Москва
8.4

Спектакль
Машина Мюллер

Постановка - Гоголь-центр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Самый откровенный спектакль Кирилла Серебренникова — о красоте бунта и диктатуре нормы

Творчество брутального парадоксалиста Хайнера Мюллера в России знают мало. Автору, любующемуся обломками человеческой цивилизации, с 1970-х по сей день заставляющему ерзать каждое новое театральное поколение, посвящен самый эстетский и откровенный спектакль Кирилла Серебренникова. В стилизованной под Шодерло де Лакло пьесе «Квартет» режиссер Константин Богомолов и телеведущая Сати Спивакова меняются полами; в манифесте конца эпохи человечности «Гамлет-машине» солирует Александр Горчилин. И да, в спектакле занято 18 обнаженных перформеров.

  • Машина Мюллер – афиша
  • Машина Мюллер – афиша
  • Машина Мюллер – афиша
Драматический
18+
Кирилл Серебренников
4 марта 2016
2 часа, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 639
29 марта 2016
Самый откровенный спектакль Кирилла Серебренникова — о тоталитаризме нормы

Гурьба совершенно обнаженных леди и джентльменов шастает по сцене туда-сюда, периодически пыхтя и потея. Все вместе они — единый плотский трансформер, превращающийся по необходимости то в живую мебель, то в бригаду ОМОНа, то в скульптурные композиции. На их фоне развязно лицедействует дуэт Константина Богомолова и Сати Спиваковой (подчеркнуто литературный баттл двух взбесившихся любовников в исполнении одиозного режиссера и телеведущей), изредка уступая инфантильным панковским соло Александра Горчилина под стать выступлениям Алексея Никонова («Кровь нашу насущную даждь нам днесь!»; «Хайль, кока-кола!»). Стерильный белый кабинет сцены наполнен одухотворенными созвучиями Перселла и залит проекциями военных видеохроник: барокко усмиряет апокалипсис.

Барокко, апокалипсис и нагота встречаются тут, разумеется, не с бухты-барахты. Кирилл Серебренников, приняв на себя культуртрегерскую миссию знакомить отечественные массы с неведомыми прежде достояниями мировой культуры, выстроил на сцене портал в авторскую вселенную Хайнера Мюллера. Классик брутальной деконструкции известен жесткими перемолами античных сюжетов, живописанием осколков самоуничтожившейся человеческой цивилизации, высокой степенью цинизма и политизированности, а также обилием взвинченного капслока в текстах и почти совершенным отсутствием истории постановок в России. Его пьеса «Квартет», вынесенная Серебренниковым в центр композиции, представляет собой привет Мюллера Шодерло де Лакло с его «Опасными связями» — отсюда и барокко, и нагота, и игра Богомолова и Спиваковой в «старый» театр.

Тем временем вступительная ремарка «Квартета» гласит, что действие разворачивается одновременно в салоне времен Великой французской революции и в бункере после третьей мировой войны. Последнее обстоятельство и объясняет присутствие в спектакле монологов из знаменитого постапокалиптического «Гамлета-машины». Современники первых публикаций этой пьесы в конце 1970-х небезосновательно характеризовали ее как «апофеоз тотального отрицания».

Рваная композиция объединена общей метафорой сопротивления норме и постепенного освобождения — от одежды, грима, маски, парика. «Вам не наскучила моя игра?» — орет на зрителей окончательно распоясавшийся Константин Богомолов строго по тексту. Грациозно вплывающий на подмостки контратенор Артур Васильев, выполняющий функцию хора, отбивающего эпизод от эпизода, не только выводит заоблачные партии в духе Antony and the Johnsons в сопровождении живого оркестра, но и ровно как Antony, ставший теперь Anohni, иллюстрирует трагическое положение андрогина в этом зацикленном на сексуальном дуализме мире. В недавнем интервью Anohni сказала так: «Если человечество разделят на две группы, я сяду с женщинами». Так и персонаж Васильева, будто вынужденный выбирать, натягивает на себя женский парик. Примерно в этот же момент окровавленный Гамлет, лишивший себя половых органов, представляется Офелией.

В пору маразматических запретов, распространяющихся на культуру, и радикального сокращения зоны дозволенного, происходит консолидация трезвых художественных сил города. В частности, в представительстве режиссера Серебренникова и режиссера Богомолова (в качестве ответа на запрет мата вставляющего теперь в спектакли слова «фуй» и «лядь»). Однако спектакль-бунт «Машина Мюллер» не скандальный, не эпатажный, он напрочь лишен вульгарности и провокативности. Напротив, сотворчество Кирилла Серебренникова, хореографа Евгения Кулагина, композитора Алексея Сысоева (и всей большущей команды) дало на выходе едва ли не самое эстетически завершенное, аккуратное и целомудренное зрелище о свободе за последние годы. «Гоголь-центр» представляет: комфортная презентация некомфортного творчества великого немецкого драматурга Хайнера Мюллера, социополитические мотивы которого, написанные 30 лет назад, — так вышло — порой слишком правдоподобно иллюстрируют положение дел в российском обществе XXI века.

19
0

Отзывы

1
Владимир Рыбников
144 отзыва, 145 оценок, рейтинг 125
14 марта 2016

Прежде всего имейте ввиду, спектакль идет без антракта и выбираться из середины зала в темноте будет довольно трудно. Главное ощущение от спектакля бесконечная скука, как на затянувшемся советском партийном собрании, ее не могут рассеять не голые мужики и бабы два с лишним часа довольно неуклюже пляшущие на сцене, ни ужимки госпожи Спиваковой и режиссера Богомолова (я даже задумался не приболел ли он) среди них, ни скверная по качеству видеопроекция с испытаниями ядерных бомб и демонстрациями протеста, ни унылые песни в микрофон безмерно накрашенного контртенора. Смотреть на все это очень тяжело. Если вы мне не верите, то хотя бы не покупайте билетов за 10 000 рублей, купите в дальний амфитеатр за 1000, ну а когда все же сходите на спектакле поставьте мне спасибо в рецензии, все таки какие никакие деньги вам спас. А время да, потеряете конечно, но люди его не ценят, хотя в общем то ничего кроме времени у них реального то в жизни нет

34
1
9
Sergey Gureev
96 отзывов, 700 оценок, рейтинг 361
6 марта 2016

Если вы любите или хотя бы хотите попытаться понять, что такое современный (постдраматический, постмодернистский) театр, то "Машина Мюллер" это маст си. Работ такого порядка сейчас в Москве нет.

Это тот редкий случай, когда театр действительно дарит новый опыт. Пытаться словесно описать этот опыт и сам спектакль – тяжело. Если вкратце, то это экзистенциальный театр, выражающий драму человеческого существования современным театральным языком. Есть Эрос, есть Танатос, секс и смерть, есть свобода и насилие, есть наши разнообразные трепыхания-движения-страдания на пути трансформаций между стартом и финишем, трагедия "обладать сознанием и не иметь возможности контролировать материю", переменчивое Бытие перед великим Nicht.

Это демонстрируют 18 обнаженных перформеров – телом и делом. Это рассказывают Богомолов, Спивакова и Горчилин – словом и игрой. Об этом – высоком и низком, красивом и пошлом – поет Артур Васильев. Эти хаос, бурление, взлеты и печальные концовки – в музыке и визуальных решениях. Сложный мультимедийный театр, направленный не на развлечение или назидательство, а, прежде всего, на передачу опыта / смыслов в разнообразных плоскостях.

Отдельная важная тема, за которую низкий поклон Серебренникову, хореографу Кулагину и самим перформерам, – легитимация тела, снятие табу с наготы. Искусство, безусловно, должно возвращать нас и само возвращаться к корням, снимая гнет и запреты, подавляющие естественное и прекрасное. Ведь мы таковы, священны, красивы и должны научиться принимать себя. И это принятие действительно начинает приходить даже за недолгие два часа спектакля, и в конце, когда героев насильно одевают, ощущаются подлинные боль и насилие над чистотой и свободой.


P.S. Если идете, но не чувствуете себя достаточно уверенно – вот некоторые способы подготовки:

Основная текстовая опора спектакля – небольшая "гениально-генитальная" пьеса Мюллера "Квартет" (текст легко найдете в поисковике). В ней играют, меняясь местами, себя и двух жертв своих порочных игр персонажи "Опасных связей" - Вальмон и маркиза Мертей. Так что можно еще пересмотреть классическую экранизацию "Опасных связей" Фрирза или просто освежить несложный сюжет.

Читать вторую пьесу, лежащую в основе спектакля, – "Гамлет-машина" – можно, но не поможет. Это абсолютно постмодернистский интертекстуальный коллаж, по которому написана куча разборов-анализов-интерпретаций, и наскоком его не взять. В спектакле все равно самые понятные куски, которые доступно проиллюстрированы, и их очень мало (из пьесы "Миссия" текста, кажется, не меньше, но про него даже не упоминают).

Полезно будет почитать интервью Серебреникова-Богомолова-Спиваковой здесь же в Афише:
"- Пьеса «Квартет» про секс — и вообще про тела.
- Скорее про бренность тела. Про то, что любое сближение двух тел конечно. Тогда как взаимопроникновение в мозг и в душу может быть бесконечным."
и письмо Серебренникова про освобождение тела на Снобе.

13
1
7
Светлана Гофман
57 отзывов, 284 оценки, рейтинг 151
6 ноября 2016

На этот спектакль стоит пойти уже ради того, чтобы открыть для себя в Константине Богомолове потрясающего актера. Сати Спивакова во время обсуждения спектакля очень точно назвала его "театральным животным". Его органика и впрямь отдает чем-то нечеловеческим, в лучшем смысле этого слова. От него не оторвать глаз, за ним захватывающе наблюдать каждую секунду его пребывания на сцене. Сама же Сати не производит подобного впечатления. Наряды в стиле "дарк-дисней" очень идут ее фактуре. Но чары действуют только пока она молчит. Во время ее монологов не покидает чувство неловкости и неуместности. То, что уважаемый обозреватель "Афиши" назвал "игрой в старый театр", мне показалось просто единственным, на что способна актриса, которая так любит в интервью упоминать о своем красном дипломе ГИТИСа.
В остальном спектакль практически безупречен, хоть иногда возникало ощущение "провисания" ритма и несклеенности отдельных мощных сцен, каждая из которых более цельна, чем все "полотно". Можно это считать частью замысла режиссера, можно считать недоделкой. Я склоняюсь ко второму. И все же к концу второго часа зрительское восхищение во мне одержало победу над замешательством и разочарованием (борьба шла на протяжении всего спектакля). Некоторые моменты оказались настолько перенасыщены смыслами, а образы настолько точны (например, одевание как изнасилование в финале), что к ним до сих пор хочется мысленно возвращаться.

6
0
3
Yulia
54 отзыва, 278 оценок, рейтинг 111
1 октября 2017

В самой популярной на сегодняшний день рецензии Афиши на этот спектакль написано "скука" и это именно то, из-за чего я ушла со спектакля часа через полтора. Иначе я рисковала вывихнуть челюсть.

Богомолов и Спивакова - не артисты, массовка - не танцовщики и не модели, в действии не за что уцепиться ни уму, ни взгляду. Поразительно, но ещё находятся люди, которых много обнажённых тел на сцене возмущает - это они уходят из зала в первые полчаса. Что ещё невероятнее, для кого-то в 21м веке это всё ещё кажется ужасно смелым творческим высказыванием, это они разбирают билеты по 8 тысяч и, фотографируясь на фоне рамки с названием спектакля, строчат в инстаграммы "на крутейшей #машинемюллер".

А я сидела, смотрела как женская часть обнажённой массовки отважно обливалась символизировавшим нечто смелое и творческое кисломолочным продуктом, зевала и думала: "Йогурт... надо б купить клубничного, давно не ела...".

7
2
1
Alexander Goryunov
10 отзывов, 49 оценок, рейтинг 19
1 июня 2017

Ну что я могу сказать. Два часа жизни отданы К. Серебренникову и его... перфомансу. Честно - подмывает назвать дерьмовейшим дерьмом и пожелать им в зал патруль казаков или каких-нибудь аналогичных "офицеров россии" - уж очень всё трэшово. Но когда охолонули первые эмоции, бесить стало чуть меньше. Ну бегают два часа по сцене абсолютно голые Аполлоны и Афродиты, ну идёт странная беседа двух героев в духе Шарло де Лакло и, хоть и отдаёт сумасшедшим домом, но в общем терпимо, ну поющий андрогин и живой оркестр ничего. Но вот эта вот вся постмодернистская и постапокалиптическая движуха по мотивам того самого Мюллера - ну чистый бред сумасшедшего. Ну и наконец - по сравнению с изощрённо издевавшимся над Евгением Онегиным в Вахтангова "режиссёром" Римасом простигосподи Туминасом, здесь хотя бы все честно: классику не обосрали (де Лакло не в счёт, ибо не впрямую).
В общем, "Скучно, девочки!" (С) Но если хочется прочувствовать современное театральное искусство - сходите. Только билеты по 10 тыс. не покупайте, чтобы потом не жалеть.
P.S. Но спортзал у чуваков конкретный: два часа так бегать - станешь тут Аполлоном.

5
1

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все