Театральная афиша Москвы

Спектакль Молодая гвардия
Постановка Мастерская

7.3
Театр: Молодая гвардия

Вся правда о главном советском мифе

Эпический спектакль «Молодая гвардия» поставлен двумя режиссерами, и это не инсценировка романа Фадеева про комсомольское подполье Краснодона, а изучение связи мифа с реальностью. Идет спектакль с двумя антрактами и состоит, соответственно, из трех частей: «Миф», «Документ», «Жизнь». Первую часть поставил мастер буйного танца Максим Диденко — в ней нет слов, есть только монументальные пластические образы и песни. Во второй части, наоборот, слов много: режиссер Дмитрий Егоров привез из экспедиции в Краснодон наивные признания и клятвы из записных книжек подростков, протоколы допросов, описания изуродованных тел, извлеченных из шурфа шахты № 5, и еще много всего впечатляющего и ужасающего. Третье действие — документальное, про войну сегодня и нас с вами.

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Молодая гвардия»

Фото Гала Старшинова
отзывы:
80
оценок:
126
рейтинг:
174
9
Потрясающе

Видимо, когда люди создают что-либо стоящее просто исходя из своего Намерения, то у них получается гораздо больше, чем они даже могли себе вообразить.
То гигантское, что поднимает из глубин души, окружающей действительности, прошлого, будущего, глобального эти 3 часа действия – зависят разве что от вашего пребывания в моменте и вашего представления о жизни. Вероятно, лучше обладать все же эмоциональным складом характера, и, несомненно, фантазией; способность сопереживать также не будет лишней. Ну а Ваше понимание пластического образа, танца, эпоса и, как апогей, предлагаемого материала – довершат работу и вы выйдете из театра с гордо поднятой головой и вихрем мыслей внутри нее.
Как водится, ходили в театр мы с дочерью моей 15-летней, которой не довелось прочитать данное произведение Фадеева, впрочем, как и прочие. Однако, о существовании оного писателя, она была осведомлена из курса истории. Теперь же, я думаю, картинка стала для нее вполне реалистичной и уж этого автора она не забудет никогда.
Итак, спектакль состоит из 3 частей, соединяющихся друг с другом посредством диалога играющего артиста – режиссера (как мне показалось), со зрительным залом.
Все акты представлены по-разному. Первый, как водится, не вполне ясен, слегка грустноват, хотя пластически и актерски выполнен безукоризненно. Получилась такая, своего рода притча в картинках - пластических образах, воспевающая героев и их подвиг, и осуждающая их мучителей. Яркая, четкая, хореографически стройная. Такая ожившая легенда.
Диалог со зрителем. Размышления, скорее, актера на темы… не буду говорить какие темы. Зал увел разговор, как мне показалось, в иное русло, и, хотя мне до ужаса хотелось тоже что-нибудь сказать (чувство собственной значимости очень прочно в нас укоренилось), но я сдержалась, т.к. ход мыслей ведущего и смысл вопросов никак логически у меня не стыковались. Было странно и непонятно, о чем мы тут вообще говорим.. У актера – своя задумка, у каждого из зрителя – своя.
Акт второй сразу все расставил по своим местам. Потрясающе выполнен. Прекрасный антракт с текстом, дополняющим чувство тишины, нависшей над большей частью публики, впечатленной уведенным. И, чтобы добить – третий акт, короткий и емкий. Даже плохой звук записи впечатления не испортил.

Ну а теперь, собственно, вот в чем цимес.
Данные конкретные молодые люди, как и следует нормальным молодым людям, думали в свои, в среднем, 19-ть о том, о чем они должны думать, жили в своем мире, хотя война уже шла вовсю! Да и неудивительно, ведь в такой глуши, как Краснодон и радио-то вероятно не везде было. Но сейчас не об этом. Молодежь интересуется тем, что ей интересно. Однако, когда радом с тобой картинка меняется, когда рядом рвутся снаряды, или происходят чудовищные злодеяния – именно молодежь первая реагирует и реакция эта: искренняя и безоглядная и бескомпромиссная, что позволяет впоследствии случится подвигу. В такие моменты, люди действуют под влиянием импульса, идеи, в которую вовлекаются новые и новые и вот уже целая организация действует и творит отчаянные вещи, на которые зрелые, пожившие земляки уже не осмеливаются.
То, что произошло после – не просто страшно. Это до костей пробирает. Решение, которое предлагает постановка – попадает точно в цель.
Следующая мысль вот какая. Все, что происходит после вокруг трагедии – либо служит уроком, либо – это просто мышиная возня: выяснения кто был главным, кто предатель и в какой момент, именно следует причислить погибшего к герою или нет, - все это уже совсем не важно, это другая игра. Вы можете возразить, а как же, Нюрнбергский процесс – тоже игра? Нет, я не об этом, не о восстановлении исторической правды.. Я о надуманных, идеологических процессах и догмах. Я о том, что погибшим, действительно все уже не важно. Нам не понять, что движет человеком под пытками, нам не ясны пределы страха. Наша реальность слишком далека (хотя Кемерово было недавно, но для многих это как-бы нереально). Только полностью свободные личности могут быть стойкими, или те, кому больше ничего не остается.
Документы, отрывки дневников, документальные кадры, лики «вождей» - такие по-разному неприятные и страшные, диалоги автора со Сталиным – все это подано рвано, неровно, обрывками, как видимо и сама эта история – никогда не будет до конца изученной и ясной.
А вождям… Да им никогда не было дела ни до героев, ни до искусства, ни до сопереживания. Эти слова не из их лексикона. Это совершенно другой тип личности, это о другом.
Теперь о незнании современной молодежью произведения Фадеева.
Ну почему, в сущности, молодежь обязана прочитать именно это сейчас. В наш век? Из всего сонма изобретений человечества, приведшего нас в сегодня с бешеным ритмом жизни и неимоверным объемом информации, властью денег, мобильным Интернетом, вселенной Стивена Хокинга – где Хокинг и где Краснодон?!
Сравните себя с 3-мя ТВ программами, отсутствием телефона, Интернета, кино и видео, развлекательных и торговых центров, самолетов и машин и присутствием мощнейшей пропаганды… Мне вообще в детстве казалось, что все крутится вокруг меня, а я не живу, а только следую какому-то курсу, который за меня кто-то задал. Будто была какая-то программа, которую надо выполнить. Можно сказать, я только сейчас, после 40 начинаю приходить в себя и осознавать себя и реальность. Конечно, это и жизненный опыт, скажете Вы и не ошибетесь, да, это он. Но! Явление осознанности и пребывания здесь и сейчас – это ох, как сложно, и от жизненного опыта не зависит.
Кроме спектакля, мне вспомнились фильм, времен Советского периода с Мордюковой и Макаровой, а также новомодный сериал, замеченный мною года 2 назад. Он побудил меня пересмотреть фильм, который, должна я Вам сказать, увидела я совсем другими глазами! А именно обилие политически грамотных речей комсомольцев, предложения, которыми они излагают – ну такую агитку я смотреть уже не могла и перемотками- перемотками, тормозя на отдельных моментах, освежила память.
Что касается сериала, то поразительно вот что. Как в голову режиссера пришла мысль, что в далекой Россейской деревне может выступать Марлен Дитрих. Поистине Голливудский размах в сериале. При всей любви к Катерине Шпице, смотреть это, как нечто достоверное никакой возможности не было. Собственно, все другие линии сериала меркли по сравнению с историей Любы. Это отвлечение.
Возвращаясь к спектаклю. Рвано. Талантливо. Ультрасовременно.
Да, ну и конечно! Мои прекрасные актеры театра Мастерская и их волшебный Учитель! У Вас получается творить Театр. С Вами очень по-домашнему тепло и уютно. Люблю Вас.#театрмастерская

Фото Sergey
отзывы:
19
оценок:
20
рейтинг:
1
9

Это спектакль, который заставляет тебя осознавать собственное невежество. Неудобный спектакль. Отдохнуть 4 часа вам не удастся. Сцены, от которых подкатывает ком к горлу сменяются разговорами со зрителями, в ходе которых ты чувствуешь себя неловко. Спектакль-эксперимент. Над зрителями, над артистами, над мифом о молодогвардейцах. Кстати, первая часть спектакля так и называется - "Миф".
Я смотрел этот спектакль второй раз, но острота ощущений не поменялась. Многим спектакль не нравится, кажется затянутым, непонятным, неинтересным. На него нужно заранее настроиться.
Всем, кто не боится, в Мастерскую Козлова.

Фото Kate K
отзывы:
16
оценок:
24
рейтинг:
11
7

Как сложно оказалось собрать впечатления от спектакля. Такой не простой спектакль. Очень эмоциональный и запоминающийся в каждой из трех частей.

Спектакль по произведению Фадеева, о котором очень точно сказано: “Книга, которая стоит на полке, но которую никогда не хочется брать в руки”. У меня самой она тоже, конечно, есть. Спектакль очень последовательно методично раскрывает перед нами сначала историю, описанную в произведении. Потом перед нами предстают исторические хроники. А в финале - экскурс по современным местам.

Самый неожиданный момент спектакля, вызвавший бурю эмоций и обсуждений - это общение актера Максима Фомина, игравшего роль автора, с залом. Он вышел, чтобы узнать, кто читал роман, кто считает подвигом то, что совершили молодогвардейцы. И тут зал всколыхнулся. Если бы это не было спектаклем, где Максим все-таки продолжал играть роль, то это могло вылиться в программу “Пусть говорят”, где каждый продолжил бы отстаивать свою точку зрения и могло все дойти до крайности.

Первый акт спектакля был самым динамичным и музыкальным (что не удивительно, ведь именно эту часть режиссировал Максим Диденко и оформлял музыкально Иван Кушнир). Как и всегда, эта часть рассчитана на зрителя, который воспринимает спектакль не с рациональной точки зрения, а интуитивно.

Вторая часть была превращена в хроники. Зачитывание дневников и писем, краткая история судеб молодых людей, чьи пытки и пережитый ужас не возможно передать парой предложений.

Третий акт, в котором мы почувствовали себя на экскурсии по территории современного города Краснодона, когда на экране нам показывали исторические места, а девушка-экскурсовод довольно монотонным голосом описывала то, что мы видим.

Я не хочу давать оценку спектаклю. Потому что нельзя говорить с точки зрения “хорошо-плохо” или “нравится-не нравится”. И отзыв получается больше описательный, чем оценочный. Да, это сложный для восприятия спектакль (и даже местами затянутый). Да, он не развлекательный. Но если у вас будет возможность пойти на этот спектакль, я искренне рекомендую не упускать ее.

Фото Сергей Лисицкий
отзывы:
2
оценок:
14
рейтинг:
0
9

Гениально решен с точки зрения музыки. Музыка супер! Все так стильно, точно и четко.. Ходил три раза - не пожалел

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить