Театральная афиша Москвы

Спектакль Онегин

Постановка Мюзик-холл
7.8
оценить

Лучшие отзывы о спектакле «Онегин»

Фото Екатерина Борисова
отзывы:
26
оценок:
33
рейтинг:
187
7

Мюзиклы на петербургской театральной сцене перестали быть редкостью. Если раньше это были популярные западные представления, то теперь все чаще в наших театрах появляются отечественные российские постановки.
Продюсерская компания «Makers Lab», подарившая зрителям в 2014 году мюзикл «Мастер и Маргарита», не остановилась на достигнутом. В 2015 она представила в Мюзик-Холле мюзикл «Онегин» (режиссер Софья Стрейзанд) по мотивам романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Можно ли вольно интерпретировать классику? Есть ли та грань, через которую постановщикам спектакля нельзя переступать, чтобы не исказить собственным вольным видением изначальный замысел автора? Это сложные вопросы, на которые трудно найти однозначные ответы, ведь когда произведение хорошо знаешь и любишь, то надеешься увидеть его воплощение в театральном представлении, открыть новые грани произведения, которые постановщики и артисты выразили через спектакль. От мюзикла зритель ждет красивую музыку, проникновенные тексты песен, красочную сценографию. Поэтому, я думаю, что если постановщики берутся за известные произведения, то они должны очень деликатно относиться к тексту и образам героев, так как несут ответственность не просто перед зрителем, но и перед памятью автора, за чье творение они взялись.
Хочется заметить, что многие современные мюзиклы крутятся вокруг одной темы - это любовный треугольник, чаще всего разворачивающийся под влиянием темных сил. Вот и либретто мюзикла «Онегин» предлагает зрителю иное видение, отличающееся от пушкинского сюжета. В историю добавлен новый персонаж – демон, который молчаливо с помощью языка движений постоянно искушает героев, толкая их на совершение греховных поступков, словно кукловод манипулирует человеческими страстями. Почему же постановщики так часто предают мюзиклам мистический оттенок? Возможно потому, что эта тема сейчас стала популярна среди масс. С успехом в разных городах по всему миру идут такие мюзиклы, как «Призрак Оперы», «Элизабет», «Бал вампиров», «Иствикские ведьмы», «Дракула» и многие другие.
А правильно ли идти на поводу у публики, давая ей то, что она хочет? На этот вопрос трудно найти ответ. Складывается ощущение, что постановщики стремятся угодить модным тенденциям и именно желанию публики. А публика хочет яркое представление и получает его! Бывают случаи, что спектакль меняется уже во время его проката из-за отзывов зрителей.
Так о чем же мюзикл «Онегин»? Либретто постановки предлагает зрителю историю-воспоминание. Постаревший Евгений Онегин погружается мыслями в свое прошлое и видит наиболее значимые события своей жизни, которые оставили след в его сердце - историю, связанную с образом Татьяны Лариной. Быстроте смены места действия способствует объемная проекция, скомбинированная с реальными декорациями, создающая эффект неразрывной линии. Помогает и дополнительная сцена, которая служит местом для воспоминаний постаревшего Онегина. На ней сооружен вращающийся круг, как символ колеса жизни, заставляющий героя окунаться снова и снова в значимые события прошлого. Это, безусловно, находка постановщиков, так как круговороты судьбы словно в «мистический круг» завлекают героев, из которого им потом нелегко выбраться…
Так что же происходит с главными героями? Образ Евгения Онегина остался, на мой взгляд, без изменений, но мистицизм коснулся и его. Онегин в исполнении Кирилла Гордеева – человек с уже испорченной светским обществом душой: пресытившийся всем, эгоистичный, тщеславный гордец, - который пытается выбраться на свет из кромешной тьмы, его затянувшей. В самом начале спектакля зритель видит застывшие на дополнительной сцене фигурки людей, которых передвигают демонята, сводя мужчин и женщин в пары. Между ними ходит демон, который выбирает жертву и решает, кому из представителей светского общества передать свою трость. Его выбор падает на Онегина, который оказался в замкнутом магическом круге из-за своего образа жизни, ведь он – молодой повеса. В последствие Евгений заявляет, что отдал бы все ради того, чтобы избавиться от долгов. В этот момент демон передает Онегину письмо от внезапно заболевшего дяди, после чего следует за Евгением, словно тень, играя им, как пешкой. Демон завлекает его в деревню, в которой искушает любовной интригой с юной Татьяной Лариной.
Так кто же она – эта Татьяна Ларина? Постановщики в основном сохранили образ пушкинской Татьяны, но внесли в него некоторые корректировки. Как и у А.С. Пушкина Татьяна в исполнении Веры Свешниковой не просто тихая, спокойная, романтичная, но и сильная натура, способная на глубокие переживания и чувства. Однако, в сцене, когда героиня, возвращаясь домой после встречи с Онегиным, оказывается настигнутой коварным демоном, она предстает перед зрителями как опытная соблазнительница, что абсолютно было не свойствено пушкинскому идеалу. Если вспомнить, то чувства Татьяны к Онегину – скорее мечта, которую героиня приняла за любовь.
Воспитанная на романах и жаждущая любви Татьяна, встретив Онегина, решила, что это и есть ее возлюбленный, которого она так ждала. Она пишет любовное признание, словно в бреду, в этой сцене музыка нервно следует за ее потоком мыслей…Ее сознание переполнено событиями, волнующими ее душу, которые, благодаря вращающемуся мистическому кругу сменяют друг друга на сцене. Героиня видит ночь Ивана Купалы, вспоминает о гадании на суженого, видит любовь ее младшей сестры и Ленского, вспоминает свою первую неловкую встречу с Онегиным... Все ее мысли нервно перемешиваются, сплетаются в быстром потоке и даже пугают ее. Вспомним, что люди пушкинской эпохи верили в то, что темные и светлые силы находятся всегда в непосредственной близости от человека, и стоит ему подумать что-то дурное, как демоны толкают его на путь разрушения собственной души. Поэтому неудивительно, что действиями Татьяны в этой сцене руководит именно демон, разжигающий в героине страсть. Меня удивило то, что демон смог войти в этот круг, ведь, например, в повести Гоголя «Вий» круг был защитой от темных сил, в него не могла входить нечисть. Почему же круг не является барьером для демона в мюзикле «Онегин»? Возможно, режиссер хотел показать, что круг не спасает от тьмы, если душа человека способна к греховному падению. Но ведь по роману душа Татьяны чиста?
В сцене прощания с Онегиным Татьяна появляется в белом платье с такой же белоснежной шалью, и на протяжении всей арии находится на вращающемся круге и нервно повторяет: «Я вас люблю, к чему лукавить, но я другому отдана, я буду век ему верна». В этот момент создается ощущение, что, повторяя эту фразу, она не констатирует факт, а пытается убедить саму себя в этом. Шаль вылетает из ее рук и героиня страстно целует Онегина, в этот момент за ее спиной появляется демон, что говорит о ее грехопадении, а это не соответствует замыслу Пушкина, у которого Татьяна в финале идеальна.
Образы других, всеми любимых героев пушкинского «Евгения Онегина» - Ленского и Ольги остались без изменений. Ленский в исполнении Антона Авдеева не только страстный, порывистый, романтичный, но и трогательно ранимый. Ольга в исполнении Дарьи Зуевой, как героиня сама о себе поет: “подобна ветреной надежде”. Она игривая, веселая, жизнерадостная, непосредственная. Дарья Зуева, играя Ольгу, слегка преувеличивает эмоции своей героини, чем и предает образу детскость; лишь после сцены смерти Ленского она показывает себя как драматическая актриса.
Сцена дуэли драматична. Круг вращается. На сцену падает снег. Свет приглушенный. Друг напротив друга стоят Ленский и Онегин. Демон примеряется то к одному, то к другому, выбирая жертву. Юный поэт исполняет свою последнюю арию, в которой страстно надеется остаться в живых. Ее обрывает выстрел. Ленский падает на руки стоящему рядом демону, который целует его, пристально смотря ему в глаза... В этот момент сцена окрашивается в кроваво-красный цвет, что говорит о пролитой крови.
Сцена сна Татьяны напоминает сон Альфреда из мюзикла «Бал вампиров». Между снами этих мюзиклов много сходного: в обоих центром является кровать, на которой спит главный герой; артисты балета изображают нечистую силу; весьма сходна и хореография. Но, на мой взгляд, хореография в «Бале вампиров» более продумана, многогранна, отточена и совершенна, чем, к сожалению, в мюзикле «Онегин», возможно потому, что копия всегда хуже оригинала.
Может быть, именно по этой же причине мюзикл «Онегин», с точки зрения музыки, проигрывает известной и всеми любимой опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин», хотя некоторые музыкальные номера мюзикла базируются именно на его музыке. Легко угадывается в молитве Татьяны фрагмент симфонии №5 П. И. Чайковского. Так как эта музыка проникнута чем-то духовным и светлым, то прекрасно подходит для этой сцены. Яркий, сильный, мощный голос Веры Свешниковой, пронзает сердце каждого зрителя насквозь. Меня удивило, что Татьяна в своей мольбе произносит: «Спаси Онегина, мой Боже», ведь в молитвах всегда произносится именно имя, а не фамилия человека. Странно еще, что в этой сцене демон не просто находится рядом, но стоит за душой Татьяны и, как кукловод, руководит ею, а это невозможно, ведь во время молитвы человек находится под защитой Господа. Удачно, что в финальной сцене, постаревшего Евгения Онегина спасает от самоубийства светлый образ Татьяны и молитва, исполненная более кротко и просто, нежели страстная молитва Татьяны перед дуэлью.
Понравилось, что сделан акцент на народности русского человека. Показаны игра в горелки, праздник Ивана Купалы, гадания на суженого. Народная музыка погружает зрителей в крестьянскую Россию – это и плясовые мотивы, заряжающие положительными эмоциями, и обрядовые песни, заставляющие зрителей проникнуться народными традициями и обычаями. Музыка идет единой неразрывной линией.
Композиторами мюзикла «Онегин» являются Антон Танонов и Глеб Матвейчук. Музыкальные темы радуют, но будет ли какая-либо ария хитом, пока трудно сказать. Особенно мне заполнилась ария Онегина «Москва», проникновенно исполненная Кириллом Гордеевым. Это, как ни странно, одна из самых эмоциональных сцен мюзикла. На сцене – отчаявшаяся Татьяна Ларина, выходящая замуж не по любви. Через весь зал идет Евгений Онегин, вернувшийся из путешествия на родину. В этом номере слилось все – музыка, проникнутая страданиями, текст Пушкина, игра артиста. Казалось, что это всего лишь ария – тоска по родине, но в ней столько разноплановых искренних эмоций артиста. Кирилу Гордееву удалось через музыку и игру передать одновременно и радость героя от возвращения в Москву, и разочарования от того, что он прожил свою жизнь, ничего не добившись.
Подводя черту и замыкая круг воспоминаний о премьере, можно сделать вывод, что мюзикл «Онегин», несомненно, удачный проект. В нем есть все то, что нравится зрителю, отдающему предпочтение этому музыкально-театральному жанру. Хочется, чтобы русский мюзикл продолжал развиваться и составил достойную конкуренцию западным постановкам.

5
0
14 июля 2016
Фото Alexander Ivanov
отзывы:
13
оценок:
13
рейтинг:
23
1

Нужно всегда верить слухам или их отсутствию. Если в Санкт-Петербурге не говорят ничего про ту или иную театральную постановку или концерт, то это скорее всего значит, что сказать нечего.
Решив посетить Мюзик-Холл, увидеть и услышать мюзикл «Онегин» я предполагал нечто хотя бы отдаленно близкое Бродвею, но…
Нечто недоброе было еще при входе, где собралась огромная очередь! Публика медленно слоилась через единственную работавшую рамку металлоискателя (которая была еще и отключена!). Для Питера это нормой не является. При том, что самый дешевый билет стоил 2500 рублей и пришлось идти по контрамаркам, зрители были в основном молодого возраста лет до 35-40, но одеты были не согласно купленным билетам, а значительно беднее…
Итак, режиссер Дмитрий Пименов, поставил действо! Иными словами мюзикл не назовешь: красочность и хорошие костюмы производили впечатление. Картинка получалось отличная! С точки зрения режиссуры! А дальше уже началась некая фантасмагория…
Человек я в музыке не особо искушенный, воспитанный на Эндрю Ллойд Вебере, Битлах и Хард-Роке, но все же играющий гаммы на саксофоне и даже выступающий иногда с маленькими концертами в сельских деревнях. Правда я посещал Гранд-Опера в Париже, Ла-Скала в Милане и театры в Нью-Йорке, Лондоне, Праге, Франкфурте, Дрездене… И уходил я с перерыва один раз – в Милане, но на то были свои причины.
С первых музыкальных фраз стало ясно, что звука в зале нет! То есть звук есть, но его качество напоминало районный дом культуры со всеми его атрибутами. Ни плотности, ни звукорежиссуры – из огромных акустических систем лилось нечто общее, напоминающее радиоприемник советского периода.
Голоса поющих различались слабо: видимо частотная полоса была сжата для предела. Создавалось впечатление, что дикция у артистов отсутствует вообще! Разобрать можно было отдельные слова, изредка фразы и на том понятийное восприятие текста заканчивалось. Если вы в школе не читали знаменитое для России произведение, то улавливать суть происходящего на сцене вы бы не смогли.
Как играл оркестр мне судить трудно, поскольку натуральное звучание инструментов электронным способом транслировалось в зал и напоминало оркестровую солянку. Даже на 19 ряду.
Теперь о композиторе. В питерской Афише его данных я не обнаружил. Может стыдно публиковать? Ни одна из мелодий не запоминалась, тональности не различались. Звучали мотивы из разных оперетт разных народов и не более того. Талантливой доминанты не чувствовалось, ибо были перепевы из когда-то уже слышанного.
Сам незатейливый Пушкинский сюжет был выдержан, но разбавлен ариями-отступлениями не относящимися к сути действия. Господин Пименов забыл, что он ставил и зачем? Драматизм пресытившегося жизнью Онегина не ощущался, хотя полуголая Таня Ларина воображение мужчин возбудить могла. Причины дуэли Онегина с Ленским прошли вскользь и вот уже скорбящий Евгений вопрошает себя «Как!?» (напоминает берущий до дрожи в опере Вебера вопрос Иисуса “Why?”).
При этом зал был почти полон! Все внимали… Невольно я задаю себе вопрос: это так упало нравственное восприятие питерской публики или уже кроме красочности обертки на сцене ее больше ничего не интересует?
Мюзикл я покинул на 90-й минуте и больше уже в Мюзик-Холл, кроме как на партийный съезд не пойду.

1
0
22 апреля 2016

Галерея