Спектакль

Спектакль Сталкер

Постановка АРТО

1 отзыв
© Афиша
1/20
«Сталкер» Аркадия и Бориса Стругацких, сюжет, созданный более 40 лет назад, сегодня воспринимается еще более остро — как картина состояния современного человека. Этот сюжет сродни мифу, в котором события отражают состояние мира. Этот мир закончен, исчерпан и логически объясним. В нем нет больше места чуду. Нет детской веры в творчество, силу мысли и воображения. Но все еще остались несчастные с последней мучительной жаждой... Они ищут не материального счастья, а иного — метафизического чувственного опыта. И отправляются в Зону за утраченной чистотой и непосредственным знанием о жизни. И как следствие, этот путь для каждого становится еще и болезненным опытом самопознания. Для режиссера спектакля Андрея Калинина это история про пресыщенность и духовную истощенность современного человека. И одновременно попытка исследовать средства театра как источника экстремального эмоционального опыта. Посредством использования маски как инструмента, заведомо искажающего способ существования, режиссер лишает актера опоры на бытовые средства. Маска как посредник между актерской эмоцией и восприятием зрителя должна создать иные, ирреальные условия игры. Чтобы актер стал для зрителя проводником — сталкером, ведущим его к новому эстетическому опыту.
Информация предоставлена театром АРТО
Возраст
16+
Продолжительность
1 час 30 минут

Участники

7
9

Новая концовка Сталкера или все по Стругацким.
Общеизвестно, что сценарий «Сталкера» написан братьями Стругацкими по мотивам их повести «Пикник на обочине». Но, безусловно, фильм и повесть имеют очень мало общего между собой. Связано это с постоянной корректировкой, которой Андрей Тарковский подвергал сценарий фильма. У Стругацких Сталкер проводит в Зону группу страждущих, жертвуя ими ради здоровья дочери-инвалида. Тарковский решил изменить сюжет: жертвуя Профессором и Писателем в Зоне, Сталкер вместо здоровья дочери получает богатство, проклиная своё подсознательное стремление разбогатеть. Борис Стругацкий: «Всего получилось не то семь, не то восемь, не то даже девять вариантов. Последний мы написали в приступе совершеннейшего отчаяния, после того как Тарковский решительно и окончательно заявил: «Все. С таким Сталкером я больше кино снимать не буду»... В последнем варианте сценария никто не погибал и даже не входил в Комнату, поскольку каждый боялся нечистоты своих тайных желаний. В одном из поздних интервью Борис Стругацкий поясняет такой выбор: «Дело в том, что концовка, которая хороша для повести (так называемая «открытая концовка»), плоха и даже никуда не годится, когда речь заходит о кино. Кино – искусство грубое, простое, не допускающее недомолвок и двояких толкований. Именно поэтому мы и бились так долго, пытаясь найти концовку в одно и то же время и сильную (эффектную), и значительную, глубокую по смыслу. На мой взгляд, такую концовку нам найти не удалось, но то, что получилось у Тарковского, меня вполне устроило. У него получилась, по сути, ОТКРЫТАЯ и в то же время удачная концовка – большая редкость для кинематографа».
Концовка же этого спектакля заставляет задуматься также и о том есть ли еще люди способные мечтать или в наши дни остались одни скептики и циники, которые готовы лишь рассуждать о чуде, но не готовы в него поверить?
"Дорогая моя! Мир непроходимо скучен, и поэтому ни телепатии, ни привидений, ни летающих тарелок… ничего этого быть не может. Мир управляется чугунными законами, и это невыносимо скучно. И законы эти - увы! - не нарушаются. Они не умеют нарушаться. И не надейтесь на летающие тарелки. Это было бы слишком интересно."
Такая социальная и глубокая и в то же время ироничная концовка очень в духе великих братьев.

13 апреля 2016
Все отзывы
От Волкострелова до Фабра: что смотреть на фестивале «Территория»
От Волкострелова до Фабра: что смотреть на фестивале «Территория»
9 сентября 2021
10 театральных премьер сентября в Москве
10
театральных премьер сентября в Москве
3 сентября 2021
Громкий дебют: ранние спектакли Серебренникова, Уилсона и других режиссеров онлайн
Громкий дебют: ранние спектакли Серебренникова, Уилсона и других режиссеров онлайн
17 августа 2021
Что смотреть на фестивале Context. Diana Vishneva
Что смотреть на фестивале Context. Diana Vishneva
30 июля 2021