоям провинциальной жизни маленьких городов. В «Носорогах» Рощин и Калинин создают портретную галерею персонажей, в которой проецируется подобие среза общества этого мира и таким образом они воплощают типичную репрезентативную социологическую выборку Ионеско и в ней отражается модель общества того времени.
В созданном в сценическом пространстве модели общества Рощин и Калинин визуализируют процессы происходившие в обществе конца пятидесятых на примере взаимодействия между персонажами-членами общества. Здесь, в сценическом пространстве спектакля зритель может наблюдать различные процессы, описанные в массиве пьесы великого драматурга. Это взаимодействие позволяют нам наблюдать процесс самоидентификации членов и здесь он результируется и финализируется в расслоении общества.
Этот процесс условно выделяет в обществе персонажей двух неравноценных категории, которые можно (с большими оговорками) назвать как люди-хищники и люди-жертвы. Это подразделение общества Ионеско в спектакле «Носороги» визуализируется различными путями через художественное оформление сценического пространства. В спектакле «Носороги» сценография с одной стороны подчеркивает унифицированную типичность, а с другой подчёркивает контрастность этих миров с помощью оформления в монохроматических тонах и это видение усиливает ультимативность видение мира.
В первых картинах спектакля и это видение находит воплощение в образах персонажей, они категоричны во взглядах в собственной самоидентификации и видении другой категории и по вероятности расслоения общества. В начале они предпочитают нивелировать опасность трансформации из одной категории в другую и здесь линия раздела между этими категориями отчетливо видима и ощущается в позициях персонажей. В истории Ионеско группа хищников метафорично воплощена в образе носорогов, но в его видении подразделение на носорогов и людей не финализированна, это выходит за традиционное понимание хищника-охотника. Ионеско расширяет границы понимания хищника и здесь это очень емкое понятие, в котором он создаёт коннотацию к событиям прошлого. В его видении носорог - это синоним персонажа вседозволенности и власти над всеми, но с другой стороны он метафора покорности и конформизма, взамен на благополучное существование.
Рощин и Калинин в спектакле визуализируют процесс превращения человека в носорога через переосмысливание персонажами своих взглядов на собственную роль в обществе и понимания жизни, что приводит к трансформации человеческого сознания. В «Носорогах» этот процесс происходит постепенно и поэтапно, первоначально человек признаёт превосходство над собой на подсознательном уровне, и это приводит его визуализации в новом качестве на физиологическом уровне. С помощью этого приема Ионеско показывает нам универсальность технологии программирования человеческого сознания и напоминает нам всем что эта технология была и остаётся на службе у диктаторов прошлого и политиков современности. Здесь эта технологическая цепочка трансформация человеческого сознания раскрыта от точки категоричного отрицания к полному конформизму. В спектакле это однонаправленный процесс, в котором человек, ступивший на путь конформизма, переходит через метафоричную точку не – возврата, после которой он постепенно теряет человеческие черты во всех смыслах этого слова. Образы персонажей спектакля позволяют зрителю увидеть программирование человеческого сознание и попытки противостоять этому процессу в их взаимоотношениях и в них присутствуют конкретные примеры типологии самоидентификация Ионеско.
В спектакле «Носороги» Рощин и Калинин подводят нас к пониманию что многие преступления человечества, суровые диктаторские режимы и многие другие катастрофические процессы всех времен начинаются с нашего сознания, в котором мы находим оправдание, а за тем они визуализируются в многомиллионных жертвах и страданиях, которые мы приносим ради собственного комфорта и благополучия.

0
0
9
Оксана Васько
484 отзыва, 682 оценки, рейтинг 114
25 мая 2016

Ну что сказать? Смело, феноменально, грандиозно.

Николай Рощин и Андрей Калинин были в своей постановке от начала и до конца безжалостны к зрителю: мало того, что сам сюжет пьесы глубоко драматичен (как человек под влиянием внешних факторов системы может легко превратиться в животное - носорога, утратив всякую человечность и психику), так режиссеры еще вдогонку к этому подкладывают зрителю раздавленных кошек, людей с трубками во рту в психиатрической лечебнице, медсестер в хиджабах и окровавленные головы носорогов, имитированных под настоящие.

В этом спектакле зритель не просто на сцене, он внутри спектакля, и актеры, и режиссеры крутят и вертят им, как хотят.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все