Театральная афиша Москвы

Спектакль Удерживая время

Постановка Балет Москва
7.5
оценить

Тщательно организованный хаос в «Балете Москва»

Мало кто из хореографов contemporary умеет работать с кордебалетом — есть подозрения, что Рашид Урамдан умеет. По крайней мере он рискует выпустить на сцену сразу 14 танцовщиков (для современного танца цифра немалая) и весь спектакль построить на классических балетных принципах канона и синхрона. То есть сюжетом спектакля оказывается само движение, лавинообразное или совместное — то, что хореограф назвал тщательно организованным хаосом. На крайний случай есть отговорка: мол, таким образом нас «заставляют задуматься, кто управляет нашим быстро меняющимся миром».

Создатели
Режиссёр:

Лучшие отзывы о спектакле «Удерживая время»

Фото Екатерина Маренкова
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
1
9

Когда идешь на постановку труппы "Балет Москва", в качестве танцевального исполнения сомневаться не приходится. Танец как вид сценического искусства вообще, как мне видится, самый метафоричный из них всех. Заставить человеческое тело работать так, чтобы выбранная метафора была понятна широкому кругу зрителей, да еще и из разных стран, с разным культурным бэкграундом - задача непростая. Но постановщик справляется.

Г-н Урамдан явно из тех людей, для которых время течет, как вода. Его размышления на эту тему - бесконечные волны асинхронных движений, сталкивающиеся и разбегающиеся в разные стороны, закручивающиеся спиралями и просачивающиеся друг сквозь друга. Постановка многолюдна, что для жанра contemporary не слишком характерно: одновременно на сцене находятся 14 человек, что и позволяет создавать видимый эффект текущей воды. Но время - субстанция несамостоятельная, оно существует только применительно к чему-то. В нашем случае - к людям, конечно.

Очень показательна первая же сцена: под ксилофонную музыку французского же композитора с запоминающимся именем Жан-Батист Жюльен, напоминающую механический звук игры пинбол, человек пытается устоять перед напором времени. И если поначалу у него это получается, то уже через пару минут он напоминает тот самый шарик на игровом поле, который отбрасывает от себя то одно, то иное препятствие, заставляя принимать самые странные позы - не по своей воле.

Влияние времени на людей и людей на время - вот главная тема постановки. Бешеный ритм бегущих мегаполисов, бесконечная борьба людей друг с другом и с самими собой, случайные встречи. Ты можешь думать, что связан только с одним человеком, но на самом деле в твоей жизни принимают участие все 14 артистов: то, что начинается как парный танец, постепенно обрастает деталями, и только когда все занимают свои места, наконец-то складывается гармоничная картинка, исчезают вопросы. Попытайся остановиться и посмотреть на все вокруг: да, тебя снесет мощным потоком через несколько секунд, да, тебя может отбросить назад, да, люди могут начать тебя сторониться - но ты увидишь, что происходит на самом деле. И пусть это отпечатается в твоей памяти.

Я вышла из зала с ощущением того, что вокруг в жизни все непросто. Но не с тем мрачным подавляющим чувством, заставляющим забиться в свою конуру и мрачно зыркать оттуда на окружающую действительность, а с силами идти вперед. Периодически останавливаясь, конечно. Самое лучшее ощущение, которое может остаться от сцены, если уж на чистоту.

Итого: 10/10.

0
0
7 октября 2015

Галерея

Информация от организатора

Информация предоставлена театром «Балет Москва»

Французский хореограф Рашид Урамдан не в первый раз работает в России — в 2010 году в рамках российско-европейского фестиваля «Интраданс» он поставил спектакль «Борщевик. A true story»: как и многие другие постановки Урамдана, спектакль был обращен непосредственно к индивидуальностям самих исполнителей, к их личному опыту, их отношению к окружающей действительности. Но в последние несколько лет наметилась новая линия в творчестве молодого хореографа — в некоторых недавних своих работах, например в спектакле «Со всех сторон», сделанном для Балета Лиона, Урамдан работает с большим количеством исполнителей, выстраивая сложную многофигурную хореографию. 
Cпектакль «Удерживая время» в исполнении современной труппы театра «Балет Москва» тоже многолюден: четырнадцать танцовщиков, одетые в неброские костюмы зеленоватой гаммы, существуют под разнообразную музыку Жан-Батиста Жульена. Разбитый на две части, спектакль живет под сопровождение ксилофона, под дробь ударных, под звенящие ноты фортепиано и стилизованные звуки органа.
Спектакль, рисунок которого строится на ритмически повторяющихся движениях, на рефренности отдельных номеров, сфокусирован на феномене времени. Стремительность временного потока, скоротечность жизни, дискретность памяти, пытающейся зафиксировать моменты наиболее интенсивного проживания, находят в спектакле французского хореографа свое пластическое, почти механизированное, выражение.
Еще готовясь к новому спектаклю, Урамдан так объяснял свою методологию: «Я собираюсь предложить танцовщикам попробовать механику, раскрывающую новые возможности их тела, состоящую из ритмичных жестов, движений по принципу домино, следующих друг за другом как лавина, как цепная реакция”. Целый вихрь синхронных жестов и па, отточенная механистичность танцовщиков, создающих на подмостках тщательно организованный хаос, по замыслу режиссера, «заставляют задуматься, кто и как управляет сегодняшним миром, сегодняшним обществом, в котором все меняется столь стремительно».