Комедия |
12+ |
Виктор Шамиров |
22 января 2016 |
2 часа, 1 антракт |
Оценка 7 из 10. О, эти великолепные, но такие похожие друг на друга комедии Островского! Ряд персонажей у него явно кочуют из одной пьесы в другую, лишь слегка изменяя характеры и фразы. О, эти милые незатейливые сюжеты из жизни Москвы 19-го века, где всегда все заканчивается хорошо к вящему удовольствию зрителя! Я люблю Островского чистой и ничем не замутненной любовью. На волне великих русских писателей и драматургов, тяжеловесных и серьезнейших, он ярче всех мастерски писал комедии, которые вот уже 150 лет не сходят с российских театральных подмостков.
"Не все коту масленница", само собой, о замужестве. Одинокая мамаша и её дочь, будучи простушками неопределенного социального сословия, сталкиваются со сложнейшим экзистенциальным выбором всей своей жизни - отдать ли дочь замуж за старого, но богатого или отдать её за молодого, но бедного, которые в довершение путанницы ещё и оказываются родными дядей и племяником.
Пьеса великолепная! Очень смешная и ироничная. К тому же, тема совсем не теряет актуальности и в наши дни! Молодые девушки ищущие себе богатых папиков, оказывается, больная черта не только нашего времени, в курсе проблемы были и классики! Постановка Шамирова тоже очень хороша! При абсолютном минимуме декораций (в первом акте - только диванчик, во втором - стол из преисподней), постановка получилась яркой с акцентированием всего внимания исключительно на актерах, как Островский и завещал. И тут зрителей ждет неприятный сюрприз. Главная звезда постановки - Евгений Стеблов, во-первых, на 15 лет старше своего героя (богатого папика), во-вторых, находится уже в очень плохой форме. Увы. У него немного, но очень явственно потрясываются руки и вообще, видно, что человек уже не играет, а доигрывает. Не знаю, может он был болен, в любом случае, крепкого здоровья ему и долгих лет жизни, но он уже ни разу не подходит на роль прагматичного и деятельного купца 60 лет, который всех вокруг держит в ежовых рукавицах. Выбор парня на роль племяника тоже вызывает некоторые вопросы - ему очень подошла бы одна из главных ролей фильма Бумер или Жмурки, но, на мой взгляд, таких типажей в середине 19-го века просто не было. Зато мать с дочерью - просто блеск! Верх харизмы и драйва! В те моменты, когда они оставались на сцене одни или со второстепенными персонажами - спектакль был абсолютно прекрасен, а потом приходил Стеблов и все разрушал, впрочем, подтверждая своим появлением название, так что, может это просто такой тонкий режиссерский ход?
В следующем сезоне посмотрю эту же пьесу в другой постановке, с другими актерами, уж очень понравилась. Она ещё идет в Малом и в Маяковке.
Первая версия постановки этой пьесы Островского вышла у Шамирова 20 лет назад в театре-студии Человек. Самое интересное в моссоветовском римейке – это трансформация образа могущественного человека. Фамилии и имена персонажей Островского – говорящие, иногда семантика имени глубоко зашифрована (без гугла и энциклопедии её не раскроешь), но здесь всё прозрачно: главный герой, супербогач (тот самый Кот из названия) носит фамилию Ахов – «Ах, какой значительный, какой важный человек!»
Ахов-Баринов в первой версии был «новым русским» из 90-х, в бордовом пиджаке, брутальный, энергичный, бесцеремонный, нахрапистый, человек, который «всё может» и которому «всё позволено», ведь он делает большие деньги, он – большой человек.
Ахов-Стеблов во второй версии – несколько анемичный, слегка меланхоличный, но царственный, величавый, могущественный, это – олигарх 10-х годов 21 века, ему не надо уже суетиться в организации процессов рубки бабла и забивании стрелок, его деньги и связи делают деньги, а его тело тем временем возят из Куршавеля на Рублёвку и оттуда на Лазурный берег. Сменилась эпоха, изменился герой.
В программке спектакля написано, что делает актером - талант, изящный вкус, практика и что-то там еще. Вопрос в том, что молодого человека актером не делает. Это когда молодой актер начинает считать себя гениальным. И перестает что-то делать, работать, совершенствоваться и т.д., особенно если у него фамилия совпадает с фамилией некоего заслуженного или народного артиста или артистки, служащей в том же театре. Или по-соседству.Но вряд ли это достаточный повод считать себя гениальным..... Ну и тем более не повод танцевать на поклоне после Островского что-то из серии вуги-вуги. Ну да, я про Вдовина в роли Ипполита.Говорят, что и Бондаренко там играл не ахти, но Вдовин, он просто не выговаривает слова, хотя у него, по пьесе, больше всех слов. Просто непонятно, что он говорит, хочется встать и подойти и спросить, та шо вы хрыте(с). Мы уже не говорим о таких мелочах, как сцендвижение, когда он бежит на сцену, голова вперед, ноги вперед, а зад, простите, сзади. Нет, конечно, можно сделать так, пойти на масленницу в филиал Маяковского, а потом пойти в Моссовета, чтобы насладиться, скажем, игрой Стеблова, ну. как на Раневскую ходили.... Ну только так, наверное....
Больше всего люблю классику за ее беспощадную актуальность во все времена. За то, что она умеет поднять вопросы, которыми люди будут задаваться даже 150 лет спустя.
А когда классическое произведение на сцене играют «классические» актёры - это двойное удовольствие ☺️ Со Стебловым и с Юлией Хлыниной я уже знакома по другим спектаклям. Евгений Стеблов одинаково хорошо может сыграть и милого влюбленного старичка, и богатого купца с раздутым самомнением. Юлия Хлынина влюбляет в себя с первых минут своей неповторимой харизмой, и тоже прекрасно умеет перевоплощаться. А вот Елена Валюшкина стала для меня абсолютным открытием. Какая она живая, искренняя, настоящая, просто потрясающая актриса! Этот тот самый случай, когда хочется посмотреть все спектакли с участием любимого актёра, не важно, о чем они будут.
Сюжет пьесы Островского, по которой поставлен спектакль, не замысловат: на молодую бедную девушку положили сглаз сразу два ухажера: один - старый, ворчливый и богатый, второй - бедный, красивый и трусливый. Непростая дилемма для девушки и ее матери, кому же отдать предпочтение.
Здесь нет глубокой мудрости, нет подтекста и двусмысленности, лишь простые и понятные истины. А потрясающий актёрский состав блестяще оживил пьесу, очень смешно отыграл даже не особо смешные в тексте реплики.
И последний аргумент, почему вы непременно должны посмотреть спектакль: создатели и участники постановки получили много наград за него, а в 2017 году сам спектакль был номинирован на «Золотую маску».