Театральная афиша Москвы

Спектакль Сервилия, Москва

оценить
Расписание и билеты

Неудачная опера Римского-Корсакова, которая оказалась шедевром

Среди всех опер Римского-Корсакова эта, о первых христианах в Риме, считалась неудачной: путаный сюжет на пять актов и ни одного потенциального шлягера. Собиратель редкостей Геннадий Рождественский извлек ее из архива и легко убедил зрителей в обратном. Торжественно-приподнятая по форме и романтическая по духу, «Сервилия» усладит душу любителей оперы-оперы — такой, где томятся в сердечной смуте сопрано и тенор, интригует негодяй-баритон и благоухают пышные оркестровые цветы. Под стать и спектакль: закат Римской империи — тема, которая обычно провоцирует на разнообразные сценические пошлости, — подан удивительно бережно и красиво.

Место проведения

Камерная сцена Большого театра

7.9
телефон+7 (495) 606 01 08
адрес
подробнее

Отзывы пользователей о спектакле «Сервилия»

Фото anna-scherer.livejournal.com
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
0
9

Московский Камерный музыкальный театр им. Б.А.Покровского 15 апреля выпускает необычнейшую премьеру--оперу Н. Римского-Корсакова "Сервилья". Мы совсем не избалованы русскими операми, а уж в постановке именно оперного режиссера тем паче. Уникальность ситуации еще и в том, что опера эта малоизвестна, после первой постановки на сцене Мариинки в 1902 году буквально еще несколько раз разные труппы пытались вдохнуть жизнь в заклейменный самой неудачной работой блестящего композитора спектакль. Но тщетно. До сих пор нет даже полной записи оперы, лишь четыре номера.
На предпремьерной пресс-конференции нынешние постановщики "Сервильи"--режиссер-постановщик Ольга Иванова, художник-постановщик Виктор Герасименко, дирижер Дмитрий Крюков, хормейстер Алексей Верещагин-- уверяли, что и оперу эту по-настоящему раскроют для зрителя наконец, сломав негативный стереотип, и намерены сделать аудиозапись спектакля на Мосфильме под руководством Геннадия Рождественского.

В основе сюжета лежит одноименная драма Мея, действие происходит в Риме в 67 г. н. э., в царствование Нерона, заговор против преторианца Тигеллина, становление христианства--нетипичные для Римского-Корсакова тема, эпоха и жанр. Плюс расхожее мнение, что композитор не умеет писать речитативы. В итоге--забвение произведения на целый век. Совершенно незаслуженное, по мнению Ольги Ивановой--опера полна аллюзий и символизма. Нужно было видеть с каким воодушевлением рассказывала режиссер-постановщик спектакля о своем рождающемся детище, о той исследовательской работе в изучении эпохи и богословия, которую она вынуждена была провести, чтобы почувствовать и понять все повороты либретто--чтобы понять, например, что появляющийся в начале и конце действа старик с призывом верить в единого Бога (и слышащего в ответ всеобщее Credo!) это образ апостола Петра. А дирижер Дмитрий Крюков, явно влюбленный в произведение, поведал, что шлягеров, как таковых в спектакле нет--есть единая , гениальная, по его мнению, музыкальная канва, аналог церковной службы, а мастерство, с каким написаны речитативы можно сравнить разве что с моцартовскими.

В общем, сложилось впечатление, в театре Покровского грядет либо грандиозное оперное событие года, либо такой же по размаху провал. Ту высокую ноту, которую взяли постановщики, невозможно превратить в обыденно проходной спектакль. Впрочем, в конце года, в декабре, театр готовит еще одну, с позволения сказать, "бомбу", о которой точно будет говорить театральная Москва--грядет финская опера Калеви Ахо "Диего и Фрида"--про любовный треугольник Риберы, Фриды и Троцкого.

Весь зал будет преобразован в римский амфитеатр, зритель сможет почувствать себя настоящим римским гражданином эпохи первого столетия, действо же будет происходить не только в середине амфитеатра, но и на боковых галереях и позади зрителей. В центре амфитеатра будет бассейн, вокруг которого будут возлежать патриции. В общем, помимо музыкального потрясения готовится и визуально-эстетическое. Костюмы обещают максимально приближенные к эпохе. Немудрено, что на вопрос из зала, во что обошлась постановка, директор театра Олег Михайлов лишь обреченно махнул рукой и поведал, что компенсировать затраты придется гастролями в Крыму.
Кстати, билеты остались уже только на май!

0

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена Камерным музыкальным театром им. Бориса Покровского

Премьера оперы Николая Римского-Корсакова «Сервилия», приуроченная к юбилею музыкального руководителя театра, народного артиста СССР Геннадия Николаевича Рождественского, который и встанет за пульт на премьере. Идея постановки «Сервилии» в Театре имени Покровского принадлежит юбиляру, который во всем мире известен как выдающийся просветитель и открыватель незаслуженно забытых имен и сочинений. Вместе с ним над спектаклем работают режиссер-постановщик Ольга Иванова, художник-постановщик Виктор Герасименко, дирижер Дмитрий Крюков, хормейстер Алексей Верещагин, художник по компьютерной графике Данил Герасименко и руководитель детcкой группы Елена Озерова. Малоизвестная опера занимает особое место в творческом наследии великого русского композитора. Совершенно нетипичные для Римского-Корсакова тема, эпоха и жанр изначально придали опере необычный статус, и в результате она всегда стояла особняком среди многочисленных шедевров своего автора. Так как «Сервилия» до сих пор остается единственной оперой Римского-Корсакова, не существующей в аудиозаписи, театральной премьере будет предшествовать ее полная студийная запись под руководством Геннадия Рождественского. Постановка «Сервилии» станет одним из самых масштабных проектов театра за последние несколько лет. Декорации, созданные Виктором Герасименко, полностью преобразят зал театра, превратив его в Римский форум. Режиссер Ольга Иванова досконально изучила исторический контекст представленных в опере событий и предлагает трактовку, позволяющую оценить доныне неизвестную глубину философско-религиозного замысла этого сочинения, который оказывается сопоставим с концепциями его великих опер.