Театральная афиша Москвы

Спектакль Жанна д'Арк
Постановка Театр им. Пушкина

8

Костюмированные танцы по пьесе Бернарда Шоу

Третий спектакль Сергея Землянского в Театре им. Пушкина (после «Материнского поля» и «Дамы с камелиями»), где все молчат и многозначительно танцуют. Для постановки танцев по легенде о Жанне Д’Арк хореограф все же взял драматическую основу — пьесу Бернарда Шоу «Святая Иоанна». Саундтрек представляет собой тематическую подборку с Верди на первой строчке, тогда как главная сопутствующая сила для актеров здесь — хитроумные историко-футуристические костюмы.

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Жанна д'Арк»

Фото Amber
отзывы:
66
оценок:
66
рейтинг:
22
9

Безмолвный, пластический, музыкальный спектакль «Жанна Д’Арк» в Театре Пушкина, в постановке Сергея Землянского оказал на меня завораживающее воздействие, я сразу «полетела». Такой Жанны – до сих пор не встречала, хотя видела её в разную и в достойных театрах. Во всех предыдущих спектаклях она была «героиней», «символом Франции». Всё это прекрасно и интересно.
Но - здесь была Жанна ещё и тёплая, из плоти и крови, отличающаяся от всех остальных – неземной лучистой светлой сущностью.

Сергей Землянский прибег к рискованному шагу. Взяв за основу «скелет» пьесы Бернарда Шоу «Святая Иоанна», он стёр всё! Не было Франции, не было Англии, не было французских королевских лилий и английских золотых львов на знамёнах, не было Столетней войны, никакой аутентичной средневековой детализации, ничего не было! И – отсутствовали слова, ибо они были бы определённо лишними в этой переполненной символами драматической истории. Фокус спектакля был наведён исключительно на Жанну, которая молча «разговаривала» с нами сложным хореографическим языком. Невольно оказываешься на месте глухонемого, который считывает сурдоперевод, возникающих перед глазами картин. Представьте себе только, как сложно, с «отключенным звуком» как в немом кино, донести до зрителя смысл каждой сцены! Какая максимальная выразительность движений, жестов, мимики должна быть у актёров, какая концентрация энергии во всём!

Сначала в спектакле доминирует двух цветность – чёрное и белое.
Белый цвет - это сама Жанна и тот Небесный посланник, Архангел Михаил или просто Ангел, с которым Жанна постоянно находится в невидимом диалоге. Этот образ не имеет имени и обозначен просто как «Голос» отчего смысловая нагрузка сцен общения Жанны с ним видоизменяется, авторитет главы небесного воинства не довлеет над сознанием зрителя, и мы видим перед собой отчётливую связь между земной девушкой и Небом, Светом. В эти мгновения, а они случаются у неё повсеместно, она буквально зависает в каком-то своём непонятном обыкновенному человеку пространстве. Логически невозможно объяснить, что происходит с ней в данный момент, но через какие-то включившиеся сенсоры даже сомневающийся интуитивно осознает присутствие божественной силы.

Голос (или Ангел, Эльмира Мирэль) сначала предстанет в белом облачении и с белыми крыльями. Ангел может неслышно следовать за Жанной по сцене, а может и высоко летать. В начале истории он белый, он даёт Жанне меч и крест - символы её жизненного предназначения, земной судьбы, как бы благословляя на военный подвиг. По ходу действия его лицо становится всё более печальным, потому что он знает, что ждёт Жанну – успех сменится опалой, жертвенная преданность обернётся предательством, короткая жизнь оборвётся в пламени костра… И вот он уже в чёрном, безмолвно и беспомощно отступает в тень, зная, что не в его власти изменить судьбу Девы… Белое перо, которым Жанну заставляют подписать клевету на себя, почему-то иногда кажется пером из его белого крыла…

Анастасия Панина – изумительная Жанна – одновременно земная и возвышенная, сильная и слабая, бунтарка и смиренно принимающая волю небес, дитя и мудрая опытная женщина. Как девочка она принимает меч из рук Посланника и играет с ним как с куклой. Как отважный воин она взбирается на крепостную стену. Как мать она прижимает к сердцу предавшего её короля Карла. Ей было всего 17, когда она возглавила французскую армию, одержала свою первую победу над англичанами и взяла Орлеан! Почему её принял дофин, почему за ней пошёл народ, почему ей подчинились солдаты? И Жанна-Панина убедительно показывает нам, как это стало возможным.

Чёрный цвет – всё остальное, все остальные. В архитектуре сценографии есть любопытная деталь – сверху опускаются несколько горизонтальных, параллельных, светящихся неоном трубок во всю длину сцены, которые режут тёмное пространство на части. Такое ощущение, что все остальные персонажи находятся в нижнем слое, неживом загробном мире, похожие на восставших из ада мертвецов, безжизненных восковых накрашенных кукол.
Костюмы французской знати, военных, англичан – нарочито, подчеркнуто не соответствуют эпохе. Что-то сарацинское виделось в их обликах и кривых саблях. Что-то сатанинское было в длинных железных «ухватах».
Флаги – чёрные, полупрозрачные, гигантские по размерам, шёлковые полотна, одинаковые у обоих противников, потому что участников той Столетней войны режиссёр не делит правых и неправых, война сама по себе несёт смерть, война это убийца живых и нерождённых. И остановить её, положить конец может только свет, светлая душа…

В первый раз мне было страшно на спектакле, дико некомфортно от накатывающего ужаса. Страшно от этой наступающей на Свет Темноты, от её подавляющей грубой безжалостной силы, от исходящих низких вибраций, от страшного дежа вю и безысходной предсказуемости.
Сначала я думала, что спектакль так и останется чёрно-белым, но ближе к финалу появился и красный – цвет крови, цвет зловещего Sanctum Officium, он же Инквизиция. И цвет пламени…

Спектакль бессловесный, но он не беззвучный! Музыкальный фон очень точный – оглушающий звон колоколов, режущий уши визг волынки, латинские песнопения, стилизованный под средневековье ритм, нагнетающий страх. Да и актёры тоже издают разные эмоциональные звуки на сцене.

Декорации впечатляют. Пространство сцены удивительным образом преображено, увеличено, раздвинуто во всех направлениях. Высоченные осадные лестницы, лестницы на цепях, неоновые трубки – все это даёт пространственный 3D эффект, являясь одновременно и орудиями штурма и тюремными решетками.

Сейчас очень многое хочется допонять, доосмыслить в спектакле.
Отношения Карла VII и Жанны – что между ними? Взаимная симпатия или всё-таки притяжение родства? Ведь по одной из версий Жанна Д’Арк не крестьянка, а незаконнорожденная принцесса королевских кровей и сводная сестра будущего короля.
Зелёное яблоко, которое Жанна получает от Бодрикура (Александр Дмитриев) – свежий, только что сорванный с ветки плод, в руках у епископа Кошона (Александр Матросов) и дофина Карла (Владимир Моташнев) похоже на глоток воздуха в безвоздушом пространстве, на символ жизни в их царстве теней.
Архиепископ (Николай Кисличенко), который получил свои 30 серебряников за предательство Жанны, вдруг осознает её святую чистоту и пытается отказаться, не брать грех на душу.
Сцена пленения Жанны при попытке освободить Компьень от осаждавших его бургундских войск наиболее зрелищна. Маленькая Дева на огромном коне в металлических доспехах, парящая высоко в воздухе, в потоке белого света, находящаяся в трансе и оттого особенно беззащитная – захвачена предателями и передана англичанам.
Инквизитор (Владимир Григорьев) в кроваво-красном бархате с трясущейся по-стариковски головой и вроде бы мутным бессмысленным взглядом, полутруп, «карающая длань» Инквизиции, вынуждающий измученную пытками Жанну подписать бумагу и признать себя виновной в еретичестве, вдруг тоже внезапно светлеет взором и молодеет на глазах, понимая целомудренность девы перед ним, хоть и длится это всего лишь краткое мгновение.

Все эти сцены разве не заставляют нас задуматься о выборе в дне сегодняшнем?
Финал драматической истории Жанны Д’Арк общеизвестный, но в спектакле он абсолютно лишен какого-либо отчаянного вызова, болезненной скорби, а напротив погружает зрителя в спокойное безмолвие сродни трансу, когда слышишь только собственное дыхание и звук биения сердца. Знаете почему? – Он получился удивительно красивым, в нём есть надежда на высшую справедливость! Сверху на Жанну нежными волнами падает бесконечная полоса огненно-алого шелка. Я подумала, что когда он полностью упадет, то, наверное, фигура Жанны будет скрыта, исчезнет. Но этого не произошло.
Жанна вышла из-под пламени невредимой, стоит перед нами, идёт по сцене, как бы «над» лежащими на ней людьми, ведомая лучом света и – уходит в свет парящего Ангела…
Бессмертная Жанна, бессмертен её подвиг во славу своей страны и своего народа…

Режиссёр-хореограф - Сергей Землянский
Художник - Максим Обрезков
Композитор – Павел Акимкин
Свет - Александр Сиваев

(с) pamsik.livejournal.com/201499.html

Фото Ольга Сорокина
отзывы:
221
оценок:
219
рейтинг:
69
9

Историю Орлеанской девы здесь рассказывают не с помощью привычного литературного текста, а прибегнув лишь к движению, пластической выразительности артистов и символичности жеста. В главной роли Анастасия Панина
Зрителю остаётся сделать лишь самую малость: выбрать день, купить билет и погрузиться в мир необычного, с первых же минут интригующего спектакля.
Возможен ли разговор без слов? А рассказ без слов возможен?
Конечно! Ведь в театре нет ничего невозможного!
Яркое доказательство тому спектакль "Жанна Д'Арк"

Ни одного слова не произносят герои, что не мешает происходящему на сцене быть понятным.
Более того, отсутствие слов даёт возможность уделить больше внимания музыке и обостряет зрение.
И вот уже ты ловишь себя на том, что с жадностью следишь за каждым движением, мимикой, стараясь не упустить даже лёгкие оттенки.
А ещё подробно рассматриваешь декорации, которых (о, благо!) не так уж и много. Сцена остаётся полупустой и погружена в полумрак.
И светлое пятно - это Жанна. Жанна, невольно притягивающая львиную долю внимания. Жанна, то беззащитная как воробышек, то по-мальчишески дерзкая, то словно котёнок, нуждающаяся в ласке, то раздираемая страхами и сомнениями, то несгибаемая в своей решительности.

Да. Я почти не замечала всех остальных, так притягивала меня к себе Жанна Анастасии Паниной.
И да. Ей удалось. Им всем удалось. Без единого слова сказать о многом.
Это был один непрекращающийся длинный танец, одно бесконечное движение.
И хоть мне периодически хотелось нажать на кнопку "стоп" и перемотать вперёд некоторые моменты (например, когда одно и то же движение повторялось больше трёх раз подряд), мне не менее часто хотелось перемотать всё назад, чтоб посмотреть какую-то из сцен ещё раз.

А финальная сцена и вовсе шарахнула меня наотмашь.
Я словно заворожённая наблюдала за этой живой огненной рекой то ли низвергающейся с небес на голову бедной Жанны, то ли возносящей её на небеса.
И да, наверное, я, сама того не ведая, пришла на этот спектакль именно ради финала, чтоб просто увидеть ЭТО.
И я бы ещё раз десять хотела бы ЭТО увидеть.

Сходите в театр!

Фото Надежда Андреевна Матвеева
отзывы:
11
оценок:
11
рейтинг:
3
7

Хореографические или пластические спектакли сейчас весьма популярны в драматических театрах. Вокруг них ведутся споры, как их классифицировать и как называть. Для меня же хореографические спектакли, сыгранные драматическими актерами, являются именно драматическими, и в этом не оправдание недостатка «качества хореографической подготовки актеров», а сила спектаклей.
В спектакле «Жанна Д’Арк» театра им.Пушкина танец – не самое важное. Хотя на мой взгляд в спектакле много интересного и в танцевальной части. Вернее, танцы в этом спектакле весьма трюковые, их нельзя отнести именно к хореографии. Это изобретательные сценические движения, которые дают понимание сюжета и без чтения либретто. Танцевальные (или нетанцевальные, кому как угодно) движения наполнены театральной атрибутикой – копьями, железным (чуть ли не троянским) конем, лестницами, черно-белыми флагами, «ухватами». И в этой атрибутике также признаки именно драматического спектакля.

К сожалению, сидела на первом ряду и не смогла в полной мере оценить масштаб батальных сцен и сцены инквизиции, а они довольно эффектны с моей точки зрения.
И все же самая важная отличительная особенность спектакля состоит в актерской игре. Убрав одну из степеней актерской свободы (голос) режиссер не лишил актеров драматической выразительности, как это часто бывает в хореографических спектаклях. Правда, актеры в спектакле хоть и бессловесны, но не беззвучны, выход эмоций голосом время от времени выдается.

Анастасия Панина в роли Жанны открылась для меня как многогранная актриса, ей удалось передать все настроения и все этапы становления Орлеанской девы – от чувств наивной девушки, уверовавшей в свое призвание, до стойкости преданного воина, забывшей свою природу и фанатично идущего до конца… Актриса кажется совершенно бесстрашной – трюки, возможно, и кажутся простыми, но определенной актерской отваги и хорошей физической подготовки все же требовали.

Что касается музыки, о которой у меня были априорные опасения в виду предупреждений, то они, к счастью, не оправдались. Но тут надо признаться, что у меня весьма развито музыкальное любопытство и широк диапазон приемлемого (от радикального авангарда до шансона). Но все же музыка Павла Акимкина весьма образна и соответствует настроениям истории. Конечно, ей не достает симфонизма. Вернее, честнее будет сказать, что в ней почти нет симфонизма. Пожалуй, больше всего она мне напоминала электронную музыку (временами схожую с тёрнтейблизмом диджеев или мое восприятие такой музыки), но все же для меня музыка оказалась довольно интересной. Думаю, молодежи она еще больше нравится.
В целом мне спектакль понравился. Теперь на очереди у меня и другие постановки Сергея Землянского, но это уже в новом сезоне.

Фото Елена Аксенова
отзывы:
20
оценок:
20
рейтинг:
2
7

"Жанна д’Арк"- пластический спектакль, в основе которого лежит пьеса Бернарда Шоу "Святая Иоанна", но это спектакль без слов; конечно, не балет, но кроме драматической игры он требует от актеров серьезной выразительности движений. История Орлеанской девы к такому жанру располагает: есть героический сюжет, яркий характер, а еще - особенный средневековый антураж, очень зрелищный. И спектакль получился зрелищный и яркий, несмотря на то что по колориту он довольно темный. Потому что Средневековье в нем представлено "темным" и воинственным, как и следовало ожидать. Да и церковь - воинственная. Даже Голоса, являющиеся Жанне (свет, мечта) вручают ей меч и отправляют воевать. Голоса - белые, Епископ (Александр Матросов) - черный, а Инквизитор - красный. Эти три цвета и составляют главную цветовую палитру спектакля.
Уже знакомая по другим постановкам театра задняя кирпичная стена превращается в стену крепости, к ней приставляются лестницы, и игра этими лестницами, их падения, подъемы, "падения" с них актеров помогают создать картину боя, довольно достоверную, не меньше, чем передвижения и танцы воинов.
Есть здесь и роскошная лошадь, на которой героиня практически парит в небе (лошадь напомнила мне совсем другую, но тоже стильную и символичную - в спектакле Землянского "Демон").

Сама Жанна (Анастасия Панина) - юная девочка, нервная и шустрая, ей трудно убедить всех в своей миссии, настолько ее облик противоречит представлениям о настоящем военачальнике. В ней нет ни величия, ни уверенности в своей силе, только настойчивость, с которой она снова и снова вступает в схватку - с рыцарями, с королем, потом - с врагами на поле боя, потом - с тюремщиками.
Когда-то я смотрела другой спектакль Землянского - "Демон" по поэме Лермонтова в театре им. Ермоловой. Он мне показался немного гламурным, хотя нельзя было не отдать должное фантазии режиссера. "Жанна д’Арк" понравилась больше - видимо, сочетанием визуального решения и музыки - стильной, ритмичной, "средневековой". Этот ритм сохранялся и в том, как падали с высоты длинные полотнища - впечатляющее зрелище. И вообще спектакль, несмотря на отсутствие "парадности", очень красивый - как ожившая графическая иллюстрация к старинной книге.

Фото Анна Гришина
отзывы:
45
оценок:
45
рейтинг:
14
9

С премьерой, неординарный театр Пушкина! Ты, если ставишь спектакли, то с глубоким философским подтекстом. Это постановки, которые надо "переварить", посмотрев ни один раз, и каждый раз будут все новые и новые трактовки.
Честно, я до самого начала боялась, боялась не понять, боялась разочароваться, боялась недосказанности. История Жанны Д'Арк - история сильной духом женщины, борющейся за справедливость, равенство, свободу, за жизнь! Перенести сюжет на сцену в виде пластического спектакля... Они смогли, да так смогли, что боишься пошевельнуться, моргнуть, боишься спугнуть накал страстей и эмоций. Были моменты натянутые, но это передышка для кульминации.
Режиссер Сергей Землянский смог классику соотнести с современным миром, да настолько актуально, что невольно ловишь себя на мысли: "А не так ли мы живем?" Это еще одна попытка взглянуть на себя, на общество. Можно в каждой сюжетной линии находить мораль, анализировать и удивляться силе театрального искусства.
Советовать такие спектакли я могу тем, кто считает театр не только развлечением, местом, где можно отдохнуть, провести вечер, расслабиться, а тем, кто видит в театре некий мир, который учит, преподносит уроки и заставляет задуматься, где актёр и зритель - единое целое.
Особенно приятно, что финал именно такой, какой нужен в таких спектаклях - черный занавес, кромешная темнота и минутная тишина, тишина, чтобы осмыслить произошедшее, чтобы отдышаться и продолжить жить. Не считаю, что здесь написаны громкие слова, я говорю, как на самом деле. Мне есть с чем сравнивать, это и "Анна Каренина" и "Отелло" в театре Вахтангова, и "Дама с камелиями" в театре Пушкина. На сегодняшний момент, может это состояние внутреннее, а может спектакль сильный, "Жанна Д'Арк" - это одна из самых цепляющих постановок в мире пластики, движения и музыки. Все собрано воедино, все гармонично. Мне надо пару месяцев, чтобы уложить в голове этот спектакль, и я снова приду.

Сложно ли написать отзыв о спектакле, когда смотришь не в первый раз? Сложно, хочется написать новое, а переплетаются слова, мысли и чувства. А все почему? Потому что снова аншлаг, снова эйфория, снова громкие аплодисменты и крики «Браво!».
Эмоции другие. После пластических спектаклей, а именно такой жанр я выбираю для этой постановки, всегда двоякое впечатление. То ли ты все понял, то ли ты не понял ничего. Смотреть такие спектакли можно бесконечно долго, потому что каждый раз это будет новый сюжет, новая судьба, новая трактовка. Второй прогон оказался для меня с долей недосказанности.
Хочется разобраться в судьбах каждого героя, понять их посыл, прочитать их мысли, их действия. Путаница в голове колоссальная. Ты знаешь сюжет, но ты не понимаешь действие. Определенно мне нужен третий, четвертый раз, иначе описать происходящее на сцене затруднительно. Нет, рассказать о чем, как и почему, легко, а вот донести мораль каждого героя невозможно.
Театр Пушкин, жди в гости снова, я разгадаю прочтение Жанны Д’Арк Сергеем Землянским и Анастасией Паниной.

Можно ли ходить на спектакли по несколько раз?😊 Даже не можно, а нужно, когда спектакль со смыслом, философией и моралью. Это как книгу перечитывать, любимые моменты запоминаются еще лучше, недосказанность пропадает, и чувствуешь причастность к созданию спектакля.
К "Жанне Д'Арк" я испытаю особые чувства, каждый раз боюсь, когда веду друзей и знакомых в зрительный зал, боюсь, что не поймут, не увидят той изюминки, которую вижу я. Но в очередной раз зритель доволен, вышел из зала удивленный и заинтересованный. Единственный вопрос, который мне задали: "А кто все эти люди на сцене, профессиональные танцоры или обычные актеры, занятые в драматических спектаклях?" Да, это самые, что не на есть, актеры, которые способны передать на языке танца всю глубину чувств и переживаний героев.
Мой 3-ий раз был другим, я думала, что буду разбирать по кусочкам каждую сцену, каждое действие, но я наслаждалась танцем и музыкой. Как точно переданы переживания героев, слова излишне.
Особенно люблю финал, акцент на красном полотне ставит точку в произведении 🎭

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить