Современная норвежская пьеса про жизнь как ожидание чуда

Четверо артистов погружаются в некое общее но то сновидение, не то воспоминание двоих персонажей по имени Он и Она; меняясь возрастами, родственными ролями, обстоятельствами и настроениями. Лопаются какие-то шары, разливается вода, звучит The Tiger Lillies и раскручивается маховик театральный энергии, свойственной исключительно соавторству режиссера Юрия Бутусова и сценографа Александра Шишкина. Пьеса Юна Фоссе, главного норвежского драматурга современности располагает такому полету фантазии, к тому же битком набита откровениями на тему времени, возраста, памяти, отношений и прочих неизъяснимых явлений.

Место проведения

Театр им. Ленсовета

Театр им. Ленсовета

7.4
Яркая труппа и полное отсутствие репертуарной политики
Владислав Пази, мечтавший превратить театр в российский Бродвей и упиравший на развлекательные пьесы, умер в 2006 году. Он оставил почти идеальный актерский состав, который позже унаследовал Юрий Бутусов, модный режиссер, исповедующий принципы авангардного театра. Козырь театра — по-прежнему актеры разных поколений: от приходящего ради пары ролей Михаила Боярского («Смешанные чувства» и «В этом милом старом доме») до Сергея Мигицко, Анны Алексахиной, Александра Новикова, Анны Ковальчук, а также тридцатилетних Виталия Куликова, Натальи Шаминой и Лауры Пицхелаури, которые представляют интерес даже в самых слабых спектаклях. После ухода Бутусова в театр прочили молодого худрука, но завершилось все даже хуже, чем предполагали: на пост художественного руководителя назначили актрису Ларису Луппиан, которая уверена, что театр сделан для катарсиса и ни для чего больше.
телефон +7 (812) 713 21 91
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 11.00–14.00, 14.30–20.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Сон об осени»

Фото Uliss Backdoor
Фото Uliss Backdoor
отзывы: 20
оценки: 20
рейтинг: 18
7
Хронометраж снов / «Сон об осени» Юн Фоссе / постановка Юрия Бутусова

Иногда создаётся впечатление, что некоторой частью, так называемая, современная драматургия застряла в прошлом веке. Словно не понимая, что не имеет смысла писать как Ибсен или как Ионеско, или как Гертруда Стайн, или как Беккет,
и тем паче как Павич – хотя бы потому что это уже написано.
Но очарование ритмикой – тональностью диалогов в пьесах этих авторов так велико, так надолго не вытравляется из сознания, что современный автор зачастую не в силах превозмочь это звучание и услышать что-то за ним, что-то дальше.( Как в случае с поэзией Бродского , завораживающая тональность которой – всё ещё до сих пор - заметно проскальзывает – во многих стихотворениях ныне живущих авторов. )
И в этой драматургии блуждающей глухоты слышится отчаянная невозможность персонажами/автором обрести свой голос, найти свой язык и сделать следующий шаг. «Я смотрю на литературу, как на траур. Не тот, который мы должны пережить, но тот, который мы должны носить». Вряд ли Юн Фоссе, автор этих слов, имел в виду ту нев-ра-стерянность читателя при встрече с большинством в ближайшем к нему времени написанных пьес, вылившуюся в изложенное выше. Но читатель давно уж заждался твёрдых шагов куда-то - от - , куда-то – из -.
Пусть даже эти шаги будут во сне, будут из сна.
Вот с такими мыслями шёл на спектакль «Сон об осени», совершенно не представляя, КАК это можно поставить. Вспомнились – и сон во сне, и бег во сне, и сны о чём-то больше, и то, что нет ничего скучнее чужих снов, что толкование сновидений – это тавтология, – и тому подобное, и тому бесподобное. Ко всем этому прибавилось,
что возможно большинство потенциальных зрителей не знакомо с пьесой Юна Фоссе, пьесой переполненной повторами, умышленным нарушением последовательности изложения и другими не менее сложными приёмами по изменению структуры пьесы и сознания её читающего. Наличие же этих приёмов в самой пьесе – невольно избавляет от их использования в постановке, потому как они вполне могут не сработать, а значит не достигнут своего результата воздействия уже на зрителя.
Но Ю.Б. всё же смог сделать что-то, отчего побежали мурашки по коже – развернуть/перевернуть само уже переперевёрнутое – так плавно, неспешно, незаметно – что всё становится на свои, вернее – все ложатся на свои места. Сами по себе. Словно собирается пасьянс или паззлы. Мысль, что сон не изобразить посредством сна, -
то поднималась на волнах, то рассыпалась песком - и тогда казалось, что на сцене происходило что-то неописуемое; казалось, что сон и не изображался, или – изображался не только сон, или же – посредством сна - изображалось нечто иное.
И вообще казалось, что тебя здесь давно уже нету. Что все эти разговоры умерших, или умерших с живыми, или разговоры во сне – просто забалтывают тебя, словно колыбельная или разливаются будильниковым пеленгом. Смотря как и откуда
слу/ы-шать. Как им тяжело и больно говорить. Как будто им не хочется говорить,
как будто им нечего сказать друг другу. Как будто они говорят постоянно о чём-то другом, о чём и говорить уже давно ничего не нужно. «Но ничего не бывает давно».
И значит все превращаются в тех, кем они на самом деле были, а душа всего лишь изнашивает тело от этих бесконечных историй преодолённого отчаянья и не преодолённого одиночества – поздней зимней ночью, когда ты выходишь во двор, закуриваешь и кажется, что весь мир начинает кружиться вокруг тебя.
Так словно «за этим нет ничего, а потом свет» - и наши непрекращающиеся непрерывные попытки проснуться. Но некуда просыпаться.

4
0
...
4 февраля 2016
Фото Шквал Спб
Фото Шквал Спб
отзывы: 33
оценки: 37
рейтинг: 21
1

Специально пошел на Бутусова, повелся на рассказ, что мэтр взял произведение великого писателя наследника Ибсена и классика при жизни. Недосмотрел, что спектакль без антракта. Это оказалось фатально.
Впечатлений - два.
1) Это самый негуманный спектакль мэтра. Нельзя мучать людей целых 1 час и 40 минут без антракта. Надо все таки дать неподготовленным зрителям, возможность культурно уйти в перерыве. Конечно, особо понятливые рванули на 15 минуте, но мы, - театралы, мы не можем так просто сбежать. Мы терпели. Мы - жалели. Сначала себя, потом актеров. Они делали все что могли - поклон им. Но убогость великолепного образца протестантской культуры невозможно перебить даже самоотверженной актерской работой.
"Почему ты не ходил на похороны бабушки?????" - эта фраза преследует и актеров и зрителей весь спектакль. Но и этого мэтру мало - эффект был усилен очень громко играющей музыкой погребально-рокового стиля. Ловил себя на мысли, что при игре спектакля на русском языке, неплохо было бы давать перевод песен с английского. Был такой громкий звук - что я лично ничего не разобрал. Хотелось бы понять тематику. Если что то вроде "Господу помолимся" - то наверное к месту, так как действие всего спектакля проходит на протестантском кладбище - скромные убогие кресты и все.
Так как спектакль начинался поездкой главного героя по сцене на велике, то когда он через 1 час 37 минут его схватил, и свет немного начал загораться в зале, то истерзанный прекрасным искусством люд ломанулся к выходу - оказалось что и это был не конец! Еще минут 5 как то громко играла музыка.
Что понравилось. Недалеко сидела Эмилия Спивак во всей своей красе.
2) Если это мэтр повезет например в Осло, то только за фамилию автора пьесы уже будет гран при.

3
0
...
10 марта 2016
Фото Александра Радожная
Фото Александра Радожная
отзывы: 11
оценки: 18
рейтинг: 14
5

Это 7-ой спектакль Юрия Бутусова, который я посмотрела. На фоне остальных он довольно слабый, с него можно начинать знакомство с творчеством этого режиссера. Самый короткий, самый занудный. Конечно, было несколько зрелищных приёмов и совершенно гениальная игра одной очень талантливой актрисы - Лауры Пицхелаури. Спектакль начинается с 30 минутного статичного диалога. Ничего более занудного я не слышала в театре никогда. Высидеть этот диалог - подвиг, после чего последует небольшая награда в виде хождения на ходулях, обливания водой и игры с песком. Сюжет очень банальный: мужчина решает уйти от жены к любовнице, оставляя семью с малолетним сыном. Его за это осуждает и жена, и сын, и его мать. Банальная бытовуха пьесы подводится под якобы философскую мысль о том, что мы все умрём и произойдёт смена поколений.

1
0
...
7 февраля 2018
Фото Гала Старшинова
Фото Гала Старшинова
отзывы: 88
оценки: 135
рейтинг: 177
9

Поскольку мнения о Юрии Бутусове крайне полярны, я очень осторожно выбрала спектакль для первого знакомства со столь именитым уже режиссером (к своему стыду, - ведь я себя считаю искушенным зрителем!)). Поверила друзьям, с которыми близка по театральным и жизненным вкусам и... не ошиблась!
Это тот самый глубокий запредельный разговор на простые, я бы даже сказала, банальные темы, поднятые в пьесе, на таком родном, изысканном языке - что расплывшаяся улыбка на моем лице не исчезала практически ведь спектакль к пущему изумлению моего соседа справа, который никак не мог понять, чему это я умиляюсь!
Вообще, публика наша крайне странная! Было ощущение непонимания происходящего, однако никто из зала не выходил! Сдюжили почти все!! Я подумала, может потому, что этот режиссер и его работы позиционируются, как модные? Уходить неловко?
Но, может быть, надеялась я, в моем родном городе сохранилась врожденная интеллигентность и жажда познания и открытия, в том числе и в собственных душах.
Моя жизнь не была легкой и безоблачной в детстве. Проблемы отношений в семье существуют и по сей день, но я всегда хотела их решить. Жить с пониманием того, что не миришься с чуждым для себя пониманием жизни - это помогает и позволяет приобрести бесценный опыт. Вдвойне утешаешься, когда встречаешь людей с подобным тебе восприятием мира...
Так вот, о спектакле. Это сложный рисунок из музыки, пластики, ритма, с офигеннейшей танцевальной картинкой - в которой видны и время, и судьбы, и метаморфозы, диалогов, переходящих в монологи и наоборот. Жажда жизни, любви, но в то же время и тема всеобщего непонимания и глухоты - мне так видятся основные темы спектакля.
А что до языка, не всем понятного, - друзья мои, но давайте же подумаем вместе. Вот кто-то говорит: "Зачем столько раз повторять одно и то же!! Одно слово, одну фразу, одно предложение?..." Вспомните себя в детстве! Сколько раз звучала фраза Вашей мамы о том, что Вы должны надеть шапку: десяток? а может сотню раз? И что, Вы ее одели? А может быть прием многократного повторения говорит о том, что мы друг друга не слышим? Ведь каждый, в лучшем случае, просто остается при своем мнении, а в худшем будет спорить до хрипоты, отстаивая свои идеалы! Так что хоть один раз, хоть 10, хоть больше повторяй одно и то же - есть шанс остаться непонятым. Примерно так можно и весь лексикон Бутусова разобрать, но лучше просто им наслаждаться...)
Ну давайте же уже научимся видеть, и слышать, и думать...
Завтра иду на "Комнату Шекспира")

1
0
...
26 апреля 2017
Фото Игорь Незовибатько
Фото Игорь Незовибатько
отзывы: 47
оценки: 48
рейтинг: 36
3

Смотреть спектакли Юрия Бутусова – как играть в рулетку. Есть вероятность выиграть: то есть встретиться с тем, что «попадает» в меня. Но ещё большая вероятность проиграть - когда всё «мимо».
Если бы не потрясший меня спектакль «Бег» в Вахтанговском («полное попадание»), давно бы перестал ходить на его спектакли, так как почти всё остальное – «мимо».
Сейчас же в полном разочаровании (ведь когда-то был очарован) от его последних спектаклей в Ленсовете – «Кабаре Брехта» и «Сна об осени». Но если в "Кабаре" была хоть динамика студенческого концерта,то "Сон" реально вгоняет в сон уже с первого вращающегося по кругу диалога. Как будто другой человек делал: убаюкивающе-скучно, хотя порой и шумно, и приём за приёмом – мимо, мимо, мимо…
Как у любой личности и мастера, вероятно, у Бутусова также бывают периоды старческой «осени», хотя это и выглядит как молодое «кабаре». Или мы просто более "не совпадаем"...
Поэтому, сидя на его спектаклях, ещё пока надеюсь, что, может, ещё будет «весна», снова "совпадёт", и вместе «побежим» …

1
0
...
16 апреля 2016