Театральная афиша Москвы

Спектакль Маленькие трагедии

0

Отзывы пользователей о спектакле «Маленькие трагедии»

Фото Надежда Карпова
отзывы:
165
оценок:
165
рейтинг:
170
3

Аааа. Именно такую эмоцию могут вызывать номинированные на «Золотую Маску» «Маленькие трагедии» Государственного русского драматического театра Удмуртии из Ижевска. Бессмысленно и беспощадно. Возможно, это один из лучших спектаклей регионов России, я не знаю, но серьёзно воспринимать его сложно: не зря же зрители сваливали из зала пачками, так что остались лишь самые стойкие.

Я не знаю, как к спектаклю относиться. Сначала я полагала, что это нечто, сделанное в жанре русского провинциального анекдота с очаровательной атмосферой книг об Остапе Бендере или игр о Петьке и Василии Ивановиче. Однако в какой-то момент начало казаться, что авторы пытались сделать что-то максимально приближенное к авторским прочтениям классики московских театров. Пытались быть современными, а оказались жутко провинциальными в плохом смысле слова. Здесь слишком много всего: то ирония, то излишняя серьезность. Не понятно, что хотели показать, не выдержано единство подачи, пусть даже оформление в едином стиле. Это обидно, ведь если выбрать определенное направление, могла бы получиться конфетка.

Здесь есть определенная неграмотность в работе с музыкой: спектакль прославляет Моцарта, но его музыка почти не звучит, даже знаменитый Реквием всего лишь мгновения. Зато звучит много странной и не очень понятной здесь музыки: зачем? Есть музыкальный эпизод, когда героиня поет (и не похоже, что вживую), но потом еще несколько, совершенно лишних! Работа откровенно неаккуратная и не продуманная. Запомнился еще эпизод, когда вдохновленный Моцарт начинает играть на рюмках. Сцена – вызов для актера, у него должен быть абсолютный музыкальный слух, иначе получится фигня. Собственно, она и получается. Не понятно, что и зачем здесь ему надо было изображать. Музыкой звуки рюмок не назовёшь.

Сама постановка…странная. Такое впечатление, что намешано очень много идей. В спектакль будто внесли все, что вообще в голову пришло. Есть и очень интересные идеи, есть что-то совершенно специфическое. Еще постановка, такое впечатление, устарела лет на 20-30. Она старается быть современной, но приемы, здесь используемые, к современному театру не имеют отношения. Современность – это лаконичность. Посмотрите, насколько лаконичен и продуман фоменковский «Сон в летнюю ночь», при том, что в уста актеров тоже вложен классический текст. А это? Здесь очень много декораций, костюмов, эпизодов. Слишком большое внимание уделено какой-то бытовухе. Она просто смакуется. Смакуется, как героиня застилает постель, как она моется. Смакуется тема секса. Зачем? Это здесь абсолютно лишнее. Впечатление, что пытались быть смелыми, но какими-то дешевыми приемами.

Сами декорации очень спорные. Мне безусловно понравилось оформление вокзала: банк «Скупой рыцарь», кафе «Моцарт и Сальери» и тому подобное – это блеск. Но остальное – обнять и плакать. Очень часто и много в картине появляются ванны, перемещающиеся по сцене с диким грохотом. Ладно, в один момент героиня изображает в ванне Диту фон Тиз, но эти ванны активно используются и дальше. Ладно бы они несли смысловую нагрузку, так ее нет. Сами декорации в целом меняются очень неаккуратно и шумно, нет плавной смены одной на другую. Слишком подчеркнуто и слишком откровенно. Так нельзя, это просто не профессионально. Использование экранов – отдельная песня. Пока там лишь повторы, это не страшно, но в спектакле есть специально записанные для него эпизоды: едва ли они видны с задних рядов, экраны размером с не очень большой телевизор.

Все это требует обработки и доведения до абсурда, ведь направление выбрано любопытное. Моцарт и Сальери – их можно считать относительно традиционными, но вот персонажи… Дон Гуан – любопытный персонаж с внешностью и повадками гопника. Его женщины, откровенно пропагандирующие сексуальность. Все это надо было бы демонстрировать с большей долей иронии. А то получается, будто смотрим эпизоды дешевого сериала. Затянуты абсолютно все сцены: вечеринка, разговоры, действия. Я уже говорила, много внимания бытовухе. Спектакль спокойно можно было бы сократить вдвое. Самое неприятное, что на всю эту клюкву очень плохо ложится классический текст. Настолько плохо, что не воспринимается вообще никак.

Актеры. Гм. Их игра местами очень и очень заштампована. Много крика, бессмысленного крика, игра не очень разнообразна. Местами слишком театральна, и это вовсе не прием. Сальери – это чтение текста как в школе на уроке, такое впечатление. У остальных многое сериально, в происходящее трудно поверить.

В целом, получилось на редкость мусорно. Интересные находки, типа игры с убитым доном Карлосом, соседствуют с откровенной дешевостью, типа смакования секса. Совсем не ложится классический текст, да и весь посыл странный: если мы сравниваем Моцарта и Сальери, то гениальность первого должна быть видна, а, глядя на весь этот балаган, поверить в нее может только умалишённый. Опять же нет единства приемов: Моцарт с Сальери то на заднем плане, то нет, почему? Если брать жанр русского анекдота, то надо резать половину и реально доводить происходящее до абсурда, до колик в животах зрителей. Брать стиль и действовать. Получилось бы что-то в стиле «Дня выборов». Тогда Моцарта и Сальери тоже делать эпизодом, наверное, а не подавать так трагически серьезно. Собственно, излишняя серьезность в отношении происходящего все и губит. Можно считать «Маленькие трагедии» еще и пародией на современный театр, но опять не справились!

Финал тоже не додуман. С одной стороны, относительно философский сбор, будто тайная вечеря, но не додуман до конца. С другой: борщ! Герои вообще весь спектакль что-то едят, зачем это… Ну и «Рюмка водки на столе» как приговор происходящему.

P.S. Не зря на сцене половину времени часы, удобненько. РАМТ в какой-то момент начал включать свет в зале, видимо, тоже надеялись, что все, но не тут-то было.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить