Москва

Спектакль
Анна Каренина. Lecture

Постановка - У Никитских ворот
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Афиша удивит: «Владимир Набоков. «Анна Каренина». Разве не Лев Толстой? Поэтому следует приписать: лекция. А чтобы быть более точным: lecture. Но и Толстой должен присутствовать, ведь он основной Автор. Он автор первоисточника, то есть романа, который восхитил Набокова, да и весь читающий мир. Набоков стал исследователем романа, не просто читателем. Он скрупулёзно всматривается в каждое слово Толстого, в каждую страницу, в каждый образ. Он пытается понять всю персонажную архитектонику романа, рассекретить все его переплетения и тонкости, дать свою собственную, набоковскую, концепцию ПРОЧТЕНИЯ гениальной вещи с единственной целью – распознать, почему она гениальна. Он поверяет алгеброй гармонию. Он хочет знать незнаемое. В какие-то моменты его лекции даже кажется, что Набоков чуть ли не завидует Толстому, там где мастерство приводит его в восторг. При этом надо помнить, - Набоков мало кем восхищался из своих коллег по литературе, громил всех направо и налево, а тут... Тут преклонение, иного слова не подберу. Этакий «стокгольмский синдром» в мире словесности… Литературоведческий анализ Набоков делает искусством. Причем своим, чисто набоковским искусством – с отчаянно смелыми гипотезами, домыслами, дорисовками и публицистикой, в которую он то и дело впадает, ненавидя ее, публицистику, всеми фибрами набоковской души. Волшебный набоковский стиль и язык сохраняются в его лекции, преодолевая скучную наукообразность, – страсти бушуют, сопереживание и одержимость Лектора увлекают, не могут не увлечь. Это на самом деле очень опасно, и всегда случается, когда писатель пишет о писателе. А в нашем случае опасно в стократ, ибо об одном гении пишет другой гений. Но в том и состоит сногсшибательная неожиданность моей (извините, это не самохвальство, а констатация) чисто театральной идеи – совместить текст лекции с лучшими (главными) сценами из романа. Получится – не получится, понравится – не понравится – другой вопрос. Спектакль продемонстрирует Толстого глазами Набокова, под ракурсом сверлящего взгляда Набокова. И это будет не очередная инсценировка (или экранизация), которым несть числа, удачных и менее удачных, а совершенно новая попытка освоить миры и смыслы великого романа. Нам важно открыть сотрудничество мастеров, переходящее в сотворчество.
Драматический
16+
Марк Розовский
2 часа 40 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

7
Князь Процент
329 отзывов, 349 оценок, рейтинг 1591
29 июля 2022

Инсценировка лекции Набокова о романе, который он считал едва ли не лучшим в русской литературе. Наиболее оригинальна тут сама идея поставить на театральных подмостках лекцию (получились сцены из романа с В. В.-резонером), в остальном в хорошем смысле слова обошлось без модерна.

5
0
9
Александр Филатов
20 отзывов, 24 оценки, рейтинг 41
14 января 2016
АННА КАРЕНИНА: ТОЛСТОЙ & НАБОКОВ


Посмотрел премьеру - ни много, ни мало - "Анны Карениной" в "Театре у Никитских ворот" Марка Розовского. Новое прочтение - сцены из Толстого с комментариями Владимира Набокова, взятыми из его лекции о романе, прочитанной американским студентам (каким же надо быть гениальным человеком, чтобы вот так все соединить!). Получилось - благодаря Набокову - очень современно. "Любовь неоткуда взять. Приказать нельзя" - говорит Анна, и это становится основным выводом постановки. В отличие от традиционных трактовок, где "зову сердца" (Вронский) противопоставлялся гнет общества и традиции, призывающие женщину того времени оставаться в пусть даже нелюбимой семье (Каренин), при наличии образца "третьего пути" в лице вполне благополучного на первый взгляд "почвенника" Лёвина, в данном случае любви... просто нет. "Беспутное общество" осуждает "беспутную" героиню, когда на заднике сцены мы видим глаза загнанной лошади, и, конечно, "стыдно тому, кто думает плохо" (цитата из какого-то средневекового английского короля), однако... ни конформизм унылого семейного соглашательства, ни жажда проходящих плотских утех - не выход (то, что у Толстого "несчастны по-своему). Не выход, оказывается (по Набокову и спектаклю), и так полюбившееся Толстому крестьянское смирение и образец идеальной семьи Лёвина (то, что называется "счастливы одинаково" - вот тут авторы дают волю сарказму над возможной тихой идиллией землепашца и косаря). Счастья нет, любви нет, ищущей честной душе в этом мире по сути некуда деться... Разве что сохраняя воображаемую "правильную" семью, скрывать свои сердечные увлечения, как оно нынче по сути и заведено?!)))
Какой, однако, провидчески-современный классик, коим его, при всей иронии и доле критики, и считал Набоков. Как дань уважения - огромный портрет Толстого, высветившийся на заднике сцены в финале...

1
0
10
ms_sunshine94
251 отзыв, 251 оценка, рейтинг 16
3 февраля 2019
Обязательно к просмотру

«Анна Каренина. Lecture», в Театре «У Никитских ворот» – какой же великолепный спектакль! Оговорюсь сразу – в его основе лежит именно лекция В.Набокова, написанная им для американских студентов. Весь сюжет строится именно по лекции: только задумаешься, что же главнее – это лекция (где в роли Лектора – Денис Юченков), которую иллюстрируют сцены из романа, или же это полноценный спектакль, на протяжении которого на сцене находится Лектор, комментирующий действие?

Из декораций – примечательны огромные подвижные ростовые фигуры мужчин и женщин, сделанные, кажется, из металлических листов. Поняла смысл эпиграфа к роману, взятого из Библии: «Мне отмщение, и Аз воздам»: во-первых, общество не имело права судить Анну, во-вторых, Анна не имела права наказывать Вронского, совершая самоубийство.

Несмотря на то, что спектакль идет всего 2 ч 40 мин, текст романа не только раскрыт во всей полноте (все основные сюжетные линии присутствуют), но и осталось время и на замечания Лектора по тексту, и даже на антракт. Очень интересно посмотреть на роман Л.Толстого глазами Набокова - у писателя свое видение, а многие моменты стали яснее. В 15 лет, когда я читала «Анну Каренину», она мне не понравилась – показалась эгоистичной и не особенно умной женщиной. Сейчас, спустя 10 лет, я посмотрела на нее другими глазами, и теперь могу если не принять ее выбор, то хотя бы его понять.

Анна в исполнении Виктории Корляковой – ослепительно красивая, гордая женщина. Ей скучно с Карениным, и она ищет во Вронском (Игорь Скрипко) огня, эмоций – он для нее, как вспышка молнии, озарившая его жизнь. Игорь Скрипко – прекрасный Вронский, красивый, но трусливый и пустой. Образ Каренина (Александр Масалов) в спектакле раскрыт, как мне показалось, очень детально, и это плюс, потому что он очень спорный. Анна считает его домашним тираном, боится и ненавидит мужа. Но Каренин ведь до последнего старается спасти неверную жену, его поведение таково: разговор наедине с Анной – нежелание давать развод, ведь без него Анна погибнет – осознание необходимости развода – мучения Каренина от того, что нужно разлучить Анну с сыном. Анна и сама понимает, что ее муж – святой, но не может справиться со страстью к Вронскому, которая ее и погубит. Невозможность иметь детей после рождения дочери, отдаление Вронского, насмешки света… Что было делать бедной женщине?

Противопоставляются этому любовному треугольнику Левин (Александр Чернявский) и Китти (Ольга Агеева). Ничего не могу сказать, совершенно каноничная пара из романа: она – наивная девочка, сначала влюблена во Вронского, но после его измены понимает, что настоящая любовь – это Левин. И он – так трогательно влюбленный в нее. Но я не помню, как было в романе, а в спектакле мне показалось, что Китти все-таки чужая мужу: любви к деревне у этой городской барышни я не увидела, ей было скучно в глуши, развлекалась она только английской вышивкой и болтовней с Левиным.

Наконец, третья линия – линия Долли (Наталья Денисова) и Стивы (Владимир Давиденко). Они уравновешивают несчастную любовь Анны и Вронского и идиллию Китти и Левина. Долли – мягкая, добрая женщина, прощает мужа за измены, а веселый и обаятельный Стива всегда возвращается к жене. Кстати, было очень интересно увидеть Наталью Денисову после роли проститутки Рашели в «Милом друге» как Долли – практически без макияжа, с распущенными волосами и в скромном закрытом платье.

Хочется отметить и замечательный ансамбль – высший свет, который, наверное, тоже можно считать героем романа: Станислав Федорчук, Юлия Бружайте, Яна Прыжанкова и другие добавляли красок действию на балу, на скачках, в салоне. И как же может столько распутное общество, "развратный Вавилон", судить Анну?

Спектакль очень рекомендую, чтобы освежить в памяти сюжет « Анны Карениной» и, возможно, что-то переосмыслить. Ведь, наверняка, после школы роман мало кто перечитывал :)

0
0
9
Anzhelika Lukina
41 отзыв, 43 оценки, рейтинг 5
21 сентября 2018
Любопытная подача материала

Нетрадиционная подача материала сразу заставила насторожиться. Этот лишний (или главный) персонаж на сцене, лектор Набоков, со своими суждениями направлял зрителя по написанному Толстым роману. Спектакль не нов, но как будоражит проснувшимися мыслями и влюбляет в артистов, исполнивших главные роли. Молодой Вронский в исполнении молодого Игоря Скрипко эгоистичен в любви. Невозмутим и жесток другой эгоист, Каренин в исполнении Народного артиста России Владимира Юматова. В конце истории Левин в исполнении Александра Чернявского вдруг напомнил самого автора, Льва Толстого, совершенно счастливо жившего в деревне. Гордая и уверенная Анна, сломленная в конце истории женщина в исполнении Виктории Корляковой не вызывает жалости в отличии от других Карениных, что доводилось видеть. Возможно, у вас они вызовут совсем другие чувства, но точно не оставят равнодушными. Сопереживать — привилегия настоящего зрителя. Проверьте себя на этой лакмусовой бумажке.

0
0
10
Елена Булюкина
140 отзывов, 147 оценок, рейтинг 12
29 мая 2018
Прекрасная постановка

На прошлой неделе побывала в новом для себя Театре «У Никитских ворот» на необычном спектакле по лекции Владимира Набокова.
Сам спектакль вызвал у меня настоящий восторг. Актеры подобраны идеально. Особенно мне понравились Наталия Калашник (Кити) – милое создание, Владимир Давиденко (Стива)- получился необычный образ такого обаятельного мужчины-ребенка, которому можно простить все, что угодно, Александр Масалов (Каренин) – насквозь правильный, вызывающий противоречивые чувства чиновник. Наталья Троицкая (Анна) и Игорь Скрипко (Вронский) сначала меня смутили, потому что не вписывались в мое представление о главных героях романа, но играли настолько убедительно, что в конце спектакля я уже думала, что именно такими они и должны быть. Также хочу отметить Дениса Юченкова, который был лектором, было впечатление, что он сам и написал комментарии к роману.
Идея спектакля оригинальна – нам показывают не всю «Анну Каренину» от корки до корки, а только ключевые моменты, которые тут же и разбираются. Например, мне очень понравилось, что были поставлен акцент на сожалении Вронского о гибели его лошади на скачках, и видеоряд подобрали идеально.
И еще интересную мысль я вынесла из этого спектакля-лекции. Набоков считал, что Каренин не менее грешен, чем его жена, потому что не давал ей развод и видеться с сыном, чтобы наказать ее. У меня-то он был всегда самым любимым персонажем в романе, практически «святым», как называла его Анна.
Основной идеей спектакля, да, и, наверное, романа является то, что свет, который осуждал Анну, был в разы хуже ее самой. На сцене, с помощью видеоряда и интересной одежды дам показан весь разврат, который считался нормой в Петербургском высшем обществе.
Необычная в спектакле не только одежда, но и декорации, выполненные в виде силуэтов дам и кавалеров. На мой взгляд, отличное решение, еще раз подчеркивающее идею романа.
Хочется выразить благодарность режиссеру Марку Розовскому, который чудесным образом соединил Толстого и Набокова, в результате чего получился идеальный спектакль . Советую сходить всем любителям «Анны Карениной», даже если вы пересмотрели до этого все постановки и экранизации романа, обязательно найдете для себя что-то новое и получите огромное удовольствие.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все